Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уголки Вселенной - планета Земля


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уголки Вселенной - планета Земля

Уголки Вселенной - планета Земля

Выпуск
4

сегодня в выпуске:

2 мая
2005 года

1. Ваши запросы – город Карши

2. Изучаем суфизм: Подготовка.

                                                   3. Великий шелковый путь

  1. Ваши запросы – город Карши.

 Карши

Здравствуйте большое спасибо за ваши публикации.
Расскажите пожалуйста о городе Карши.

Без подписи

Карши – столица Кашкадарьи (в переводе «бурая река»).
 
Кашкадарья находится на Юге Узбекистана.
Каршинская Степь охватывает большую часть территории, которая ограничена с Востока предгорьями Гиссар и Заравшан. Река Кашкадарья с многочисленными притоками орошает этот регион.
Современный Карши - это административный центр Кашкадарьинской области, в котором имеется несколько памятников архитектуры. Среди них мечеть Кок-Гумбаз (1436 г.), построенная во времена Улугбека в традиционном национальном стиле, мечеть Джами, Курганча с минаретом (XIX-XX в.в.), медресе Ходжа Абдулазиза (XX в.), медресе Клычбая (1714 г.). Сохранились развалины городища Захок-и Марон (I в. до н.э. - V в. н.э.) и древний мост на реке Кашкадарьи. В городе имеется областной краеведческий музей. Наиболее важные археологические памятники Кашкадарьи являются: Мазар Шамсиддин Куляб, Мечеть Кук Гумбаз, Мавзолей Гумбази Зейдан, которые относятся к временам правления Династии Тумуридов.
Заповедник Кизил - Сай, созданный в 1975 г. расположен на юго-западных склонах Гисарских гор. Непроходимые чащи на склонах гор являются убежищем для представителей редких разновидностей животного мира, таких как Туркестанская рысь, бурый медведь, снежный барс, и другие. Здесь можно увидеть одну из самых больших Карстовых пещер в Центральной Азии - Пещера Тамерлана, 80 метров / 240 футов глубиной. В Kaшкадарье имеется множество почитаемых мусульманами священных мест. Среди них наиболее почитаемыми являются: могила Ходжи Убайдулла Джарраха, одного из учеников Пророка Мохаммеда, склеп Абдурахман - ата, могила Святого Гулям Накшбанди и Мавзолей Султана Мирхаидара.
 
29 сентября 2004 года было принято Постановление КабМина о подготовке к празднованию 2700 (!!!) летия города Карши. В подготовке к юбилею принимает деятельное участие ЮНЕСКО.
 

Карши за свою историю три раза менял месторасположение. Есть немало примеров подобных “плавающих” городов в истории древнего Востока. Древний Мерв, Балх, Термез и Ташкент в процессе своего развития неоднократно меняли свое месторасположение. Первым столичным городом Каршинского оазиса был город на месте Еркургана. Специальная экспедиция Института археологии Академии наук Узбекистана с 70-х годов ХХ века проводила его раскопки.

До этого несколько известных археологов изучали остатки этого древнего города, по своим масштабам сопоставимого с Балхом Бактрии и Сузами Месопотамии. Однако серьезных раскопок не проводилось, время зарождения центра оазиса оставалось неизвестным.

Еркурган представляет особую ценность для науки. Он был заброшен уже в VI веке и сохранился в качестве археологического заповедника. Его остатки сохранились в неприкосновенности почти до ХХ века.

Как свидетельствует история, V и VI века были наполнены кардинальными переменами в этнополитической жизни Центральной Азии и Ближнего Востока. В результате сражений за господство над регионом город Еркурган был сожжен, разрушен и навсегда заброшен.

Позже новая столица оазиса начала формироваться в пяти километрах от современного города Карши - на месте Шулликтепе. Здесь задолго до разрушения Еркургана был возведен замок, имевший важное стратегическое значение. Отсюда вода распределялась по каналам, орошающим все регионы оазиса. Этот город, в IX веке достигший процветания, в XIII веке был полностью уничтожен войсками Чингисхана.

В результате город переместился в третий раз - в местность, где сейчас находится старая часть Карши. Город Карши - центр Кашкадарьинской области, один из крупных городов нашей страны, по рукописным источникам он начал формироваться в XIV веке вокруг дворца Кепек-хана. В начальный период правления Амира Темура (который кстати тоже выходец Кашкадарьи, а точнее Шахрисабза) вокруг города впервые была воздвигнута стена. Уместно отметить, что устремления Сахибкирана в деле благоустройства начались именно с озеленения этого города.

 На древнем месторасположении столицы оазиса Еркургане в течение более двадцати лет проводились раскопки. На месте городища когда-то находилась первая столица Каршинского оазиса. Еркурган был окружен двумя рядами прочных стен. В результате раскопок установлено, что первая стена возведена в VI веке до нашей эры. Значит, городу не менее двух с половиной тысяч лет. После похода Александра Македонского была построена вторая, внешняя стена.

В ходе многолетних раскопок здесь были обнаружены остатки города и дворца правителя оазиса, мавзолея, кварталов гончаров, жестянщиков и других ремесленников, древняя утварь, украшения, статуэтки, монеты и печати.

Самое главное, осенью 1999 года в Еркургане были обнаружены остатки самой первой стены толщиной более трех метров, причем в культурном слое, где найдены глиняные изделия, относящиеся к VIII-VII векам до нашей эры. Сохранилась часть этой стены высотой в два метра, которая осталась под остатками квартала гончаров, относящегося к рубежу нашей эры. Она выстроена параллельно той стене, которая была возведена в VI веке до нашей эры.

Но после расширения территории города и возведения внутренней стены, которая сейчас сохранилась, и возраст которой 2500 лет, старая стена, построенная 2700 лет назад, была сломана и использовалась гончарами при изготовлении глиняной посуды. Такое часто случалось и в других регионах Центральной Азии.

В целом благодаря раскопкам доказано, что Еркурган, как древнейшая столица Каршинского оазиса, был воздвигнут в качестве города, обнесенного оборонительной стеной еще в VIII-VII веках до нашей эры, то есть 2700 лет назад.

Недавно в Афганистане был обнаружен уникальный документ на арамейском языке. Он датируется временем Александра Македонского /328 год до нашей эры/. В нем сообщается, что сатрап города Хулм отправил отряд солдат для ремонта оборонительных стен городов Никшап и Кеш. А мы знаем, что Каршинский оазис - это средневековый Нахшаб, а Шахрисабзский оазис - это Кеш. Единственным городом эпохи Александра в Каршинском оазисе был Еркурган. Значит, он назывался Никшап, как и средневековая столица оазиса на месте Шулликтепе, который назывался Нахшеп /арабизированная форма - Насаф/. Да и сам Карши одновременно назывался Насафом или Нихшапом. До XIX века выдающиеся ученые и литераторы-каршинцы именовали себя Насафи.

- В ходе раскопок, проведенных в более чем двадцати местах Еркургана, подробно изучены дворец, цитадель, храм, мавзолеи. Также были проведены раскопки высокого холма во внешнем городе, который оказался остатками самой древней в мире дахмы зороастрийцев. Она была построена примерно во II веке до нашей эры и после непродолжительного использования замурована. До сих пор науке были известны дахмы, относящиеся ко времени не ранее V-VI веков.

При раскопках на городище Еркурган одним из главных объектов работ был городской храм III-VI веков, где найдены обломки глиняной скульптуры женского божества. Она была покровительницей города и всего оазиса.

Она, видимо, олицетворяла дух реки Кашкадарьи. Это не случайно. В регионе, где всегда ощущался острый дефицит воды, режим реки имел важное значение. Рукописи средневековья свидетельствуют, что в засушливые годы нахшабцы поливали посевы колодезной водой. Обожествление воды и поклонение ее силам в образе прекрасной женщины, дающей жизнь, встречается и в других древних культурах. К примеру, в Индии Ганга считалась покровительницей одноименной реки. А в Хорезме Анбар-ана - покровительница Амударьи, почиталась, как подательница жизни, плодородия и удачи.

Среди обнаруженных находок есть этрусская печать с изображением Зевса с посохом в руках. На посохе сидит орел. Эта печать является свидетельством пребывания здесь войска Александра Македонского.

На оттиске другой печати, принадлежавшей правителю Нахшаба, изображен момент принесения клятвы правителя, восседающего на драконе, божеству Кашкадарьи, которому богиня протягивает кубок. Выпить священный напиток из рук божества считалось подтверждением принесенной клятвы.

Кулон в виде золотого ежика, а также изображения лягушки, змеи, найденные в храме Еркургана, свидетельствуют о том, что проживавшие здесь древние согдийцы имели своеобразные религиозно-мифологические представления.

В заключение можно сказать, что уникальные находки, обнаруженные на развалинах древнего города, свидетельствуют о неизвестных страницах истории национальной культуры.


2.Изучаем суфизм «Подготовка»:

Данную главу я перечитала три раза. И каждый раз забывала, о чем собственно она, и с чего все начиналось. Начиналась она  басни Эзопа о кроте и его матери. Далее давалась подробная расшифровка данной басни по принципу той самой арабики, в результате чего слово крот имело аж 6 смыслов, мать крота столько же, а сам диалог в свете этих новых смыслов стал настолько сложным, что, собственно говоря, для меня потерял всякий смысл. И еще меня немного удивлял тот факт, что расшифровка велась на арабике, а сам Эзоп вроде был греком.

Единственная фраза оставшаяся для меня боле менее понятной это: «сам канал может и не пить, но он выполняет функцию передачи воды жаждущим». Вот и я наверное представляю собой канал, который никак не может выпить, но возможно, среди Вас уважаемые подписчики, найдутся люди, жажду которых утолит та информация, которую я передаю.

Далее подробно идет описание, каким должен быть истинный суфий. Вкратце: это люди любви, работы и гармонии. Это поэты и влюбленные. Это те кто среди роз розы, среди щипов щипы. Они могут быть где угодно, они вокруг нас, но обязательно достигают замечательных результатов в любой работе, за какую бы не брались.

Пи этих словах, невольно, развивается ксенофобия. Есть что-то схожее с описанием Акуниновских азазелей. 

Кстати довольно скептическое отношение к людям с метафизическим складом ума, и особенно тем, кто считает себя мистиками. Их называют попросту крикливыми. Слова типа «все это невозможно описать, но я чувствую, что вы имеете в виду» - так же отметаются полностью. Суфии хотят чтобы их понимали, и отдают равные доли значения как уму так и чувствам. Причем слово «чувства» я сама использовала, в книге пишется «определенная область сознания». Однако суфии не отрицают ни метафизические, ни оккультные силы, но придают им лишь вторичные роли.

Поиск истины, подкрепленный желанием обрести мудрость – вот то единственное богатство, которое вам могут предложить.

А вот следующую часть приведу дословно:

«На деревенской улице собрались четверо – перс, турок, араб и грек. Они вместе путешествовали, стремясь достичь некоего отдаленного места, но в настоящий момент у них разгорелся спор о том, как потратить ту единственную монету, которая у них сталась.

- Я хочу купить ангур, - сказал перс.

- я хочу изюм, - сказал турок.

- а я хочу инаб, - сказал араб.

- Нет! – заявил грек, - Мы купим стафил.

Мимо проходил путешественник, знавший много языков. Он сказал: - Дайте мне эту монету, и я постараюсь удовлетворить желание каждого из вас.

Сначала они не хотели верить ему, но в конце концов отдали монету. Человек отправился в лавку и купил 4 маленьких кисти винограда.

- вот мой ангур, - сказал перс.

- это как раз то, что я называю изюмом, - сказал турок.

- вы принесли мне инаб, - сказал араб.

- Нет! – воскликнул грек, - На моем языке это называется стафил.

Они разделили виноград между собой, и каждый понял, что разногласия возникли только потому, что они не понимали друг друга»

Притча используется для того, чтобы объяснить, что по сути различий между религиями нет, вот почему суфии вне религий. Истиной в винограде является вино, изготавливаемое из него. А виноград это еще незавершенная форма. Таким образом – люди религиозные на одной ступени, суфии на ступени выше, идут дальше.

Далее идет подробное объяснение этого факта на примере Ислама. Цитирую:

«Нетрудно установить тот факт, что условия, созданные Исламом, были признаны подходящими для проекции суфийского учения. Несмотря на процветание полуофициального мусульманского духовенства, узколобых буквалистов….., Ислам обеспечил более благоприятные условия для распространения тайного учения, чем любая из предшествовавших ему религий……

…..следует помнить о том, что Мухаммад не утверждал, что он принес с собой новую религию. Он продолжал монотеистическую традицию, которая по его словам, существовала задолго до него…..

…..в области религии Коран поддерживает единство всех религий и говорит о том, что они происходят из одного и того же источника. Ислам считал Моисея, Иисуса и других вдохновленными свыше пророками. Далее, тот факт, что множество бывших иудеев, христиан и зороастрийцев….признали мессию Мухаммада, а некоторые из них в поисках учителя посетили Аравию еще во время его жизни, еще более укрепили веру в непрерывность древнего всеобщего учения, при том предшествующие религии могли быть различными вариантами или популяризацией этого учения»

Единственное непонятное место в этом – это зороастризм и буддизм. В плане религий с единым Богом, все понятно, до этого и узколобое духовенство дошло. Но Зороастризм и Буддизм с его пантеоном божеств? Тут ведь уже идейное различие идет. Да и если истории изложенные в Ветхом завете, Библии и Коране во многом совпадают, то нет никакого совпадения в Авесте.

Вобщем вот это непонятно.

Подготовка на этом не закончилась. Есть еще и вторая часть «Слон в темноте», которую постараемся изучить в следующем выпуске.


Трансоксания с 4 в. До н.э. до 8 в. н.э.

 

Как все начиналось........

 

            За сто лет до рождества Христова молодой китаец по имени Чжан Цянь с настроем на приключения тронулся с тайной миссией в путь через весь Китай, чтобы добраться до отдаленных в то время и полных тайн земель на западе. Хотя ему и не удалось выполнить свое задание, это путешествие осталось в истории как одно из самых значительных. Оно должно было привести к открытию Европы Китаем и тем самым началу открытия Шелкового Пути. Цянь, известный своей силой и отвагой, отправился в путешествие по заданию Ву-Ди, правителя династии Хань, который чувствовал себя объектом учащающихся нашествий сюнну, давнего бича Китая. Этот воинственный народ тюрко-монгольского происхождения спустя столетия появляется в Европе в облике наводивших страх гуннов, как они нам известны из наших исторических книг. Их нашествия на Китай начались в период Противоборствующих империй (476-206 гг. до н.э.), а в 221 г. правитель Цинь Шихуанди построил Великую Стену в стремлении остановить их.

            Ву-Ди, сын неба, так звучал его официальный титул, за несколько лет до этого узнал о пленных гуннов, что они, победив другой центральноазиатский народ, юе-чжи, сделали из черепа их предводителя чашу для питья и вынудили этот народ бежать дальше на запад через Такла-Макан. Там, как он узнал, эти юе-чжи ждали того, чтобы отомстить за свое поражение. Для этой цели они искали сначала союзника. Ву-Ди сразу решил установить контакт с юе-чжи, намереваясь стать их союзником, чтобы напасть на сюнну одновременно «сзади и спереди».

Поэтому он искал подходящего добровольца для этой опасной миссии-опасной

потому, что китайскому посланнику на пути к юе-чжи нужно было пройти через территорию, контролируемую гуннами. Его выбор пал на Чжан Цяня. В 138 г. до н.э. он отправился в путь с караваном из ста человека в решимости пробиться через преграды гуннов. Однако на территории нынешней провинции Ганьсу он попал в руки и был взят в плен. В плену ему пришлось провести десять лет, при этом ему все-таки удалось спасти знак своего статуса посланника Ву-Ди, хвост яка, прежде чем ему удалось бежать из плена с оставшимися в живых людьми и продолжить свою миссию. Наконец, он прибыл на землю юе-чжи, которые позднее, известные как кушаны, основали новую династию правителей в Северной Индии.

Рубрику Великий Шелковый путь ведет – Джахонгир Ахраров


рекомендую подписаться:

 

До новых встреч!!!

И последнее, если есть вопросы, предложения, замечания, то я готова ответить, выслушать и исправить.

С наилучшими пожеланиями,

Наргиза
turist.28@mail.ru

Архив рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/rest.travel.universe

Архив рассылки можно прочитать здесь: http://content.mail.ru/pages/p_12693.html

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.universe
Отписаться

В избранное