Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

БУТЫЛОЧКА. ГОРШОК. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же автор «Малыш растет»). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе), а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями родителей со всего мира - из ваших писем.

Выпуск 64

2 сентября 2003 г.

В выпуске:
Ваши отклики
Как отучить ребенка от бутылочки/ пустышки.
Как приучить ребенка к горшку
Мои мысли:
Ребенок не говорит. Чем помочь?


Здравствуйте, с Вами снова я, Леночка.


Как отучить от бутылочки/ пустышки.

Валентина: У нас была такая же ситуация, днем нам бутылочка была не нужна, зато ночью - моя дочка выпивала до 4!!! бутылочек (по 250 мл) соевого молока. С ужасом мы боялись приступить к этой нелегкой процедуре, но оказалось все гораздо проще, вечером мы сообщили ребенку, что его бутылочку забрал плохой дядя (бутылочки были спрятаны, но одна с молоком была все же приготовлена, на всякий случай), и когда наша красавица ночью начала кричать и требовать молоко, я включила свет (что было не очень приятно для ребенка), и предложила молоко из чашки. Пить из чашки лень, я так понимаю, что особой жажды не было и молоко со словами "ненана" было отвергнуто. На вторую ночь ситуация повторилась. Для ребенка все прошло совершенно безболезненно, да и для нас тоже. Попробуйте, кстати, мне такой способ подсказала мудрая, старенькая соседка. Опыт веков.

поиск другой темы

Ирина (Киргизия): Хочу поделиться своим недавним опытом отучения от пустышки. Мы ей грешили где-то с одного месяца. Но никогда не злоупотребляли. Только как успокоительное в крайних случаях и в момент засыпания.
Где-то около восьми-десяти (не помню точно) месяцев я решила, что пора прекращать пользоваться соской в "свободное от сна время", даже в критические моменты. Просто убрала её повыше и объяснила малышу, что соска - только когда спать, а днем ей надо отдохнуть. Через день-два он все понял. Но засыпать продолжали только с соской. (Мой Саввушка ОЧЕНЬ возбудимый и ему было очень трудно угомониться перед сном без этого снотворного.)
Потом где-то около 14 месяцев я захотела прекратить пользоваться вредной, на мой взгляд, соской. Ему нравилась классическая круглая соска, я же решила поменять ее на так называемую анатомическую, которую он с детства не любил. В тайне надеялась, что перестанет сосать вообще. Сначала возмущался, а потом привык и к ней.
В полтора года он пошел в ясли. Я просто не дала воспитателям соску и даже не упомянула, что мы ей пользуемся для засыпания. В результате - стал засыпать днем без соски. Осталась только ночь. Через пару месяцев его соска надорвалась почти у основания. Мы ей помогли (на свой лад воспользовались советом кого-то из родителей в вашей рассылке о том, что соску можно надрезать на кончике, чтобы ее стало больно сосать) - наш же папа просто разрезал естественный разрыв у основания соски посильнее (где-то больше половины или две трети). Но силикон оказался крепким и пришлось ждать где-то две недели того момента, когда соска порвется в руках Саввушки. И это произошло. Он стиснул ее в зубах, потянул рукой - и соска порвалась, остался только маленький кончик, за который ухватится зубами можно, но держать во рту - никак. Мы специально заострили на этом моменте все наше внимание. Наступает сон - Савва просит соску. Даем. В плач. "Но ты же сам ее порвал, помнишь?". Аргумент неоспоримый. Заснул с соской в руках. Продолжал засыпать таким образом несколько дней. Потом перестал вообще просить, только изредка. Прошло уже где-то два месяца. Соска (вернее её огрызок) еще присутствует в нашей жизни. Лежит себе спокойно на верхней полочке, и когда вдруг захочется (раз в две недели), Савва может ее попросить. Погрызет огрызок немного (у него клыки режутся) и засыпает себе спокойно.
Мой совет родителям, имеющим счастье иметь очень неспокойного ребенка, что называется без тормозов: Нужно отучаться от какой-либо вредной привычки постепенно, без стрессов (типа "Соску кошка забрала" или она в окно упала - криков и возмущений о несправедливости жизни не избежать, а соответственно - удар по нервной системе и выводы он нехороших кошках, самоуправных родителях и т.п.). Пусть предмет вожделения остается доступным, но не функциональным. И еще наш опыт хорош тем, что ребенок понимал, что он сам сделал свою "коку" не функциональной. Тут уж винить не кого.

Леночка Небольшое дополнение. Я бы не советовала надрезать соску у основания. Хорошо, что кончик оторвался у ребенка в руках. А что, если во сне? Ребенок может подавиться и даже (!) задохнуться. А в остальном очень неплохой способ, наверняка кому-то поможет. Попробуйте!

поиск другой темы

Как приучить ребенка к горшку.

Юлия: Ксюше полтора года и она уже месяц как ходит в туалет только на горшок или "под кустик", если на улице.
До начала лета (до года и трех мес.) мы все время ходили в памперсах. Потом я стала дома оставлять дочь бегать голенькой. Горшок скромно стоял в углу к тому времени уже довольно давно. Первый месяц были лужи и кучки бесконечно, казалось, что это никогда не кончится. Каждый раз после происшествия я говорила Ксюше, что можно это сделать и на горшочек, указывая на одинокостоящий предмет в углу, но больше ничего не предпринимала.. Все остальное моя ляля поняла сама. Я была в шоке, когда дочка впервые подошла и с деловым видом уселась на горшок, а потом громко провозгласила "Кака!" За следующий месяц мы пользовались горшком где-то в 50% случаев, причем настойчивость со стороны взрослых по этому вопросу имела строго обратный эффект. Дочь принимала решение сама. Последний этап - переход к снятию трусиков и "сухим" прогулкам - прошел гладко и занял совсем немного времени.

Леночка Ну вам просто повезло с ребенком:)). К сожалению, так бывает далеко не всегда. Я не против подгузников вообще. Просто, ребенок должен чувствовать разницу между сухо – мокро. А это, согласитесь, проблематично, если ребенок круглосуточно ходит в подгузниках. И все же я думаю, что подгузники могут повредить раннему приучению к горшку. У ребенка может возникнут путаница в голове: странно, вот сейчас я пописал – сухо, а в другой раз – мокро. В любом случае, в такую жару паковать ребенка даже в саамы супердышащий подгузник, считаю жестокостью:))).

поиск другой темы

Ребенок не говорит. Чем помочь?

Оговорюсь сразу, что чудодейственного средства, чтобы заставить ребенка заговорить у меня нет. Знала бы, сама применила:). Но в природе нет такого упражнения, позанимавшись которым, ваш ребенок заговорит буквально через неделю. Есть общие рекомендации, которые ВОЗМОЖНО помогут. Но я рассуждаю так: даже, если все, что я делаю ни на день не приблизит моего малыша к самостоятельной речи, в любом случае польза от этого хотя бы та, что я занимаюсь чем-то ВМЕСТЕ с малышом. А это согласитесь дорого стоит. Прежде чем приступить непосредственно к рекомендациям, хотелось бы развеять некоторые мифы, которые, я знаю, существуют у родителей.

Заблуждение первое.
Рано говорят те, с кем родители занимаются, и наоборот. Поверьте это не так. Ребенок говорит тогда, когда пришло ЕГО время. У всех это сугубо индивидуально. Оглянитесь вокруг. Неужели вы с уверенностью можете сказать, что вот с тем хорошо говорящим малышом, мама непрерывно занимается. А вон у того молчуна – нерадивая мамаша. Поверьте, очень часто, по моим наблюдениям, все как раз наоборот.

Заблуждение второе
Раз так то и заниматься не стоит. Что парится, если все-равно толку не будет. Не совсем так. Все упражнения, направленные на раннее развитие речи, развивают ребенка интеллектуально. А это неплохо. Да и в любом случае, чем черт не шутит. Вдруг поможет, и мой малыш заговорит на два месяца раньше отведенного ему срока. Для меня это немало:).

Заблуждение третье.
Речь и будущий интеллект как-то связаны.Заметьте я сказала «будущий интеллект». С тем, что нынешний напрямую зависит от речи, я мало-мальски смирилась. Ну что отрицать, «говорящий» ребенок более развит, чем молчащий. Но только в смысле речи. И только. Пассивный запас понятий у молчуна может быть и больше, чем и болтуна. В любом случае, если ваш ребенок заговорил в год, это не гарантирует ,что он будет профессором, и наоборот, не стоит ставить клеймо глупыша на ребенка, заговорившего в три года.

Заблуждение четвертое.
Не стоит обращать внимание на молчание ребенка.В каждой семье есть легенды о дяде, тете, брате, сестре и т.д., молчавшем до трех лет, а потом заговоривших резко и хорошо. Нет, наверняка это правда, но утешаться этим не стоит. На каждый такой случай я могу привести два, когда ребенок, заговоривший в три, пытаясь выплеснуть, накопившуюся информацию, не слишком-то заботится о том, чтобы делать это правильно. В результате потом после пяти бесконечные занятия с логопедом, а может и на всю жизнь картавость, шепелявие и т.п.

Заблуждение пятое
Раз так, затаскаем ребенка по врачам. Посеем панику и т.д. Впадать в истерику я не рекомендую родителям деток до двух с половиной лет. Как минимум. Диагноз «отставание в речевом развитии» можно поставить только в этом возрасте. И, если ваш врач, думает по-другому – смените его. Также логопед не занимается с детками младше пяти лет. Так что времени у вас навалом. И потом. у всех нас в семье есть легенды о дяде, тете, брате, сестре и т.д., молчавшем до трех лет, а потом заговоривших резко и хорошо:). Помните ваше беспокойство передается ребенку, может привести к ненужным комплексам, и, как следствие – к отставанию в речевом развитии.

Сплошные противоречия, скажете вы. Позвольте не согласится. Просто я думаю так, что не обращать внимание на то, что ребенок молчит так же неправильно, как и зацикливаться на этом. Занимайтесь со своим ребенком, и это окупиться сторицей, так или иначе. Но охать каждый раз, когда ваш малыш отказывается повторить за вами новое слово, не стоит. Итак, какие же будут рекомендации?

Мама поговори со мной, пожалуйста.

Эта истина всем известна. И все же повторение – мать учения. Начинайте говорить с ребенком, когда он еще в животике, и продолжайте, продолжайте, продолжайте. Я хотя и знала эту истину, говорила, к своему стыду, с Максом мало. Ну не знаю, как-то мне глупым казалось разговаривать со свертком. Ничего он не понимает, думала я. Он, конечно, не понимает, но голос ваш слышит, он его успокаивает. Недавно ходили на смотрины сына подруги, которому месяц. «Он все-время плачет, - жаловалась она. – В кроватке не лежит, только на руках». Я выгнала ее из комнаты, и мы пол-часа общались с малышом. Я положила его в кроватку, качала и рассказывала сказки, читала стихи. (благо их я с Максом выучила уйму). Он так внимательно слушал! Не плакал, не капризничал. Какая же я была дура, что упустила это со своим сыном. Родить что ли второго, уж с ним я такой ошибки не допущу:)). В любом случае, начать никогда не поздно. Обсуждайте с малышом, что купить в магазине, советуйтесь с ним, рассказывайте планы на день, описывайте все, что видите. Он вам, конечно, не ответит, может и интерес не проявит, но не смущайтесь – придет и его время. Постарайтесь выяснить что интересует именно вашего малыша. У нас пятимесячный Макс обожал рассматривать листочки деревьев. Бывало, орал на улице страшно, а поднесешь к дереву, расскажешь, что это береза или там елка, и он успокаивался, затихал и слушал. А сколько листьев мы оборвали:)). Так что вместо того, чтобы обсуждать с мамочками успехи ли неуспехи своего чада, жаловаться на нашу тяжелую женскую долю, уделите время ребенку. Поверьте, это гораздо более продуктивно. НО! Никакого негатива. Не выплескивайте на ребенка свои проблемы, не вмешивайте его в ваши с папой разборки, приговаривая вот какой у нас папа плохой, маму не понимает, тебя не любит и т.д. Вроде это очевидно, но слишком часто мне доводилось наблюдать подобные сцены, так что оговорить, думаю, нелишне.
И еще одно НО: не переусердствуйте. А то может ваш малыш не говорит просто потому, что ему и слово-то некогда вставить:). Заканчивайте разговор до того, как он начал утомлять ребенка.

Я леплю из пластилина.

Развивайте мелкую моторику ручек. Начинать лепить можно с года, но более продуктивно, на мой взгляд, все-таки делать это где – то с полутора. Мой Макс пока только рвет пластилин на мелкие кусочки, катает колбаску. Колбаску нам посоветовал логопед, так что дерзайте.
Рисуйте. Не бойтесь использовать краски. Я первое время стелила клеенку, на нее ставила стол и стул. Но предосторожности оказались излишни: Макс на редкость аккуратно рисует. Не считая расписанного живота, рук и стола, все остальное чисто:)).Не огорчайтесь, если ваш малыш не рисует часами. Усидчивые детки редкость, но и пять – десять минут важны для развития вашей детки. Постепенно, по мере приобретения навыка, время занятий увеличится.
Волшебные наклейки. Их найти не проблема, в Интернет- магазине я видела штук двадцать разновидностей. Мы купили Максу их в год. Он не проникся, и я благополучно про них забыла. А когда достала через пол-года, оказалось, что это его любимое занятие. Мы допустили одну ошибку – посчитали, что нужно покупать те, где наклейки крупные, мол так ему будет легче. Ничего подобного – чем мельче деталь, тем легче ребенку с ней совладать. Кроме того, покупайте не те, где просто сказки, а те, которые еще и обучают чему-то счету, азбуке и т.п. У нас любимая «Волшебная ферма». Там все животные с детками: коза с козленком, корова с теленком и т.п. Таким образом, убиваем двух зайцев – развиваем мелкую моторику и выучили названия деток всех животных. Играли так: наклей корову. Ой, смотри корова плачет, где же мой сынок. Клей скорее теленочка. Теперь уже моя помощь не нужна: сам лепит собаку в будку, кошку на крышу и т.д. При этом обязательно сверху приклеивает и ребятенка. Почему-то именно сверху. Таким образом, еще и учим понятие РЯДОМ.
Собираем мелкие штучки и запихиваем их в мелкие же отверстия. Думаю, в магазинах нет проблем найти специальные развивающие игрушки, помогающие в развитии именно этого навыка. Мы обходимся пока подручными материалами: вставляем тонкие детали машин в специальные дырочки, собираем монетки, мелкие крошки и т.п., засовываем их в горлышко пластиковой бутылки. Здорово собирать мелкие камешки. Особенно это занятие нравится деткам, если потом их кидать в речку или на худой конец, в лужу. Мы обожаем еще собирать на даче желуди с этой же целью – все речку уже закидали. Кроме тго, знаем ,что желудь – семечка дуба. Вот сколько можно выучить попутно:).

Эта волшебная книга.

Здесь долго распространяться не буду. Все уже сказано и не раз. Читайте как можно больше своим малышам. Мы читаем с четырех месяцев и пока не надоело:). Причем у меня абсолютная уверенность, что стоит Максу заговорить, как он точно прочитает «Муху-Цокотуху» наизусть, так часто мы ее читаем:)).

Побуждайте ребенка к речи.

Спрашивайте малыша так, чтобы он не мог ответить просто утвердительно или отрицательно. Не огорчайтесь, что пока у него не получается, все-равно пробуйте.
Побуждайте его называть картинки. Не просто спрашивайте где то-то, где это. А пусть он сам скажет, что это. Подскажите ему для начала. И пусть пока собачка это только ав, все – равно радуйтесь.
Можно использовать различные игры. Например, доставайте из мешочка различные игрушки и пусть малыш их называет. Или выстройте игрушки в ряд, берите их и просите назвать. НО! Делать это нужно только по желанию, никогда не настаивайте, если видите, что ребенку это неинтересно.
Просите ребенка повторить за вами слова. Называйте их четко и внятно. НО! Опять же не настаивайте, не переусердствуйте. Попробовал – не получилось, не беда, получится в другой раз. Вообще не хочет пробовать? Тоже ничего страшного, попробуем в другой раз. Максим очень часто на мою просьбу повторить какое-то слово, отрицательно машет головой и говорит «не». Ну и ладно, я не огорчаюсь:).
Я тебя не понимаю. Иногда можно пойти на хитрость. Многие малыши не говорят не потому, что не могут, а потому что не хотят. Зачем? Мама ведь и так понимает. Поэтому иногда полезно и не понять ребенка. Пусть он попробует объяснить вам свои желания словами, а не жестами. Но делать этого нельзя, конечно, когда ребенок не в духе, капризничает. И не доводите его до истерики. Если немного злиться – не беда, но. Если вы видите, что начал сильно возбуждаться, остановитесь. Только не надо тут же резко его понимать. Вы по-прежнему делает вид, что не знаете чего он хочет. Только теперь предлагаете еу разные варианты, чтобы он утвердительно или отрицательно отвечал на вопрос.

Не сюсюкайте!

Разговаривайте с ребенком на равных. Помните, ваша задача – поднять его речь до вашего уровня, а не опустить свою до его. «Что это, Максим?» «Би-би», - радостно провозглашает мой ребенок. «Правильно, машина», - радуюсь я. Таким образом, у Макса нет комплекса, так как я его не поправляю и не говорю ,что он сделал что-то не так. Но и правильное понятие он от меня слышит.

Детский сад.

Я не согласна с теми, кто считает, что ребенок в детском коллективе начнет говорить неправильно, копируя других деток. Дело в том, что этого не произойдет, если у вашего малыша большой «пассивный» словарный запас. Зачем ему повторять «лыба», если он давно знает, что это «рыба». Но коллектив тем и хорош, что побуждает к общению. Это его мама понимает без слов, а тетя-воспитатель и другие детки нет. Тут уж хочешь, не хочешь, а говорить придется. Но мы с вами договорились, что до двух с половиной лет мы не волнуемся по поводу молчания. Значит и в сад запихивать раньше исключительно, чтобы заговорил не стоит.

Подводя итог, скажу, что речь здесь не идет о патологиях. Если вы проверили слух малыша, показали его неврологу, и убедились, что все в порядке – мои рекомендации для вас. Во всех остальных случаях помогать должен только специалист.

поиск другой темы

На этом, на сегодня, все. Пишите мне, делитесь опытом. Будут вопросы, задавайте, будем разбираться всем миром.

Мой адрес mailto:lena_bashkova@mail.ru Жду!
Леночка


У нашей рассылки 1 июня открылся сайт:

"Малыш растет. Опыт родителей со всего мира"
http://deti.tut.ru/

на сайте представлены форум и чат, фотоальбом для посетителей, гостевая книга, анкета, фотоконкурс, страничка консультации детского гастроэнтеролога, и… то ли еще будет, ведь проект только в стадии разработки!
Все эти полезные штучки красиво и удобно оформила Мираэль, за что ей большое-большое-пребольшое спасибо!

Теперь активные читатели и "писатели" рассылки смогут общаться, минуя вечно загруженных ведущих :)

Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки:
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)

Наш архив пополняется номер за номером: http://subscribe.ru/archive/home.child.family/
много полезного и в огромном архиве рассылки "Малыш растет":
http://subscribe.ru/archive/home.child.babyland/

Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство

На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.

РассылкиSubscribe.Ru
Малыш растет. Рецепты и советы для самых маленьких
Американский дневник. Взгяд на Америку изнутри.
"Дамский угодник". История ювелирных украшений. От авторов.

Консультации 
детского гастроэнтеролога профессора М. Ю. Денисова

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное