Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уголки Вселенной - планета Земля


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уголки Вселенной - планета Земля

Выпуск
5
АЗИЯ: Ты моя, моя любимая! 13 февраля
2004 года
Количество подписчиков - 1251

 

АЗИЯ: Ты моя, моя любимая!

 

            Средняя Азия… Так называют древнюю землю широко раскинувшуюся от Каспийского моря на западе до Китайской границы на востоке. На ней разместились четыре страны Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения. В средние века на территории нынешней южной Туркмении располагалась область Хорасан, районы вокруг дельты Амударьи занимал Хорезм, а вся остальная территория, простиравшаяся за Амударьей, по-арабски называлась Мавераннахром (Заречье).

            Средняя Азия – обширная земля, полная природных контрастов. Жаркие безводные пустыни Каракумы и Кызылкумы занимают большую площадь, на которой раньше лишь мелкими зелеными клочками вспыхивали оазисы. Теперь орошаемые поля значительно расширились, благодаря водам Каракумского канала. И все же бескрайние, плоские, глинистые такыры, по которым можно ехать как по хорошей ровной дороге, соседствуют с медленно перетекающими барханами песков. А на юге возвышаются мощные молодые горы Алайского, Туркестанского, Зеравшанского, Гиссарского хребтов, Памира и Тянь-Шаня, с высочайшими неприступными вершинами, вечными снегами и ледниками.

            Здесь увидишь пересыхающие колодцы и бурные, порожистые, кристально чистые горные реки, питающие крупные водоносные артерии страны, - Вахш, Зеравшан, Кашкадарью, Сырдарью и одну из самых длинных, широких, быстрых и своенравных рек мира – Амударью; горько-соленые, солончаковые, исчезающие летом водоемы и прозрачные многоводные горные озера, крупнейшее из которых – Иссык-Куль.

            Климат в Средней Азии резко континентальный, с большими перепадами температуры. В районе Хорезма, например, бывают сорокапятиградусная жара летом и бесснежные зимы с морозом, от которого трескается земля, а в пустыне или степи замерзали караваны. Плодородные оазисы и равнины, где вызревают южные и субтропические культуры, находятся рядом с высокогорными районами, в которых посаженное абрикосовое дерево никогда не дает плодов, так как не хватает тепла.

            Кажутся несовместимыми обширные, неохватные глазом поля и фруктовые сады в долинах и крохотные клочки обработанной земли, отнятой у гор на неестественных террасах и пологих склонах, сочные высокогорные пастбища и бескрайние, но сухие степи. Издревле здесь соседствовали и сосуществовали оседлость и кочевничество, земледелие и скотоводство, городской дом и переносная юрта. Населяющие эту землю народы были объединены исторической судьбой, социально-экономическим и культурным развитием. Завоевательные и междоусобные войны не раз проносились по Средней Азии, круша и уничтожая все. Создавались и рушились великие державы и мелкие государства, сменялись династии и правители, прежние столицы уступали место новым. С изменением караванных маршрутов угасала жизнь селений и крепостей, которыми как вехами отмечена каждая дорога торговли. Пустыня наступала, занося песком и пылью остатки строений.

            Археологическое изучение Средней Азии принесло и каждый год продолжает приносить миру сенсационные открытия памятников культуры античного и раннесредневекового времени. Раскапываются древние жилые дома и ремесленные мастерские, дворцы и феодальные замки, храмы и буддийские монастыри, крепостные и погребальные сооружения, расчищаются квартал за кварталом целые города и поселения. Перечень их велик: Топрак-кала и Старая Ниса, Халчаян и Дальверзин, Кара-тепе и Фаяз-тепе, Кува и Ак-Бешим, Аджина-тепе и Калаи-Кахкана, Варахша и Пенджикент, Афросиаб и многие другие. Пополнение этого списка будет делом еще не одного поколения археологов. Вдохнуть жизнь в руины, полнее восстановить картины политической и социальной жизни, хозяйственных и торговых отношений помогает слово, пришедшее из глубины веков, - найденные и расшифрованные востоковедами письменные документы и хозяйственные «архивы» Нисы и Пенджикента, надписи на стенах Кара-тепе и Афросиаба.

            Большой урон был нанесен среднеазиатской цивилизации в VII в., когда страна была завоевана арабами. Ослабленное военными событиями строительство начинает возрождаться лишь к середине IX в. Это было связано с созданием независимых государств, управляемых династиями из местной аристократии – Тахиридами и Саманидами. В XI-XII вв. власть захватывают пришедшие в Среднюю Азию тюркские завоеватели. Этот период отмечен расцветом жизни старинных городских центров – Бухары, Самарканда, Мерва, Ургенча, Термеза, Узгена и других, а также возникновением поселений, укрепленных рабатов вдоль караванных путей, соединявших страны Запада и Востока. Города застраивались по определенному принципу: центром их были укрепленная цитадель с дворцом правителя и государственными учреждениями, главная площадь пред ней и расположенная рядом соборная мечеть. Ближайшие к ним городские кварталы занимали дома аристократии, богатых горожан и купцов. Мелкие ремесленники селились по окраинам. Мастера одной специальности проживали в определенной части города или квартале. За укрепленной городской стеной шли пригороды, а дальше – сельская округа с пашнями и садами.

            Ослабленные беспрестанными войнами и феодальной раздробленностью государственные образования не могли устоять перед мощным натиском войск Чингисхана в 1220-1221 гг., разрушительным смерчем пронесшихся по землям древней цивилизации. Медленно восстанавливалась жизнь в регионе, и только в первой половине XIV в. наметился новый подъем строительства. Небывалого размаха оно достигло в государстве Тимура на рубеже XIV-XV вв. Он и властители последовавших династий отстраивали преимущественно свои столицы – Самарканд и Бухару. Так же поступали и правители образовавшихся в конце XVIII в. после глубокого социально-экономического кризиса Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.

            Для строительства приглашали, а нередко и насильственно уводили крупных мастеров, как из собственных владений, так и из других восточных стран. О таких перемещениях зодчих рассказывают надписи на зданиях с указанием имен и мест, откуда они были родом. Отдельные уникальные здания разбросаны по всей территории Средней Азии, в маленьких городах и кишлаках. Древние же столицы – Самарканд, Бухара, Хива – сконцентрировали вершины строительного искусства прошедших эпох. Насыщенность и комплексность их застройки дают возможность познать мастерство градостроителей и зодчих, создавших живописные ансамбли и подлинные архитектурные шедевры. Здесь можно увидеть и почувствовать атмосферу средневекового города с его площадями, караван-сараями, торговыми сооружениями, искусными ремесленными изделиями.

            Бережно охраняются творения прошлых эпох. Специалисты-реставраторы ведут планомерные работы, исследуя, укрепляя, восстанавливая памятники архитектуры. Они вдыхают в них новую жизнь, возвращая им первоначальный облик.

 

В этом выпуске рассылки мы хотим рассказать подробнее о двух городах-сказках, расположенных в Узбекистане – это Самарканд и Бухара.

 

САМАРКАНД  ВЕЛИКИЙ

 

            «Все пространство населенной части мира не стоит того чтобы иметь двух царей»-это изречение приписывается Тимуру, основателю в конце XIV в. в Средней Азии мощной феодальной империи.

            Образование и рост ее военной и экономической силы создали условия для интенсивного строительства, развернувшегося, в основном, в столичном Самарканде и Шахрисябзе, на родине Тимура, второй его резиденции. Эти города были окружены крепостными стенами с башнями и рвом. Здания были задуманы своеобразными монументами, прославляющими государство и правителя. Отсюда гиперболизм масштабов, монументальность, богатство и насыщенность убранства, красочность и обилие позолоты.

            Тимур стремился украсить свой двор поэтами, музыкантами, врачами, астрономами, историками, приглашая их или насильственно переселяя из завоеванных стран. Среди привезенных в Самарканд ученых были «Гиппократ своего времени» - врач Хусам ад-дин Ибрахим-шах, врач и астроном Ахмед. Из всех наук особенно пышно процветала придворная историография, составлялись панегирические жизнеописания и повествования о походах Тимура. По  сочинениям Гияс-ад-дина, Иби-Арабшаха, Шереф-ед-дина Йезди мы узнаем об исторических событиях и быте народов Востока в XIV-XV вв. Внимательно следил Тимур и за развитием ремесла. По его распоряжению мастеров свободно пропускали через Амударью в Мавераннахр, но не выпускали обратно. Для строительства приглашались, а чаще насильно привозились зодчие, художники, керамиты, камнетесы, каллиграфы.

При внуке Тимура  Улугбеке культура и знания широко процветали  в придворных кругах. Сам Улугбек был широко образованным ученым, покровительствующим точным наукам. При его дворе работали крупнейшие ученые, поэты, художники, музыканты, Среди них знаменитый астроном Казы-заде-Руми, поэт Абдуррахман ибн Ахмат Джами из Герата, Гияс-ед-дин Джамшид, Муаин Каши и Салях ед-дин Мусави. Ученые того времени, подобно энциклопедистам эпохи Возрождения на Западе, были широко и всесторонне образованы.

Улугбек продолжал строительство в Самарканде и Шахрисябзе ансамблей Гури-Эмир, Шахи-Зинда, Доруссиадат, а также возвел медресе в Гиждуване, Бухаре, караван-сарай Мирзои и дворцы в Самарканде.

В архитектуре XIV-XV вв. сложился стиль, отличающийся особой монументальностью форм, крупномасштабностью, контрастным выделением частей зданий массивного основания и высоко поднятого на декоративном барабане купола, сочетанием протяженной глади стен и динамических вертикалей порталов и минаретов.

Для увеличения высоты зданий, создания красивого выразительного силуэта и внешнего облика усложняется  структура перекрытия – устраиваются два купола. Один внутренний, опирается через паруса на стены и виден только в интерьере, другой, возвышающийся над ними, поставлен на вытянутый многогранный или цилиндрический барабан. Необычайно богато и разнообразно было убранство зданий. Даже самая малейшая поверхность не оставалась без декора. Такого безудержного обилия многоцветных облицовок и орнаментальных росписей, с введением позолоты, не знает ни одна архитектура  ни до, ни после XV в.

Искусство глазурованных облицовок достигло апогея. Были опробованы, кажется, все технологические возможности этого вида убранства: и покрытая поливой резная терракота, и майолика с росписью, и виртуозные по исполнению тонике мозаики, и наборы из цветных поливных кирпичей.

Торжественной нарядностью отличались красочные интерьеры культовых и общественных зданий на рубеже XIV и XV вв. Здесь буйствовал цвет. Вызолоченные орнаменты на бархатистом тёмно-синем фоне закрывали все поверхности, даже мельчайшие выступы, карнизы, откосы окон. В 30-х годах XV в. роспись становится проще, но изысканнее. Синие орнаменты легки, ажурны, сквозь них просвечивают белый фон; мелкие мерцающие пятнышки золота придают особое изящество узорам. Во второй половине века опять появляется  сине-золотистая гамма в живописи «кундаль», но усложняются рисунки и тональная разработка цвета.

Прикладные изделия в Средней Азии всегда одинаковы с архитектурным убранством по стилю, который проявляется в орнаментике, цветовой гамме, композиции. Это положение характерно для любого времени, и предметы времени, и предметы быта XIV-XV вв. еще раз подтверждают его. В определенные периоды специфика какого-либо вида искусства оказывается ведущей для других. Посуда начала  и конца XV в. сплошь покрыта крупными синими орнаментальными мотивами, такими, как архитектурный декор. В стенных росписях и керамике второй четверти XV в. явно ощущается влияние украшений рукописных книг.

Архитектура Средней Азии вообще, а XIV-XV вв. в особенности, рассчитана на длительное созерцание и постепенное познавание.

В первую очередь здания воздействуют своими объемами, силуэтами, построенными на контрасте протяженности стен и вертикалей порталов, минаретов, высоко поднятых куполов. По мере приближения к ним в поле зрения остается плоскость фасада или портала, и вместе с тем сооружение раскрывается с новой стороны: становятся четкими орнаментальные панно и композиции, украшающие их. Но вот вы подошли вплотную к зданию, и виден лишь небольшой кусочек поверхности. Тогда открывается микромир тончайших деталей майолики, виртуозность и артистизм исполнения резных орнаментов и мозаичных наборов, филигранность и изящество золотых рисунков на глазурях панелей и в стенных росписях.

Архитектурные памятники Средней Азии – это неисчерпаемый  кладезь впечатлений и неожиданных открытий.

 

ДРЕВНЯЯ  БУХАРА

 

            Бухара – удивительный город, который с момента образования и до 1920 г. не выходил за пределы поставленной в XVI в. мощной крепостной стены. Поэтому в нем необычайно густая даже для средневекового города застройка, узкие пешеходные улочки, запутанные переулки, тесные маленькие дворики. Много раз за свою историю город разрушался и горел, но на руинах возрождалась жизнь, строения ремонтировались или на выровненных остатках возводились новые. Поэтому под ногами многометровый так называемый культурный слой, таящий в себе остатки ранних эпох. В него «вросли» и сохранившиеся ранние здания IX-XII вв., такие, как Саманидов, портал мечети Магоки-Аттари.

            Описание Бухары X  в. подтверждает, что основная планировка города, сложившаяся в зависимости от рельефа местности, сохранилась до наших дней. Самое высокое место заняла укрепленная цитадель с двором правителя и мечетью. Раскинувшаяся перед ней площадь Регистан была местом военных смотров, казней и празднеств. Но сохранившийся архитектурный облик Бухара приобрела в XVI-XVII вв., когда стала резиденцией и столицей правящих династий Шейбанидов и Аштарханидов.

            Уже с Х в. Бухара известна как город с развитыми ремеслом и торговлей, а с XVI в. ее хорошо знали в России и Западной Европе, благодаря оживленной торговле, подкрепляемой официальными посольствами. Шумливое многолюдье прославленных бухарских базаров стало хрестоматийным представлением об этом городе. И вся планировка Бухары, как и сохранившиеся отдельные сооружения, отражает эту его экономическую особенность. Торговля разворачивалась по центральной магистрали, по обеим сторонам которой тянулись бесчисленные мастерские и лавки. Для защиты от палящего солнца летом и холода зимой, для комфортабельности торговли улица в большей части была крыта куполами со световыми люками. В возведенных на перекрестках специальных больших купольных сооружениях («ток) продавались определенные виды изделий – ювелирные украшения, головные уборы. Существовал и «тим» - торговый пассаж XVI в. К торговой магистрали в центре города примыкали караван-сараи, носящие имена городов и стран, откуда были купцы, в них останавливающиеся: индийский, китайский, хорезмский, самаркандский, русский… Главные улицы прерывались площадями, обстроенными крупными сооружениями: медресе, ханаками, мечетями.

            Вода в Бухару подводилась по единственному каналу Шах-руд, пересекавшему город, а затем через сеть мелких арыков наполняла большие хаузы, не имевшие стока.

            О культурной атмосфере бухарского двора XVI в, писателях, поэтах и ученых рассказано в сочинениях придворного историка Васифи. Художники Бухары того времени подарили миру великолепные собрания миниатюр, иллюстраций к рукописным спискам произведений поэтов, современных и живших в более ранние эпохи.

            Архитектурное наследие Бухары разнообразно типологически: караван-сараи и торговые здания, бани и хаузы, крепостные стены и укрепленные ворота, мечети и медресе, ханаки и усыпальницы, отдельные сооружения и крупные ансамбли, городские и загородные. Зодчество Бухары XVI в. создало принципиально новый облик зданий. Новаторство строителей заключено в первую очередь в применении новых конструкций – системы сводов и куполов, опирающихся на взаимно пересекающиеся арыки. При такой конструкции купол покоится на вершинах арок, а не на стенах. Это позволило увеличить размеры помещений, сделать в нишах широкие ниши или проезды (торговые «токи»), прорезать вершину купола световым фонарем (медресе Абдулла-хана). Эта инженерная идея в ее декоративном осмыслении породила множество вариаций ребристых и звездчатых куполов и сводов из кирпича и ганча. Архитектуру этого периода нужно смотреть «изнутри», в интерьерах. Здесь построение декоративных куполков и сводов акцентируется или ребристыми выступами образующих им арок, или кирпичными кладками «в елку», или их имитацией из окрашенного ганча с изысканными мозаичными вставками и глазурованными прокладками «в швах» (медресе Мири-Араб, Абдулла-хана, Кукельдаш). Интерьеры XVI-XVII вв. украшают глазурованные узорчатые наборные панели и стенные росписи типа «кундаль» (мечети Балянд, Ходжа-Зайнуддина, медресе Абдулазис-хана).

            Для облицовок порталов и фасадов по-прежнему применяется расписная майолика, но изменяется технология и цветовая гамма (черно-фиолетовая в XVI в. и желто-зеленая в XVII в. с бело-черным рисунком). Это не отдельные плитки-вставки, а большие плоскости с крупным орнаментом, изображенным на плотно подогнанных, без швов, квадратных плитках. Рисунок исполнялся на плитках, сложенных на земле, а после обжига собирался на месте. Архитектура Бухары XVI в. отразила мощный всплеск творческой мысли. Зодчие создали принципиально новый художественный облик зданий, используя возможности инженерных конструкций. В сооружениях Бухары XVII в. видны лишь более или менее талантливые «перепевы» достижений предыдущего периода (медресе Абдулазис-хана) или прямое подражание более ранним аналогам XV в. Строительство в XVII- XIХ вв., когда Бухара стала столицей ханства, не оставило каких-либо выдающихся по замыслу и исполнению зданий. Были обновлены, в основном, помещения в цитадели, построены рядовые квартальные мечети, небольшие медресе, каркасные караван-сараи, которые носили подчас лишь узкоулитарный характер и не отличались особой художественностью. Лишь иногда появлялись интересные по замыслу здания, такие, как Боло-хауз и Чор-Минор.

            К началу ХХ в. дворцовая архитектура порывает с местными традициями и становится откровенно эклектичной. Заключенная в тесное кольцо остатков средневековых стен старая часть Бухары насыщена монументальными сооружениями, которые вросли в структуру современного города и функционируют, сохраняя первоначальное назначение (торговые здания, бани, караван-сараи и медресе, превращенные в гостиницы, хаузы). Бухара, будучи по составу, характеру и облику застройки музеем, в котором здания постоянно реставрируют и поддерживают в первоначальном виде, продолжает оставаться интенсивно живущим городом, неразрывно связанным с современностью. Новое строительство вынесено за пределы средневекового города, облик которого бережно сохраняется.

 

Фотографии этих городов можно посмотреть на http://tashkent.sarkor.uz/?lid=vselennaya

 

Вопросы можно задать на e-tashkent@narod.ru

 

Сегодня с вами был Максуд Рахматуллаев (Самарканд-Ташкент)

 

 

Архив рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/rest.travel.universe




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное