Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уголки Вселенной - планета Земля


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уголки Вселенной - планета Земля

Выпуск
12
Наши праздники: СВАДЬБА! 15 марта
2004 года
Количество подписчиков - 1386

 

 Гостиницы Ташкента, Самарканда, Бухары, Уфы, Н.Новгорода, Могилева

 

 

                       Здравствуйте!

Сегодня с вами Максуд Рахматуллаев.

Буквально пару слов о себе. Живу в Ташкенте, иногда в Самарканде - там я родился и вырос. Мне 31 год, по паспорту. Женат. Дочке 6,5 лет. Являюсь автором и руководителем проекта "Ташкент InNet" - Ташкент в сети Интернет.

В одном из прошлых выпусков рассылки я начал рассказывать о наших праздниках. Первый праздник, о котором я рассказал был Навруз.

Сегодня я хочу рассказать о наших свадьбах и мероприятиях, связанных с этим торжеством. В сентябре прошлого года я как-то ездил в Самарканде и вот, что я написал об этом визите в своем электронном дневнике. В те дни было очень много свадеб :)

Наши праздники: СВАДЬБА!

Последние 10 дней я был в Самарканде.

Самарканд – это мой родной город. Я здесь родился и вырос. Жил первые 26 лет своей жизни. В Ташкенте я не так уж и давно. В Самарканде живут мои родители и почти что все мои родственники. Родственников огромное количество. Только одна цифра: двоюродных братьев и сестер у меня где-то около 70. Точно не знаю сколько - не считал :).

Самарканд меня удивляет тем, что здесь всегда праздник. И если праздник, то с большим количеством вкусной еды и горячительных напитков. 

Позавчера, например, были у моего дяди. Он справлял серебряную свадьбу. Вчера сидели дома. Сегодня был на свадьбе друга моего отца. Нащелкал огромное количество снимков и обязательно размещу на сайте. Как-нибудь. Завтра поеду в Ургут. В пятницу 19 числа поеду на встречу с фольклорным ансамблем. В тот же день у сестренки день рождения. В субботу друг пригласил на свадьбу. Он сегодня мне позвонил на мобильник и спросил буду ли я в Самарканде в субботу, оказывается, он женится. Он думал, что я в Ташкенте. Я говорю, что, мол, я в Самарканде и что тебе повезло :). Так что в субботу на свадьбу.

Как я уже сказал, я сегодня был на свадьбе. Ну, скажем, не совсем свадьба, а одно из свадебных мероприятий. Сама свадьбы была в пятницу вечером. В это время я ехал на электричке в Самарканд. Вот такое вот было несчастье :))))). Про свадьбу я обязательно попозже расскажу. А пока, давайте про город и мои впечатления.

Самарканду по прогнозам археологов :) более 2,500 лет. Как пела когда-то знаменитая на весь Союз группа «Ялла» про Самаркадн:

«Ровесник Рима и Помпеев. Сама легенда городов».

Я могу сказать, что последние 5 лет я Самарканд почти не видел. Когда приезжал, то или ездил к родственниками, а там сидел допоздна, или только сидел дома у родителей, или ходил в бассейн. Вечерами, когда возвращался откуда-нибудь, бывало такое ощущение, что я где-то в степи, что рядом никого нет, так было темно и безлюдно.

Особенность самаркандской жизни заключается в том, что здесь у людей практически нет личной жизни. Жизнь подчинена общественно-семейным традициям, обрядам и обычаям. Очень много различных мероприятий и событий. Вообще жизнь среднего человека посвящена именно этим мероприятиям. К их подготовке, проведению, посещению мероприятий устраиваемых другими людьми. 

Какие бывают мероприятия в жизни самаркандца:

  1. Свадьба

    • нон-шиканон («ломание лепешек»)

    • фотиха 

    • самбусахурон

    • нахор-ош

    • тупаланг-ош

    • вечер

    • рубинон

    • талбон

    • чиллагурезон

  2. День рождения

    • первый день рождения

-  гаворабандон («завязывание в кроватку»)

- чиллагурезон

-  муйсаргирон

    • просто день рождения

 

  1. Хатми-Куръон (чтение Корана), посвященное

    • какой-либо годовщине смерти какого-нибудь родственника

    • 63-х летию главы семьи (возраст пророка Мухаммада)

    • возращению из хаджа (паломничество в Мекку и Медину)

    • окончанию месяца Рамазан (Рамазан-Хаит)

    • празднику Курбан-Хаит (через 40 дней после Рамазан-Хаит)

Причиной Хатми-Куръон также могут быть  и причины, которые являются причинами хождения в гости :)

  1. Хождение в гости по причине

    • возвращения из армии

    • возвращения из других стран

    • выздоровления или болезни

    • праздник

    • просто так

  2. Писар туй (пир в честь обрезания сына - фото)

  3. Похороны

    • жаноза

    • бегои се

    • каждый четверг и пятницу приходят люди

    • хатми-Куръон (каждый близкий родственник должен у себя дома сделать что-то вроде поминок, чтение Корана)

    • бист (двадцать дней)

    • чил (сорок дней)

    • оши сол (годовщина)

Получился внушительный список. Я написал этот список сходу, не думая и не вспоминая. Есть, наверняка, еще много чего. Еще нужно учесть то, что родственников и знакомых, которые проводят подобные мероприятия очень и очень много. Например, я уже седьмой день в Самарканде, но мой отец еще ни разу за эти дни дома не завтракал. Вру. Один раз он завтракал. Остальные дни его не было – он был на утренних мероприятиях. 

Я думал прямо сейчас расписать каждый из пунктов этих 5 видов мероприятий, но это будет долго и можно запутаться. Ну ничего, мне все равно это нужно будет сделать. Итак, начнем со свадьбы. 

Свадьба

Такого обилия досвадебных и послесвадебных мероприятий и обрядов, наверное, нет больше нигде в мире. Такое можно встретить только в Самарканде. Все начинается со сватовства. После того, как все решено, сторона невесты приглашает к себе несколько родственников, и ломают лепешки («ноншиканон»). Затем сторона невесты делает «фотия» - это уже мини-свадьба с музыкой и большим количеством гостей, как со стороны невесты, так и со стороны жениха. Если «ноншиканон» в основном это мужское мероприятие, в котором принимают участие старики, то «фотия» - в основном это женское мероприятие. В обоих случаях женская сторона почти никаких расходов не несет, всем необходимым обеспечивает мужская сторона. 

Например, на любом мероприятии должен быть плов. Плов – это всегда последнее блюдо. Если подали плов, значит скоро уходить. На «фотия» тоже делают плов. По обычаю все ингредиенты плова предоставляет мужская сторона – барашек, масло, рис, морковь и т.д. 

На это мероприятие сторона жениха посылает также и подарки для невесты. Это два огромных сундука, в которых одежда, материалы, полотенца, косметика и т.д. и т.п. На обратном пути сторона жениха забирает  подарки жениху, подготовленные стороной невесты. Это костюм(ы), рубашки, белье, туфли, полотенца и т.п. У меня, например, была еще куртка кожаная. 

На «фотия» бывает человек по 50-100 с каждой из сторон. Короче, толпа женщин и они веселятся. Как положено, водка, коньяки, вина. 3-4 горячих блюда + 3-4 часа. Сторона жениха собирается сначала дома у жениха, а потом все усаживаются в арендованный для этих целей автобус и к невесте. На «фотия» назначается день свадьбы. Обычно она бывает через несколько недель. 

Я помню, раньше свадьбы длились 2-3 дня подряд. Сейчас почти все перешли на однодневный режим. 

Подготовка к мероприятиям и сами мероприятия проходят и в доме невесты, и в доме жениха. Да, кстати, все мероприятия проходят дома, не в ресторанах. Вернее, так было. Дело в том, что 10-15 лет назад узбеки и таджики вообще не жили в квартирах. У всех были дома на земле и у всех была возможность проводить свадьбы у себя дома. Если двор маленький, то можно было у соседа – это было запросто. Или если и у соседей двор маленький, то прямо на улице. Улица огораживалась, ставились столы и стулья и вперед. 

Вообще для любой семьи свадьба – это одно из самых больших и ожидаемых событий. Например, моя семя – вся большая семья, очень ждала этот день. Лет 10 назад было принято жениться очень рано. В свои 24 года я считался не очень и молодым женихом. К тому же я единственный сын, старший внук, желанный первый сын, первого сына. И имя мое Максуд означает "Желанный". 

Мозги мне крутили со свадьбой с 18 лет, наверное. И вот дата свадьбы назначена. 

Уже за неделю (а некоторые и за месяц вперед) все дяди, тети, близкие двоюродные братья и сестры начинают ЕЖЕДНЕВНО по вечерам, а некоторые и целый день, бывать в нашем доме. Нужно двор привести в порядок, сходить на базар купить бычка и баранов, рис, морковь, подготовить соленья, варенья и т.д. и т.п. Заказать 200-300 лепешек, пригласить всех знакомых и родственников. 

Приглашают у нас персонально заходя каждому домой. Представьте, столько мероприятий и на каждое нужно ехать домой и приглашать. Причем для приглашения должны ехать как мужчина, так и женщина. Мужчина приглашает мужскую часть семьи, а женщина женскую. По телефону приглашения не принимаются. Вернее не принимались раньше. Сейчас можно и по телефону, но это считается неуважением. Представьте себе, сколько нужно объездить, чтобы пригласить всех родственников и знакомых. Например, если брать мою свадьбу, то было приглашено только на вечер где-то 400 человек. А бывает, что и 1,000 человек приглашают. 

Вот тут-то и может понадобиться помощь родственников и друзей, потому что одному со всем этим фронтом работать не совладать: нужно пригласить людей, найти посуду, притащить несколько котлов по 3-4 пуда, найти ковры и обить весь двор по периметру, найти видео-мена, и фотографа, пригласить артистов, зарезать скотину, приготовить салаты, привезти столы и стулья, расположить их во дворе, провести электричество и повесить огромные лампочки по всему двору и т.д. и т.п. и т.д. и т.п. и еще раз и т.д. и т.п. 

За день до свадьбы уже все родственники в нашем доме, уезжают к себе только ночевать, некоторые остаются. В доме переворот. Но уже почти все готово. За день до свадьбы вечером шинкуют морковь на завтрашний плов. Поэтому этот день называется «сабзи-поракунон» - «морково-резание». Шинкуют 1-3 мешка моркови. Этим занимаются взрослые мужчины. Некоторые приходят на это мероприятие со своими острыми ножиками. Молодежь расставляет столы, стулья и прибивает ковры. В этот день может собраться человек 50. Для них вечером готовится ужин. Все друзья жениха рядом с ним. Проводы. 

Утро жениха начинается с поиска цветов, стрижки-укладки. В намеченное время (в основном к 12-13 часа) все кому положено едут к невесте - молодежь на своих разукрашенных авто, а старики в автобусах. Среднее поколение остается дома, чтобы вечером встретить жениха уже с невестой и гостей. 

Кортеж, сигналя, подъезжает к дому невесты. Во двор сначала заходят старики. За стариками заходит жених со своими друзьями с музыкой, танцами и плясками. Мужчины и женщины сидят отдельно. В общей сложности со стороны жениха приходят человек 50. Это мероприятие называется «тупланг-ош». «Ош» - это плов, а «тупаланг» - неразбериха, бардак. Здесь всего два блюда – лапша с фрикадельками и плов. Никаких водок и напитков. После плова на жениха надевают «чапон» - велюровый ватный халат и тюбетейку: поздравления, аплодисменты… После этого можно идти и к невесте, в смысле за ней :). Момент, которого я так долго ждал! 

Беру букет, музыканты берутся за свою веселую работу и я иду к Нигине. Все веселые, радостные, пляшут родственники… Невеста за ширмой, я не могу увидеть ее… 

Затем начинается «драка» или «дуэль на ногах». Жениху (или невесте) нужно наступить на ногу невесты (или жениха). Кто первым наступит на ногу, тому и быть главой семьи в доме. Нигина очень долго сопротивлялась, даже «нападала» на мою ногу. В свадебном платье, вся красивая и несколько неприступная, в белом длинном платье, которое так некстати закрывает туфли, на которые я никак не могу наступить. Мое терпение кончается я задираю ее платье и… ноги не  обнаруживаю – приподняла она ногу для ответного удара. :) Короче, потом ей бабушка сказала, чтобы она успокоилась, и я все-таки наступил на ее ногу. 

Сейчас, провожая меня из дома, она нет-нет, да и наступит на мою ногу – мстит :). 

Забирает жених невесту и с молодежью, а также с одним взрослым человеком – ответственным за противопожарную и другую безопасность :) отправляются в ЗАГС. Есть мода ездить по нескольким памятникам и возлагать цветы и фотографироваться. Но мы такого не стали делать.

В отличие от большинства женихов и невест мы друг друга знали и часто (можно сказать ежедневно) встречались до свадьбы. В загсе мы смеялись, прикалывались, болтали и очень сильно выделялись своим «нескромным» поведением от остальных пар. Они были разные: хмурые, молчаливые, скромные, стесняющиеся, высокомерные. Радостные и веселые тоже были.

В загсе все как обычно – регистрация, обмен кольцами, поздравления, вальс Мендельсона, фотографии на па… Да, можно фотографироваться и в загсе, но мы поехали в другое место. Потом поездили по городу и поехали ко мне домой. 

Раньше – лет 20 назад я помню было не так. Невесту привозили обратно домой к маменьке. Потом вечером за ней приезжали всей толпой. Опять столы и опять угощения. Забирали невесту и пешком шли домой к жениху. Только невеста с несколькими родственниками были в машине, которая плелась за этой толпой родственников и друзей жениха. Это ночное шествие от невесты к жениху у нас называли «Ёр-ёр». 

Представьте себе толпу, человек – 50-100, идут по улицам с огромным факелом, с музыкой и поют песни. Нельзя это назвать песнями, это что-то вроде частушек. В таких шествиях всегда были заводилы, которые были солистами и пели эти самые частушки. Строчку поет солист и все хором подпевают «Ёр-ёр-ёроне!», еще строчка – еще припев. Этот солист мог остановиться в любой момент посреди улицы. И тогда его брали в круг. Факельщик тоже был в центре этого круга. Факел опускался на землю, подливался керосин, и начинались песни и пляски вокруг огня. Затем факельщик менялся и шествие продолжалось. 

Люди жившие на улицах выбегали из своих домов и принимали участие в шествиях. Раньше, услышав вечером «Ёр-ёр» мы выбегали из дома, чтобы посмотреть. Каждый день были слышны эти песни. 

Конечно, это были очень и очень опасные шествия. Было очень много случаев ожогов и пожаров. Чуть больше 20 лет назад я сам получил ожог 2ой степени на одном из таких факельных шествий. 

Несколько месяцев, кажется, я сидел дома – лицо полностью обгорело. Но, наверное, не очень глубоко. По меньшей мере никаких следов сейчас нет :)).

Таких случаев было очень много и потом это дело запретили. Сейчас факельных шествий нет. Надеюсь, что это когда-нибудь еще появится. (Комментарий: в конце февраля я был в Бухаре и видел, как на базаре продавали странные палки с наконечником. Это оказались... ФАКЕЛЫ! В Бухаре эти свадебные факельные шествия СОХРАНИЛИСЬ! Так что у нас еще есть шанс поучаствовать в таких шествиях)

Это был экскурс в недавнее прошлое. В своем повествовании о свадьбе я остановился на том, что после загса и прогулке по городу жених и невеста приехали в дом к жениху. 

А там - толпа народа. Жених и невеста проходят на свое место. Начинается вечер. Да, это мероприятие у нас называется «Вечер». Длится он 3-4 часа. Обычная свадьба с поздравлениями, песнями, плясками, с врученьями подарков, речами, иногда долгими, но нудными :). 

 

Всё съедено (4-5 горячих блюд), всё выпито (водка, коньяк, шампанское, а сейчас и вино) гости расходятся и последняя песня все-таки «Ёр-ёр». Под эту песню жених и невеста… Нет, не уединяются – и не мечтайте! :) Под эту песню жених, подняв невесту носит ее на руках вокруг костра и заводит в комнату, в которой будут они жить. «А в комнатах наших сидят комиссары, и девочек наших ведут в…» нет, что-то меня не туда потянуло. В комнате жениха и невесты сидят родственники невесты, да нет, уже не невесты, а ЖЕНЫ! В НАШЕЙ комнате в первую ночь остаются женщины - родственники ЖЕНЫ и она проводит со своими родными последнюю ночь. 

Отдельно нужно сказать про эту комнату. Все стены в комнате увешены теми самыми подарками, которые подарила невесте сторона жениха, да и сторона невесты тоже. Под потолком на стенку по периметру забиваются гвозди, и на эти гвозди вешаются подарки. На стенке ковер или цветастое покрывало. Смотрится очень и очень красиво. 

Т.е. ЖЕНА осталась опять со своими родственниками, но уже в доме МУЖА, а МУЖ идет и дальше продолжает веселиться со своими друзьями. Если еще может, конечно, веселиться. :) Если не может, то идет (если может, конечно) спать, а если не может, то его ведут или везут. В основном, дома для жениха места не находится – слишком много родственников остается на ночь, и он идет спать или к соседям, или к ближайшим родственникам. Я пошел к дяде. Взял под руки своего брата двоюродного, который не был в состоянии даже стоять и мы пошли. Сам я был трезв, потому что выпил если, то граммов 100, не больше. Я больше с Нигиой болтал, наблюдал за всем и радовался жизни.

«Вечер» закончился.

Завтра утром моих родителей и родственников ждет мероприятие, которое называется «Рубинон». Слово это в прямом переводе звучит как «смотрение лица».

«Вечер» - это мероприятие более для молодежи и среднего возраста. На вечер старики и официальные знакомые не приходят и не приглашаются. Они приглашаются на «Рубинон». Сейчас речь идет о мужской части мероприятия. Женщины приходят на все мероприятия независимо от возраста, приглашенности и других критериев. Женская любопытность побеждает все! :) 

Сейчас стало модным проводить некоторые мероприятия, в том числе и «Рубинон» для мужчин, в форме «нахор-ош». «Нахор-ош» - это когда рано утром готовится плов и на этот плов приглашаются люди. В Самарканде «нахор» начинается где-то в 7 утра. :). Т.е. повар начинает готовить где-то с 2-х часов ночи. В Самарканде еще ничего, в Ташкенте и в городах Ферганской долины «нахор-ош» начинается где-то в 5 часов. К 8 часам мероприятие заканчивается.

На «нахор-ош» делается только одно блюдо – плов. На столе лепешки, чай, фрукты, печеное. Спиртных напитков нет. Хотя в Самарканде и на «нахор-ош» умудряются готовить 3-4 горячих блюда и ставить водку и другие спиртные напитки, а некоторые умудряются в это время еще ее и пить. :). Это НЕ шутка.

Вернемся к «Рубинону». Мужики – знакомые и соседи стороны жениха, покушав плов, расходятся. Часов в 12 приходит сторона невесты - и мужчины, и женщины. Им готовятся несколько блюд + спиртное + прохладительные напитки + …+…+… 

Мужики сидят и веселятся, а женщины делают свое «черное дело» - они "смотрят на невесту". В этот день приходят смотреть на невесту Увеличить родственники, знакомые и соседи стороны жениха. Невеста в национальной одежде вся укрыта с ног до головы. На руке платок, которым она время от времени закрывает и открывает лицо. Так она приветствует гостей. 

 

Каждый, кто хочет поближе разглядеть невесту подходит к ней с подарком и целует ее в обе щеки. Я был очень удивлен в «Мастер и Маргарите» описанием церемонии, когда каждый гость подходил к ней и целовал в колено. Очень похоже на "Рубининон".

Наступает момент, и все, ВСЕ покидают дом жениха. Все гости расходятся и впереди… две недели уборок. А жених все ждет, когда же наступит вечер, и он сможет увидеть свою ЖЕНУ. 

Вечером приглашают в дом муллу и он освящает брак. Невеста с бабушкой сидят за дверью, жених и мулла сидят у двери. Он задает вопрос о добровольности вступления в супружеские отношения жениха и невесту. Невеста должна дать ответ после того, как вопрос будет задан трижды. Нигина ответила «Да!». Я тоже. После этого мулла спрашивает у жениха, берет ли он ответственность содержать жену свою в течение всей жизни. Я ответил «Да!». Прочитав суру из Корана мулла удалился. Уехала и бабушка. Мы остались вдвоем. 

На этом свадебные мероприятия не заканчиваются. Если свадьба бывает в субботу и воскресенье, то обычно на среду следующей недели назначается «Талбон». Это тоже что-то вроде смотрин, но уже у невесты. На «Талбон» со стороны жениха едут все родственники и знакомые. Количество людей оговаривается заранее. В этот день уже отдыхает и резвится сторона жениха, а сторона невесты обслуживает. 

УвеличитьДело в том, что, когда свадьба проходит дома, никакие официанты не приглашаются. Все обслуживание висит на друзьях и родственниках жениха.

 

«Талбон» - это такая же свадьба только народу бывает, обычно, поменьше. Те же 3-4 блюда, та же водка. Опять же стол для жениха и невесты. Они сидят рядом. Только невеста уже в национальном одеянии для невест. Очень и очень красиво смотрится. 

В тот день я оторвался. Как Леха (друг мой) потом говорил, да и до сих пор говорит «Хорошо мы тогда «наталбонились»!» :).  

В конце мероприятия жениху сторона невесты дарит подарок. Невесте тоже дарят подарки и приветствуют ее, как женщину. Вообще, «Талбон», насколько я знаю, - это признак того, что девушка стала женщиной. И если вдруг выяснялось, что невеста не девушка, то никакого «Талбона» и не будет. Если «Талбон» есть, значит, всё ОК!  Чего только не придумают эти женщины! :)

Через 40 дней после свадьбы сторона невесты приглашает семью жениха и проводит «Чиллигурезон» - «проводы 40 дней». Не совсем понятно почему делается это мероприятие, но оно есть, по крайней мере у нас это было. 

Вот такая вот интересная штука свадьба по-самаркандски.

Продолжение о Самарканде, об обычаях, о легендах и памятниках в  следующих выпусках рассылки.

Кстати, САМЫЙ БОЛЬШОЙ И ОЖИДАЕМЫЙ ПРАЗДНИК в Узбекистане это - НАВРУЗ! Отмечается праздник очень весело и с размахом. В эти дни можно увидеть, как веселится народ, ну и САМИМ ТОЖЕ ПОВЕСЕЛИТЬСЯ!

Я приглашаю всех ВАС, дорогие подписчики, принять участие в туре "Навруз - весеннее равноденствие", который пройдет с 18 по 24 марта 2004 года по трем городам Узбекистана - Самарканд, Ташкент, Бухара!

Стоимость тура 325 долларов США. В эту стоимость входят ВСЕ РАСХОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ УЗБЕКИСТАНА.

Форму заказа на тур можно заполнить прямо здесь или на сайте http://tashkent.sarkor.uz/:

 

 - ЗАКАЗАТЬ ТУР "Навруз"- 

Ваши имя и фамилия:

Количество людей в группе (если группа):

Страна, город:

Адрес электронной почты:

Ваш номер телефона (с кодом):

Общая стоимость тура на группу:

Форма оплаты:
Наличными Перечислением
(в случае оплаты перечислением к общей сумме заказа прибавляется 1%)

Ваши комментарии и вопросы:

 

 

 

До встречи!!!

С наилучшими пожеланиями,

Максуд Рахматуллаев 
http://tashkent.sarkor.uz/ 
www.maksimums.narod.ru
 
e-tashkent@narod.ru
 

 


Рассылки Subscribe.Ru

ZipSites.ru - интересные сайты одним архивом
На сайте предоставлены для скачивания "одним файлом" различные популярные сайты: Soobcha.ru, Cooking.ru, Copperfield.ru, Aferizm.ru, Countries.ru и многие другие. Проект экономит не только трафик и деньги, но и самое дорогое,что у нас есть - ВРЕМЯ!
Подписаться одним кликом



 

Архив рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/rest.travel.universe

 

Ведущий рассылки - Максуд Рахматуллаев
maksud@sarkor.uz



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное