Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иешива

  Все выпуски  

"Yeshiva on-Line" - Беседы Любавического Ребе


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

бэсиято дишмайо. Беседы Любавического Ребе.

Недельная глава "Бешалах". Беседа ребе.
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В качестве вступления.

Среди шестисот тринадцати еврейских заповедей, о которых говорит Тора,
существуют,  так  называемые,  "шишо зхирейс" - шесть вещей, о которых
еврей обязан вспоминать ежедневно. В частности, обязательно ежедневное
воспоминание о том, что сделал еврейскому народу Амолек.

Необходимо  несколько  слов  сказать  о  самом Амолеке. Амолек, народ,
происходящий  от  сына  Якова  -  Эйсава,  начиная  с выхода евреев из
Египта, постоянно противостоит еврейскому народу.

В момент чудесного выхода евреев из Египта, все народы осознали, какая
сила  стоит  за  еврейский  народ,  воочию  увидели,  что,  стремясь к
получению  Торы,  народ  этот  выступает  не  "силой своей и силой рук
своих",  а силой Все-вышнего. Наиболее могущественное государство того
времени   -  Египет  -  превратилось  в  руины  в  результате  казней,
обрушенных  на  него  Б-гом.  Государство, границу которого, по словам
Торы,  не мог пересечь ни один раб, покинул целый народ, насчитывавший
шестьсот  тысяч  лишь  взрослых  мужчин,  не  считая  женщин  и детей.
Неудивительно,  что  против  евреев  не  решались выступать даже самые
сильные военном отношении народы того времени.

Мидраш  Танхума  сравнивает  создавшуюся  ситуацию  с ванной с кипящей
водой,  в  которую  никто  не  решается  забраться. Однако, продолжает
Мидраш,  нашелся один, кто прыгнул в эту ванну. Несмотря на то, что он
умер,   другие   утратили   прежний  страх,  увидели,  что  существует
принципиальная  возможность  прыгнуть  в  кипящую воду. Подобно этому,
тогда,  когда  евреи  вышли  из  Египта, никому не могло даже прийти в
голову выступить войной на евреев. Вступив в схватку с евреями, понеся
огромные  жертвы, Амолек показал другим народам, что евреи не являются
неприкосновенными, с ними тоже можно воевать.

Впоследствии  много бед принес Амолек евреям. Боевый отряды Амолекитян
убивали  отставших  от  еврейского  стана в пустыне. Потомки Амолека и
впоследствии   воевали   с   евреями.   Можно   сказать,   что  вообще
патологический  антисемитизм,  не  основанный на каких-либо "разумных"
доводах,  необъяснимая ненависть к евреям всегда и сегодня - следствие
происхождения от Амолека.

Во  времена  Санхерива,  когда  все  народы, кроме евреев, смешались и
невозможно  стало точно определить происхождение человека, мы утратили
возможность  определить то, кто относится к Амолеку, а кто - нет. (Это
знание раскроется вновь лишь тогда, когда Мошиах раскроется и покажет,
кто  из  евреев  относится к какому из колен Израиля, и кто из народов
мира - от какого из древних народов происходит).


                               ***

Интересно  было  бы  понять  внутренние  причины  ненависти  Амолека к
евреям, ненависти беспричинной, но удивительно сильной.

Известно,  что каждый народ является воплощением снизу, в материальном
мире,  некоторого  духовного начала, собственного духовного источника.
Так,  к примеру, десять народов, населявшие Кнаан, который должны были
завоевать евреи, по возвращении из Египта, являлись воплощением одного
из   десяти   качеств,   подобных  б-жественным  сфирейс  -  качествам
Все-вышнего, но берущих начало из клипы - стороны, противопоставленной
Б-жественности.

Народ,  произошедший  от  Амолека  -  проявление снизу начала, которое
возвышается  и  над  эмоциями со стороны клипы, и над разумом клипы, -
начала,  противопоставленного Б-жественности неизбежно, по сути своей,
вне   зависимости  от  разумных  или  эмоциональных  мотивов  на  это.
Еврейский   народ,   называемый   "народом   Все-вышнего",  "избранным
Все-вышним", имеет своей задачей выражение сущностной Б-жественности в
материальном  мире.  Именно поэтому, конфликт между Амолеком и народом
Израиля неизбежен и предопределен.

Человека,  придерживающегося  неверных  взглядов,  можно переубедить и
привить взгляды другие, - человека, обладающего дурными эмоциональными
качествами,   можно   перевоспитать  и  сделать  лучше,  -  невозможно
переубедить  или  перевоспитать человека, обладающего наглостью - тем,
что  выше  разума  и  выше  эмоций.  Основываясь  на  приведенных выше
рассуждениях,  подобно  этому,  невозможно  изменить Амолека, и потому
Все-вышний дал приказ уничтожить его и стереть его память из мира.


                               ***

Впрочем,  по  выходе  из  Египта,  евреи  держали  войну  не  только с
Амолеком.  Еще  до этого евреи, расположившись на берегу Тростникового
моря,  подверглись  нападению  со  стороны  несопоставимых  с ними сил
египтян.  Тогда  они были спасены Все-вышним, море расступилось, евреи
прошли сквозь него, а египтяне утонули.

Напрашивается  вопрос:  почему указания, данные Все-вышним в отношении
ведения той и другой войны настолько различны.

В   первом   случае,   во  время  нападения  египтян,  обратившись  ко
Все-вышнему  с  просьбой  о  разъяснении,  что  делать,  Мейше-рабейну
получил  ответ:  "Все-вышний  будет  воевать  за вас, а вы молчите..."
Евреям  не  было  необходимости вступать в войну, они должны были лишь
продолжать  делать то, что было поручено им - следовать своим путем по
направлению к горе Синай, к получению Торы.

В  случае  втором, - в войне с Амолеком, евреям было велено вступить в
военные действия в самом простом, материальном смысле этих слов. Глава
поколения  -  Мейше-рабейну,  лично  отбирал  воинов  для  сражения  с
Амолеком, своего слугу Еейешуа (будущего главу народа) поставил главой
над  войском,  и  лично  участвовал  в  этой  войне (в недельной главе
говорится  о  том,  что,  наблюдая  за  ходом  военных действий, Мейше
поднимал  руки  к  Небу,  просил  Все-вышнего о помощи евреям, и евреи
начинали  побеждать,  но  когда  руки  его  ослабевали, евреи начинали
проигрывать схватку).


                               ***

В своей беседе ребе показывает, что различие между войной с фараоном и
войной   с   Амолеком,  было  различием  сущностным,  неформальным.  О
внутренней  природе этого различия мы вместе с ребе будем рассуждать в
нынешней беседе.



(Текст беседы ребе следует).

______________________________________________________________________




(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
на недельную главу "Воэйро" года 5711 (1950) года).

Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>

===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)


Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное