Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ГРАДАЦИЯ ТЕИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ


Информационный Канал Subscribe.Ru

"И если мы более внимательно и непредвзято рассмотрим христианство и иные мировые религии, мы увидим, что они являются спутниками, которые вращаются вокруг единой центральной Абсолютной Истины. Более того, некоторые из этих концепций приближены к центру - Абсолютной Истине, другие более отдалены, подобно планетам, которые могут находиться ближе к Солнцу или дальше".

Шрила Б.С. Госвами Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 79


Тема: Градация теистических концепций

Кто будет возражать, что Бог - один, что Абсолютная Истина - одна на всех и ни от кого и ни от чего не зависит!

При этом мы также видим и знаем о существовании в сегодняшнем мире множества различных религий и духовных школ и направлений. Наше дуалистичное мышление невольно провоцирует нас на мысль, что среди всего этого множества, возможно, есть одна истинная школа или религия, а все остальные пребывают в той или иной степени заблуждения.

Но между тем, что мы называем "Истиной" с большой буквы и тем, что мы обозначаем "истинным" путём пролегает огромная пропасть. Думать, что "истинный путь" (что бы вы конкретно под этим не подразумевали) один на всех и нет другого пути - такой подход только уводит человека дальше от Абсолютной Истины.

Совсем другое дело, если вы нашли некий путь (на время или на всю жизнь) и считаете его для себя истинным (или верным), тогда при соблюдении некоторых общефундаментальных принципов, у человека есть шанс для реального духовного роста.

"Та картина Вселенной, согласно которой центром Вселенной является Солнце, Земля и все остальные небесные тела вращаются вокруг него. Поэтому, говоря в духовном смысле, мы стоим на пороге такой духовной революции. Раньше мы, западное человечество, в своём большинстве верили в то что христианство является центральной религиозной концепцией. Тогда как иные религиозные традиции, они, где-то там, на периферии. Но 2000 лет назад случилось так, что христианство возникло, т.е. христианство проявилось исторически. И если мы более внимательно и непредвзято рассмотрим христианство и иные мировые религии, мы увидим, что они являются спутниками, которые вращаются вокруг единой центральной Абсолютной Истины. Более того, некоторые из этих концепций приближены к центру - Абсолютной Истине, другие более отдалены, подобно планетам, которые могут находиться ближе к Солнцу или дальше. Поэтому, как только мы признаём множественность, плюральность, многообразие религиозных концепций, нашим следующим шагом должно быть принятие идеи ценности той или иной концепции. А это значит, что мы будем пытаться понять, каков тот стандарт, используя который можно определить сравнительную ценность того или иного представления о Боге".
(из лекции Бхакти Судхир Госвами Махараджа)

Сразу хочу заметить, что попытки сравнивать между собой религиозные концепции - очень важное и нужное дело, если речь идёт об индивидуальном выборе, и совершенно бессмысленное занятие, если полученный вывод вы хотите распространить на всё человечество Земли или мироздания. Представители разных теистических вероучений не могут прийти к согласию по вопросу "кто лучше - хуже, правее - левее", и одной из причин этого является тот факт, что при таком сравнении используются совершенно отличные друг от друга ценностные критерии.

Влечение Души к тому или иному идеалу неподвластно ни чувствам, ни разуму, оно исходит из самых глубин живого существа. Попытки запрета какой-либо теистической концепции не могут дать никакого реального результата. Душа никогда не примет сущностно то, что не соответствует её идеалу. Внешне человек может надеть любую маску, но разве это приблизит или отдалит его от Абсолютной Истины?! Многие ещё прекрасно помнят атеистическое воспитание, осуществляемое в массовом порядке в России. И что? Только те, в ком Душа спала "мёртвым" сном, "хорошо восприняли" подобные уроки. Но у кого душа изначально была пробуждена к духовности, внутренне остались незатронутыми неприемлемыми для них идеалами, а внешне... внешне могло быть что угодно в зависимости от конкретной личности.

Другое дело, что человек зачастую не может выразить устремления своей души. Но когда он встречает личность, которая способна облечь в форму эти устремления, то она естественным образом притягивается к этой концепции. Вот почему так важна проповедь, которую ведут разные религии. Рассказывая людям о своих идеалах, они позволяют каждой душе найти "своих", что немаловажно, чтобы начать реальное движение по пути духовного прогресса.

Вайшнавизм, как учение, равным образом смотрит на все существующие теистические концепции. Но вайшнав... Вайшнав, в сердце которого живут определённые идеалы, расставит все существующие концепции, подобно планетам вокруг Солнца, согласно своей ценностной шкале. И если ваши ценности иные, то возможно, что вы и не сможете согласиться с полученными выводами. Так, каков же критерий, который используют для сравнения вайшнавы?

"Этим стандартом является раса, т.е. степень интимности и близости взаимоотношений с богом, которая достижима здесь или там. Скажем, президент страны - В.В.Путин. Есть разные уровни отношений, которыми с ним связаны разные люди. Для большинства людей - они находятся на почтительном расстоянии и относятся к нему с уважением, (надеемся на это), поскольку он - президент, а мы обычные граждане. Вы можете назвать эту почтительную дистанцию, которую мы выдерживаем, трепетом и благоговением в его адрес. Но есть также люди, которые составляют его ближайшее окружение. Они рядом с ним, и они служат ему. Которые более близко знакомы с ним. Если заглянуть ещё дальше, в более интимном кругу у него есть друзья. Они вряд ли обращаются к нему, называя его "господин президент". Затем у него есть жена и дети. И чем больше проявлена интимность и близость в отношениях с ним того или иного человека, тем большему забвению предаётся его положение президента и его официальное положение. То же самое справедливо, этот принцип справедлив и в отношении Божественного. Чем более велика степень интимности и близости, любви живого существа к Богу, тем больше благоговение и трепет перед ним отходят на второй план. На низших уровнях духовности в религии присутствует так называемый страх Божий. Люди испытывают трепет перед ним. Но Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне, совершенно иная. Мы видим в рамках этой концепции, как мать Яшода, мать Бога, наказывает Кришну, и Кришна бежит от неё в страхе наказания. Как обычный шаловливый ребёнок, озорник, мальчишка, который убегает от своей матери. Но это непостижимые игры Божественного. Точно также, аналогично, дети президента не знают о высоком положении своего отца. Его сын может забраться к папе на шею и играть в лошадку, катаясь на его плече. Благодаря своей интимной, близкой любви к Кришне преданные Кришны могут быть его родителями, друзьями, подругами. Говинда Махарадж имеет обыкновение говорить: "С Кришной вы можете играть в футбол". С Аллахом в футбол играть не получится. А с Кришной можно играть в футбол". (Бхакти Судхир Госвами Махарадж)

Духовный мир безграничен. Кришна-концепция с его личными отношениями между Душой и Богом (прежде всего, дружескими, родительскими, супружескими) зовёт нас в определённую область этой безграничности, где всем правит Красота и Любовь. Но даже эта область имеет дифференциацию. Чистая линия Рупы Госвами делает этот путь ещё более узким, он зовёт нас к супружеской любви, более того, незаконной (паракийа). Но более подробно об идеалах Рупы Госвами мы поговорим в следующий раз.

Это великое счастье, что каждая Душа имеет свободу выбора. И это великое несчастье, когда мы используем эту свободу не для того, чтобы приближаться к Абсолюту тем или иным способом, а для того, чтобы ещё глубже увязнуть в мире тлена. Но это ещё нужно осознать каждому индивидуально.


ВОПРОС - ОТВЕТ

Вопрос: Существует Аллах, существует Иисус, существует Кришна. В чём разница одного от другого?

Ответ Бхакти Судхир Госвами Махараджа:
Мы говорим об общем представлении о Боге, которое имеет общий характер и более специфичном представлении. Так же как в небе есть Солнце, Луна. С одной стороны, то, что мы называем Солнцем и Луной - это всего лишь слова наших конкретных языков, есть русское "солнце", английское "sun", бенгальское название солнца и т.д.

С одной стороны, вы знаете, Аллах, Кришна, Иисус, - это разные имена, которыми владеет один и тот же Бог. Но в каждом имени Бога также заключена определённая концепция, определённое представление о нём. Представление о Боге, которое носит общий характер и есть более специфические представления.

Например, сказать "Аллах акбар" - Бог велик. Шрила Говинда Махарадж говорил об этом, цитируя санкритские шлоки из писаний, которые дают одну концепцию Бога, как о Боге величайшем, как о самом великом начале, и как о самом малом и тонком начале. Вы можете сказать, что Бог, как самый великий и Бог, как самый малый, это крайние проявления Абсолюта, две крайности. Бог, который более величественен, чем самое великое. Это означает, что всё находится в рамках этой концепции, этого представления. Затем Бог как самый малый, как самое мельчайшее, малейшее начало. Это Бог всепроникающий. Эта та концепция Бога, согласно которой Бог пребывает во всём, он вездесущ, он в каждом атоме и в сердце каждого живого существа. Поэтому есть две крайности божественного. Одна ипостась всеобъемлющая, всеохватывающая, а другая - всепроникающая.

Когда мы приходим к Кришна-концепции Божественного, представлению о Боге как о Кришне, мы сталкиваемся с чем-то в высшей степени уникальным. Вместо того, чтобы иметь дело с двумя этими крайностями, вы имеете дело с самым центром Безграничной Личности, бесконечной Реальности.

Центральной концепцией Абсолюта является Прекрасная Реальность. Кришна означает того, кто привлекает всех живые существа к этой центральной концепции Абсолюта. Привлекает через любовь, красоту и нежность. Поэтому можно сказать, что это три ипостаси Бога: Бог как всеприбывающий, Бог как вездесущий, всепроникающий и Бог как всепривлекающий. И в самом центре находится Верховная Личность Бога.

Опять же, если говорить ещё раз, то различие между Аллахом, Христом, Кришной - это различие между разными концепциями, - определяется степенью проникновения в Божественную реальность и степенью интимности или близости, которую возможно достичь для человека в той или иной концепции.

Можно пояснить на другом примере. Скажем, в любом учебном заведении есть разные классы, ступени, уровни образования. Всё это является частью образовательной системы. Но…существует начальное образование, существует средняя школа, высшая школа, институт и т.д. На основании того, что мы рассматривали, говорили о глубине проникновения Божественной реальности, степени близости, которая достижима для человека на том или ином пути. Исходя из всего этого, мы считаем, что Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне, занимает верховное положение, наивысочайшее.


ГЛАЗАМИ ДУШИ или жизнь замечательных преданных

Туласи-рани

Туласи-рани является душой общества ярославских преданных ШЧСМ. Ласковая и внимательная словно мама, она заботится о каждом преданном ятры. Интерес к духовным практикам, особенно к йоге появился у неё давно. Немалую роль в этом сыграл её младший сын. Именно он привёл её однажды к сахаджи-йогам, о которых она до сих пор вспоминает с теплотой в сердце. Там они занимались разнообразными медитициями: на портрет лидера - Нирмалы Деви, на чакры, произнося мантры Божествам, проводили агни-пуджи и т.п. Это были замечательные люди, но высота их устремлений не выходила за пределы тонкоматериального бытия.

Её знакомство с Сознанием Кришны началось с лекций по Веданте в доме просвещения, куда также привёл её сын. Потом она стала посещать храм, заниматься там служением. Шли годы…

Как-то её внимание привлекла школа "АУМ", проводившая медитативные занятия и занятия по суставной гимнастике. Зайдя туда, Туласи-рани узнала о фестивале духовности под Москвой, где собирались люди самых разных направлений. И в 1996 г. она поехала на такой фестиваль. Там её судьба свела с преданными нашей миссии, и она познакомилась с лидером - Джаганнатха Валлабха дасом (ныне Авадхут Махарадж) и переводчиком Муралишварой дасом. Ребята ей очень понравились. Они пригласили её на фестиваль ШЧСМ, где она и увидела Гурудева - Говинду Махараджа. Она почувствовала, исходящие от него доброту, тепло и любовь, и на душе её стало так хорошо, как бывает хорошо нам только дома, дома, где нас любят и ждут. И она приняла посвящение.

Вернувшись домой, она продолжала ходить в ИСККОН и служить там; посещала также и намахату, где общалась с людьми, которые интересовались Сознанием Кришны и читали маха-мантру. Но однажды для своих друзей она организовала встречу в своём доме с одним из проповедников нашей миссии - Гири Махараджем из Нью-Йорка. Некоторые из пришедших друзей захотели принять посвящение. Позднее к ним присоединились ещё несколько человек.
Сегодня в Ярославль два-три раза в год приезжают наши лучшие проповедники. У них в гостях побывали Шрипад Бхакти Канан Гири Махарадж, Шрипад Судхир Госвами Махарадж, Шрипад Бхакти Амал Парамахамса Махарадж, Шруташрава Прабху и несколько раз Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж.

И каждого из них вместе с сопровождающим переводчиком радушно встречала в своём доме Туласи-рани д.д. В назначенные дни и часы в её дом приходили преданные и их друзья, в том числе и из ИСККОНа и других Гаудийа миссий, чтобы послушать хари-катху из уст вайшнава, воспеть совместно Святые Имена Бога и вкусить чудесный прасад, приготовленный общими усилиями преданных.

Туласи пытается всех преданных вовлекать в служение Гуру и вайшнавам. Время от времени они проводят публичные программы в городе, и регулярно, фактически раз в неделю они собираются на намахате у того или иного преданного. На фестиваль преданные Ярославля приезжают дружной командой во главе с Туласи-рани. И там она личным примером показывает, как нужно служить гуру и вайшнавам. Особенно замечательно у неё получается изготовление гирлянд для Божеств. У Туласи-рани дома есть тоже небольшие Божества. Это Нитай-Гоура-Чандра и Нитай-Гоура Сундар, а также Гопал. Все они дружно стоят на алтаре в нарядах, сделанных ей самой или подаренных преданными. С необыкновенной любовью и заботой относится она к своим домашним Божествам, проводя для них несколько раз в день пуджу.
И, конечно же, у неё дома растут туласи. С моей точки зрения, их слишком много, чтобы обеспечить им полноценный уход и заботу. Но с другой стороны, она постоянно раздаёт туласи всем преданным, которые желают служить Туласи деви, любовно заботясь о ней.

Туласи-рани настолько любит общество преданных, что прикладывает очень много своих усилий на то, чтобы их ярославская семья была дружной и счастливой.


ЭКАДАШИ В СЕНТЯБРЕ:

6 сентября (суббота), прерывается пост на след. день 04:45 - 09:13 (г. Москва)
22 сентября (понедельник), прерывается пост на след. день 05:15 - 09:20 (г.Москва)


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 3 сентября 2003 г.
Тема: "Наш идеал - самозабвение".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Центральной концепцией Абсолюта является Прекрасная Реальность. Кришна означает того, кто привлекает всех живые существа к этой центральной концепции Абсолюта. Привлекает через любовь, красоту и нежность. Поэтому можно сказать, что это 3 ипостаси Бога: Бог как всеприбывающий, Бог как вездесущий, всепроникающий и Бог как всепривлекающий. И в самом центре находится Верховная Личность Бога".

Шрила Б.С. Госвами Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное