Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

JesusTalk - Общение во Христе

  Все выпуски  

JesusTalk - Общение во Христе


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Приветствуем вас на JesusTalk!

Тематический выпуск рассылки JesusTalk
Ответственный за выпуск "JesusTalk - Общение во Христе"© - Vasyl
JesusTalk - рассылка, которая состоит из автономных выпусков. Авторство любого из них может принадлежать вам, если вы принимаете Господство Иисуса Христа и Помазание Его Святого Духа. Возьмите на себя ответственность выпуска и станьте участником рассылки. Надеюсь, что таким свободным образом вы сможете выразить себя в полной мере. Как вы представляете себе "Общение во Христе" мы узнаем из ваших выпусков.

ПСАЛМЫ-ПРОКЛЯТИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ: PRO И CONTRA

Автором сегодняшней статьи в тематическом выпуске является Юрий Друми. Статья вызвала у меня размышления по теме проклятия. Так как публикация материалов в рассылке ограничена площадью и размером, то мне пришлось привести статью к виду газетной заметки, сохранив только самые необходимые сведения для полного понимания смысла статьи и опустив ссылки, повторения, дополнительные разъяснения, отступления. Нужно понимать, что получившаяся заметка способна воспроизвести точное авторское мнение, но не выражает самого автора и может только заинтересовать и направить на сам источник. Прочитав по источнику полную статью с ссылками вы поймете идею автора глубже и воспримите его индивидуально, как собеседника. Ссылка спрятана в самом названии статьи.

Богословский Вестник, № 2 / ноябрь, 1999

Испокон веков любимой книгой многих христиан была и остается Псалтирь Давида. На протяжении всей истории христианской Церкви (здесь ни одна традиция христианства не является исключением) Псалтирь стояла в ряду важнейших источников для христианского понимания Бога и играла одну из ведущих ролей в становлении христианского богослужения. Фактически Псалтирь и христианство неотделимы, как душа и тело. И это неудивительно, так как Сам Христос любил эту Книгу, Он жил ею и умирал со словами псалмов на устах. Но как сегодня используется церковью Книга Псалтирь?

Как известно, все 150 псалмов Книги помимо прочих способов классификации, можно сгруппировать и по определенным жанрам. Самым многочисленным из перечисленных жанров является плач (индивидуальный и общинный). Наблюдения за тем, как используется Книга Псалтирь в христианской церкви показывают, что в наибольшем пренебрежении находятся как раз псалмы этой, наибольшей группы. Почему? Далеко не последней причиной этого является то, что язык и образы, используемые в псалмах этого жанра, кажутся слишком резкими, подчас даже жестокими, а потому неуместными в христианском богослужении. Мы имеем в виду прежде всего многочисленные проклятия, встречающиеся в псалмах данного жанра. А между тем именно псалмы плача полнее всего выражают подлинный опыт веры израильтян. (Здесь необходимо сказать о том, что религия евреев была такой же, какой была их история, какой была их жизнь. Она ничего общего не имела с романтическими, по сути, эфемерными представлениями, будь то о Боге или о мире. Богослужение евреев формировалось реальной, а не книжной жизнью. Н нем было место в том числе и для выражения темных, мрачных, глубоко озадачивающих сторон жизни благочестивых людей – страдания невинных, шалом/процветание нечестивых, сон Бога и т. д. Евреи были далеки от того, чтобы устраивать слащавые богослужения. Для них лесть Богу была наихудшим видом лести.) То есть, псалмы плача являются не просто выражением горя страдающего человека, но представляют собой честный диалог с Богом, Который почти всегда рассматривается как истинный источник всего происходящего.

Вряд ли читатель припомнит, чтобы на богослужении в христианской церкви читались следующие слова 108 псалма:

  • Поставь над ним [противником, врагом] нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою. Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих. Да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его. Да не будет сострадающего ему; да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде.
Или слова из Псалтыря. 82:14–19 57:7–9,11 136:7-9. Исторически сложилось так, что Католическая и Восточная Православная (а также Реформатское крыло протестантской) Церкви в своем недельном богослужебном цикле прочитывают всю Книгу Псалтирь. Что касается Католической церкви, то это имело место до 1970 года, когда папа Павел VI своим Апостольским постановлением внес изменение в молитвослов Церкви. Здесь интересно отметить, во-первых, то, что вычеркнутые слова содержали проклятия, и, во-вторых, то, что все, подвергшиеся ревизии псалмы, принадлежат одному жанру – псалмы плача. Таким образом, псалмы плача были лишены своего главного нерва – отчаянного вопля о возмездии, обращенного к Богу, Чье имя, Чья репутация, Чье дело поставлено на карту.

Такое положение вещей очень точно констатируется «Кратким библейским справочником» Б. Геце: «Те псалмы, в которых душа угнетенного Израиля взывает к Богу о мщении к врагам, не могут, конечно, иметь отзвука в душе христианина, в котором обитает дух Христов (Лк. 9:52–55); но, за этим исключением, большинство псалмов являются настоящей духовной сокровищницей, из которой скорбь может черпать утешение, успокоение и надежду». Другими словами, вместо всех десяти струн псалтири Давида в руках христиан звучат в лучшем случае девять. С такой Псалтирью мы молимся и славим Бога, снисходительно считая, что десятая струна – это историческое (или национально-религиозное) недоразумение. В принципе, понятна та сдержанность, которую проявляет Церковь в отношении псалмов-проклятий. Историческая память свидетельствует о том, что «крестоносцы могли разбивать головы младенцев-мусульман со словами 136-го псалма на устах и при этом верить, что таким образом они служат Христу». Итак, что же делать?

Некоторые из возможных решений
  1. Вычеркнуть и никак и нигде не употреблять слова проклятий, содержащихся в отдельных псалмах. De facto все именно так и происходит. В таком случае человек посягает на Слово Божие, полагая, что в современном гуманистическом сознании нет и быть не может места словам мщения и проклятия, от кого бы они не исходили.
  2. Не использовать такие псалмы на том основании, что они суть примеры неверного отношения ко злу и злым людям, а значит, нельзя считать их богодухновенными, напротив, следует их осудить.
  3. Использовать их слепо, то есть: если все эти проклятия «находятся в Библии, значит вся эта мстительная ненависть должна каким-то образом быть благом». Каким? Никто внятного ответа дать не может.
  4. «Подсказка» Иеремии . В Иер. 10:25 цитируется Пс. 78:6–7: «Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не призывают имени Твоего». Иеремия в данном случае цитирует людей, которые произносят эти слова, а сами отказываются жить согласно нормам завета с Богом. Таким образом, Иеремия, цитируя нечестивцев, показывает, что они не имеют права делать это, будучи сами людьми праведными лишь в своих глазах, а на самом деле безрассудными. Такой фактор усиливает стремление христиан избегать в богослужении встречающихся в Псалтири слов мести и проклятий.
  5. Христологическое прочтение Псалтыря. John R. Sampey: «Нам следует использовать псалмы-проклятия в свете учения нашего Господа... Эта тяжелая артиллерия должна быть направлена против пивных, публичных домов... Однако вместе с тем нельзя забывать молиться об обращении людей, занимающихся этими делами». Таким образом, враги псалмопевца спиритуализируются. Поэтому, с осторожностью заключает W. Holladay, если на богослужении мы иногда опускаем некоторые отрывки псалмов-проклятий, это оправданно. Однако несостоятельность такого подхода состоит в том, что в нем почти не принимается во внимание изначальный исторический и литературный контекст данных псалмов. Более того, при таком подходе мы дерзаем «отполировать» живую веру человека и церкви. Однако совершенно очевидно то, что вера «полировке» не подлежит по определению!

Продолжение следует...

Основные пути решения сформулированной дилеммы.
Чтобы решить данную дилемму, нам представляется необходимым ответить по крайней мере на четыре основных вопроса:
  1. Против кого произносились проклятия?
  2. Кем они произносились?
  3. Что вообще это значит в Библии – проклясть человека?
  4. Правомерно ли использовать псалмы-проклятия в богослужении Церкви в свете заповеди Христа о любви к врагам?

Ваше мнение...

Посоветуйте тему, которая на ваш взгляд способна решить актуальную ситуацию, к которой вы не равнодушны. Предоставьте источник или ресурс по которым можно составить тематический выпуск рассылки. Сделайте это и выясните истину в общении с другими. Пишите в JesusTalk. Доверяя что-то другим от себя вы вызываете доверие, тем самым позволяя с вами общаться. Как обращается Дух Святой через Апостола Павла в Послании к Евреям 13:16 - "Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу." Пусть Бог благословит вас в этой жертве.

VasylMark © Copyright Millenium
Ответственный за выпуск "JesusTalk - Общение во Христе"©

(2001-12-24)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное