Прошу прощения за отсутствие рассылки в пятницу. Телефонная компания,
через которую мы стали работать, расположившись в новом помещении,
совершает "профилактику" своего кабеля. Возможны аналогичные проблемы
в промежуток времени с понедельника по среду.
Восполнение пропущенного:
Недельная глава "Бешалах". Беседа ребе. (Окончание).
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
По выходу из Египта, продвигаясь к горе Синай для того, чтобы получить
Тору, евреи вынуждены были провести две войны: с фараоном и с
Амолеком. В нашей недельной главе Тора рассказывает об указаниях,
данных Все-вышним евреям в отношении ведения каждой из этих войн.
Про войну с фараоном сказано: "Все-вышний будет воевать за вас, а вы
молчите". Про войну же с Амолеком: "Выйди воевать с Амолеком" - [в
этом случае была необходимость выйти] на войну в простом, материальном
смысле этого слова.
- 2 -
Различие между этими двумя войнами заключалось в следующем:
Фараон настиг еврейский народ сзади. Он не вставал на пути евреев к
горе Синай, а встал между евреями и "рыбой, которую мы ели в Египте",
"жиром земли, [которым мы питались там]". Фараон кричал, что, если они
не будут его рабами, - не отдаст евреям, блАга земли египетской. Но
между евреями и дарованием Торы он не стоял, поэтому порядок этой
войны Все-вышним был определен, как: "Все-вышний будет воевать за вас,
а вы молчите".
Напротив того, Амолек встал между евреями и горой Синай. И дело не в
том, что [Амолек встал на пути евреев] к "Земле благой и просторной",
а [стоял на пути евреев дальше] в пустыню, (как благословенной памяти
мудрецы объясняют в Мидраш "Танхума": Тора была дана именно в пустыне)
и [пытался] не дать им двигаться дальше, по направлению к принятию
Торы. А когда существует преграда на пути к принятию Торы, несмотря на
то, что "голос - голос Якова, руки - руки Эйсова", - руки [война,
насилие, пролитие крови] относятся именно к Эйсову [другим народам], -
это удел его [Эйсова], как написано [в благословении, данном Ицхоком
Эйсову]: "Мечом своим будешь жить", [...] неуместны никакие
рассуждения и расчеты, и должны использоваться все [возможные] пути и
средства, лишь бы получить Тору и объединиться с ней.
Это также является причиной, по которой с Амолеком была развязана
война в простом, материальном смысле этого слова. Эта война не
являлась проявлением "силы моей и силой рук моих", а войной во имя
Все-вышнего, [войной] по причине, что "...Имя неполно и Престол
неполон до тех пор, пока не уничтожено семя Амолека".
- 3 -
Вследствие факта, что война с Амолеком происходила [...] во имя
принятия Торы, эта война во всех ее деталях была связана с
Мейше-рабейну - тем, кто принял Тору на горе Синай. Война ПРОИСТЕКАЛА
от Мейше, Мейше был тем, кто сказал: "Отбери [воинов]... и выйди
воевать с Амолеком", война была НАЧАТА молитвой Мейше, РУКОВОДИЛАСЬ
людьми Мейше, как объясняется Торой хасидизма стих: "Выбери нам людей"
- людей Мейше, и ПОБЕДА [в этой войне] была достигнута Еейшуа, слугой
Мейше.
- 4 -
Победа еврейского народа в войне с Амолеком была [сверъестественным]
событием, с точки зрения природы должен был победить Амолек.
В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что "Амолек был колдуном" и [в
свое войско умышленно] набрал людей, которые, с точки зрения природы
[мира], должны были выжить [...]. Но, несмотря на это, Амолек был
побежден, поскольку в тогда, когда на войну выходят силой Торы и, как
говорилось выше, на войну выходят именно "люди Мейше", каждый из
которых [...] осознавал, что воюет не собственной силой и не "силой
рук своих", а в посланничестве, и силой Мейше, в посланничестве и
силой Торы, - победа достигается на уровне выше природы материального
мира.
- 5 -
Заповедь вспоминать об Амолеке должна выполняться ежедневно, поэтому
сказанное служит наставлением для войны с духовным "Амолеком", которая
вершится [в душе еврея] каждый день. Про Амолека сказано: "...который
охлаждал тебя". - Амолек остужал горячее стремление евреев к принятию
Торы. В то время, когда евреи с большим воодушевлением, оказавшем
воздействие даже на другие народы мира, [в соответствии с приводящимся
в Мидраш "Танхума" примером с ванной, наполненной кипящей водой], -
все увидели, что речь здесь идет об "огне пожирающем", - пришел
Амолек, для того чтобы остудить евреев в их жарком стремлении получить
Тору. И, когда что-то остужающет [стремление евреев] к Торе, вступает
в силу указание, которое мы можем выучить из [обсужденного нами]
материала: а) необходимо пользоваться любыми средствами, для того,
чтобы воевать с Амолеком (тем, что остужает стремление к Торе); б)
необходимо знать, что мы делаем это силой ЕГО и силой рук ЕГО, - силой
Мейше и силой Торы [...].
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
произнесенной 10 Швата 5716 (1955) года.
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)