Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уголки Вселенной - планета Земля Выпуск №5 - Хорезм


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уголки Вселенной - планета Земля

Уголки Вселенной - планета Земля

Выпуск
5

сегодня в выпуске:

29 мая
2005 года

1. Ваши запросы – Хорезм, часть I - Архитектура

2. Изучаем суфизм: Слон в темноте.

                                                   3. Великий шелковый путь

  1. Ваши запросы – Хорезм.

 Привет Наргиза!

Много чего слышал о Хорезме и в частности Хиве. Видел однажды снимок города с высоты, и был поражен. Неужели все эти здания существуют на самом деле? Обилие построек а ля «Тысяча и одна ночь», огромное количество минаретов, голубых куполов и главное ни одного многоэтажного современного здания. А территория города вроде достаточно велика

Ядгар Измайлов (Израиль)

Пустыня Кызылкум, окружающая оазис Хорезма, - странная пустыня. Среди барханов, на вершинах пустынных скал в отрогах Султануиздага - повсюду встречаются следы человеческой деятельности. Остатки древних каналов, пунктиром тянущиеся на десятки километров, руины крупных поселений и городов. Сегодня этот мир мертв. Величественные сооружения древнего Хорезма захватили вороны, ящерицы и змеи. Кажется, что ты в заколдованном царстве, в стране материализовавшихся миражей...

Территорию древнего Хорезма часто называют "среднеазиатским Египтом". И, надо сказать, это весьма подходящее сравнение. Не много в мире найдется мест, где на сравнительно небольшой территории было бы сконцентрировано такое количество памятников древней архитектуры. Одних только крепостей насчитывается здесь более десятка. И так же, как египетские пирамиды, они ошеломляют человека, впервые оказавшегося в непосредственной близости от них. У стороннего наблюдателя или путешественника сразу же рождается множество вопросов: как древние строители при отсутствии какой-либо строительной техники могли возвести все эти грандиозные сооружения? Благодаря чему многие постройки сохранились до наших дней? А ведь возраст большинства из них - две тысячи лет. Ответить на эти вопросы помогли специалисты Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения АН Узбекистана. Археологи Гайратдин Хожаниязов и Нариман Юсупов не один десяток лет посвятили изучению оборонительных сооружений древнего Хорезма и считают, что загадок в истории этого некогда могущественного государства еще немало. По их словам, в начале нашей эры Хорезм переживал небывалый расцвет и настоящий строительный бум.

Принцип строительства всех крепостей Хорезма оставался одинаковым на протяжении веков. Рассказывает кандидат исторических наук Гайратдин Хожаниязов:

- В основе зданий обязательно использовался речной песок. Он не пропускал сырость, а при землетрясении играл роль амортизатора. Стены возводились из крупноформатного сырцового кирпича, который за века не потерял свою прочность. Его и сегодня можно смело использовать в строительстве. Практически на каждом кирпиче встречаются особые знаки - тамга. Что это за знаки, мы пока не знаем. То ли знаки мастеров, то ли фамильные знаки царского рода. В качестве связующего состава при строительстве использовалась сырая глина, прочно удерживающая даже сводчатые перекрытия из трапециевидных кирпичей во внутренних помещениях. Клиньями между кирпичами служили природные камни. Дерево практически не использовалось, поскольку всегда было в здешних краях в большом дефиците, но древние строители, как видим, умело обходились и без него. Интересно, что архитекторы на заре новой эры додумались провести в крепость трубопровод от ближайшего арыка. Трубы из обожженной керамики диаметром 50-60 сантиметров служили верой и правдой долгие годы.

Работали древние строители поистине ударными темпами. Два-три месяца - и крепость была готова. Зодчие четко знали свое дело и прекрасно разбирались в качестве строительного материала. То ли природа давала мастерам отменное сырье, то ли сами они владели какими-то ныне уже утраченными секретами изготовления высокопрочных сырцовых блоков и кирпичей, но построенные из этих самых блоков и кирпичей крепостные стены прекрасно выдержали испытание временем, атаки ветров, дождей, 50-градусный зной, налеты войск арабского полководца Кутейбы, захватившего Хорезм в 712 году, а потом и нашествие монгольских полчищ. Многие древние крепости выглядят так, будто были покинуты своими обитателями только вчера. И удивительно то, что, несмотря на свою величественность и хорошую сохранность, о самом существовании этих крепостей сегодня известно только узкому кругу специалистов. Может быть, еще и потому они так хорошо сохранились, что расположены в стороне от наезженных дорог и добраться к ним без помощи местных историков весьма и весьма затруднительно.

Выбор места для строительства крепостей и по сей день составляет одну из историко-географических загадок древней Средней Азии. Каких только теорий не выдвигалось на сей счет! Принято считать, что люди всегда стремились жить поближе к воде. Но в тех местах, где находятся крепости, вода была труднодоступной. В то же время близ Амударьи нет ни одного крупного оборонительного сооружения. Возможно, это объясняется тем, что древние обитатели Хорезма стремились возводить крепости на естественных возвышенностях, а по берегам Амударьи они почти не встречаются. Проблему водоснабжения хорезмийцы решали с помощью многокилометровых оросительных каналов. Какова протяженность этих сооружений, точно неизвестно, но масштабы древнего строительства сравнимы разве что с ударными социалистическими стройками наподобие Беломорканала. Вероятно, для рытья каналов в пустыне были привлечены тысячи людей, трудившихся день и ночь.

Кроме того, для сооружения крепостей требовалось доставлять к местам работ строительный материал - речной песок и глину, необходимые для производства сырцового кирпича. До сих пор непонятно, как удалось древним прорабам наладить снабжение, но факт остается фактом - речные песок и глина бесперебойно поступали за десятки километров. Можно представить себе эти тянущиеся по пустыне караваны!

И результаты работы хорезмийцев потрясают. Взять хотя бы грандиозный комплекс Топрак-Кала (Земляной город), стены которого тянутся более чем на километр. Это был целый город, в котором историки насчитали не менее десяти кварталов. Город начал возводиться в I веке нашей эры. Так как строился он на равнине, для защиты от нападений его непременно должна была окружать высокая стена. И она была сооружена. Высотой до 10 метров! Только представьте себе масштаб строительства: сотни людей участвовали в насыпных работах, а параллельно с этим на самом высоком месте возводился еще и красавец замок.

Другая, не менее величественная крепость Кызыл-Кала (Красный город) защищала рубежи государства в I-XII веках. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры (65 на 65 метров), она была крепким орешком для врагов. Двойные стены толщиной восемь метров поднимались в высоту на 15 метров. Внутри крепость была двухэтажной, при этом первый этаж начинался с 4-метрового цоколя, дабы стенобитные орудия не смогли открыть доступ нападавшим во внутренние помещения.

Место для строительства крепости выбиралось особо тщательно. Как мы уже отметили, предпочтение отдавалось возвышенностям, но существовала еще и такая традиция. Где-нибудь поблизости от предполагаемого места строительства ловили и убивали дикое животное, и если древние эскулапы находили у него признаки какого-то заболевания, стройку не начинали, справедливо полагая, что такой же недуг может постичь и поселившихся здесь людей.

Пожалуй, наиболее удачное место было выбрано для строительства крепости Аяз-Кала (Город на ветру). Преодолеть крутой подъем к естественной возвышенности с крепостью на вершине трудно даже налегке.

- Это классическое хорезмское пограничное сооружение, - рассказывает Нариман Юсупов. - Его стены обращены по сторонам света, а вход обязательно устроен с южной стороны. Объяснение данной особенности очень простое. Преобладающий в этих краях южный ветер выдувал из крепости пыль и мусор. В то же время вход в крепость не представлял собой этакий проходной двор. В плане каждой хорезмской крепости обязательно присутствовал привратный лабиринт - своего рода крепость в крепости. Попадая сюда, нападавшие оказывались в ловушке и получали ожесточенный отпор.

Историки предполагают, что крепость Аяз-Кала была возведена в IV-III веках до нашей эры, но, как ни странно, скорее всего никогда не использовалась по своему прямому назначению. Более того, есть мнение, что по какой-то причине крепость не была достроена. Археологи не обнаружили здесь ни одного свидетельства обитания людей, зато нашли много заранее заготовленного, но неиспользованного строительного материала. И тем не менее эта крепость, простоявшая много веков, кажется покинутой совсем недавно. Ее суровые серовато-розовые сырцовые стены с узкими щелями стреловидных бойниц, грозные башни, круглые и стрельчатые арки порталов и сегодня выглядят устрашающе.

Грандиозные развалины овеяны многочисленными легендами и сказаниями. В народе и сейчас ходят поверья, что во многих крепостях скрыты подземные ходы, охраняемые злыми силами, и что всякий, кто попытается искать здесь неисчислимые сокровища, должен погибнуть. К счастью, ни одного случая трагической смерти среди археологов за все годы исследований отмечено не было. Что же касается "неисчислимых сокровищ", то ученые не отрицают возможности будущих сенсационных открытий. Дело в том, что из многочисленных сооружений древнего Хорезма на настоящий момент исследована в лучшем случае половина. Например, та же крепость Кызыл-Кала - полностью нетронутый объект.

Странно, но до сих пор о древнем Хорезме историкам известно очень немногое. Летопись мертвых городов этого государства пестрит нерасшифрованными страницами, которые обязательно рано или поздно будут прочитаны. Есть пример: трудно поверить, что еще в начале XIX века науке было мало известно о древней истории Египта, Вавилона, Ассирии, а сейчас мы знаем о прошлом этих могущественных империй довольно много. Возможно, и история древнего Хорезма со временем приоткроет свои тайны.

В следующем выпуске: хронология истории Хорезма
При подготовке использованы материалы сайта khorezm.land.ru

2.Изучаем суфизм: «Слон в темноте»

Известный анекдот о слоне и тех слепых рассказывается несколько Иначе Идрис Шахом, что впрочем не меняет его смысл. Четверо исследователей «осматривали» слона в темноте (по каким-то причинам) и исследовали, получается путем осязания. В результате тот, кто трогал его хобот, сказал, что слон это нечто такое длинное и узкое, тот кто ощупал стопу: «слон это нечто, вроде столба», кому досталась спина слона: «слон это нечто вроде трона» и для четвертого, исследовавшего ухо  слон оказался опахалом.

Эта притча обратно пропорциональна притче о винограде и 4 людях. Если в том случае они называли разными именами одно и тоже, то теперь они одну сущность видят под разными углами. И главное: они опять же все правы. Но однобоки.

Примерно так объясняет Идрис Шах попытку ученых дать определение суфизму.

«…один из персидских ученых считает, что суфизм представляет собой искажение христианского учения. Профессор из Оксфорда думает, что он сложился под влиянием индийской Веданты. Профессор арабо-американского происхождения полагает, что суфизм был реакцией на интеллектуализм в Исламе. Профессор семитской литературы усматривает в суфизме следы центральноазиатского шаманизма. Немецкий ученый будет убеждать нас, что в суфизме следует искать элементы христианства и буддизма. Два очень крупных английских востоковеда видят в суфизме следы сильного влияния неоплатонизма, но один из них допускает, что суфизм мог развиваться и самостоятельно. Арабский ученый, публикующий свои труды через один из американских университетов, убеждает своих читателей, что неоплатонизм (который он считает частью суфизма) является синтезом греческих и персидских влияний. Один из крупнейших испанских арабистов, говоря о возникновении монашества в христианстве, называет источником суфизма манихейство. Другой ученый, обладающий не меньшим авторитетом, находит в суфизме элементы гностицизма, а один английский профессор, который перевел суфийскую книгу, склонен видеть в ней «маленькую персидскую книгу». Другой переводчик усматривает мистическую традицию суфиев «в самом Коране»….»

 

Дале идут довольно остроумные описание по сути одного и того же: все изучения суфизма «извне» неверны. Изучать нужно строго по книгам самих суфиев. Невозможно постичь учение суфиев не будучи суфием.

 

Эту мысль я прочла и в самом начале книги, и признаюсь она начала бы меня достаточно сильно раздражать, если бы во-первых не интересный литературный язык самого Идрис Шаха, во-вторых множество забавный примеров которые он приводит, и в третьих смутное (на уровне подсознания) ощущение, что мысль эта очень важна и в неё нужно не просто вникнуть но и довникать а может даже и довниквникновенивиновать.

 

Хотя рождается и другая мысль. Что это типа пропаганда.

 

Впрочем, следующий абзац меня переубеждает, и начинаю немного вникновенничать: видимо в самом учении на первый взгляд много противоречий, и неспроста основная притча главы «Слон в темноте».

То есть в следующих главах видимо нам придется столкнуться с различными убеждениями, которые на первый условно «слепой» взгляд покажутся противоречивыми, но, по сути, таковыми не являются (как в случае со слоном).

Идрис Шах строго предупреждает не воспринимать все сказанное в суфийской литературе буквально, так как очень часто все они прибегали к метафорам. Тут кстати пускает шпильку в адрес ортодоксальных христиан, иудеев, мусульман воспринимающих Библию, Талмуд, Коран буквально.

Почему суфии пользовались завуалированным языком? Боясь инквизиции от того же узколобого, буквалистского духовенства, (ну раз причина только в этом, невольно возникает в голове, то почему бы тем, кто не боялся инквизиции и не воспринимать буквально книги тех, кто писал их без боязни, а значит без «вуали»…), во вторых так проще доводить до сознания созревших людей, через образы, музыку, стихи, Ане через просто свод слов (аааааааа!…)

Далее интересные и весьма убедительные примеры мудрости познаний суфиев, в частности за тысячу лет до Эйнштейна вопрос о пространстве и времени был решен одним суфием, раньше Фрейда восточные суфии изложили всвоих трудах основы психоанализа (ал Газали), далеко до рождения Юнга его теорию архетипов подробно описал другой суфий (ибн ал Араби), да и кстати Юнг в своих тудах отмечал свои попытки как попытки новичка вникнуть в древнюю мудрость востока.

Ну и самое интригующее. В конце главы:

«…суфии считают, что в некотором смысле человечество развивается, стремясь к определенной цели. Все мы участвуем в этом развитии. Органы появляются в ответ на потребность в существовании таких особых органов (Руми). В соответствии с такой потребностью человеческий организм вырабатывает новый комплекс органов. В наше время преодоления времени и пространства этот комплекс также занят преодолением времени и пространства. То, что обычные люди считают отдельными и случайными проявлениями телепатических или пророческих сил, суфии рассматривают как первые признаки деятельности именно этих органов. Различие между всей эволюцией до сегодняшнего дня и современной потребностью в эволюции заключается в том, что в течении последних 10 000 лет или около того нам предоставляли возможность сознательного развития. Эта высшая форма развития является столь важной, что от неё теперь зависит само наше будущее. В терминах знакомой нам притчи её можно назвать «как учиться плавать»…»

Звучит как глава из Клиффорда Саймака. Что-то вроде этого читала в его книге «Выбор богов». Этот научно-фантастический роман, в свое время произведший на меня сильное впечатление. Тем, что больше похож на научно-фантастический труд. Речь шла как раз об особых способностях людей. Правда в отличии от суфиев которые утверждают, что способности эти для всех, Саймак отделял технократов – людей туда, науки и техники, парапсихологов – которые также делились на космических (тех кто покоряет время и пространство), природных (разговаривают с деревьями, этакие друиды) и тех кто мог говорить с животными. Суфии в этом плане более щедры, чем писатель-фантаст.

Ноо…мне этот подход кажется более справедливым. Впрочем, посмотрим…

 

В следующем номере: «Тонкости Муллы Насреддина»

 

Для тех, кто не довольствуется всего лишь повествованием, тех, кто хочет испытать более острые ощущения, увидеть места где ступали ноги величайших суфиев, тех кто ищет новые пути познания, для тех кто просто хочет увидеть новое, понять, постичь, убедиться или напротив разубедиться предлагаем посетить «Суфийский тур».

 


Трансоксания с 4 в. До н.э. до 8 в. н.э.

 

Как все начиналось........(продолжение, начало в выпуске №4)

 

            Он прибыл, чтобы только обнаружить, что они, достигшие между тем богатства и власти, не имели уже абсолютно никакого интереса отомстить за свое поражение своим давним врагам, сюнну. Он оставался у них примерно около года и собрал столько, сколько мог, знании о них и других племенах мной местности, прежде чем он отправился в обратный путь на родину. На обратном пути он вновь попал в руки сюнну. Ему удалось во второй раз уйти от них и, спустя 13 лет. считавшийся уже мертвым, он добрался до Чанъаня, столицы империи Хань, чтобы доложить правителю об увиденном. Из некогда бывших она человек возвратились только он и лишь один из его спутников.

То, что разузнал Чжан Цянь - в военном, политическом, экономическом и географическом отношении - обеспечило ему авторитет при дворе Хань. От своего посланника правитель узнал о зажиточных и доселе неизвестных царствах в Фергане, Самарканде и Бухаре (все на территории сегодняшнего Узбекистана) и Балхе (сегодняшний Афганистан). И точно также китайцы впервые услышали о существовании Персии и еще одной далекой страны, Ли-йиень. По мнению современной исследовательской науки это был со всей уверенностью Рим. Непосредственно существенное значение на взгляд Ву-Ди имело, однако, открытие удивительной, новой породы скакунов в Фергане, наилучшим образом пригодных в качестве боевых коней Весть об этих быстрых, крупных и сильных скакунах была подобно вспышке молнии, поскольку китайцам в те времена были известны лить маленькие и медлительные лошади, которых мы знаем сегодня как лошадей Пржевальского и можем  увидеть лишь в зоопарке.

Ву-Ди сразу же понял, что ферганские скакуны идеальным образом улучшат ударную силу его конницы в сражениях с сюнну и решил перевооружить свою кавалерию. Он отправил в Фергану посланников с поручением приобрести несколько этих чудесных скакунов. Их старания, как и старания их наследников, были безуспешными. И лишь высылка более крупной армии и осада Коканда в Фергане привели к определенному успеху. Правда, жители при приближении войск выловили всех своих лошадей, забаррикадировались вместе с ними за стенами своего города и грозились убить себя и лошадей в случае дальнейшего приближения китайцев. И все же удалось договориться о более или менее честной капитуляции, а китайцы - вместе с лошадьми - вновь удалились.

Весьма довольный своим посланником, проявившим такую решимость во время столь эпохального странствия. Ву-Ди присвоил ему титул "Великий путешественник". Многочисленным экспедициям еще предстояло отправишься в западные земли, так как Ву-Ди был решительно настроен расширять свои владения в направлении Запада. Одной из них руководил ещё раз сам Чжан Цянь. Одного после своего возвращения «Великий путешественник» умер и был похоронен с большими почестями. В нем по праву можно видеть отца Шелкового пути.

Вряд ли можно описать истоки Шелкового Пути более точно, чем это сделано Петером Хопкирком в его книги Foreign Devils on the Silk Road (Иноземные дьяволы на Шелковом Пути), из которой был взят и переведен вышеприведенный отрывок (Hopkirk, 1980, 14-17).

Однако особенно Сын неба лишил кокандских скакунов (Boulnois. 1964, 29). Это были скакуны, которых китайские офицеры увидели в Ферганской долине в Коканде и тут же увлеклись ими, уже хотя бы из чисто прагматических соображений. Китай эпохи Хань со своими имперскими амбициями, с одной стороны, и из-за своей постоянной борьбы с северными кочевыми народами, с другой, нуждался в несчетном количестве лошадей. В то время еще не умели подковывать лошадей, а маленькие монгольские лошади, хотя и были пригодны для легкой кавалерии, были, однако, слишком слабы и не могли выдержать рыцаря в полном снаряжении при езде на дальние расстояния. Их копыта были мягкими и быстро приходили в негодность. Совсем иными были скакуны из Коканда: они были не только более крупными и сильными, но у них были более крепкие копыта - это были скакуны, которые могли пройти за день тысячу ли. Эти лошади выделяют кровавую испарину, - говорится в китайских сводках, - и происходят от породы небесных коней (Boulnois. 1964, 20). И далее об этих "небесных скакунах" говорится:

В стране Коканд есть высокие горы. Там живут скакуны, поймать которых невозможно. Поэтому у подножий этих гор выпускают полосатых кобылиц для того, чтобы они спаривались с горными жеребцами. От этих кобылиц рождались жеребята, которые выделяли кровавую испарину. Их называют жеребцами породы небесных скакунов  (Boulnois, 1964.20-21).

"Небесные скакуны" тронули за душу не только «Сына неба» они вдохновляли также и художников эпох Хань и Тан, увековечивших их в своих скульптурах. Самой знаменитой является скульптура "летящий конь", отлитая в бронзу неизвестным скульптурам приблизительно две тысячи лет назад и обнаруженная китайскими археологами в 1969 г. во время раскопок на Шелковом Пути неподалеку от Сианя, города, который некоторое время был столицей империи Ву-Ди.

Рубрику Великий Шелковый путь ведет – Джахонгир Ахраров


рекомендую подписаться:

 

До новых встреч!!!

И последнее, если есть вопросы, предложения, замечания, то я готова ответить, выслушать и исправить.

С наилучшими пожеланиями,

Наргиза
turist.28@mail.ru

Архив рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/rest.travel.universe

Архив рассылки можно прочитать здесь: http://content.mail.ru/pages/p_12693.html

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.universe
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное