Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ.ЧУЖОЕ ВОСПИТАНИЕ.СКАЗКИ.ССЫЛКИ.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же автор «Малыш растет»). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе), а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями родителей со всего мира - из ваших писем.

Выпуск 56

29 июля 2003 г.

В выпуске:

Ранее развитие. Подводим итоги.
Ваши отклики
Имеют ли право посторонние воспитывать наших детей.
Вопросы от Леночки:
Сказки с плохим концом. А стоит ли?
Ваш опыт:
Ссылки


Здравствуйте, с Вами снова я, Леночка.


Ранее развитие. Подводим итоги.

Затевая тему раннего развития, я преследовала корыстные интересы: с вашей помощью разобраться, что же действительно для ребенка польза, а что вред. Как нужно заниматься с малышом, чтобы не отбить у него желание вообще учиться. И так ли важно раннее развитие. Я оговорилась, что высказываю свои мысли, не претендующие на истину в последней инстанции, и что готова к перемене мнения, если меня убедят.
Ваши письма, как всегда, мне здорово помогли, они выстроили в моей голове мало мальски стройное представление о раннем развитии, об его основных принципах и правилах. Сегодня я хотела бы поделиться с вами своими выводами. Надеюсь они покажутся вам интересными:).

1. Занимайтесь со своими детьми.

Этот постулат провозглашали, как сторонники, так и противники развивающих методик. Мой муж говорит, что не понимает, как можно не обращать на ребенка внимания, не общаться с ним. Ведь заниматься с ребенком интересно и приятно САМОМУ. Делать это, нужно хотя бы для того, чтобы быть ближе к своему малышу, проводить с ним побольше времени.

Не зацикливайтесь на развивающих методиках.

Во-первых, детки все очень разные. И то, что интересно одному, вполне возможно вашего малыша вообще не привлечет. Во-вторых, не стоит загонять себя и ребенка в определенные рамки. Если (как писали многие мамы) вам не хватает фантазии, то, конечно, можно воспользоваться определенными ПРИЕМАМИ, предлагаемыми той или иной методикой. Но обыграть их нужно по-своему, подстраиваясь под своего малыша. А то, как писала Мария: Я вначале тоже начала заниматься строго по методике. Это было каторгой и для меня и для моего ребёнка, т.к. он мне показал, что это его не интересует. Благо Мария нашла выход из положения. Теперь она просто придерживается методики, но не выполняет все предписанное строго. Нет, конечно, если вам повезло, и вы- мама (папа) покладистого малыша, который вписывается в ту или иную методику, так, будто под него ее и писали – флаг вам в руки. Но, если вы видите, что ребенку не интересно, он артачится или делает что-то только, чтобы доставить удовольствие маме – бросайте это дело немедленно. Польза от таких занятий весьма условна, а вот «забить» в ребенке индивидуальность, можно на раз.

Занятия – это игра.

Это, как мне кажется, очень важный постулат. Педагоги настаивают, что до школы, все занятия деток должны происходить в форме игры. Только через игру можно научить чему-то ребенку. Не отбивайте у своих крох всякое желание учиться нудными уроками. Вообще помните, что ЛЮБАЯ ИГРА развивает ребенка. Не только логический куб или рамка вкладыш, но и обычная кукла, машинка и т.п. имеют большое обучающее значение.
Вам кажется, что ваша дочь, играя в дочки-матери попусту теряет время? Лучше бы книжку почитала. А ведь это не что иное, как сюжетно-отобразительная игра. Как отмечают психологи, такая игра имеет важное значение в познании ребенком окружающего мира. Более того, если ваш ребенок не играет в подобные игры, его нужно этому учить. С их помощью он не только лучше познает окружающий его мир, но и переносит увиденное из взрослой, в свою жизнь. Помните, для ребенка нет, и не может быть ничего второстепенного. Все, с чем он соприкасается, все, чем занимается – играет большую роль в его становлении, как личности. Поэтому не стоит отдавать приоритет только развивающим игрушкам, полностью игнорируя остальные. Это неправильно. Вы ведь не хотите, чтобы ваш малыш вырос не приспособленным к жизни всезнайкой. Сюжетно-отобразительные игры (покорми лялю, погладь ей платье, построй для машины гараж и т.п.) помогут вашему ребенку смело войти в мир взрослых, узнать его и приспособится к нему. Кроме того, это ведь еще и здорово развивает мышление: ребенок строит сложную (для него) логическую цепочку – чтобы приготовить обед, нужно взять кастрюлю, поставить ее на плиту, помешать ложкой и т.п.
Заниматься с ребенком – это не только учить его буквам, цифрам и пр. И в простых тематических играх грамотные родители найдут развивающий элемент и помогут его углубить.

Развивайте мышление малыша.

Помните, что и зайца можно научить курить:). Поэтому главной целью ваших с ребенком занятий должно быть развитие мышления. Думаю, у всех нас в жизни найдется пример отличника – любимца всех учителей, пай-ребенка, который достиг своих высот простым заучиванием предмета. Знания у такого ребенка, конечно, есть, но вот с самостоятельным мышлением – проблема. Спросите себя, хотите ли вы, чтобы ваш малыш стал в итоге таким вот зубрилкой? Я, допустим, гораздо больше горжусь не теми достижениями Макса, которым я его научила, а теми, до которых он додумался САМ. Цель любой развивающей игрушки - развить логику ребенку, научить построению определенных цепочек, которые при правильном выполнении приведут к решению той или иной конкретной задачи. Поэтому позволяйте ребенку ошибаться, самому находить пути решения той или иной проблемы. То есть, не спешите поправлять ребенка каждый раз, когда он взял фигурку не того размера для логического куба, к примеру. Пусть он сам убедится, что она сюда не подходит и путем подбора найдет нужную. Можно, конечно, заставить ребенка механически запомнить, что вот эта фигурка втыкается сюда, а та – туда. Но ценность подобного обучения очень невысока.
Я говорю сейчас не о том, что нужно предоставить ребенка самому себе, сунув ему в руки дорогущую развивающую игрушку и посчитав, что на этом ваша миссия выполнена. Но помните, что вы всего лишь ПОМОГАЕТЕ своему малышу познать мир, а не познаете вместо него:)). Пусть у ребенка будет иллюзия того, что до решения задачи он дошел сам. Оговорюсь, что данное правило касается игр.

Не устраивайте экзаменов.

Не спрашивайте поминутно малыша: «Где птичка, где буква «а», где красный кубик». Ведь, если ваш малыш не уверен в своих знаниях, он может вообще замкнуться в себе. Возможно даже у него разовьется комплекс «плохого ученика» и боязнь перед учебой. Просто рассказывайте ему, что он видит на картинке в книжке, на улице и т.д. Все, что ему нужно ребенок запомнит и потом удивит вас своими знаниями.

Развивающие игрушки – под ногами.

Помните, я упоминала, что в любой деятельности ребенка при определенном подходе можно найти развивающий элемент. Так вот вовсе не обязательно тратиться на развивающие игрушки. Об этом очень подробно писала Julia в выпуске «Раннего развития» №26 от 27 мая 2003 года. Повторяться не буду. Скажу только, что не расстраивайтесь, если ваш ребенок не играет со всем этим многообразием из раздела «умный ребенок». Не думайте, что он не развивается. На самом деле, по собственному опыту, скажу, что деткам куда интереснее играть с подножным мусором, чем с красочными игрушками. Вот такой вот парадокс. Но! Если вы поможете своему ребенку и из мусора можно извлечь пользу. К примеру, недавно на улице мой ребенок полчаса запихивал камешки в дырочку канализационного колодца. Я сидела рядом и рассказывала, что вот этот камешек не влазит в дырочку, потому что очень БОЛЬШОЙ. А вот этот в самый раз. Вообще не ругайте ребенка за то, что он подбирает всякий мусор. Между прочим, это тоже элемент обучения ребенка. Таким образом он познает окружающий мир, осознает, что эта деревяшка шероховатая, а камешек гладкий. Конечно, вы волнуетесь за микробы. Для этих случаев носите влажные салфетки с собой.
И еще кое-что про мусор. Существует такое понятие, как игрушки-заместители. Это, когда ребенок, скажем, имитирует разговор по телефону, приложив к уху телевизионный пульт. Педагоги отмечают важное значение подобных заместителей: во-первых, они развивают воображение, во-вторых, помогают ребенку найти выход из сложной ситуации (когда по телефону поговорить хочется, а его под рукой нет:)). Так вот, на улице любой мусор может сгодиться для игры: я в детстве размешивала в воде глину, чтобы получилась «сметана» для игры в магазин. Поэтому, если ваш ребенок хочет покормить на улице куклу, а посудки нет – смастерите ему ее из лопуха. Грязь из лужи вполне сойдет за кашу. И не пугайтесь грязи, не мчитесь домой за игрушечной посудой. Если ваш ребенок научится решать свои проблемы, используя все, что найдет под рукой – он в жизни не пропадет.
Помните, что никакая методика не заменит ребенку многообразия окружающего мира и вашего внимания. Ребенок развивается, просто гуляя по улице и слушая свою маму, которая рассказывает ему о птичках, жучках, паучках и пр. Многие родители презрительно фыркают, мол, какое это обучение. Ан нет. Пожалуй, такая методика получше многих будет. Только рассказывать тоже нужно уметь. Не повторять тупо, что вот это насекомое - жук. А рассказывать ВСЕ, что вы знаете о насекомых. Какие они бывают, для чего нужны и т.д. Никогда не говорите ребенку, что это, скажем, «птичка». У этой птички наверняка есть название. Она как- то говорит (кар, чик-чирик, гули-гули и т.п.). Эта птичка живет в гнезде, питается червячками, высиживает яйца, улетает (не улетает) на зиму в теплые края и т.д. и т.п. Подобное общение зачастую для ребенка полезнее и важнее, чем просто разглядывание картинок по определенной методике. Не загоняйте малыша в «рамки». Не требуйте, чтобы он играл именно с этими стаканчиками- вкладышами, потому что они специально для развития. Мой Макс с большим удовольствием вставляет солонки, вазочки разного размера одну в другую и т.д. А специальные игрушки валяются без присмотра. Но какая мне по сути дела разница? Ведь цель одна, и она достигается.

Не равняйтесь на чужих детей!

Пожалуй, в первую очередь это касается меня самой:)). Знаете, я раньше много «грузилась» по поводу того, что мой Макс не знает буквы, цифры и т.д. А ведь кто-то же знает в его возрасте. Но потом подумала: а ведь я тоже не чемпион по фигурному катанию, не умею играть на пианино, не знаю английского, да мало ли что еще. Но зато я умею делать многое лучше других. Я не менее счастлива, чем бизнес-вумен. Все люди разные и это же касается детей. Это вовсе не значит что мой ребенок менее умный или одаренный. Я уверена, что он умеет и знает много чего, чего не умеют и не знают те детки, которые уже выучили буквы. Просто МОЕМУ ребенку сейчас это не интересно, он не понимает, зачем ему сейчас эти иероглифы. Так стоит ли настаивать? Конечно, нет. У него свой индивидуальный путь развития, не лучше и не хуже любого другого, просто иной! Зачем тратить на пустое занятие драгоценное время, которое я могу посвятить, чтобы научить его тому, что интересно ему в данную минуту, развить ЕГО таланты. Разумеется, это касается только тех случаев, когда ребенок чего-то не хочет. Если он сам проявляет интерес к буквам, конечно надо заниматься. Но настаивать на чем-то, равняясь на соседского Васю – глупо и жестоко. Но помните, для того, чтобы выявить склонности вашего ребенка к тому или иному занятию, эти занятия эму должны быть предложены. Ведь откуда бы ему проявить интерес к буквам, если он видит их только во взрослых, скучных книгах. Я все же считаю, что у ребенка должна быть масса игрушек. И здесь я сама себе не противоречу, как может показаться. Просто, если вы купили какую-то «умную» игрушку, а ребенок не хочет с ней играть – отправьте ее куда подальше или отложите для лучших времен. Но у ребенка должен быть выбор занятий: просто ли возится с пластиковой бутылкой или собирать рамку – вкладыш. Но не переусердствуйте. Не устану повторяться, что вы должны ориентироваться на своего малыша – не забивайте его голову тем, что его сейчас совсем не интересует.

Не возлагайте на ребенка больших надежд.

Это значит, что не нужно требовать от ребенка многого. Помните, что ребенок должен знать, что вы любите ребенка независимо от того, знает он буквы или нет, различает или не различает цвета. Конечно, это очевидно. И вряд ли, кто из родителей скажет, что думает иначе. А вот что думают по этому поводу детки? Вы уверены, что они это знают? Я как- нибудь соберусь с силами и напишу свои мысли по поводу неоправданных надежд. Это очень серьезная проблема, когда человек делает что-то в угоду другим: родителям, учителям и т.д. Теряется его индивидуальность, его собственные интересы остаются «за кадром». А корни эта проблема (как и большинство психологических проблем) имеет в детстве. Когда малыш вместо того, чтобы катать машинки и скакать во дворе с друзьями занимается каким-то пусть и полезным, но неинтересным делом в угоду маме. Когда ребенка «обозвали» гением, и он теперь должен всю жизнь оправдывать это высокое звание. «Ты же такой способный, я бы не требовала от тебя, если бы не знала, что ты это можешь». Как часто такие слова слышат талантливые малыши. Да, может, но вот хочет ли? Замечательно по этому поводу в выпуске № 54 написала Наташа: Я не перестану любить своего сына за то, что он не будет бегло читать в 2 года и не овладеет английским в совершенстве, не станет президентом или выдающимся музыкантом, не стану презирать его за то, что он не заработает всех денег на свете. Я лишь хочу успеть показать ему как можно больше из тех возможностей, которые даёт наша жизнь. А если в итоге после всех моих стараний он станет не топ-менеджером, а слесарем в нашем домоуправлении, я буду точно также гордиться им и говорить о нём со своими подругами. А когда ему будет трудно я всегда приму его, в каком бы виде он ни пришёл, и если надо, приготовлю "запасной аэродром". Я сейчас говорю не о том, чтобы не развивать в ребенке нормальные амбиции и устремления. Нет. Но и не стоит его готовить к какой-то необычной, сверхнеординарной судьбе. Ведь если так случится – что ж тем лучше для вас и него. Ну а если не судьба – не будет горького разочарования.

Расставляйте правильно приоритеты.

Это значит, что все занятия малыша, все его игры нужно делить не на умные и неумные, развивающие и не развивающие, а на приносящие РАДОСТЬ или не доставляющие удовольствие. Это главное! Даже, если вы считаете, что данное занятие малыша никоим образом не обогащает (хотя я лично такие занятия затрудняюсь найти), но оно приносит ему необычайную радость – позвольте ему заниматься им сколь угодно долго. Извините за высокопарность, но мне кажется, что наша главная цель, чтобы у деток было счастливое детство, так зачем же лишать их радости бегать по лужам, играть со сверстниками, кататься с горки и т.д. ради сомнительного удовольствия «быть не как все». Вполне возможно, что «спасибо» вам за это ребенок не скажет, и мечтой всей его жизни будет стать, как все эти счастливые СВОБОДНЫЕ малыши.

поиск другой темы

Имеют ли право посторонние воспитывать наших детей. Ваше мнение.

Ростислав (Львов, Украина):Я считаю, что никто, кроме Вас, пока ребенок маленький (лет до 5) не должен высказывать ему замечания. Тем более в грубой форме. Все, что не нравится, можно сказать маме. Ведь пока что она закладывает основы воспитания своему ребенку. Ребенок в таком возрасте еще не умеет критично подходить к своим поступкам, более того, он может очень сильно испугаться.

поиск другой темы

Евгения:Ребенок, скажем так, шкодит, не слушается, и в результате ущемляет интересы других детей (их мам). В данном случае - высыпал землю на голову девочки. Ребенок взаимодействует с жизнью. Жизнь дает ответ. На мой взгляд, задача родителей корректировать эти ответы. Дети очень прислушиваются к тому, что говорят другие люди. Моя дочь еще маленькая, но я знаю очень хорошо, что я буду делать в подобных ситуациях. Если пакостить будет она, заранее объясню возможные реакции и детей и взрослых. Думаю этот метод может повлиять на всех детей, и о забитости ребенка здесь речи быть не может. А если наоборот, моей дочери достанется, то я буду разговаривать с этим ребенком, и только с ним, так как это самый действенный метод. И ребенок поймет, что если он будет драться (чему учат его, например, родители), то он может столкнуться со мной, а я взрослая (сильнее, умней и т.д.) не буду просто смотреть на его действия и разводить руками. Естественно, я с ним драться не буду, но сказать, что буду - могу. Ну а что делать, если он непослушный драчун и воюет палками? Выше изложенное не применимо к годовалым детям, но на мой взгляд годам к 2-м уже вполне, и ОСОБЕННО к детям постарше.

поиск другой темы

Оксана:О замечаниях от чужих людей: а Вы никогда не сталкивались с тем, что Вам, взрослому человеку, дают советы космического масштаба о том, как готовить, одеваться, вести себя с мужчинами, причем когда Вы этих советов вовсе даже и не спрашивали? А имеют ли право взрослые выбрасывать, например, мусор из окон, толкаться в транспорте и пр.? Конечно, не имеют! И воспитывать чужих детей тоже не должны. А воспитывают. Из своего детства помню, что в наши прогулки с няней регулярно "вклинивались" какие-то тети и дяди, высказывая свои пожелания разного характера. А моя няня, очень интеллегентный человек, как-то очень спокойно, но твердо осаживала их, не вдаваясь в какие-либо подробности. Мой малыш еще не дорос до того, чтобы умудриться напакостить, но по аналогии с другими жизненными ситуациями, я предполагаю, что я демонстративно огрызнусь на такую "подругу", но акцент сделаю не на поступке ребенка, а на ее тоне, а до мелкого попытаюсь донести, что так делать не стоит. Я считаю, что никаких криков не должно быть ни то что при ребенке, а вообще. Все, кто общаются со мной, знают, что на "ор" я не реагирую вообще никак (в лучшем случае). А могу и перестать общаться (очень спокойно и без выяснения отношений).

О раннем развитии - полностью согласна с тем, что нет более несчастных людей, чем поврослевшие вундеркинды. Я хочу, чтобы у моего ребенка были счастливые глаза.

О детской самостоятельности - с самостоятельным ребенком, конечно, сложнее. Но проще, чем с нервным и истеричным. А главное - ему самому будет потом проще, а у счастливых родителей будет больше поводов гордиться чадом. У меня, в этом смысле, ситуация смешная - никто особо не воспитывал, вернее, попытки воспитывать натыкались на стену глухого непонимания. В результате, когда на родительских собраниях моих спрашивали, как они меня так воспитали, они честно говорили "она сама такая выросла". А они только диву давались. Мне все же кажется, что самосотоятельность - следствие характера, а характер - или есть, или нет. Моему сокровищу меньше 3 месяцев, а я уже прекрасно вижу, что скучно мне не будет. Мне педиатр говорит:"Он не переворачивается не потому, что не может, а потому, что НЕ ХОЧЕТ!!!" И, сидя у меня в животе НЕ ХОТЕЛ общаться с некоторыми людьми - начинал брыкаться так, что я буквально сознание теряла. Я считаю - нужно отслеживать и корректировать проявления негативных моделей: агрессии, жадности, лени, нелюбви к себе и миру и пр. А в остальном - пусть растет как растет. В моем окружении есть несколько абсолютно флегматичных людей, у которых кружится голова от моих действий, однако эти люди чудные и по-своему успешные.

поиск другой темы

Сказки: хороший или плохой конец?

Недавно купила Максу книжку русских народных сказок. Чудная книжка с яркими картинками. Но выяснила, что многие сказки в ней рассказаны по-новому. В частности всем знакомый Колобок перехитрил лису и укатился дальше, а Снегурочка и не думала таять, прыгая через костер. Вот я и задумалась, как относится к подобным переделкам. В принципе идея понятная: лично я в детстве с надеждой спрашивала у мамы: «А может не съела лиса Колобка?». Помню так же, что не любила сказку «Русалочка», долго переживала, прочитав сказку Андерсена «Спички». В более старшем возрасте рыдала три дня над «Королем Матиушем» Януша Корчака. Я не понимала, зачем в сказках такой конец.
Но с другой стороны, возможно подобные сказки учат состраданию, сопереживать чужому горю. Они так же готовят ребенка ко взрослой жизни, в которой не всегда все гладко.
Вот в связи с этим вопрос: стоит ли ограждать ребенка от подобных реалий, переделывая конец готовых сказок? Или все же читать как есть? И читать ли? А может вырастет и сам прочтет? Но это уж точно не про Колобка. В общем делитесь опытом, мнениями. Жду с нетерпение:)).

поиск другой темы

Ваши ссылки.

Анна (. Санкт-Петербург):

http://www.center-gallery.com/book/kuindzhi.shtml живописцы

http://www.adept-art.ru/?cont=catalog&dsk_id=377 живопись, лит-ра, музыка…

http://www.agniart.ru/perl/folder_show.fcgi?folderid=10574, http://agni.com.ru/reproductions.htmlЛевитан и многие другие (можно купить репродукции формата А3, В2, В3)

http://www.syktsu.ru/baby/Url/Literature.htm все самое-самое от рождения по раннему развитию

http://rebenok.h1.ru/krtkcdrecom.htm Каталог - рекомендаций по развивающим CD

http://rebenok.h1.ru/ раннее развитие (много ссылок) и Тюленев

http://www.logoped.ru/zvuki.htm логопедические

http://ten2x5.narod.ru/sunduk.htm тексты крупные для обучения чтению+ для карточек

http://parent.fio.ru/index.php?c=1165 список лучших сайтов для родителей

http://www.kirsoft.com.ru/da/sprav.shtml лекарственные растения

поиск другой темы

На этом, на сегодня, все. Пишите мне, делитесь опытом. Будут вопросы, задавайте, будем разбираться всем миром.

Мой адрес mailto:lena_bashkova@mail.ru Жду!
Леночка


У нашей рассылки 1 июня открылся сайт:

"Малыш растет. Опыт родителей со всего мира"
http://deti.tut.ru/

на сайте представлены форум и чат, фотоальбом для посетителей, гостевая книга, анкета, фотоконкурс, страничка консультации детского гастроэнтеролога, и… то ли еще будет, ведь проект только в стадии разработки!
Все эти полезные штучки красиво и удобно оформила Мираэль, за что ей большое-большое-пребольшое спасибо!

Теперь активные читатели и "писатели" рассылки смогут общаться, минуя вечно загруженных ведущих :)


< учки красиво и удобно оформила Мираэль, за что ей большое-большое-пребольшое спасибо!

Теперь активные читатели и "писатели" рассылки смогут общаться, минуя вечно загруженных ведущих :)


Уважаемые читатели! Достаточно ли у Вас времени, чтобы каждый день заглядывать на наш сайт http://malysh-rastet.by.ru и проверить не появилось ли что-нибудь новенькое? Если нет, то СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС открылась НОВАЯ РАССЫЛКА под названием «Новости сайта "Малыш Растет! Опыт родителей со всего мира"». Админ сайта Мираэль поможет Вам быть в курсе того, что новое появилось на сайте. Рассылка будет выходить 1-2 раза в неделю.

Подписаться на рассылку можно здесь.

Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки:
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)

Наш архив пополняется номер за номером: http://subscribe.ru/archive/home.child.family/
много полезного и в огромном архиве рассылки "Малыш растет":
http://subscribe.ru/archive/home.child.babyland/

Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство

На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.

РассылкиSubscribe.Ru
Малыш растет. Рецепты и советы для самых маленьких
Американский дневник. Взгяд на Америку изнутри.
"Дамский угодник". История ювелирных украшений. От авторов.

Консультации 
детского гастроэнтеролога профессора М. Ю. Денисова

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное