Недельная глава "Бешалах". Беседа ребе.
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В качестве вступления.
Среди шестисот тринадцати еврейских заповедей, о которых говорит Тора,
существуют, так называемые, "шишо зхирейс" - шесть вещей, о которых
еврей обязан вспоминать ежедневно. В частности, обязательно ежедневное
воспоминание о том, что сделал еврейскому народу Амолек.
Необходимо несколько слов сказать о самом Амолеке. Амолек, народ,
происходящий от сына Якова - Эйсава, начиная с выхода евреев из
Египта, постоянно противостоит еврейскому народу.
В момент чудесного выхода евреев из Египта, все народы осознали, какая
сила стоит за еврейский народ, воочию увидели, что, стремясь к
получению Торы, народ этот выступает не "силой своей и силой рук
своих", а силой Все-вышнего. Наиболее могущественное государство того
времени - Египет - превратилось в руины в результате казней,
обрушенных на него Б-гом. Государство, границу которого, по словам
Торы, не мог пересечь ни один раб, покинул целый народ, насчитывавший
шестьсот тысяч лишь взрослых мужчин, не считая женщин и детей.
Неудивительно, что против евреев не решались выступать даже самые
сильные военном отношении народы того времени.
Мидраш Танхума сравнивает создавшуюся ситуацию с ванной с кипящей
водой, в которую никто не решается забраться. Однако, продолжает
Мидраш, нашелся один, кто прыгнул в эту ванну. Несмотря на то, что он
умер, другие утратили прежний страх, увидели, что существует
принципиальная возможность прыгнуть в кипящую воду. Подобно этому,
тогда, когда евреи вышли из Египта, никому не могло даже прийти в
голову выступить войной на евреев. Вступив в схватку с евреями, понеся
огромные жертвы, Амолек показал другим народам, что евреи не являются
неприкосновенными, с ними тоже можно воевать.
Впоследствии много бед принес Амолек евреям. Боевый отряды Амолекитян
убивали отставших от еврейского стана в пустыне. Потомки Амолека и
впоследствии воевали с евреями. Можно сказать, что вообще
патологический антисемитизм, не основанный на каких-либо "разумных"
доводах, необъяснимая ненависть к евреям всегда и сегодня - следствие
происхождения от Амолека.
Во времена Санхерива, когда все народы, кроме евреев, смешались и
невозможно стало точно определить происхождение человека, мы утратили
возможность определить то, кто относится к Амолеку, а кто - нет. (Это
знание раскроется вновь лишь тогда, когда Мошиах раскроется и покажет,
кто из евреев относится к какому из колен Израиля, и кто из народов
мира - от какого из древних народов происходит).
***
Интересно было бы понять внутренние причины ненависти Амолека к
евреям, ненависти беспричинной, но удивительно сильной.
Известно, что каждый народ является воплощением снизу, в материальном
мире, некоторого духовного начала, собственного духовного источника.
Так, к примеру, десять народов, населявшие Кнаан, который должны были
завоевать евреи, по возвращении из Египта, являлись воплощением одного
из десяти качеств, подобных б-жественным сфирейс - качествам
Все-вышнего, но берущих начало из клипы - стороны, противопоставленной
Б-жественности.
Народ, произошедший от Амолека - проявление снизу начала, которое
возвышается и над эмоциями со стороны клипы, и над разумом клипы, -
начала, противопоставленного Б-жественности неизбежно, по сути своей,
вне зависимости от разумных или эмоциональных мотивов на это.
Еврейский народ, называемый "народом Все-вышнего", "избранным
Все-вышним", имеет своей задачей выражение сущностной Б-жественности в
материальном мире. Именно поэтому, конфликт между Амолеком и народом
Израиля неизбежен и предопределен.
Человека, придерживающегося неверных взглядов, можно переубедить и
привить взгляды другие, - человека, обладающего дурными эмоциональными
качествами, можно перевоспитать и сделать лучше, - невозможно
переубедить или перевоспитать человека, обладающего наглостью - тем,
что выше разума и выше эмоций. Основываясь на приведенных выше
рассуждениях, подобно этому, невозможно изменить Амолека, и потому
Все-вышний дал приказ уничтожить его и стереть его память из мира.
***
Впрочем, по выходе из Египта, евреи держали войну не только с
Амолеком. Еще до этого евреи, расположившись на берегу Тростникового
моря, подверглись нападению со стороны несопоставимых с ними сил
египтян. Тогда они были спасены Все-вышним, море расступилось, евреи
прошли сквозь него, а египтяне утонули.
Напрашивается вопрос: почему указания, данные Все-вышним в отношении
ведения той и другой войны настолько различны.
В первом случае, во время нападения египтян, обратившись ко
Все-вышнему с просьбой о разъяснении, что делать, Мейше-рабейну
получил ответ: "Все-вышний будет воевать за вас, а вы молчите..."
Евреям не было необходимости вступать в войну, они должны были лишь
продолжать делать то, что было поручено им - следовать своим путем по
направлению к горе Синай, к получению Торы.
В случае втором, - в войне с Амолеком, евреям было велено вступить в
военные действия в самом простом, материальном смысле этих слов. Глава
поколения - Мейше-рабейну, лично отбирал воинов для сражения с
Амолеком, своего слугу Еейешуа (будущего главу народа) поставил главой
над войском, и лично участвовал в этой войне (в недельной главе
говорится о том, что, наблюдая за ходом военных действий, Мейше
поднимал руки к Небу, просил Все-вышнего о помощи евреям, и евреи
начинали побеждать, но когда руки его ослабевали, евреи начинали
проигрывать схватку).
***
В своей беседе ребе показывает, что различие между войной с фараоном и
войной с Амолеком, было различием сущностным, неформальным. О
внутренней природе этого различия мы вместе с ребе будем рассуждать в
нынешней беседе.
(Текст беседы ребе следует).
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
на недельную главу "Воэйро" года 5711 (1950) года).
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)