Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие речи. Логопедия

  Все выпуски  

Развитие речи. Логопедия ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ


...............

   1.               Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped 

2.               Женский блог – подборка  материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей  http://idi-k-nam.ru/profile 

3.               Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/ 

4.               Активная группа логопедов в  «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

 

Значение (роль) художественной литературы в развитии детей

1.               Умственное развитие.

2.               Нравственное воспитание.

3.               Эстетическое воспитание.

 

Особенности восприятия детьми литературных произведений

ОБЩИЕ

1.               Восприятие художественной литературы для детей – активный процесс, в котором ребенок не пассивно созерцает события произведения, а переносит их на себя, из-за чего возникает эффект личного присутствия и участия в излагаемых событиях.

2.               Наивность детского восприятия, вера в хорошее окончание рассказа (придумывание своего варианта концовки).

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1.               Способны понимать лишь то, что было в их личном опыте, максимально простые взаимосвязи, следующие друг за другом.

2.               Мотивы и переживания героев не понимают, если отрицательный герой удачлив, то он - хороший.

3.               Отношение к героям ярко, эмоционально.

4.               Предпочитают ритмично организованную речь.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1.               Способны устанавливать простые взаимосвязи в тексте.

2.               С помощью взрослого правильно оценивают поступки героев.

3.               Проявляют интерес не к звуко-ритмичному оформленю произведения, а к его содержанию.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1.               Лучше осознают события, не имевшие места в их личном опыте.

2.               Начинают интересоваться не только поступками героев, но и их побудительными мотивами.

3.               Появляется способность понимать подтекст, юмор.

 

Задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой

1.               Воспитывать интерес к художественной литературе, художественно-литературный вкус.

2.               Развивать способность к восприятию художественных произведений на слух (понимать и оценивать содержание).

3.               Формировать представления о жанрах, композиции, образности языка и пр.

 

Требования к книгам для художественного чтения

1.               Идейность (нравственное воспитание, любовь к родине, людям, природе).

2.               Высокое художественное мастерство.

3.               Доступность художественного произведения возрасту детей.

4.               Сюжетная занимательность.

5.               Возможность решать конкретные педагогические задачи.

 

Круг детского чтения

1.               Русское народное творчество (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы, сказки).

2.               Произведения народов мира (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы, сказки).

3.               Русская и зарубежная классическая литература.

 

Жанровое наполнение – различно: рассказы, повести, поэмы, стихотворения, и др.

 

Методика художественного чтения и рассказывания детям

Типы занятий

1.               Чтение или рассказывание одного произведения.

2.               Чтение нескольких произведений, объединённых одной тематикой (о весне, о жизни животных).

3.               Объединение произведений различных видов искусства.

                          Чтение и рассматривание картины.

                          Чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4.               Чтение с использованием наглядного материала:

                          С игрушками;

                          С настольным материалом;

                          С кукольным театром;

                          Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы.

5.               Чтение как часть иного занятия по развитию речи.

 

Подготовка к занятию

1.               Выбор произведения с учетом возраста детей, времени года, перспективного плана работы.

2.               Определение программного содержания (литературной и воспитательной задачи).

3.               Подготовка воспитателя к чтению произведения (эмоциональность, выразительность, расстановка логических ударений).

4.               Подготовка детей – предварительные беседы, словарная работа, наблюдения, экскурсии, рассматривания картин.

 

Структура занятия по чтению художественного произведения

Конспект – оформление традиционное.

I часть.

Традиционная + подготавливающая беседа – рассказ о писателе, напоминание о других книгах на эту тему или этого автора, загадки, стихотворения и т. п. называние жанра произведения, название, автор.

II часть

1.               Яркое эмоциональное прочтение произведения.

2.               Эмоциональная пауза.

3.               Беседа о прочитанном. Группы вопросов:

o       На выявление эмоционального отношения к героям (кто больше понравился, почему?); 

o       На выявление основного смысла произведения (М.Горький «Воробьишко» «Кто виноват, что мама осталась без хвоста?»).

o       На выявление мотивов поступка («Маша и медведь» «Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?»).

o       Обращающие внимание на языковые средства выразительности.

o       Направленные на воспроизведение содержания.

o       Подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ?»; «Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).

 

Все группы вопросов сразу не обязательно включать в беседу.

 

4.               Повторное чтение текста с рассматриванием иллюстраций после чтения. Прерывать чтение показом иллюстраций не рекомендуется. Это допускается, в случаях, если текст уже разбит на главы, каждая из которых заканчивается иллюстрацией или при чтении научно-популярной литературы.

III часть. Традиционная.

 

  

Методика заучивания стихотворений

Требования к заучиванию стихотворений

1.               Не рекомендуется заучивать стихи хором.

2.               Стихотворение заучивается целиком.

3.               Стихотворение заучивается в течение нескольких занятий (8-10 повторений).

4.               стихи для заучивания подбираются в соответствие с индивидуальными особенностями детей.

5.               Создание поэтической обстановки в ДОУ и вне занятий.

 

Структура занятия

I часть. Традиционная + создать эмоциональный настрой, благоприятный для восприятия стихотворения, беседа, связывающая произведение с жизнью, жанр, автор, название произведения.

II часть.

1.               Выразительное чтение стихотворения без установки на запоминание.

2.               Эмоциональная пауза.

3.               Беседа о прочитанном.

§                  Автор.

§                  Название.

§                  Понравилось ли стихотворение.

§                  О чем стихотворение.

§                  Что в нем более всего понравилось.

§                  Какими стихами начиналось стихотворение.

§                  Какими словами автор сказал о…

§                  Какими словами автор сказал о…

§                  Какими словами автор сказал о…

§                  Какими словами заканчивалось стихотворение.

§                  Проговорить трудные места.

4.               Повторное чтение произведения с установкой на запоминание.

5.               Воспроизведение стихотворения детьми («сильные» дети).

6.               По мере утомления физкультминутка, связанная с темой занятия.

7.               Выразительное чтение стихотворения  воспитателем, рассматривание иллюстраций по теме произведения.

III часть.

Традиционная, желательно, в качестве выхода в иной вид деятельности прослушать музыкальные произведения, рисование.

 

 

Уголок книги в детском саду

 

Требования к уголку книги

1.               Гигиенические.

Мебель

ü                                   соответствует росту детей;

ü                                   полки на уровне глаз детей;

ü                                   шкафы, полки тщательно закреплены;

перечень:

o                                                                               закрытый шкаф для хранения пособий, материалов для ремонта книг, проигрыватель и т.п.;

o                                                                               открытые полки для выставок книг;

o                                                                               полки для хранения книг;

o                                                                               полки для выставок работ детей;

o                                                                               стулья (3-4 шт.);

o                                                                               стол.

Освещение – с левой стороны дневное, электрическое – настенная или настольная лампа.

Шумовое оформление – расположен в тихом, непроходном месте.

Уборка – регулярное вытирание пыли.

Шрифт книг – крупный.

 

2.               Эстетические

o       Бюсты писателей.

o       Портреты писателей.

o       Иллюстрации детских художников.

o       Отличное оформление уголка от всей группы.

 

Виды работы в уголке книги по возрастам

МЛАДШАЯ ГРУППА

Оформление – 3-4 книги-картинки, по несколько экземпляров, отдельные картинки, тематические альбомы

Деятельность – чтение, беседы по картинкам, приучение к рассматриванию картинок, правила пользования книгой.

СРЕДНЯЯ РУППА

Оформление  - на полке-выставке 4-5 книг книг-картинок становится меньше, остальные в шкафу, реквизит для теневого театра, инсценировок, материал для ремонта, диафильмы.

Деятельность – чтение, беседы по картинкам, прочитанным сюжетам, приучение к рассматриванию картинок, правила пользования книгой, навыки бережного обращение с книгой, поручения – навести порядок  в уголке книги, отобрать книги, нуждающиеся в ремонте, подклеивание переплета.

СТАРШАЯ ГРУППА

Оформление – книги различных жанров и тематики, на витрине 8-10 книг, остальные в шкафу.

Деятельность – чтение, беседы по картинкам, прочитанным сюжетам, приучение к рассматриванию картинок, правила пользования книгой, навыки бережного обращение с книгой, поручения – навести порядок  в уголке книги, отобрать книги, нуждающиеся в ремонте, подклеивание переплета, организация книжных выставок, беседы о писателях, художниках, литературные утренники, викторины.

 

Чтение художественных произведений вне занятий

Как правило, проводится по инициативе детей, но, может быть, и предложена воспитателем.

 

Цель организации чтения художественных произведений вне занятий обуславливается ситуацией: создание необходимого эмоционального фона перед / после какого-либо вида деятельности; восполнение знаний ребенка после болезни; смена эмоционального состояния ребенка; воспитание необходимых качеств и др.

 

Время, допустимое для организации чтения вне занятий

1.               Утренние часы.

2.               Прогулка первой половины дня.

3.               Перед сном (дети могут находиться в постелях)

4.               После сна.

5.               Прогулка второй половины дня

6.               Вечерние часы.

 

Форма организации детей для чтения художественных произведений

1.               Индивидуальная.

2.               Подгрупповая.

3.               Групповая.

 

Продолжительность чтения художественных произведений вне занятий

Зависит от возрастной группы детей, но не более 15 – 20 мин.

 

 

Литература

 

1.               Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

2.               Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.

3.               Бородич А.М. Методика развития речи детей.

4.               Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

5.               Гербова В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.

6.               Гербова В.В Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.

7.               Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.

8.               Занятия по развитию речи в детском саду, под ред. Ушаковой О.С.

9.               Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.

10.          Программа воспитания и обучения в детском саду.

11.          Развитие речи детей дошкольного возраста, под ред. Сохина.

12.          Тихеева Е.И. Развитие речи детей.

13.          Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

14.          Журнал «Дошкольное воспитание».

15.          Нефедова Е.А. Готовимся к школе.

16.          Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском  саду.

17.          Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению.


В избранное