Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

JesusTalk - Общение во Христе

  Все выпуски  

JesusTalk - Общение во Христе


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Приветствуем вас на JesusTalk!

Тематический выпуск рассылки JesusTalk
Ответственный за выпуск "JesusTalk - Общение во Христе"© - Vasyl
JesusTalk - рассылка, которая состоит из автономных выпусков. Авторство любого из них может принадлежать вам, если вы принимаете Господство Иисуса Христа и Помазание Его Святого Духа. Возьмите на себя ответственность выпуска и станьте участником рассылки. Надеюсь, что таким свободным образом вы сможете выразить себя в полной мере. Как вы представляете себе "Общение во Христе" мы узнаем из ваших выпусков.

ПСАЛМЫ-ПРОКЛЯТИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ: PRO И CONTRA(Продолжение)

Основные пути решения сформулированной дилеммы.
Чтобы решить данную дилемму, нам представляется необходимым ответить по крайней мере на четыре основных вопроса:
  1. Против кого произносились проклятия?
  2. Кем они произносились?
  3. Что вообще это значит в Библии – проклясть человека?
  4. Правомерно ли использовать псалмы-проклятия в богослужении Церкви в свете заповеди Христа о любви к врагам?

Юрий Друми

1. Против кого произносились проклятия Псалтири?
Как известно, Книга Псалтирь является молитвенником Ветхого Завета, который на протяжении почти тысячи лет до Христа служил источником, можно сказать, нормативных молитв народа израильского. Другие две тысячи лет уже после Христа эта Книга по-прежнему выполняет функцию молитвенника. Учитывая это, не трудно понять, что «врагами», о которых говорит почти каждый псалом, могли быть разные люди. Вот основные точки зрения на вопрос об изначальном адресате высказанных в псалмах проклятий.

  • a). Sigmund Mowinkel: враги псалмопевца – это прежде всего колдуны и чародеи, люди, занимающиеся черной магией. В то время считалось, что произнесенные ими проклятия (или вообще злословие, клевета, угрозы, культовые заклинания других религий) имели огромную силу и могли реально навредить тому, против кого они были высказаны. В таком случае Книга Псалтирь представляла собой «контр-чары», «контр-заклинания». Эта точка зрения вряд ли содержит исчерпывающее объяснение, потому что далеко не все псалмы проклятий говорят о том, что враги Израиля/псалмопевца или Бога – это колдуны и чародеи.
  • b). Thomas Overholdt: враги псалмопевца – это лжесвидетели против него во время судебного разбирательства. Действительно, врагами могли быть такие люди, но опять-таки не во всех случаях. Более того, отождествление врагов лишь со лжесвидетелями не объясняет такой реакции псалмопевца...
  • c). H. Birkeland утверждает, что как в индивидуальных, так и в общественных плачах речь идет о политических, чужеземных врагах Израиля.
  • d). Решительно не соглашается с такой точкой зрения C. Westerman, утверждая, что враги в индивидуальных плачах и общинных – это разные люди. На основе чего он делает такое утверждение? Страдалец (тот, кто говорит) почти никогда не говорит от имени группы людей. Также он указывает на то, что в индивидуальных плачах мучители и мучимые – члены одного общества. Это исключает возможность версии «чужеземцев». Поэтому враги – люди, объединенные ненавистью к страдальцу. Они не принимают всерьез Яхве и высмеивают верность Ему, проявляемую бедствующим человеком.

Обобщая представленные точки зрения, мы соглашаемся с исследователем G. W. Anderson, который говорит: «Спектр интерпретаций должен быть достаточно широк и включать в себя и национальных врагов, и проклятие болезнью либо царя, либо другую личность, гнусную клевету и ряд культовых заклинаний». Однако гораздо важнее представляется найти ответ на второй вопрос.

2.Кем они произносились?
Несмотря на то, что многие исследователи Книги Псалтирь оспаривают правдивость информации относительно авторства псалмов, что содержится в их заголовках, на наш взгляд, есть достаточно оснований считать эту информацию достоверной. В таком случае мы заметим, что абсолютное большинство псалмов-плачей было написано Давидом. В связи с этим мы должны определить, как соотносятся Давид и Псалтирь. Другими словами, кем был Давид, которому приписывается авторство всей Книги Псалтирь? Какое значение для толкования этой Книги вообще и входящих в нее псалмов-проклятий в частности имеет тот факт, что Псалтирь приписывается Давиду?

Давид, как идеал власти Яхве, стал парадигмой Царства Яхве. Его личность становится источником для создания образа грядущего Царя и Его Царства. В таком случае содержание Книги Псалтирь, совершенно недвусмысленно отождествляемое с именем Давида, понимается в эсхатологическом смысле. Поэтому молиться псалмами Давида означало, во-первых, подтвердить свою причастность завету Яхве с Давидом о его вечном Царстве, во-вторых, просить о наступлении этого Царства, в-третьих, полагаться на владычество Божье, в чем и будет заключаться истинное благочестие. Это, в свою очередь, кардинальным образом влияет на философию толкования псалмов-проклятий. Не может быть и речи о том, чтобы бытовые, межличностные отношения сделать сферой применения псалмов-проклятий, как недопустимо и то, чтобы ими выражать гнев и раздражение, свойственные падшей человеческой природе. В контексте таких суждений молиться псалмами проклятия или молитвой «Отче наш» – это, собственно говоря, одно и то же. Так мы подошли к третьему вопросу.

3.Что вообще означает в Св. Писании – проклясть человека?
В более широкой плоскости этот вопрос касается природы встречающихся на страницах Св. Писания проклятий. Необходимо отметить, что первое проклятие вышло из уст Божьих в связи с грехопадением человека. Распространялось оно, во-первых, на змея – «проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми» (Быт. 3:14) и, во-вторых, на землю – «проклята земля... Терние и волчцы произрастит она» (Быт. 3:17, 18). Из контекста третьей главы очевидно то, что и человек должен был сполна испытать на себе действие слов Божьих. Таким образом, дальнейшее содержание священного текста следует рассматривать через призму изреченного Богом проклятия. Но не только. Если принять во внимание еще и первые две главы Книги Бытие, становится ясным, что проклятие Божье было ничем иным, как актом Его воли, в результате действия которого частично или полностью свою силу должно было утратить Его же благословение земли и человека – «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31. Ср. Быт. 5:2 – «мужчину и женщину сотворил их, и благословил их»). В таком контексте совершенно по-иному воспринимаются встречающиеся на страницах Св. Писания слова проклятий. Так, не должно вызывать никакого недоумения обещание Господа Аврааму проклясть всякого, кто будет противостоять ему на пути осуществления им Божьих намерений – «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Быт. 12:3). Более того, становится понятным то, почему в каждом из таких многочисленных ветхозаветных поэтических отрывков, как Песнь моря, Песнь ковчега, изречения Валаама, Песнь Моисея, благословение Моисея, Песнь Деворы, Песнь Анны и др., мы встречаем слова проклятий. Многие из этих песен выучивались и исполнялись всей нацией, вряд ли у кого-то вызывая те же вопросы, что нередко можно услышать сегодня в связи с Книгой Псалтирь. Этому есть лишь одно объяснение: нация, избранная для того, чтобы вернуть человечеству утраченное при грехопадении благословение Божье («и благословятся в тебе все племена земные» – Быт. 12:3), должна была находиться под непрестанной защитой своего Небесного Царя. Поэтому встречающиеся в песнях древних евреев проклятия являются не просто отличительной чертой их поэзии, но и отражают определенное миросозерцание: проклят всякий, кто решается вступить в противоборство с Яхве. Такой взгляд нашел свое отражение в Псалтири – Книге, являющейся кульминацией иудейской псалмодической традиции. Кроме того, если проклятие произносилось помазанником (пророком, царем или священником), ясно, что его источником был Сам Бог. Особенно это верно в отношении царей. Во-первых, о Давиде сказано, что он вел «войны Господа». Значит, враги Давида – это не его личные враги, но враги Господа. Во-вторых, цари из династии Давида <<сидели на престоле царства Господня над Израилем>>. Таким образом, проклятия Давида или кого-либо из царей его династии – это проклятия, исходящие от Самого Яхве.

Итак, мы видим, что в теократический период истории иудеев произнесение слов проклятия и возмездия на врагов Божьих фактически санкционировалось властью, а потому было аксиоматичным. Здесь представляется уместным процитировать немецкого богослова D. Bonhoeffer: «Враги, о которых говорится здесь [псалмы-проклятия], – это враги дела Божьего... Поэтому в них нигде не идет речь о личном конфликте. Никогда человек, молящийся этими псалмами, не пожелает совершить возмездие своими руками. Он призывает лишь гнев Божий (ср. Рим. 12:19). Поэтому он должен освободиться от всяких мыслей о личной мести. Если бы это было не так, Бог совершенно определенно заповедовал бы мстить. Это значит, что только тот, кто сам невиновен по отношению к своим врагам, может передать возмездие в руки Божие. [В таком случае] молитва о воздаянии Божьем есть молитва о том, чтобы Он явил Свою праведность в суде над грехом». То есть, добавим мы от себя, чтобы исполнились слова Христа: «Да приидет Царствие Твое».Итак, мы вплотную приблизились к тому, чтобы ответить на последний, четвертый вопрос.

4.Правомерно ли использовать псалмы-проклятия в христианском богослужении, если принять во внимание новозаветную заповедь Христа о любви к врагам?

Вообще, что касается Нового Завета, то здесь картина несколько сложнее. Христиане по-разному понимают не только вопрос о том, допустимо ли прибегать к проклятиям, но и то, следует ли вообще на богослужении читать соответствующие псалмы. Думается, никто не станет оспаривать то, что христианская вера эсхатологична по своей природе. Иными словами, вектор устремлений верующего человека всегда направлен в будущее, к полной реализации всех намерений Бога через Его Сына Иисуса Христа. Именно это больше всего отличает христианскую веру от других религий. Если же утрачивается эсхатологический стержень христианской веры, выхолащивается суть Евангелия – оно становится кодексом этических норм, очень близким и нередко даже пересекающимся с моральными истинами других мировых религий, но не более того.

Если это так,

тогда вопрос о псалмах-проклятиях недостаточно решать лишь на формально теоретическом уровне или церковно-правовом: «можно – нельзя». Существует настоятельная необходимость в том, чтобы создать на богослужении условия для полного, честного, живого выражения Церковью своей веры, которая является эсхатологической по своей природе. (Вежливость на богослужении не всегда есть проявление благочестия и нередко маскирует его отсутствие.) Только таким образом удастся, с одной стороны, избежать цензуры священного текста, а с другой – обвинения в разжигании человеконенавистничества. Это также поможет Церкви вести честный диалог с Богом. Но если Церковь не живет эсхатологи ческим Евангелием, если эсхатологическое Евангелие она заменяет на вневременное, тогда неизбежно вычеркивание из богослужебного употребления псалмов-проклятий. И наоборот, если Церковь живет горячим ожиданием наступления Царства Небесного, тогда ее любовь к псалмам не будет избирательной, и в ее руках наконец зазвучит десятиструнная Псалтирь Давида.

Ваше мнение...

После прочтения этой статьи у меня появились новые представления по поводу реального богослужения в церкви. Сама статья подтолкнула к размышлениям и анализу. Псалмы, проклятия, плач - это понятия, которые представились мне под тем же заголовком, но в другом измерении, чем автору Юрию Друми. Я напишу об этом в JesusTalk. Вы тоже напишите, если имеете какие-нибудь соображения. Бог поможет вам!

VasylMark © Copyright Millenium
Ответственный за выпуск "JesusTalk - Общение во Христе"©

(2001-12-27)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное