Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для № 67


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Каким образом мы должны приближаться к Божеству? Когда мы смотрим на Божество, каковым должно бть наше умонастроение? Форма Божества не является какой-то материальной субстанцией, и посему мы должны правильным образом научиться смотреть на Божество".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 67


Когда мы слышим о каких-то событиях далёкого прошлого, которые мы не в состоянии ни подтвердить, ни опровергнуть, тогда только вера способна помочь нам правильно сориентироваться. История, которую я предлагаю вам сегодня, кому-то может показаться легендой или вымыслом, но вайшнавы знают, что она достоверна и произошла с одним из известнейших преданных Господа Чайтаньи - Мадхавендрой Пури, чей День Явления вайшнавы отмечали совсем недавно - 16 мая 2003 г. Эта знаменитая история как бы служит прелюдией к началу разговора на очень серьёзную тему - о Божествах. "Что представляют собой Божества с духовной точки зрения, какое место в нашей традиции занимают они и поклонение им?" - эти вопросы и им подобные мы рассмотрим в ближайших выпусках рассылки.

Тема: АРЧАНАМ или поклонение Божеству:

История Гопала и Мадхавендры Пури

"Что касается Божеств, то для нас важно понять, что Божество не является куклой, не является просто мёртвой скульптурой, но Божество живое, оно может ходить, оно может разговаривать и тому есть множество примеров в настоящей истории.

Из "Чайтаньи Чаритамриты" мы знаем историю Мадхавендры Пури, к которому Божество пришло само. Оно попросило найти себя. Когда он нашёл его и установил должным образом, то затем он провёл грандиозный фестиваль.

Мадхавендра Пури жил во Вриндаване, и мы знаем, насколько аскетичной была его жизнь. Но однажды к нему пришёл мальчик (это был Кришна) и принёс ему молока. И той же ночью ему приснился сон, в котором Кришна явился к нему вновь и сказал: "О, Мадхавендра Пури, знаешь ли ты, что я нахожусь в джунглях?" И он рассказал ему историю о том, как в своё время в Баджанайви правнуком или внуком Кришны было установлено Божество. Был огромный грандиозный храм, но впоследствии его разрушили во время мусульманского вторжения, когда многие храмы во Вриндаване были уничтожены. И Божество было спрятано в лесу. И во сне, придя к Мадхавендра Пури в форме мальчика, он сказало ему, что "Я нахожусь там-то и там-то. Пожалуйста, приди, забери меня и поклоняйся Мне".

И Мадхавендра Пури, поскольку он знал, где находится это место, как оно выглядит, с помощью местных деревенских жителей очистил дорогу в джунглях, вырубил там тропинку, пришёл к этому месту и обнаружил там закопанное в земле прекрасное Божество Гопала. И это Божество сказало ему: "Меня зовут Гопал. Я был установлен в своё время в Аджре, и мне поклонялись в храме, который был построен внуком Кришны".

Так Кришна рассказал ему во сне, где Он, и как Его найти.
И затем был устроен великолепный праздник, как сегодня, когда для Божества была проведена особая церемония омовения , был приготовлен праздничный прасад: рис и другие блюда. И Мадхавендра Пури хотел, чтобы Гопал, - это Божество Кришны, - принял, вкусил этот прасад. И хотя не все это видели, но Мадхавендра Пури видел, что Божество Гопала в самом деле съело подношение, тарелка осталась пустой. И нужно было наполнить её вновь, потому что Мадхавендра Пури хотел раздать прасад Божества преданным.

Так же и мы предлагаем пищу Божествам, когда приходим на их даршан для того, чтобы они могли увидеть нас, и Кришна принимает это, в зависимости от того, с каким чувством, с какой преданностью, ему предлагают. Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет, каким образом возможно такое, что Кришна принимает что-то от своих преданных. Он полон всего, Он обладает всеми достояниями, и конечно Ему не нужны подношения как таковые. Но, объясняет Бхактивинода, Он хочет любви и преданности своих преданных. Поэтому Он принимает подношения, которые сделаны с любовью и преданностью. И также можно привести пример с любящими родителями, матерью и отцом, у которых есть сын. Хотя родители могут обладать всем, но если что-то сын с любовью и преданностью предлагает им, они принимают это нечто, это подношение, затем отдают ему, с тем, чтобы он мог наслаждаться этим. Также Кришна, который является и отцом и матерью всех нас, Он принимает что-то, что с любовью и преданностью предложено Ему его преданными, и затем Он милостиво отдаёт это нам.

И Мадхавендра Пури говорил о необходимости служения и отдания себя этому любящему господину Кришне. Он говорил: "Без служения как можем мы жить?!" Так же Шрила Говинда Махарадж сегодня установил здесь Божества и начал непрерывный процесс поклонения им. Своим собственным примером он показал это. Мадхавендра Пури говорит о том, что какое служение не принимает Кришна? Он не принимает служения от всех и каждого, но лишь от своих преданных, от тех, кто питает к Нему любовь. Поклонение таких людей приемлемо для Него.

Что случилось после этого? Божество Гопала вновь пришло во сне, как Божество, которому поклонялся Мадхавендра Пури, и Гопал сказал ему: "Я мёрзну по ночам. Но если бы ты смог принести мне особую пасту из сандалового дерева, то я не буду мёрзнуть так".

Гопал попросил Мадхавендру Пури достать эту пасту. Мадхавендра Пури попросил какого-то преданного стать пуджари на это время и поклоняться Божеству, а сам отправился в Южную Индию, где можно было достать эту пасту.

По пути он оказался в одном месте, называемом Римуна. В том месте стоял храм Гопинаттхи. Это было знаменитое Божество Кришны, которое ворует масло. И в том месте преданные предлагали Божеству каждый день большое количество, 12 горшков кхира - сладкого риса с молоком. И он сказал, что если я его попробую и мне понравится этот кхир, то я смогу также предлагать его моему Гопалу, моему Божеству. Но потом он подумал, как бы не впасть в жадность. Мадхавендра Пури был по своей природе очень отречённый, и никогда никого ни о чём не просил.

И вот ночью он вышел из храма и отправился на базарную площадь. И тогда случилось следующее. Той ночью пуджари храма Гопинаттха приснился сон, в котором Гопиннатх пришёл к нему и сказал: "Пуджари, я из тех 12 горшков кхира, который вы предлагаете мне каждый день, я сегодня действительно похитил или взял себе один горшок. Возьми этот горшок, который я поставил в укромное местечко, и отнеси его преданному, который ждёт сейчас на рыночной площади".

Так случилось, что Гопинатх похитил этот кхир для своего преданного. И когда пуджари услышал это во сне, и затем нашёл горшок с кхиром, он понял, какой великий преданный был Мадхавендра Пури, что сам Гопинатх похитил для него этот кхир. И взяв горшок с прасадом, он отправился на рынок ночью и стал громко звать: "Мадхавендра Пури, где ты, где ты!Гопинатх прислал тебе кхир".

То, что само Божество похитило этот рис и отдало его Мадхавенда Пури - это его игры, игры Гопинатха и Кришны. Когда Мадхавендра Пури попробовал немножечко этого кхира, он исполнился экстаза, он испытывал духовное счастье. И люди, услышав об этой истории, поняли, каким необыкновенным преданным был Мадхавендра Пури и стали толпами стекаться к нему. И узнав о том, что всё открылось, и в страхе перед положением, перед известностью, Мадхавендра Пури очень скоро покинул это место и отправился в Джаганнатха Пури.

Всё это отнюдь не сказки, а реальные события, которые происходили в своё время. И о них рассказывал Махапрабху своим преданным".

(из лекции Шрипада Прапанна Тиртха Махараджа на празднике установления Божеств в Лахтинском храме (Санкт-Петербурга). Также вы можете прочитать эту историю в несколько другом изложении (по форме) на нашем сайте.

В последующих выпусках мы рассмотрим философские аспекты поклонения Божеству или арчаны.


ИЗ ЖИЗНИ МИССИИ

Сегодня наша миссия отмечает праздник - День установки Божеств Шри Шри Гуру-Гауранга-Радха-Мадан-Моханджиу в Шри Чайтанья Сарасвата Кришнанушилана Сангхе (Калькутта). Данное повествование посвящается прекрасному храму и всем его обитателям: чудесным Божествам и не менее чудесным преданным.

Храм в Калькутте.

Моё знакомство с преданными Шри Чайтанья Сарасват Матха Индии и их жизнью началось с пребывания в Калькутском ашраме "Шри Чайтанья Сарасвата Кришнанушилана Санга". Вообще-то миссия в этом городе имеет два храма, расположенных между собой не слишком далеко, поскольку в день явления Господа Нитьянанды мы совершали парикраму от одного храма к другому. И довольно легко и быстро, воспевая "Харе Кришна", мы прошли пешком до нового храма Кайкали. Но в основном Гурудев и его окружение живут в храме на Дам Дам Парк.

В Индии храмы устроены таким образом, что состоят из двух отдельно стоящих зданий, т.е. алтарь с Божествами - это независимое строение, а большой зал, называемый нат-мандиром, где преданные воспевают святые имена, проводят программы, имеет две очень большие двери, которые во время вечерней программы обычно полностью открыты и таким образом прямо с улицы сквозь здание мандира можно видеть алтарь с Божествами, возле которого растёт и туласи (с правой стороны). И вокруг этого алтаря, прямо под открытым небом во время каждого ароти совершается парикрама. В России из-за специфических климатических условий, всё это объединено в одно здание.

В настоящее время всеми делами этого храма заведует Нишкинчана Махарадж. Гостей в этом храме немного, т.к. он не предназначен для этого. Для учеников-паломников, что следуют транзитом, имеется возможность остановиться на ночь, чтобы с утра последовать в Навадвипу, где всё предусмотрено для принятия большого количества гостей, обычно съезжающихся на Гаура-пурниму или другие вайшнавские фестивали.

Итак, Нишкинчана Махарадж определяет комнату для проживания. А вечером он смотрит, все ли на месте, перед тем, как закрыть все двери. Его боготворят все местные старушки-прихожанки, которым он читает лекции. По вечерам, когда больше всего народу, - это "Шримад Бхагаватам" на бенгали. А по утрам из его уст можно услышать сладостную "Чайтанья-Бхагавату", разумеется, тоже на бенгали. Иногда вместо него ведёт программу кто-то другой, например, Бхагавата Махарадж или Тиртха Махарадж. Надо заметить, что многие бенгальские санньяси и брахмачари слабо владеют английским, да им это и не нужно в обычной жизни. Но когда они всё же видят среди слушателей иностранных гостей, то милостиво начинают переводить "Чайтанья-Бхагавату", дополняя нехватку слов выразительной мимикой, жестами и другими элементами пантомимы, и вам уже просто ничего не остаётся, как ощутить в своём сердце образы этой лекции.

Этот храм был возведён в 1984 году, и практически с момента его возведения в нём живёт Бхакти Праппан Тиртха Махарадж.
В мандире храма внизу находятся две комнаты, одну из которых занимает очень старая женщина, мать Нишкинчана Махараджа, которая практически не выходит из комнаты, разве только на немного - взглянуть на Божества и преданных, воспевающих славу Святых имён. Поднявшись по винтовой лестнице на балкон, вы увидите комнату пуджари, Камала Кришны Прабху. Кроме того в храме есть жилой отсек из трёх этажей, где живут санньяси и преданные, как постоянно находящиеся при Гурудеве, так и гости, которые то приезжают, то уезжают. И ещё есть замечательная крыша, с которой хорошо видны окрестности, где можно сушить бельё, и даже отдыхать в дневное время, что зачастую делала кухонная работница Малати, приходившая в храм ежедневно раным-рано, на утреннее ароти в 5 часов, и уходившая… Честно говоря, я этого не знаю, но в 9 вечера её ещё можно было точно увидеть в храме. На крыше храма находился своеобразный сад - множество горшков самых разных размеров с прекрасными цветами всех цветов радуги.

Для гостей в храме существуют определённые правила, которые висят на внутренней двери каждой комнаты. Там приведены слова Гурудева, Шрилы Б.С.Говинды Махараджа: "Минимум, который следует исполнять ежедневно каждому преданному, включает в себя, по меньшей мере, утреннее и вечернее ароти и какое-либо служение в храме. Это необходимо для удовлетворения Шрилы Гуру Махараджа".

Каждый находящийся здесь обязан следовать четырём регулирующим принципам: отказ от мяса, интоксикаций, сексуальной жизни и азартных игр. Дхоти или сари, тилака должны быть на каждом даршане у Божеств Шри Шри Гуру Гауранга Радха-Мадана-Моханджиу. Посетителям (в частности, прихожанам) строго запрещено подниматься в помещения, занимаемые проживающими тут преданными. Поэтому всех их следует принимать в мандире или других местах, предусмотренных для этого. Согласно правилам необходимо при уходе, закрывать дверь на замок своим собственным ключом; не забывать выключать все светильники и закрывать краны с водой (особенно, когда её нет). И, наконец, поскольку мы здесь одна семья, то уходя куда-либо из храма, необходимо сообщать об этом.

Калькутский ашрам не занимает очень большой площади, по крайней мере, мне он показался гораздо меньше, чем Кайкали (что недалеко от аэропорта). Слева от здания храма находится дом, где на первом этаже расположена кухня, подсобные помещения и просторная комната для принятия прасада. Существует расписание, в какие часы (три раза в день) можно принимать прасад. Сразу, как ступаешь на порог, видишь напротив себя портрет Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, левее него, меньших размеров "Шридхар Махарадж вместе с Бхактиведанта Прабхупадой".
По правой стороне надписи на бенгали и на английском, являющиеся цитатами бесценных изречений трансцендентной мудрости Шридхара Махараджа. Слева, сразу при входе - портрет Бхактиведанты Прабхупады , Говинды Махараджа, Шридхара Махараджа, затем наша парампара. Далее проход в гараж и в этой части комнаты висят два огромных портрета - Говинды Махараджа и Шридхара Махараджа. Все портреты этого помещения украшены гирляндами. На потолке всех помещений имеются вентиляторы. Пройдя через эту комнату до конца, можно подняться по лестнице в помещения, где живёт Гурудев и его ближайшее окружение. Сначала на втором этаже вы попадаете в гостиную, куда выходят несколько комнат: комната Гурудева, а также в двух других жили Госвами Махарадж и Ашрам Махарадж. Также там есть оффисное помещение, где Махараджи работают вместе с другими преданными, которые нужны в решении тех или иных вопросов.

Рядом с дверью в комнату Гурудева стоит кресло со столиком и высокий шкафчик с книгами и другими вещами. Бросая взгляд на этот шкаф, невозможно не заметить большую фотографию нашего Российского храма в Лахте и недалеко от него заметку из индийской газеты "Eastern of Age" от 11 июля 2000 г. под названием "Chaitanya Temple at Lenin's doorstep", где рассказывается о нашем духовном центре в Лахте, являющейся окраиной "северной столицы" России. Полностью же этот номер газеты висит на одной из стен. На стенах комнаты в застеклённых шкафчиках-стендах размещены книги ШЧСМ на самых разных языках: бенгали, хинди, английском, испанском, русском, французском и т.д.

Над дверью Гурудева справа висит фото Шридхара Махараджа, а слева изображение коровы, а на самой двери на английском языке на двух отдельных листах приведены две цитаты Шридхара Махараджа. Одна (слева) называется "Surrender, Service and Dedication", и там говорится об ограниченности интеллекта, чтобы соприкоснуться с этим планом бытия - планом преданности Господу и о важности веры и самопредания. Справа цитата из книги "Любовный поиск потерянного слуги" которая начинается словами: "Why you been away so long? Why you staing far from home so long?…
В русском переводе там написано следующее: "Почему ты так долго жил вдали от дома? Как ты мог переносить разлуку со Мной? Ты оставил Меня, и ты многие жизни жил без Меня. И при этом Мне очень хорошо известно, с какими трудностями тебе приходилось сталкиваться для того, чтобы вернуться ко Мне. Ты искал Меня всюду и ты ходил от дома к дому просить милостыню, многие преследовали тебя и многие смеялись над тобой, и ты проливал обо Мне свои слёзы. Мне всё это очень хорошо известно. Я был с тобой. И теперь, после всех этих великих трудностей, ты снова вернулся ко Мне".

Напротив двери в комнату Гурудева на противоположном конце комнаты стоит телевизор, и по одной стене диван и кресла. Также на стене висят две совершенно по-разному выполненные эмблемы нашего матха, большая картина, где в центре панча-таттва, которая в очень сильной степени притягивала моё внимание. Также можно увидеть изображение Кришны, поднявшего холм Говардхана. И особенно привлекательным (во всяком случае для меня) был большой портрет, на котором рука об руку стоят Говинда Махарадж и его учитель - Шридхар Махарадж, оба достаточно молодые по сравнению со множеством других, хорошо известных нам изображений.

Каждый день на утреннее мангаларати выходил Гурудев в сопровождении, как правило, Госвами Махараджа, Ашрама Махараджа, Сиддханти Махараджа и служанки Малати Прии. После утреннего и вечернего ароти все желающие поднимаются в гостиную на даршан Гурудева. После дневного отдыха Гурудева также можно было прийти в гостиную к нему, чтобы пообщаться с Говинда Махараджем или с кем-либо из санньяси и преданных. Также вполне возможно было просто каждому сидеть в гостиной и заниматься своим служением, если это было возможно сделать в рамках гостиной, потому что здесь всегда царит особая атмосфера домашнего уюта, наполненная теплотой и любовью. А потом, когда Гурудев собирался на ежедневную прогулку, все, кто находился в гостиной, шли провожать его до машины.

Жизнь в ашраме очень простая, и для постоянных обитателей, проходящая в неустанном труде. У каждого он свой, или, как говорят вайшнавы, у каждого своя сева (своё служение).
Мангал Махарадж, Мукунда и Малати Прия постоянно трудятся на кухне. Пуджари Камала Кришна очень часто проводит киртан, но этим, разумеется, не исчерпываются его обязанности. Поёт Камала обычно не слишком громко и не слишком ярко, но очень глубоко и задушевно. Но во время мартовских парикрам в Навадвипе, он явил свой голос в полной мощи и красоте. Конечно, внешняя красота голоса не является определяющей в вайшнавском воспевании, но всё же, когда ощущаешь гармонию внутреннего и внешнего, то это действует очень сильно и вдохновляюще.
Ежедневно в храм приходит преданная, которая делает гирлянды для Божеств и парампары.
Множество самых разнообразных дел по уходу за Гурудевом осуществляет Малати Прия, а наводит порядок в доме - Ума. Секретарь Ямуна Прия и Бхакти Лалита занимаются служением с помощью компьютера. В частности, составляют необходимые письма и др. документы и бумаги.
Госвами Махарадж тоже много времени проводит за компьютером. Как вы знаете, у него есть замечательный сайт "Дэйли Даршан", но кроме того, по необходимости, он поддерживает связь с разными отделениями матха в других странах, в том числе и России.
Тиртху Махараджа можно было часто видеть сидящим в вестибюле второго этажа за своим рабочим столом. В частности, он сказал мне однажды, что переводит на английский песню "Ачарья-вандана" по просьбе русских преданных.

Кроме того, здесь каждый обслуживает себя самостоятельно: поддерживает в чистоте свои вещи и комнату, моет за собой посуду (во дворе есть краны с водой) и при необходимости подтирает тряпкой пол в том месте, где сидел и где, как правило, после принятия прасада, остаются крошки.

Пища здесь на удивление простая и вполне съедобная для русского человека, если только подойти к этому вопросу не материалистически, т.е. если есть немного, в разумных пределах, для того чтобы поддерживать своё тело в хорошей форме. Трудности здесь могут быть только у того, кто ищет через пищу изысканных наслаждений. Но прасад здесь очень прост и одинаков изо дня в день.

Каждый день приходили в храм люди, кто днём, кто вечером. И как бы не были бедны люди в Индии, каждый непременно считал своим долгом пожертвовать хотя бы одну монетку, уж не знаю какого достоинства, так как время от времени был слышен только звон монеты, падающей в ящик с надписью "Donation".
И ещё бенгальцы очень почтительны. Они при каждой встрече делают лёгкий поклон и говорят "Дандават". И, конечно, же каждый прихожанин всегда низко кланяется любому Махараджу. И если вдруг на его горизонте оказывается ни один, а несколько санньяси, то зачастую он будет выражать своё почтение не одним поклоном всем, а каждому индивидуально.

Надеюсь, что мой рассказ хоть немного, но помог вам представить наш Калькуттский храм и жизнь его обитателей. Но история Калькуттского ашрама началась намного раньше, и об этом читайте ниже.


ИЗ ИСТОРИИ МИССИИ

Создание ашрама ШЧСМ в Калькутте

Это произошло за 2-3 года до прихода юного Говинды Махараджа в миссию Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа. Гуру Махарадж основал ашрам в Калькутте по желанию Шрилы А.Ч.Бхактиведанты Свами Махараджа.

"Шрила Свами Махарадж всегда очень сердечно относился к Шриле Гуру Махараджу и время от времени навещал его. Он обратился к Шриле Гуру Махараджу с такими словами: "Я владею двумя домами. В одном живу я с семьей, а в другом, на нижнем этаже, у меня лаборатория. Для проповеди я предоставлю в твое пользование две комнаты наверху. Мне будет не жалко отдать эти комнаты твоему обществу. Если ты милостиво приедешь туда и побудешь там некоторое время, я буду очень счастлив". Так возникло отделение Шри Чаитанйа Сарасват Матха на Ситаканта Банержди лейн, д.7.
Шрила Гуру Махарадж всегда хотел оставаться в тени. Он не желал занимать высокое положение, позволявшее бы ему набирать людей, принимать учеников и т.п.. Но Шрила Свами Махарадж очень хотел сделать что-нибудь - создать другую Гаудийа Миссию во главе с нашим Шрилой Гуру Махараджем. Он много раз высказывал Шриле Гуру Махараджу своё пожелание, но у Шрилы Гуру Махараджа не было большого энтузиазма по этому поводу. Только близкие дружеские отношения со Шрилой Свами Махараджем послужили причиной принятия им данного предложения.
Во время пребывания Шрилы Гуру Махараджа на Ситаканта Банерджи лейн, при посредничестве Свами Махараджа с ним встретилось несколько очень известных людей. Так к Миссии присоединились преданные-грихастхи. Бхутабхрит Прабху и Нрисимхананда Прабху были выдающимися брахмачари, и они тоже жили в доме Шрилы Свами Махараджа и проповедовали в Калькутте. Время от времени Шрила Гуру Махарадж приезжал туда, иногда останавливаясь там на два-три месяца, в то время как другие брахмачари управляли Матхом здесь, в Навадвипе".

   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 10 июня 2003 г.
Тема: "В поисках счастья. часть 3: Духовное счастье".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Силой милости истинного Гуру, ты увидишь, что шри виграха - это Сам Всевышний Господь, а не просто статуя, сделанная из материальных элементов".

Шрила Бхактивинода Тхакур

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное