Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Йога и не только. Выпуск 37.

О ЯМЕ, НИЯМЕ, АСАНЕ, ПРАНАЯМЕ
И ДРУГИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ



    Продолжение интервью с Романом Рокотелом.

    - Могут ли все заниматься йогой или есть ограничения?

    - Если правильно заниматься йогой, то заниматься могут все. Для этого есть разные направления, разные способы воздействия. Йога – это то учение, которое передается от учителя к ученику, у меня есть такая преемственность, она была от Андрея Лаппы, от Андрея Сидерского, хоть с ним у меня было и совсем мало контактов, но я это всегда воспринимал как урок и многому учился у него. Сейчас продолжается преемственность от других людей, от Константина Петрова. Я учусь и у тех людей, которые приходят ко мне на занятия: они учатся у меня, я учусь у них.

    В йогу приходят люди с разными проблемами, со временем эти проблемы уходят, нужно только заниматься с профессиональным инструктором. Если брать во внимание только терапевтические действия, то уже в моем личном опыте, занятия йогой действительно помогают во многом. К примеру, Оле, моей жене, йога помогла со зрением, очень хорошо прошел процесс реабилитации после родов. У меня у самого есть предрасположенность к гибкости, так называемый синдром гипермобильности. Это болезнь, которая может проявляться по-разному: в виде вывихов суставов, смещения позвоночных дисков, варикозного расширения вен и других симптомов. Я избавился от того, чтобы у меня были какие-то вывихи, многим занятия йогой помогают от варикозного расширения вен. Опять-таки, опираясь на авторитетные источники, я могу дать рекомендации, люди этим пользуются, и им это помогает.

    У всех людей, которые приходят в йогу, разная мотивация. Поэтому я стараюсь делать занятия с разным уровнем сложности, с разным подходом, с разными комментариями, чтобы человек мог найти более подходящий путь, как он может в эту систему войти. Когда он уже вошел, он увидел, ощутил что-то, то он уже может приходить на любое занятие, и из занятия получит то, что ему нужно. Уровень сложности не заключается в сложности асан, уровень сложности в комментариях. В одном случае я комментирую четкую расстановку каждой части тела и терапевтическое действие этой асаны, в другом случае - это обращение внутрь на ощущения, на чувства, на процесс познавания самого себя через асаны. Асана, на мой взгляд, - один из лучших способов, чтобы это произошло, потому что в ней присутствует статическая компонента. Чаще зависит все не от физического тела, а от мозговой деятельности, от психического тела.

   
- К нам часто приходят письма от людей, которые никогда ничем таким не занимались, работать с телом им не интересно, а хотелось бы сразу медитировать, заниматься работой с сознанием. Обязательно ли работать с телом или можно сразу начинать с техник раджа-йоги?

    - Нельзя сразу браться за управляющие структуры, начинать с нервов. Нельзя выдернуть какое-то составляющее. На примере анатомии человека - нельзя убрать косточки и заниматься только кровеносной системой или нервной системой. Очень много процессов проходит на уровне высшей нервной деятельности, это все отражается на состоянии эндокринной системы, и если тело не подготовлено, то просто человек сходит с ума. К сожалению, таких людей, у которых произошел сдвиг, очень много. Они считают, что они йоги, хотя во многих аспектах, если на них посмотреть, то они просто становятся больными, потому что нет уравновешенности, нет единения внутреннего и внешнего, физического и духовного. Не зря так много внимания уделяется именно практике асан или хатха-йоге, и считать, что это йога высшая, а это йога низшая, - это просто заблуждение. Это желание человека, которое побуждено искушением и узостью его ума, не разобравшись в глубине вопроса.

   
- Что ты можешь сказать о медитации?

    - Сам термин «медитация» – это не санскритское слово, это английское слово, оно означает размышление, рассуждение. В йоге есть другие слова, которые включают западное слово «медитация». Это дхьяна и дхарана. Дхьяна – это концентрация, сосредоточение, дхарана – это созерцание, наблюдательность. Медитация включает в себя два этих аспекта, но я люблю рассматривать их отдельно.

   
- Используешь ли ты элементы работы с сознанием на занятиях?

    - Все зависит от человека, который пришел на занятия. Каждый воспринимает то, к чему он готов, то, что он готов воспринять. Если его восприятие позволяет воспринять только физкультуру, то он воспримет только ногу за головой. Тот, кто способен воспринимать шире и глубже, в процессе тренировки обязательно увидит какие-то методы концентрации, сможет отслеживать, как концентрация протекает в созерцание, когда тренировочный процесс перетекает в нечто медитативное, что течет в свободном потоке. К этому уже не относишься как к работе, за этим наблюдает кто-то внутренний, осознает, чувствует, переживает все эти состояния, но специально он ничего не делает. Есть просто какие-то состояния, которые не имеют своих плодов. Может они и имеют свои плоды, но, по крайней мере, тот глубинный внутренний наблюдатель к этим плодам не привязан, не пристрастен. Чтобы людям было понятно, что имеется в виду, как с этим обращаться, то нужно использовать специальные упражнения, которые указывают на разные аспекты, на проявления психической мозговой деятельности тоже.

    Есть занятия, которые называются Аштанга-йога. На этих занятиях практикующие пробуют увидеть йогу так, как она была систематизирована, разложена по полочкам великим Патанджали. Там я пробую рассказывать о яме, нияме, асане, пранаяме, пратьяхаре, дхьяне, дхаране и о самадхах. Восемь ступеней, которые составляют йогу. Есть занятия, которые называются Пурна-йога. Пурна переводится как целостность или тотальность. Это уже когда человек с расширенным восприятием может увидеть, что йога все равно состоит одновременно из всех составляющих, их нужно принять, понять и это уже будет целостный тотальный подход. Есть занятия по Лайя-йоге. Лайя переводится, как растворенность ума. Эти занятия в большей степени можно было бы назвать медитативными или созерцательными. Они отличаются своей методикой относительно других занятий тем, что больше они указывают на тонкие составляющие. Там в большей степени присутствует статика, воздействие происходит через физическое тело на ментальную оболочку, на ум. Таким образом, человек учится обращаться с этим, с этой составляющей своего существа. Есть тапас-йога. Тапас переводится как пыл, горение, устремленность. Это занятия, которые подразувают уже то, что человек несколько продвинут в своем восприятии йоги, и способен адаптировать тренировку под свое самочувствие, свое состояние. Практикующий выбирает более простые либо более сложные упражнения, он может свободно продолжить начатое предложение. Допустим, на спортивном уровне – разминка делается вместе, а дальше каждый завершает фразу так, чтобы эта разминка была для него личным, гармоничным, целостным продолжением.

   
- Практика применения практики. Практикуя йогу, как тебе реально это помогает в повседневной жизни?

    - У меня лично очень простая связь, потому что тот опыт, который я приобретаю на занятиях, - это мой профессиональный опыт, мне это интересно. А как это человеку, который приходит на занятия? Самое главное, что происходит с человеком, занимающегося йогой, - это не то, что он становится гибче и здоровее, у него меняется восприятие, он по-другому воспринимает тот мир, в котором он живет, он становится освобожденным в какой-то степени, от каких-то стрессовых ситуаций. Уже не ситуация управляет человеком, а человек ситуацией, он повышает степень контроля, он управляет собой. Человек начинает относиться даже к неудачам, как к урокам, потому что это тоже опыт, это тоже результат, это урок владения собой. Как правило, у человека, который в йоге стоит на правильном пути, который все использует по своему назначению, умеренно, последовательно, неудачи сами по себе постепенно исчезают. Он просто не попадает в такие ситуации, которые его бы поучали. Но если человек глуп, то он будет одну и ту же стену пробивать лбом, пока не разобьет лоб, а потом уже может и стена упадет. А у человека, который последователен, который способен учиться, а не идти на пролом, у него в общем-то все происходит своевременно. Правила в йоге, которых нужно придерживаться - правила ямы и ниямы - они ведь тоже так устроены, что одна другую уравновешивают.

   
- А что это за правила?

    - Это правила личной дисциплины, скажем, правила поведения в социуме, правила внутренней и внешней чистоты. Например, яма нужна человеку, чтобы он адекватно мог вести себя в обществе, в котором живет. Это правила, которые устанавливают гармонию практикующего йогу и обществом, в котором он живет. Нияма – это все очистительные мероприятия, и тонкие тоже, которые нужны для очистки ума от грязных мыслей, каких-то негативных психических состояний – гнева, жадности, зависти и других. Они нужны. Кстати, еще мудрец Патанджали, который изложил йога-сутры, которые так и называются «Йога-сутры Патанджали», включил эти две ступени в эти сутры, в общем, их там восемь, так как я уже перечислил. Уже в шестом веке до нашей эры мудрец Сватмаратма, который изложил на бумаге «Хатха-йогу прадипику», эти две ступени исключает, мотивируя тем, что они утомляют, перегружают практикующего ненужными вопросами, что практикующий и так к ним придет потом. Но мне кажется, что это нельзя отбрасывать.

    Очень важное правило, к примеру, ненасилие. Это сразу указывает на то, как нужно практиковать асаны, на честность, правдивость. В первую очередь это все применяется к самому себе. Если быть нечестным к самому себе, как человек может быть честным с кем-то еще? Как можно заниматься асанами или пранаямой и не учитывать то, то нельзя воровать? Не воровать идеи, материальные вещи, ценности. Это ведь грязь, это то, что несет за собой нечистую карму. Как можно заниматься йогой, будучи неуравновешенным в других потребностях человеком, в том числе и сексуальных? Это брахмачарья. Кстати, брахмачарью очень часто рассматривают как половое воздержание, но это контроль, это умеренность во всех желаниях. Я как-то задумывался над корнем брак – брах. Корни где-то рядом, и процесс женитьбы – это уже какая-то систематизация, упорядоченность половой жизни. Или нужно уйти в пещеры, чтобы никто не соблазнял, не искушал. И как можно заниматься познанием Бога, потому что йога – это путь познания Бога, творения или творца, или как может происходить процесс духовного развития без какой-то одухотворенности этих действий, этой практики? И есть такая ступень, как ишварапранитхана – посвящение своих действий высшему. Это и есть осознавание – для чего, ради чего ты это делаешь. Если ради зарабатывания денег – значит ради зарабатывания денег, если ради действия – значит просто ради действия. Ну и все это приводит к разным мыслям, к размышлению, к медитации, все эти правила заставляют подключать умственную, ментальную оболочку, заставляют думать о том, как правильно, как неправильно, как же все-таки поступать. Когда размышляешь о посвящении действий высшему, то была такая интересная мысль - кто создан первично: Богом создан человек или наоборот, человеком для каждого свой создан Бог? Для кого-то в виде денег, для кого-то в виде каких-то желаний, реализуя которые он посвящает свое время и жизнь. Часть творения – человек, а раз творение - это и есть Бог, целостная проявленность, то в каждом человеке есть эта частичка божественного, и ее нужно найти, осознать, познать.

   
Продолжение интервью с Романом Рокотелом читайте в следующем выпуске рассылки. Присылайте вопросы к инструкторам йоги, вопросы о йоге и не только.

    С наилучшими пожеланиями,
ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы. gru@ourhome.com.ua
АРХИВ РАССЫЛКИ
Приглашаем заглянуть на наш сайт:
Йога.Практическая информация.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное