Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Великая ценность общения


Информационный Канал Subscribe.Ru

""…преданные должны заботливо придерживаться хорошего общения и избегать тех, кто имеет склонность оскорблять или быть непочтительным к Ваишнавам и Кришна-бхакти".

Шрила Б.С. Говинда Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 62


Тема: ВЕЛИКАЯ ЦЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Любое живое существо нуждается в общении. В общем случае, общение - это наше взаимодействие с кем-то, которое принимает те или иные формы в зависимости от уровня, на котором оно происходит.
В нашем мире всем хорошо известно общение на физическом плане бытия посредством наших органов чувств, а также посредством тех технических приборов, которые создал человек в современное нам время. В связи с этим обмен улыбками, разговор (непосредственный или по телефону), письмо (в то числе электронное), совместная деятельность любого вида - всё это разные формы общения, хорошо известные каждому. Между тем, общение возможно и на ментальном уровне. Сегодня, это воспринимается многими как сказка или чудо, потому что такая форма общения редка. Но, по словам Гуру Махараджа, в прежние времена общение на далёком расстоянии происходило именно на ментальном уровне, т.к. психические и ментальные силы у йогов и преданных были более развиты.

Для многих обычных людей, потребительски смотрящих на мир, сложно понять такое выражение как "общение с книгой", или, как в нашей традиции, "общение с Божеством через его изображение". С одной стороны, это неудивительно, потому что общение возможно только между живыми существами, а книга, изображение Божества и т.п. для многих таковыми не являются. Здесь опять-таки всё зависит от конкретного уровня сознания. Те, кто умеют прекрасно общаться с деревьями, цветами и другими растениями, никогда не скажут, что они не живые. А вайшнавы скажут даже более того, что за каждой отражённой реальностью материального мира, т.е. за каждым предметом, на более высоком плане бытия стоит Личность. А потому общение возможно, и с книгой и много с кем ещё.

Все эти формы общения можно назвать опосредованными, потому что взаимодействие одной индивидуальности с другой происходит с помощью разных грубых или тонких средств. Однако возможно, в некоторой степени даже "здесь и сейчас", и прямое взаимодействие. Оно происходит на духовном уровне. Только Душа может общаться напрямую с другой Душой и СверхДушой.

Итак, общий интерес создаёт фундамент для общения. И чем прочнее фундамент, тем долговечнее наше общение.

Кто из нас не знает, что общение общению рознь! И сознательно или неосознанно, но каждый из нас руководствуется эзотерическим законом, согласно которому "подобное притягивается подобным". Прежде всего, речь идёт о том, что невозможно стремится к общению, и, тем более, очень долго и близко поддерживать его с теми, с кем у нас нет какой-либо общности.

Вот, что пишет о себе Шридхар Махарадж:
"Я же, по своей природе, был предрасположен к обоим вышеуказанным занятиям. Находясь на четвертом курсе, я неожиданно нашел юношу первокурсника, настроенного подобным же образом. Он постоянно практиковал созерцание, сандхйу и т.д. Он воспевал Имя и славу Господа, но вместе с тем, если какому-нибудь больному была необходима помощь, то он забывал о своей учебе и ухаживал за ним. Это привлекло меня, и я старался с ним общаться".
("Проповеди Хранителя Преданности, ч.3)

Так поступает каждый: мы стараемся общаться с теми, в ком находим что-то для себя привлекательное. Но если отвлечься от форм, и заглянуть вглубь, то, что привлекает каждого из нас, без исключения? Какого рода общения жаждем мы?

Ответ прост: каждый хочет любовного общения - тёплого и нежного, искреннего и доверительного.

Но многие на практике уже успели потерпеть поражение в построении такого общения. Почему?
Потому, что суть материального мира - обособление, разъединение на основе частных, отдельных, эгоистических интересов. И эгоизм каждого из нас неизбежно привносится в общение, и неизбежно разрушает его. Поэтому материальное общение людей рано или поздно приводит к разочарованию и неудовлетворённости.

Но духовное (трансцендентное) общение не подвержено таким процессам, поскольку оно базируется на вечном фундаменте - Едином интересе, который называют Абсолютом, Всевышнем Господом и т.д., и суть которого есть "Кришна" - Абсолютная Красота и Абсолютная Гармония.
Это любовное общение, дарующее счастье каждой Душе.

"На трансцендентном плане все близкие друзья, и они безупречны в своём поведении. Там нет склонности обманывать, и поэтому нет и недоверия. Здесь, в мире лжепониманий и сомнений, мы хотим всё проверить. Мы живем в несовершенном и извращенном мире, где люди обманывают друг друга. Мы не можем доверять другим, ибо они могут нас обмануть. Но там, где обман неизвестен, общение очень просто и открыто".
("Поиск Шри Кришны Прекрасной Реальности", Шридхар Махарадж)

Многим вещам может научиться живое существо. Общению тоже можно научиться. И все мы имеем перед глазами многочисленные примеры того, как действует в нашей жизни поговорка "С кем поведешься, - от того и наберёшься". Да, такова великая сила общения. Оно, в конечном итоге, и определяет то, "что мы собой представляем".

Милостивый Господь каждому из нас даёт свободу выбирать: с кем водиться, и чего в результате набираться. И если вам улыбнулась благая удача, и вы обрели хорошее общение, то следует относиться к нему, как к великой ценности. Для последователей бхакти-йоги хорошее общение означает садху-санга.

сАдху-сангАт сарввам эва сулабхам -
тулайАма лавенАпи, на сваргам нАпунар-бхавам
бхагават-санги-сангасйа, марттйАнАм ким утАшишах
[10]
Шри-ШаунакАдИнАм
Лишь в общении с чистыми преданными (садху-санга) обретается всё благо:
Общение с теми, кто общается с Господом, дарует душе такое бесконечное благо, с которым не сравнится даже пребывание в раю или освобождение. Что же тогда говорить о жалких крупицах власти или богатства, которыми владеют простые смертные?
(10)
Мудрецы Наймишараньи во главе с Шаунакой-риши

Последователи бхакти-йоги осведомлены о тех предостережениях, которые имеются в ряде наших Писаний по поводу общения. Приведу некоторые из них:

хари-вимукха-санга-пхаласйа анубхУти-сварУпам -
варам хутаваха-джвАлА-, панджарАнтар-вйавастхитих
на шаури-чинтА-вимукха-, джана-самвАса-ваишасам
[8]
КАтйАйанасйа
Осознание пагубности общения с теми, кто не почитает Всевышнего Господа Хари:
Лучше страдать запертым в клетке, объятой пламенем, чем терпеть мучительное общение с теми, кто испытывает неприязнь к преданности Кришне.
(8) [Катйайана]

Шрила Бхактивинода Тхакур в книге "Шри Бхактьялока" также предостерегает нас от дружбы с мирскими людьми, как праведными, так и неправедными, и называет такую дружбу пороком или препятствием на пути преданности. Он также говорит о необходимости отказа от общения с каждым, в ком нет преданности.

Да, такова реальность. Если вы ставите планку высоко - т.е. вас привлекает чистая преданность - то тогда всё, о чём говорит Бхактивинода Тхакур, имеет принципиальное значение. Если же вы хотите довольствоваться смешанным вариантом, то значит и ваше общение будет таковым. Но т.к. в мире всё динамично развивается, то пусть всё-таки акцент постепенно смещается в сторону лучшего общения.

"Садху-санга, общение со святыми для нас важнее и ценнее всего. Чтобы продвигаться к Бесконечному, нам необходимо правильное общение, - это самое главное. Мы должны держаться этого наставления:
'сАдху-санга', 'сАдху-санга', - сарвa шАстрe кaйа
лавa-мАтра сАдху-сангe сарвa-сиддхи хайа

Писания заключают, что с помощью садху-санги можно обрести полное совершенство. На пути к конечной цели наше величайшее богатство - благое общение.
("Златой Вулкан Любви к Богу", Шридхар Махарадж)

Очень часто предостережения относительно общения с непреданными, мирскими людьми понимаются искажённо. И Шрила Бхактивинода разъясняет нам, что не следует вступать "с мирскими людьми в отношения, описанные в четвёртом стихе "Упадешамриты". Не будут считаться "сангой" такие занятия, как разговор с мирскими людьми, необходимый преданному для исполняемой им работы. Но те же самые действия считаются дружбой, если они вызваны сердечным расположением к какому-то человеку".

"Садху-санга должна иметь такой характер:
дадАти пратигрихнАти гухйам АкхйАти приччхати
бхункте бходжайате чаива шад-видхам прИти лакшанам

("Шри Упадешамрита", 4)
Это санга, и именно так мы можем получить благо от общения с садху. Во-первых, давать садху что-то для его наслаждения и принимать что-то от него как его прасадам - дадАти пратигрихнАти. Затем, гухйам АкхйАти приччхати, мы должны открыть ему все, что находится в глубине нашего сердца. И нам необходимо получать его наставления. Бхункте бходжайате чаива - следует предоставлять продукты для его прасада, а затем принимать остатки его трапезы. Садху-санга означает это.

("Проповеди Хранителя Преданности", ч.3, Шридхар Махарадж)

Когда мы пытаемся практиковать бхакти-йогу, то наиважнейшей стороной нашей жизни должно стать общение с преданными более высокого уровня, чем мы сами.

"Мы нуждаемся в святом общении. Лишь тогда будет развиваться Любовь. В противном случае, необходимые для духовного прогресса качества к нам не придут. Прежде всего, нужно установить прочную связь, что возможно благодаря общению, и лишь затем может прийти Любовь. Необходимо иметь связь с Гуру и Ваишнавом, преданным Бога, иначе - любви не бывать.
Следует знать, что Любви непременно предшествуют почтительные отношения с Гуру и Ваишнавами. Тогда нам будет даровано дальнейшее продвижение".

("Божественная весть", Говинда Махарадж)

"Живя духовной жизнью, совершая то, что мы именуем садханой, необходимо общаться со святыми преданными. Благодаря этому общению в сердце рождается почтение к ним и возрастает влечение к преданности. Поистине любовь проистекает из этого влечения, но она остается скрытой до тех пор, пока мы не будем иметь подлинную жажду Божественного".
("Божественная весть", Говинда Махарадж)

Мы должны прилагать наши усилия по направлению поиска общения с вайшнавами, прежде всего с Гуру и любящими Его слугами. Но при этом не следует прилагать ни малейших усилий для разрыва отношений с теми мирскими людьми, с которыми мы связаны близкими отношениями дружбы. Потому что если мы будем практиковать успешно, то эти люди либо изменяться и начнут тоже следовать в том же направлении - к чистой преданности, либо сама жизнь разведёт вас естественным образом, потому что ваше сердце окажется во власти любовной преданности вайшнавам.


ВОПРОС - ОТВЕТ

Вопрос : Скажите, могу ли я посещать другие миссии, если ее члены почтительны к моему Шриле Гуру Махараджу?

ОтветГовинды Махараджа: "Несомненно в других обществах много всего хорошего и есть возвышенные души, общение с которыми очень полезно, но также некоторые имеют склонность критиковать нашего Шрилу Гуру Махараджа, а это чрезвычайно губительно. Слышать критику Шри Гурудева очень пагубно, и мы должны тщательно избегать этого, ибо это наносит удар по фундаменту нашего духовного здоровья: веры в Шри Гуру. С другой стороны, любая миссия сталкивается со многими проблемами для поддержания единства, и мы должны быть всегда почтительны к этому. Если другие не хотят, чтобы мы посещали их Храм, мы смиренно согласимся с таким желанием и это не помешает нам продолжать почтительно относиться к этим преданным.
В идеале мы должны стремится к общению с теми, кто следует нашей линии Кришна-сознания. И многие преданные упорно пытаются создать ашрамы, где бы преданные нашего Матха счастливо бы общались друг с другом".

Комментарий автора рассылки:
Когда Гурудев время от времени, обращается к неофитам с просьбой не искать общения с людьми из других организаций, то что он, прежде всего, имеет в виду? Он имеет в виду, что он даёт нам своё общение через фестиваль и книги, общение Гуру Махараджа через его книги, видео и аудио-записи, и, наконец, регулярно в Россию приезжают проповедники, которых он уполномочил давать наставления всем нуждающимся в них преданным, своим ученикам. Поэтому для новичка нет никакой необходимости искать каких-либо наставлений где-то ещё.

Разумеется, это никакого отношения не имеет к людям ищущим, тем, кто ещё не определился со своим выбором. Но под неофитом подразумевается ученик, который уже сделал свой выбор.

Но и это не всё. К сожалению, бывает и так, что общение с кем-либо из тех людей, кто также получил посвящение в нашей миссии, такое общение может быть неблагоприятным для нас также. Сам Кришна в "Бхагавад-Гите" говорит о том, что многие люди становятся на духовный путь, да немногие доходят до вершины. Наша вершина - любовь к Богу и служение Ему. Это естественным образом приходит к нам через привязанность Гурудеву. В свою очередь, чтобы обрести любовь и привязанность к Шри Гуру, мы должны общаться и служить тем Его слугам, кто это имеет в своём сердце. Они и есть наши реальные духовные братья и сёстры, ибо духовное родство это не формальная принадлежность к миссии. Да и миссия, по большому счёту, о чём я не так давно писала, это не физическое, а духовное образование. И проявлена она пока по-настоящему только в Святой Навадвип-дхаме. Здесь же в России всё только начинается. И хочется верить в светлое будущее, которое зависит от искренних усилий каждого на пути любовного преданного служения.


ЭКАДАШИ В МАЕ:

12 мая (понедельник), прерывается пост на след. день 04:23 - 09:45 (г. Москва)
26 мая (понедельник), прерывается пост на след. день 04:01 - 09:38 (г.Москва)


Необычно и актуально для всех, кто в поиске... Подпишитесь, и будьте счастливы:

Рассылка: Мастерская Творчества - Литература для души

       


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 6 мая 2003 г.
Тема: "Размышления о бхакти: АТЬЯХАРА".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Живя духовной жизнью, совершая то, что мы именуем садханой, необходимо общаться со святыми преданными. Благодаря этому общению в сердце рождается почтение к ним и возрастает влечение к преданности. Поистине любовь проистекает из этого влечения, но она остается скрытой до тех пор, пока мы не будем иметь подлинную жажду Божественного".

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное