Недельная глава "Исрей". Беседа ребе. (Окончание).
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
Противостоящие изучению Торы хасидизма [строят свои претензии], в
основном, на двух утверждениях:
а) Если изучение [Торы хасидизма настолько] важно, почему оно [в таком
массовом масштабе] не происходило в прошлом, и [само то,] что в
течение стольких лет можно было обходиться без Торы хасидизма,
является доказательством тому, что изучение [этого раздела Торы] не
является обязательным [и сейчас].
б) Подобное изучение Торы, [подход к изучению Торы - внутренняя Тора,
Тора хасидизма] приводит к аннулированию ощущения собственного
существования, ощущения существования материальности и отдельности ее
[материальности] от Все-вышнего, но ведь это - негатив и
недостаточность. [Тора проповедует превалирование позитивного подхода
над негативным, что, на первый взгляд, противоречит приведенному
пониманию сути Торы хасидизма].
- 2 -
Ответом на эти утверждения будет следующее: в "Восьми переках" Рамбама
сказано, что подобно тому, как есть различные болезни и, [в
соответствии с ними, различные способы] оздоровления тела, так есть
различные болезни и, [в соответствии с ними, различные способы]
оздоровления души. Понятно, таким образом, что из многочисленных
явлений, существующих в болезнях и методах оздоровления тела, можно
понять их подобие, применительно к душе.
- 3 -
В общем, смысл, не дай Б-г, болезни можно было бы определить как
недостаточность или пораженность определенной части тела. Однако
существуют болезни, при которых в теле не только всего достает, но и,
более того, присутствует [болезненное...] (разрастание) плоти.
На первый взгляд, какое значение играет то, что у тела появилось
[нечто] дополнительное? Ведь оно по-прежнему обладает всеми частями,
которые должны у него быть. Вместе с тем, очевидно, что это - болезнь,
и, более того, иногда, не дай Б-г, болезнь более существенная, нежели
когда у тела каких-либо деталей не хватает. И вплоть до того, что речь
может идти о болезни, название которой даже нежелательно упоминать.
Дополнительная плоть, появившаяся в теле, [т.е. опухоль,] несет в себе
вред для того места [в организме], где появилась, и, не дай Б-г, может
распространиться еще более [неся опасность для здоровья всего
организма, в целом].
Подобно тому, как эта болезнь отличается от всех других [...], ее
лечение отличается от лечения от других болезней. Если в других
случаях организму пытаются дать то, чего ему не хватает, - в этом
случае, наоборот, от организма отсекают те излишние детали, которые в
нем появились. Именно в результате этого человек по-настоящему
выздоравливает.
Излечение от упомянутой болезни, не дай Б-г, было изобретено всего
несколько поколений назад, многие детали лечения появились еще позже,
исследование же путей лечения [опухолей] продолжается до сих пор.
- 4 -
Понятно само собой, что бессмысленны слова того, кто отказывается
пользоваться определенной методикой лечения, мотивируя это двумя
причинами:
а) смысл лечения, [по его словам,] - это укрепление тела и добавление
ему того, чего телу не хватает, а не отрезание от него частей;
б) поскольку в предыдущих поколениях не пользовались подобным методом
лечения, он не хочет слушать "новых врачей" и применять их методы
лечения, он - "сам специалист", и потому будет поступать так, как
поступали в прошлом.
Действительно, необходимо развивать и укреплять здоровые части
организма, но [ни в коем случае] не дополнительную, [в результате
болезни] появившуюся у него часть, поскольку она [не только] не имеет
отношения к самому организму, но, более того, - вредит ему. Посему ее
следует удалить.
В прошлом упомянутая болезнь не была в такой степени известна, а, как
отдельное заболевание, была выделена лишь в последнее время. По этой
причине не производилось целенаправленного поиска ее лечения, и, самое
главное, не было предоставлено возможности для излечения этой болезни
свыше. Напротив того, в последнее время, когда, не дай Б-г, эта
болезнь приобрела чрезвычайно широкие масштабы, "Все-вышний
предупредил излечение болезни" и предоставил возможность лечения этого
недуга.
- 5 -
Все то, что происходит, подобно своему духовному источнику. Также и
вышеупомянутая болезнь и методика ее лечения, появившиеся в последних
поколениях, связаны с тем, что именно в поколениях последних
происходит подобное им в области духовной [жизни людей].
Сегодня мы живем в дни "иквосо де иквосо диМешихо" [- самые последние
дни перед приходом Мошиаха]. Не задерживаясь ни на секунду должно
осуществиться [то, о чем сказано:] "конец положил тьме". Потому и
усиливается и в качественном, и в количественном отношении "клипас
Амолек" - беспричинные наглость и ешус [- ощущение собственного
существования пред лицом Все-вышнего,] которые невозможно сдержать. В
прошлом высокомерие и ешус также существовали, но [...] не в той
степени, что сейчас.
Отсюда, на материальном уровне, происходит [болезнь] у которой нет
причины, и сдержать которую потому невозможно, - бессмысленное
разрастание плоти, крадущее силы организма, [претендуя на то,] что
именно оно является главным в его существовании.
Все-вышний "предупредил излечение болезни" и раскрыл Тору хасидизма,
отсекающую [...] "больную плоть" - мциюс аейш [- ощущение собственного
существования, отдельности существования себя и мира от Все-вышнего].
- 6 -
Понятно, что в одном отношении приведенный пример не соответствует
тому, на что приводится.
В том случае, когда воздействие на материальную опухоль продолжается
слишком долго, также и здоровая часть организма начинает разрушаться.
Духовное [лечение -] изучение Торы хасидизма - можно продолжать
беспрерывно, учиться, еще и снова учиться, и свой эффект это изучение
будет оказывать только на ту часть [духовного существования человека],
которая представляет из себя высокомерие, ешус. Здоровому же в
духовной жизни, подобное изучение, более того, дает дополнительную
крепость и дополнительные силы. И, как написано про Тору, что она -
"эйз ветушьо [одновременно: сила и слабость]", - слабость для души
животной и сила для Б-жественной души.
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
на праздник Освобождения 12 Таммуза 5712 (1951) года.
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)