Нижинский Вацлав Фомич [28.2(12.3).1889, Киев, — 11.4.1950, Лондон], в семье танцовщиков балета. Его родители - Элеонора Береда и Томаш (Фома) Нижинский, поляки по национальности, танцевали в Варшавском императорском театре. Затем отец выступал в различных российских городах. Иногда с ним танцевал и Вацлав.
В 1898 г. он поступил в Петербургское театральное училище в класс С. Легата. Рано проявил выдающиеся способности и еще ребенком часто выступал на сцене Мариинки. В 15 лет произвел фурор своим исполнением партии Фавна в балете «Ацис и Галатея».
После окончания в 1907 г. училища был принят в труппу Мариинского театра и сразу выдвинулся на полжение первого танцовщика, несмотря на свою не совсем балетную внешность - небольшой рост, отнюдь не стройные ноги с чрезмерно развитой мускулатурой. Но на сцене Нижинский преображался - появлялась ловкость, утонченная грация, совершенное понимание стиля. Зрителей поражали его ставший легендарным прыжок и способность зависать в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, но в повседневной жизни он был робким, молчаливым и малообщительным человеком.
Был неожиданно уволен из труппы театра за то, что самовольно надел в «Жизели» костюм, созданный по эскизу А. Бенуа и повторявший исторический немецкий костюм XIV века: сильно обтянутое трико шокировало публику и вызвало смятение в царской ложе.
Выступление Нижинского в первом Русском сезоне сразу же принесло ему славу. В 1909-1913 г.г. Нижинский являлся ведущим солистом Русских сезонов. Он исполнил главные роли в фокинских постановках «Карнавал», «Шехерезада», «Петрушка», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и др.
В 1912 г. станцевал главную роль в поставленном им же самим балете «Послеполуденный отдых фавна». В 1913 г. поставил для труппы Дягилева балеты «Игры» Дебюсси и «Весна священная» И. Стравинского. Постановки Нижинского, ломавшие академические каноны, вызвали противоречивые оценки зрителей и критики, явились основой для развития балета середины XX в.
В 1913 г., во время гастролей по Южной Америке, Нижинский женился на венгерской балерине Ромоле де Пульски. Это привело к разрыву отношений между танцором и Дягилевым, в результате чего Нижинский был вынужден покинуть труппу.
В 1914 г. Нижинский организовал собственную труппу, выступавшую в Лондоне без особого успеха.
Во время Первой мировой войны Нижинский был интернирован в Венгрии как российский подданный.
Вернувшись в балет Дягилева в 1916 г., Нижинский поставил для труппы балет «Тиль Уленшпигель», с которым "Русские сезоны" гастролировали в Америке.
Начиная с 1917 г. Нижинский находился под наблюдением врачей. Прогрессирующее психическое заболевание вынудило Нижинского оставить сцену. В 1919 г. он написал «Дневник Нижинского», изданный в 1958 г. в Париже.
За свою десятилетнюю сценическую деятельность Нижинский обогатил балетное искусство многими находками, став легендой при жизни и оставив после себя бессмертную славу.
С конца 1940-х г.г. жил в Лондоне, где и умер 11 апреля 1950 г.