Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АРЧАНАМ или поклонение Божеству


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Внешняя форма Божества создаётся по образу и подобию этой трансцендентной формы, явленной божественной силой бхакти в чистом сердце дживы. И потому шри виграха, казалось бы созданная человеком, запечатлевает в Себе божественное откровение".

Шрила Бхактивинода Тхакур


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 69


Итак, сегодня мы поговорим о том, что представляют собой Божества с духовной точки зрения, какое место в вайшнавской традиции занимают они и поклонение им.

Тема: АРЧАНАМ или поклонение Божеству

Рамануджа выделял пять проявлений Верховного Существа, и одно из них - арчана.

Арчана - это проявление Всевышнего на плане нашего физического восприятия в качестве Божества.

Бхактивинод Тхакур в "Шри Джайва-Дхарма" говорит о том, что каждому человеку на начальных стадиях развития преданности необходимо поклоняться Господу в Его форме Божества. Если же человек пытается постичь Абсолютную Истину посредством материалистической логики, отвергая поклонение арча-виграхе, то его сердце становится сухим и ему будет закрыта возможность общения со Всевышним Господом.

Понятно, что без какой-либо веры невозможно поклонение Божеству. Однако существенным моментом является природа нашей веры.

Поклонение, основанное на материалистичной вере, называемой лаукика-шраддха, имеет форму традиционного ритуализма. Оно является первым шагом по пути, ведущему в царство бхакти. Оно благоприятно, но здесь отсутствует знание (самбандха-гьяна) и умение различать между тем, кого считать преданным, а кого нет.

Поклонение вайшнавов имеет совершенно другую природу. Оно совершается в чистом сознании, когда преданный ясно осознаёт, что Божество и служение Ему имеют абсолютно духовную природу. Вайшнав постиг науку самбандха-гьяна, дающую знание о том, какие отношения связывают Господа, живые существа и материальную природу. Он понимает важность служения и арча-виграхе и преданным Кришны одновременно. В основе арчаны, которую совершает вайшнав, лежит шастрийа-шраддха, трансцендентная вера, основанная на знании, почерпнутом из священных писаний.

Гуру Махарадж учил своих последователей сосредотачивать внимание не на внешней стороне какой-либо реалии, а на внутренней, в противном случае мы будем смотреть в неправильном направлении. Так для восприятия большинства людей Божество (Господа Джаганнатха, Кришны, Махапрабху и т.д.) всего лишь кукла, сделанная из того или иного материала (камня, дерева, мрамора и т.п.)

"Несомненно то, что существует принципиальная разница между служением шри мурти, трансцендентному образу Господа в форме Божества, которое выполняют преданные, и временным обрядом поклонения воображаемой форме Бога, запечатлённой в статуе, которое осуществляют гьяни. Хотя нет практически никакой разницы во внешних действиях тех и других, отличие заключено в самой природе их веры".
(Шрила Бхактивинод Тхакур)
"Каким образом мы должны приближаться к Божеству? Когда мы смотрим на Божество, каковым должно быть наше умонастроение? Форма Божества не является какой-то материальной субстанцией, и посему мы должны правильным образом научиться смотреть на Божество".
("Любовный поиск потерянного слуги", Шридхар Махарадж)

Вечный Бхагаван (Верховная Личность Бога) имеет форму. И вначале божественный образ Господа проявляется в чистом сознании человека (преданного), затем отражается в его уме. И уже по образу и подобию этой трансцендентной формы, явленной силой бхакти в чистом сердце дживы, создаётся внешняя форма Божества.

Другими словами, не каждое Божество (неважное из чего изготовлена его внешняя форма) является вечной и трансцендентной шри виграхой, т.е. образом Верховной Личности Бога. А только такое, о котором говорилось выше. И поклоняться следует только той внешней форме Божества, которая была создана по образу и подобию трансцендентной формы, явленной силой бхакти в чистом сердце дживы.

"И потому Шри Виграха, казалось бы созданная человеком, запечатлевает в Себе божественное откровение. И когда преданный созерцает Божество, шри виграха вновь соединяется с трансцендентным образом, явленным преданному в его сердце.
Гьяни, имперсоналисты, поклоняются образу Господа совершенно иначе. Они считают Божество материальным и только на то время, пока они совершают обряд поклонения, по их мнению, Божество обретает тождество с безличным Брахманом. Когда же поклонение завершается, божество вновь становится статуей, неотличной от мёртвой материи, из которой Оно сделано".

Люди, которые поклоняются подлинному Божеству из самых разных соображений, но при этом не признают Его Высшей Личностью, Бхагаваном и не считают служение Ему высшим духовным совершенством, поклоняются материалистично. Это временное мирское поклонение.

Но если кто-то поклоняется Божеству и признаёт Шри Виграху вечной и трансцендентной, то тогда и само такое поклонение будет трансцендентно.

Все последователи Махапрабху знают, что Он всегда говорил о киртане, а не о арчане. В чём же тогда ценность арчаны для нас? Ответ на это мы находим у Шридхара Махараджа. В лекции "Мгновения Прекрасной Реальности" он говорит о том, что арчана призвана очистить. Она установлена, как рекомендованный процесс, который помогает нам прийти к прямому служению - к бхаджанам. Большинство начинающих преданных неспособно совершать подлинный киртан, т.е. неспособно к прямому и подлинному служению. Необходимо очищение, и арчана - одно из средств, дарующих очищение и ведущих к служению.

Вышесказанное не означает, что следует стремиться обзавестись домашними Божествами и поклоняться им.

"В этом нет необходимости. Киртан нечто более высокое. Киртан более могущественный. Если киртан нас просит высшей преданности - совершать арчанам, поклоняться Божествам, тогда всё в порядке. В противном случае, в целом киртан будет более могущественным, более плодотворным. Служить в киртане, служить проповеди. Как бы то ни было, всё зависит от того, под чьим руководством идёт проповедь. Это обладает наибольшей важностью. Моя энергия будет преобразована, трансформирована в тонкую форму и она достигнет высшего уровня бытия". (Шридхар Махарадж)

ИЗ ИСТОРИИ МИССИИ

Шрипад Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж

На вайшнавском фестивале прошлого года меня волновали вопросы, на которые можно было получить в высшей степени квалифицированные ответы от Шрипада Прапанна Тиртха Махараджа. Во всяком случае, таковы были подсказки моего сердца. Но первую неделю фестиваля мне никак не везло - разные обстоятельства служения не давали возможность попасть на его лекции и программы. И вот в один из чудесных солнечных дней счастье, наконец, улыбнулось. Я увидела Махараджа, прогуливающимся на веранде храма и переводчика в двух метрах от себя. Мы подошли, и я стала задавать вопросы. Моё сердце получило полное удовлетворение от всего, что услышала.

И затем я задала последний вопрос, который меня всегда интересует, когда я вижу возвышенную личность, являющуюся учеником таких удивительных трансценденталистов, как Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж и Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж. И этот вопрос звучал так: "Когда и при каких обстоятельствах вы оказались у лотосных стоп Гуру Махараджа?"

И Тиртха Махарадж начал свой рассказ.

Он родился в Северной Индии, можно сказать, сошёл с Гималайских гор, и потому как никто другой из индийских гостей фестиваля легко переносил Питерский холодный ветер, дующий с залива, и достаточно прохладную температуру воздуха в утренние и вечерние часы. Это была вайшнавская семья, у которой был семейный гуру. И дом у них был храмом. Но его родители были другой, не гаудийа, линии. И к четырнадцати годам он почувствовал в своём сердце неудовлетворение.

И тогда, с того момента начались его поиски подлинного садху. Эти поиски однажды привели его в Навадвипу. Там его внимание привлёк один преданный, который проводил программы, прекрасно отвечал на самые разнообразные вопросы. И Тиртха Махарадж решил спросить у него совета. И совет был таков: немедленно отправляться в Шри Чайтанья Сарасват Матх к Шридхару Махараджу. Тиртха Махарадж был голоден, он хотел сначала принять прасад, но его вытолкали за дверь, сказав, что надо идти немедленно.

Когда он увидел Гуру Махараджа, то его сердце мгновенно раскрылось, как цветок. И он понял, что готов остаться здесь, подле этой святой личности, навсегда. Одно его тревожило, что родители будут горевать, если он им ничего не сообщит. И через три дня он собрался ехать домой, чтобы сообщить родителям о своём решении. Гуру Махарадж отговаривал его, сколько мог. Но Тиртха Махарадж сказал, что он обязательно вернётся.

Однако приехав домой, он застал родителей в слезах. Когда же они узнали о его решении, то стали уговаривать оставаться дома, ведь их дом - храм. Так что же ещё нужно? Но сердце Тиртха Махараджа было привлечено линией Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он остался на полгода с родителями, но всё это время он тосковал по Гуру Махараджу, и молил Кришну, чтобы вернуться. И, однажды, он увидел сон о том, что пришло письмо от гуру Махараджа, в котором он разъяснял некоторые истины и просил его приехать в Матх. И тогда Тиртха Махарадж уехал из дома навсегда. Родители сами время от времени приезжали в матх увидеть сына. И первоначальная враждебность отца была преодолена, когда он прочитал то чудесное и эзотерически глубочайшее объяснение гаятри мантры, которое нигде и никогда не давалось ранее, которое изошло из чистейшего сердца Шридхара Махараджа. И поскольку отец был вайшнав, он смог по достоинству оценить это объяснение и в глубоком почтении склонился перед Гуру Махараджем, прося прощение.

А Тиртха Махарадж в течение двух лет жил в непосредственной близости со своим духовным учителем, приняв его прибежище и осваивая самое разнообразное служение. В частности, он работал в типографии, издавая на бенгали книги Гуру Махараджа. И эти годы он помнит, как необыкновенно чудесное время.

И Шридхар Махараджу и Тиртха Махараджу присуща природная простота, и однажды ученик спросил учителя о его духовной реализации. Улыбнувшись, Гуру Махарадж сказал: "А с чего бы тогда эти люди приезжали сюда, притягивались к Шри Чайтанья Сарасват Матху?"
Именно в эти годы, уже после ухода из мира Шрилы Бхактиведанты Прабхупады, которого Тиртхе Махараджу не довелось видеть, в матх стало приезжать много западных преданных, и Гуру Махарадж открывал им такие удивительные вещи, которые его индийские ученики никогда ранее не слышали от него.

Но позднее Тиртхе Махараджу выпало служение в Калькутте. Там был построен храм, и до сих пор он находится в этом храме, но его сердце всегда остаётся в Навадвипе, в матхе гуру Махараджа. И он счастлив, когда по делам служения ему требуется поездка в Навадвипу.
В 1990 году он принял санньясу от Шрилы Говинды Махараджа, достойнейшего преемника Гуру Махараджа. И уже несколько лет он радует сердца русских преданных, приезжая на наши фестивали в Санкт-Петербург и Москву. Когда в один год возник слух, что Тиртха Махарадж, возможно, не приедет, то преданные, прознав про это, тотчас же написали письмо Гурудеву, умоляя Говинду Махараджа, чтобы он непременно взял с собой Тиртху Махараджа.

О Шрипаде Б.П.Тиртха Махарадже вы можете также прочитать на нашем сайте в разделе "Проповедь".


НОВОСТИ САЙТА И МИССИИ

Дорогие друзья! Ещё не поздно присоединиться к тем, кто уже собирает вещи в поездку, чтобы принять участие в фестивалях, о которых уже рассказывалось в одной из предыдущих рассылок. Сегодня хочется просто ещё раз напомнить, что
· 20-25 июня Фестиваль "Этно-Жизнь 2003" (под Санкт-Петербургом) Подробнее>>>
· 26-29 июня Сплав по реке Мане в Красноярском крае Подробнее>>...
· 4-7 июля Акция "Хождение за три моря или Харе Кришна на Волге" в рамках Грушинского фестиваля Подробнее>>
· 18-23 июля Фестиваль "Этно-Жизнь 2003" (Подмосковье, река Яхрома) Подробнее>>>
· 9-31 августа VII Международный Вайшнавский фестиваль (Москва, Питер) Подробнее>>


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 29 июня 2003 г.
Тема: "Лицемерие".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Несомненно то, что существует принципиальная разница между служением шри мурти, трансцендентному образу Господа в форме Божества, которое выполняют преданные, и временным обрядом поклонения воображаемой форме Бога, запечатлённой в статуе, которое осуществляют гьяни. Хотя нет практически никакой разницы во внешних действиях тех и других, отличие заключено в самой природе их веры".

Шрила Бхактивинода Тхакур

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное