Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Косвенное служение или слуга слуги слуги…


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Мне довольно и того, что я могу служить Ему, издалека, через посредника, и даже не через одного, а через нескольких посредников. Даса-даса-дасанудасатвам: слуга слуги слуги слуги. Я связан с Ним отдалённо, и моя энергия идёт через преданных к Нему - к Тому, кто исполняет все желания. Каким бы ни было моё положение, я хочу быть связан с Величайшим Господом, способным осуществить чаяния всего мира!"

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 60


Тема: КОСВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ или слуга слуги слуги...

В материальном мире многие люди желали бы быть господами, но реальность такова, что все мы - слуги. Общество уважает тех, кто служит искусству, науке, отечеству и своему народу. Простой человек обычно служит своей семье, родственникам. И каждый из нас зависим от своих чувств и ума, которые, очень тонко и умело, управляют нами. Те, кто отождествляют себя с умом и телом, пребывают в убеждении, что они - свободные и независимые господа. Те же, кто знают, что "Я" - это духовная частица Бога, джива, стремятся служить Богу, истинному Господину, Властелину всех и всего.

Из Священных Писаний и от вайшнавов мы узнаём о возможности личностного общения с Богом, о пяти типах взаимоотношений (рас) с Кришной, включая дружеские, родительские и супружеские. И невольно мы начинаем проецировать это на себя. Смиряясь с тем, что самое высокое положение Господина уже занято, тем не менее, в силу амбиций, в силу материального желания занимать максимально возможное высокое положение, мы мечтаем попасть в число ближайших слуг Господа, о которых слышали или читали чудесные истории.

"Шрила Шридхар Махарадж говорил, что когда он пришёл впервые в Гаудийа Матх, он думал: "Да, я останусь тут, я буду служить своему Гуру и преданным Кришны, но рано или поздно эта внутренняя потребность в прямом общении с Кришной будет исполнена". Но постепенно мы начинаем понимать, говорил он, что вайшнавы, преданные Кришны, - это вся и всё. Через вайшнавов мы обретаем подлинного Кришну. Это постепенно мы поймём"( из лекции Б.С. Госвами Махараджа).

Последователи бхакти-йоги прекрасно знакомы с утверждением вайшнавской философии о высочайшем положении слуги слуги слуги. Священные Писания и вайшнавы на многочисленных примерах показывают и рассказывают о преимуществах косвенного служения. Но нашему уму крайне сложно признать, что косвенное служение предпочтительнее непосредственного. Скорее всего, это следствие того, что нам трудно согласиться с тем, что мы ничтожны и незначительны по отношению к Абсолюту и миру трансцендентной реальности.

По словам Госвами Махараджа вопрос о том, каковыми могут быть отношения дживы и Кришны,

"это вопрос способности живого существа, т.е. способности дживы к отношениям с Кришной, к служению Ему. И она, эта способность, и не равняется нулю и не является чем-то безграничным. Это вопрос того, насколько джива может вместить в себя переживания, которыми с ней делится Кришна, как Махапрабху.
Идея, стоящая за всем этим…почему служение Кришне через Радхарани, через Махапрабху? Прямое обращение к Кришне может не принести возможности такого служения, как даёт вот это косвенное обращение, обращение через Махапрабху и Шримати Радхарани.
Когда мы, будучи ограниченными живыми существами, дживами, пытаемся обратиться к Кришне непосредственно то, и соответственно наша способность к обмену и взаимообмену расой также ограничена. Чит-шахти - вечные спутники, вечное окружение Господа обладают способностью извлекать эту расу в гораздо большей степени. Шримати Радхарани известна как махабхава, она обладает способности извлекать безграничное количество расы из Кришны. Все эти вещи непостижимы и недостижимы...

...И затем, когда живое существо попадает в круг её спутников, в круг тех, кто служит ей, она, будучи благодарна своему окружению за то служение, которое они совершают, даёт им возможность испытать нечто из этого вкуса. В противном случае достижение этого для дживы невозможно...

Мы приходим к выводу, обдумывая всё это, что косвенное служение, не прямое служение даёт гораздо больше возможности, чем попытка прямого обращения, непосредственного служения".

Итак, наши претензии занять такое же положение, какое занимают ближайщие спутники Господа, основаны на непонимании разницы между чит-шахти и джива-шакти.

"Мы являемся джива-шахти. Джива-шакти всегда должна пребывать под защитой, покровительством чит-шахти. Чит-шахти сотворена из более прочного вещества. Приняв прибежище в чит-шахти джива-шахти может обращаться к Кришне. Но напрямую, у дживы, т.е. у нас нет шансов непосредственного взаимодействия с Кришной, обмена расой с Ним. Это называется ашрайа-виграха. Джива постоянно нуждается в прибежище, но будучи дживы-шахти - духовными душами мы являемся бесконечно малыми частичками чит-шахти, потенции наслаждения, блаженства Кришны. Благодаря служению, через служение человек может испытать нечто, что выходит за ограниченные рамки его индивидуальных способностей".
(Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж)

Но подлинное счастье, которого ищет и жаждет каждое живое существо, не зависит от занимаемого положения. Оно возможно в любом положении при условии полной самоотдачи, полного самопредания Божественному Центру. И это происходит через божественный канал, называемый Шри Гуру.

Однако, так уж устроены обусловленные души этого мира, что придя к лотосным стопам Гуру, признав в нём божественного представителя, мы тут же стремимся занять место в числе ближайших слуг Гуру, мы хотим непосредственно служить Гуру, потому что такое служение представляется нам наиболее возвышенным и сладостным. Служить Абсолюту не напрямую, а через его посредника - Гуру, - на это мы ещё можем согласиться, но служить Гуру не напрямую, а через каких-то ещё посредников, это уже кажется совершенно бесперспективным и непривлекательным делом.

Проблема здесь в неумение увидеть преданность в слугах Гурудева. А ведь зачастую этого даже и не требуется. Вполне достаточно подлинного доверия своему наставнику, Гурудеву, от которого мы легко можем узнать имена тех его слуг, которые своим служением приносят ему удовлетворение, и следовать которым он рекомендует всем остальным. Гурудева не интересуют наши материальные качества, как хорошие, так и плохие. Потому что все они преходящи. Но его интересует степень нашего самопредания, сила нашей привязанности к Нему (читай: к Его наставлениям), и дух служения. И именно такими людьми он и окружает себя (более подробно я расскажу об этом чуть ниже, в следующей рубрике).

И когда мы служим тем, кто исключительным образом предан Шри Гуру, кто отдаёт себя служению Гурудеву максимально, тогда нет никаких оснований беспокоиться о результатах нашего косвенного служения. Такое косвенное служение равноценно прямому служению, а нередко и превосходит его. Так например, вы можете длительное время убирать дом Гурудева, время от времени даже попадаясь ему на глаза при этом, но ваше имя так и останется не запомненным. Но вы также можете служить слуге Гурудева так хорошо, что он, приходя к Гурудеву на ежедневный даршан, будет постоянно упоминать ваше имя и рассказывать о ваших деяниях в преданном служении так, что невольно, в конце концов, ваше имя будет запомнено. И когда вам представится случай предстать перед Гурудевом непосредственно, то вас встретят с распростёртыми объятиями. Настолько почётно быть преданнейшим слугой слуги слуги...

И надо заметить, что косвенное служение не является чем-то специфическим, присущим только материальному миру. Оно также сохраняет свою силу и могущество в мире трансцендентной реальности.

"Даже в том, другом мире у нас должно быть только одно стремление - служить слуге слуги. Когда мы слышим об этом от преданных или читаем в священных книгах, нам думается, что это преувеличение. Но нет, так оно и есть на самом деле, и нужно отыскать в себе эту безупречную чистоту. Это для нас безопасное и здоровое состояние".
("Проповеди хранителя преданности", Шридхар Махарадж )

"И самое удивительное, самое изумительное, что Сам Кришна желает быть слугой слуги слуги лотосных стоп гопи. Насколько же возвышенно положение Кришны и положение слуг Кришны, положение слуг гопи, что Сам Кришна желает стать одним из них". (Б.С. Госвами Махарадж)


ИЗ ЖИЗНИ МИССИИ

Преданные, постоянно проживающие в Навадвипе, обладают удивительным настроением служения. Их сева протекает (для большинства из них) не на глазах Гурудева. На утренний ежедневный даршан они приходят (если приходят!) в лучшем случае только для того, чтобы сделать дандават (поклон) Гурудеву, а на вечернем, как правило, могут посидеть несколько минут. Без всякого преувеличения, всего лишь несколько минут! И их снова зовут неотложные дела. И потому Гурудев время от времени, когда позволяет самочувствие, сам спешит навестить своих преданных на их "боевых постах" служения, чтобы поприветствовать своих преданнейших слуг и посмотреть, как протекает их служение.

В Навадвипском ашраме Шри Чайтанья Сарасват Матха всё пронизано любовным служением Гуру.

"Природа слуги такова, что он стремиться никогда не волновать и не беспокоить своего Господина. Даже, когда Господин ложится отдыхать, слуга не прекращает своего служения. Ничто не может отстранить его от служения Господу. Он никогда не оставит служения, подобно муравью, который не ослабит хватку челюстей, даже если ему отсекут голову".
("Божественный Слуга", Б. С. Говинда Махарадж)

Каждый день секретарь Гурудева Ямуна Прия в три часа утра уже на ногах, а около четырёх, когда звон колокола будит всех преданных Навадвипы, на её двери всегда висел замок. Преданная Ума (Германия) выполняла множество разнообразных хозяйственных дел. И даже в те дневные часы после прасада, когда большинство имело возможность немного отдохнуть, Ума даси была в служении - она убиралась в гостиной Гурудева, пока Говинда Махарадж отдыхал в своей комнате. И это был единственный час в сутки, когда гостиная Гурудева пустела. В остальное же время там всегда были любящие слуги Гурудева: одни приходили, другие уходили.

Те, чьё служение в значительной степени, связано с компьютером, сидели со своими ноутбуками в гостиной и тихо работали. Это прежде всего, Госвами Махарадж и Бхакти Лалита (Канада). Секретарь Гурудева, Махананда Прабху выполнял своё служение в офисе, который расположен на втором этаже здания, стоящего справа от главного входа в матх. И по мере надобности он в течении дня являлся к Гурудеву, чтобы вручить обычную почту, доложить о поступившей электронной почте и решить множество неотложных текущих дел.

Здесь, в доме Гурудева, звучала удивительная хари-катха, особенно когда туда приходили высокоценимые самим Гурудевом вайшнавы - Киран Гири Махарадж и Аранйа Махарадж. Несмотря на свой достопочтимый возраст, эти вайшнавы ради удовлетворения Гуру, прошли всю четырёхдневную парикраму, как говорится, по полной программе. После ароти в 5 утра, Гурудев благословлял всех в путь, и махараджи, опираясь на трости, садились в велорикшу и отправлялись впереди всей колонны. Возвращались все поздним вечером, при этом во всех святых местах, где мы останавливались, Гири Махарадж проливал свою милость в виде беседы или лекции, иногда он запевал и некоторые бхаджаны.

Многие преданные, живущие в России и других странах мира, мечтают приехать в Навадвипу, чтобы выполнять там служение. Но неумолимая действительность свидетельствует о том, что подлинного служения для нас там нет. "Подлинное служение" - означает то, в чём есть особо острая необходимость в текущий момент. И этого предостаточно для каждого из нас здесь, в России. Более того, если здесь мы ещё можем воображать о своей какой-то квалификации в тех или иных видах служения, то там, в святой дхаме, даже наши попытки выполнять что-то простое ярко высвечивают нашу неспособность к этому.

Образно это можно сравнить с игрой ребёнка в "магазин", "дочки-матери", "школу" и т.д. Такие игры, может, и подготавливают его к чему-то более серьёзному в будущем, но в целом, игра остаётся игрой, а не реальной деятельностью. В Навадвипе русским преданным (другие и не пытались!) вайшнавы позволяли "играть" в кухонных помощников. Например, девушки чистили картошку, но ... Однажды, пока преданная старательно возилась с одной большой картофелиной, бенгалец Джадананда Прабху виртуозным движением руки почистил за это время пять штук... И никаких слов тут не требовалось, всё было очень наглядно и понятно. А по рассказам Авадхута Махараджа его попытка принять участие в раздаче праздничного прасада преданным и санньяси кончилась тем (я опускаю детальные подробности...), что ему доверили всего лишь разлив воды женщинам и детям.

В то же время, бесспорно, что пребывание в Навадвипе может принести нам пользу. Увы, так сложно победить в себе материальное начало. Вместо того, чтобы отдавать, мы снова оказывается, в лучшем случае, способными, чтобы взять... Но тем не менее, вполне возможно почерпнуть в Навадвипе подлинный дух служения, который присущ всем обитателям ашрама. В конце концов, если уж и брать, то что-то стоящее. А для практики бхакти-йоги нет ничего более важного и замечательного, чем высочайший дух самопредания и любви Шри Гуру.

Сегодня мы говорили о том, что настоящие преданные имеют настроение браться за более низкое, скромное служение. Так, Ашрам Махарадж (Мексика) вместе с сибирячкой Гокулешвари после фестиваля Гаура-пурнимы несколько дней подряд занимался очисткой вод Навадвипской Говинда-кунды. В Мексике его ждёт множество разнообразных забот, в частности, связанных с реализацией проекта по строительству нового храма. В то же время в течение полугода он живёт возле Гурудева, потому что Говинда Махарадж нуждается в общении с этим вайшнавом. Так практически реализуется тезис о том, что наш Господин волен приблизить нас к себе в той степени, в какой считает нужным. Но сам преданный всегда готов довольствоваться самым простым и незаметным служением.


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 21 апреля 2003 г.
Тема: "Мир ложной реальности".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Даже в духовном существовании желаемое положение - это положение слуги слуги слуги".

Шрипад Б.С. Госвами Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное