Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года.
Одним из первых произведений раннего периода творчества, в котором проявилось дарование гениального композитора, стала увертюра "Фауст". Примерно в то же время возникает и опера "Риенци", еще не отличающаяся музыкальным блеском и стилистической новизной, а также рельефными, продуманными образами.
Осуществив в Дрездене постановки "Риенци" и "Летучего голландца" Вагнер мог рассчитывать на упрочнение своего общественного и материального положения. И действительно, он был назначен на должность дирижера Дрезденского оперного театра.
Вершиной творчества в 40-е годы являются оперы "Тангейзер" и "Лоэнгрин".
Одним из высших достижений музыкального гения Вагнера, отличающееся изумительным богатством и силой музыкального выражения является опера "Тристан и Изольда". Это - трагедия любви, но любви вне окружающей жизни, жаждущей найти успокоение в смерти.
Опера "Нюрнбергские мейстерзингеры", написанная непосредственно после "Тристана...", являет собой полную противоположность своей предшественнице. "Мейстерзингеры" - это торжество жизни, солнечная радость. Прирожденный симфонист, Вагнер чрезвычайно расширил и обогатил выразительные и изобразительные возможности оркестра, звучность которого отличается поразительной красотой, богатством красок, тембровым разнообразием и бархатной мягкостью, даже самых оглушительных fortissimo.
В 1874 году была закончена музыкальная драма "Сумерки богов", и тем самым завершен гигантский труд Вагнера над гениальной тетралогией "Кольцо Нибелунга". Первое представление всей тетралогии (в течении четырех дней три раза подряд, всего 12 дней) состоялось в Байрете в августе 1876 года.