Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Размышления о бхакти: АТЬЯХАРА


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Когда обратившийся к духовной практике принимает или накапливает больше необходимого, его духовной жизни грозит гибель, - он падает жертвой мирских удовольствий. Если же он не будет принимать необходимого, его тело - средство его поклонения - не будет должным образом защищено".

Шрила Бхактивинода Тхакур


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 63


Тема: Размышления о бхакти: АТЬЯХАРА

Сегодня речь пойдёт о книге Шрилы Бхактивинода Тхакура  "Шри Бхактьялока". Наставления этой книги помогают человеку укрепится на пути преданности. Возвышенный вайшнав рассказывает нам о шести пороках - врагах бхакти, а также о шести достоинствах, идущих на пользу бхакти.

Самая первая глава книги посвящена такому пороку, как атьяхара.
Термин "атьяхара" образован из двух слов: "ати" - много, чрезмерно и "ахара" - вкушение пищи или накопление.
Он означает,
во-первых, чрезмерное употребление пищи (прихоть желудка),
во-вторых, желание отведать те или иные блюда (т.е. прихоти языка);
в-третьх, стремление к любого рода накоплениям и сбережениям;
и наконец, чрезмерное наслаждение объектами пяти чувств.

И далее Шрила Бхактивинода разъясняет, почему наличие в человеке таких пороков, как атьяхара" рассматривается как препятствие на пути преданного служения Господу. Он приводит стих из "Бхагават-Гиты" (6.16-6.17):

"нАтй-ашнатас ту його 'сти на чаикАнтам анашнатах
на чАти-свапна-шИласйа джАграто наива чАрджуна
йуктАхАра-вихАрасйа йукта-чештасйа кармасу
йукта-свапнАвабодхасйа його бхавати духкха-хА"

"О Арджуна, практика йоги невозможна для того, кто ест и спит или слишком мало, или слишком много. Для того, кто ест, отдыхает и прилагает усилия во всех своих обязанностях должным образом и чьё время распределено правильно, практика йоги постепенно сводит на нет все мирские страдания".

Настоящие вайшнавы ничего не едят кроме кришна-прасада. Кришна-прасад - это Милость Бога. И большим заблуждением является думать, что в большем количестве пищи - больше милости. Склонность к перееданию называется обжорством и у подлинных вайшнавов это не в почёте.

"Одно из качеств настоящих преданных - это мита-бхук, вкушение только необходимого. Благодаря умеренному питанию их тело остаётся здоровым и не препятствует преданному служению".

И далее, ссылаясь на стихи 2.255-2.256 из "Бхакти-расамрита-синдху" Рупы Госвами:

АнАсактасйа вишайАн йатхАрхам упайунджатах
Нирбандхах кришна-самбандхе йуктам ваирАгйам учйате
ПрАпанчикатайА буддхйА хари-самбандхи-вастунах
Мумукшубхих паритйАго ваирАгйам пхалгу катхйате
"Когда человек не привязан ни к чему мирскому, и в то же время принимает всё как связанное с Кришной, он на верном пути, он выше стяжательства. Отрекающийся от всего, не ведая о связи этого с Кришной, несовершенен в своей отречённости".

Бхактивинода Тхакур говорит о том, что атьяхара будет иметь место, если человек воспринимает объекты чувств в духе личного наслаждения ими. Если же он воспринимает их как милость Господа и только в той разумной мере, в которой они действительно необходимы для выполнения им преданного служения, то это не считается атьяхарой.

Все кулинарные изыски людей, как правило, имеют в своей основе желание насладиться изысканными блюдами. Простота в еде помогает усмирить "прихоти нашего языка".

ВаирАгИ ханА каре джихвАра лАласа
ПарамАртха йАйа, Ара хайа расера ваша
ВаирАгИра критйа - садА нАма-санкИртана
ШАка-патра-пхала-мУле удара-бхарана
ДжихвАра лАласе йеи ити-ути дхАйа
Шишнодара-парАйана кришна нАхи пАйа

"Если санньяси слишком привязан к вкусу различных яств, его духовная жизнь будет потеряна - он станет рабом собственного языка. Долг человека, отрекшегося от мира, - всегда повторять Харе Кришна мантру. Потребности желудка он должен удовлетворять легкодоступными овощами, листьями, фруктами, кореньями. Не сможет достичь Кришны человек, подвластный собственному языку, или скитающийся здесь и там на службе у желудка и половых органов".

И у санньяси, и у начинающих преданных могут быть какие-то предпочтения той или иной пищи, но в духе преданности стремиться к простой и здоровой пище, а не потакать вкусовым привычкам. Возможно, когда-то преданные и позаботятся о вас, зная ваши предпочтения, так же как и вы можете позаботиться о других. Но всё это должно быть в разумных пределах, чтобы в конечном итоге достичь положения, когда мы не отвергаем объекты чувств, но и не привязаны к ним.

"Преданный-вайшнав не стремится к вкусной пище и красивым одеждам, принимая достающийся без особых усилий священный бхагавад-прасад. Пользуйся тем, что действительно нужно; не бери ни больше, ни меньше - это не принесёт благих плодов. Когда обратившийся к духовной практике принимает или накапливает больше необходимого, его духовной жизни грозит гибель, - он падает жертвой мирских удовольствий. Если же он не будет принимать необходимого, его тело - средство его поклонения - не будет должным образом защищено".

И ещё один важный момент, отмечаемый Бхактивинода Тхакуром, относится к разного рода накоплениям. Он говорит о том, что если санньяси вовсе не создают сбережений, то домохозяева могут это делать. Просто всё должно быть разумно, без излишеств, и своё достояние такие преданные-домохозяева используют на служение Господу и Его преданным, своим гостям и близким.

Я надеюсь, что многие из вас уже в той или иной степени ознакомились с этой чудесной книгой, представленной на нашем сайте. А если ещё не успели, то можете сделать это прямо сейчас: "Шри Бхактьялока или размышления о бхакти" Шрилы Бхактивинода Тхакура.


ИЗ ЖИЗНИ МИССИИ

Хочется надеяться, что вам, мои дорогие друзья, будет интересно прочитать о том, как проходят праздники в Индии, и в частности я расскажу о праздновании Дня Явления Шри Нитьянанда Прабху в Калькутте 15 февраля 2003 г.

В материальной жизни праздники и будни разительно отличаются друг от друга, это как бы нечто противоположное. Будни зачастую кажутся однообразными, скучными, деловыми и напряженными, а праздник (хотя его тоже еще нужно уметь устроить!) вносит в жизнь что-то светлое, яркое, новое и радостное.

Но жизнь преданных такова, особенно если она проходит в ашраме, что нет резкой границы между праздничными днями, которых у вайшнавов очень много, и остальными. Может быть, потому, что у вайшнавов в каком-то смысле, каждый день - праздник. Воспевание святых имен, которое начинается с утреннего ароти еще задолго до восхода солнца, приносит сердцам радость и свет.

Утро этого дня в Калькуттском ашраме Шри Чайтанья Сарасват Матха на Дам-Дам Парке началось с ароти, на которое, как обычно, вышел на несколько минут Гурудев в сопровождении Госвами Махараджа, Сиддханти Махараджа и Ашрама Махараджа. Но сегодня больше, чем обычно, прославлялось имя Нитьянанды Прабху.
После ароти все пошли на даршан, где Гурудев, набрав номер телефона одного из своих многочисленных филиалов, стал давать лекцию минут на 40 о Нитьянанде на английском языке. Он говорил об особой важности для ШЧСМ этой великой души, по указанию которой Шридхар Махарадж и поселился в том месте Навадвипы, которое называется апарадха-бхаджан-пат, и где сейчас расположен наш Навадвипский ашрам. Явившись нашему парам-гуру во сне, Нитьянанда сказал, что именно здесь он должен будет принимать учеников и всех искателей истины, которые будут приходить сюда.

В преданном служении невозможно и шагу ступить без милости. И Нитьянанда Прабху олицетворяет собой высочайшую степень этой божественной милости. И наш Гуру Махарадж,
моля Нитьянанду о Милости, очень часто произносил: "Дойал Нитай, дойал Нитай!" И, должно быть, это трепетное чувство передалось его ученикам и последователям, некоторые из которых и сейчас живут в Калькуттском ашраме и их уста очень часто произносят эту мольбу: "Дойал Нитай!"

В такие большие праздники преданные постятся до обеда (праздничного прасада). И поскольку в праздник всегда приходит очень много людей, то уже с утра на кухне появились помощницы из местных прихожанок, потому что требовалось приготовить прасад в очень большом количестве. В большие тазы, которые трудно было сосчитать, чистились и резались разнообразные овощи.

После даршана началась парикрама. Вероятно, так много было помощниц в этот праздничный день, что самая главная бессменная труженица кухни Малати смогла отправиться на парикраму.

Во главе с Тиртха Махараджем (Калькутта) мы выступили за пределы храма небольшой группой: Бхагавата Махарадж (Калькутта), Ашрам Махарадж (Мексика), Сиддханти Махарадж, Джай Балай (Мексика), Калачан дас (США), Арун Кришна Прабху, Нарайян дас, Малати и еще несколько бенгальских преданных.

Думаю, что шли мы не меньше двух часов. Сначала по узким улицам, где из транспорта были только велосипеды и велорикши, и поэтому еще как-то можно было дышать. Но вообще-то в Калькутте просто невыносимый воздух, загазованность не то что превышает какие-то нормы, но заставляет людей, особенно западных, прикрывать тканью или краем одежды органы дыхания. Особенно стало тяжело, когда вышли к крупной дорожной магистрали, где было полно машин самых мыслимых и немыслимых конструкций, многие из которых и способствовали такой загазованности.

Однако, наша группа держала путь в сторону аэропорта, где расположен другой храм ШЧСМ в Калькутте, называемый Каикали. И ничто не могло ни на минуту остановить наш киртан, потому что он наполнял сердца ни с чем несравнимой радостью. И где бы мы ни проходили, люди останавливались и провожали нас теплыми взглядами и улыбками, многие кричали нам "Харе Кришна!" или "Харибол!".

И вот, наконец, мы достигли храма. Тут я и пожалела, что со мной нет фотоаппарата - настолько прекрасен был этот небольшой храм и божества в нем, насколько очарователен был водоем и рощица вокруг него. ( Однако, всё это возможно увидеть на нашем основном сайте scsm.com) Вскоре сюда прибыл Гурудев с ближайшими спутниками и все остальные преданные. Кто приехал на машине, кто на автобусе, но так или иначе здесь собрались все, кроме тех служителей храма на Дам-Дам-Парк, которые не могли оставить свое служение там даже на короткое время.

Расположившись в мандире, мы продолжали под руководством Тиртхи Махараджа петь разные бхаджаны. После этого в мандир внесли кресло, и Гурудев сел в него. Затем он попросил Госвами Махараджа дать праздничную лекцию, и Махарадж на английском начал вновь и вновь говорить о славе Нитьянанды Прабху.

В храм потихоньку прибывал народ. Бенгальцы, особенно женщины, подходили с низким поклоном к Гурудеву и вручали ему в руки пожертвования. Мне сначала показалось, что Гурудев не слишком-то настроен что-то говорить сам, но в конечном итоге не менее получаса он произносил свою речь на бенгали к большой радости собравшихся гостей.

А затем был обеденный праздничный прасад. От обычного он отличался наличием сладостей: шарики и халава. А вообще-то, мне очень понравилось, что в индийских храмах ШЧСМ довольно простая пища. Фактически каждый день одно и то же. Утром: мури (воздушный рис), йогурт и бананы. В обед: рис, дал, сабжа, чатни, сладкий рис. И вечером: картофель, сабжа, чапати и горячее молоко.

После прасада мы вернулись в наш основной храм, где в мандире я увидела Мангала Махараджа, раскладывающего прасад многочисленным гостям, сидящим там рядами.

День закончился вечерним киртаном, который на этот раз продлился чуть более обычного - до 22 часов. Чувствовалось особенное вдохновение, которое было присуще преданным в этот необыкновенно благоприятный день - День Явления Нитьянанды Прабху.


НОВОСТИ САЙТА

Дорогие друзья! Надеюсь, что многие из вас успели заметить, как за прошедший месяц преобразился наш сайт, прежде всего с точки зрения структуры и дизайна. Так обновлена страница Проповедники ; полностью обновлена гостевая книга и рубрика "статьи".

Приглашаем посетить наш Форум.

Если вы ещё не успели ознакомиться с нашими новинками, то читайте:

интервью Шрипада Б.Л. Акинчан Махараджа "Сегодня поток Сознания Кришны идёт из России" ;
статью Шрилы Б.С. Говинды Махараджа "Гуру, дарующий семя любви";
статью Вера - сокровище Души.

На днях вышел очередной номер газеты "Источник". Вы может ознакомиться с её интернет-версией в формате HTML: "Источник 4".


Необычно и актуально для всех, кто в поиске... Подпишитесь, и будьте счастливы:

Рассылка: Мастерская Творчества - Литература для души

       


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 16 мая 2003 г.
Тема: "Материальное и духовное. Их взаимосвязь".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Когда человек не привязан ни к чему мирскому, и в то же время принимает всё как связанное с Кришной, он на верном пути, он выше стяжательства. Отрекающийся от всего, не ведая о связи этого с Кришной, несовершенен в своей отречённости".

Шрила Бхактивинода Тхакур



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное