Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уголки Вселенной - планета Земля


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уголки Вселенной - планета Земля

Выпуск
2
сегодня в выпуске: 15 апреля
2005 года
1. Краткое обозрение жизни Узбекистана в СССР
2. Изучаем суфизм - взгляд дилетанта.

<Приветствую.

Прошу вас обсудите, как жили люди в СССР (в Узбекистане), что СССР сделало для них и что забрало. Заранее благодарен.

С уважением, Анвар Мамедов>

Не знаю как для вас уважаемые читатели, но лично для меня <Союзный> период истории Узбекистана представляется наиболее сложным и наиболее скучным.

Однако интерес людей явно говорит о том, что я не права, а значит придется потыркаться в источниках.

Сложен этот период тем, что он является <Новейшей историей>, и настоящие серьезные публикации по данному времени найти сложно. Их много, но большинство страдает однобокостью. Слишком много политики, идеологии и очень мало настоящей науки.

Если просматриваю историю, написанную до 1991 года, одни восхваления Советского периода. После 1991 года - одни порицания. Остается одно - полагаться на свой здравый смысл.

Итак, из хроник советского периода (1956 год):

 

<...до победы революции промышленность в Узбекистане была так бедна что могла выставлять на выставке только пару подков. Сейчас же в республике производиться до 324 000 тракторов в год! (100 000. О такой цифре мечтал В.И.Ленин для всей страны)...>

Этой статистике вторит Гого Хидоятов, утверждая, что бесконечные войны трех ханств, изоляция от прочих стран, а после и издержки первой мировой войны довели страну до полной нищеты.

Большая часть населения была безграмотна. Однако уже существовали национальные партии, движения, люди с новым передовым мышлением. Да и близость России, хорошие торговые отношения делали свой позитив. Вот только был и негатив от рекрутства в страны, где воевали русские. Узбеки были так далеки от политики России, что не зря в народе сложились песни вроде:

Поездингни юргизган утхонаси билан дунгалаги

Вильнюскага кетказган Николай золим замбараги>

Поезд двигает топливо и кочегарня

А меня движет в Вильнюс пушки злого Николая. (Вольный перевод не судит строго)

В двух строках все влияние России на Узбекистан - передовая технология и жестокое рекрутирование.

А влияние Советского Союза? Сложно сказать. С одной стороны лихо мы перескакали в социализм, не изведав капитализма. Фактически из феодализма сразу так быстро вперед. Но с другой стороны учитывая нынешнее положение, исходя из того, что приходиться опять, все-таки переживать этот самый капитализм...

В учебниках истории самым негативным последствием влияния России на Узбекистан указывается то, что страна потеряла независимость и государственность с его устоявшимся строем из трех ханств. Во время союза Узбекистан потерял всю свою национальную интеллигенцию. Наиболее известные и интересные произведения литературы - приходятся на период 1900-1930 годов. Когда творили Чулпан, Абдулла Кодирий, Хамза. Но затем уже исчезла самобытность национальных литераторов. Вспомните книги тех времен. Почти все одинаковые - все плохо плохо плохо, и вдруг приходит из-за бугра какой-то Иван или Федор и мигом решает все проблемы.

Целое поколение выросло с подобным мышлением. И кстати большинство из нас до сих пор живет и ждет чудесного Федора, чтобы он решил наши проблемы.

Самым большим минусом в союзе было то, что почти полностью исчезала национальная грань. Обвинения в пантюркизме, в нацизме напугала местную интеллигенцию, и редко кто поднимал вопрос скажем об основании, какого либо национального сюжета. Фильм <Минувшие дни> - по сути, вполне революционный очень долго преследовался именно из-за чересчур сильно подчеркнутого национального колорита. Расстрелы, репрессии коснулись, конечно, всех. Преследовалось даже местное ремесленничество. Производство кустарных атласов приравнивалось к буржуйству. Не знаю, насколько обоснован был такой страх советского правительства перед любым проявлением национального вопроса, однако неспроста, наверное, Гитлер делал ставку на тюрков и формировал спец отряды из азиатов. На практике однако известно, что план Гитлера провалился, и я считаю что это в основном достоинство самих среднеазиатских народов. Азиаты лояльно относились к Советскому Союзу, даже к своему статусу младшего брата, да и просто хотели мира.

Повальный план смешения народов на территории советского Союза также проходил с треском и шумом в Азии. Несмотря на широко распространенные пропагандистские песни типа:

<Маша севар Омонни

Николай Сорахонни>

- местное население редко заключало брачные союзы с представителями других национальностей. Были, конечно, исключения, но особо не распространилось. Такие браки и сейчас относительно редки, хотя отношение местного населения вроде абсолютно лояльное.

Вообще если сказать кратко то плюсы:

  • рост промышленности;
  • быстрое преодоление безграмотности населения;
  • развитие медицины;
  • развитие сельского хозяйства, освоение новых методик;
  • хоть и не линейно, но - помощь Ташкенту во время землетрясения. В Ташкенте помощь Союза в эти трудные времена помнит каждый! И рост строительной промышленности, спровоцированный этим событием.
  • Быстрое освоение новых земель.
  • Повышение роли женщины в обществе.

Минусы:

  • превращение страны в сырьевую базу. Хлопок добываем, а шьют в других регионах.
  • Преследование любых проявлений национальной индивидуальности.
  • Непродуманность роли женщины в обществе и фатальные последствия. Широкое распространение образа <ударниц> заставило тысячи женщин выйти работать. Но не освобождало их от тягот личной семейной жизни. Женщины, ранее и так выполнявшие всю работу по дому (а узбекские дома это не квартиры. Да и семьи достаточно большие) были вынуждены вдобавок ко всему еще и выполнять работ у в колхозах, заводах. Это привело к трагедии, когда тысячи узбекских женщин не выдержав социальных, психологических и физических тягот сжигали себя заживо.
  • Проблемы Арала. Неуемные аппетиты в потреблении хлопка привели к гибели этого моря. Это очень серьезная проблема и реальная кровоточащая рана Средней Азии. Экологические последствия могут быть, похлещи взрывов атомной бомбы в Хиросиме. Это было уникальное озеро-море, с чистейшей водой, уникальной фауной, видами рыб, которые существовали только в Аральском море.
  • И наконец просто неприятно. Что ни говори, а не будет никакой народ любить завоевателей. Последствия вторжения России в Среднюю Азию особенно неприятно пренебрежительным отношением к Азии в последствии. Подавление национальных черт сопровождалось довольно презрительным отношением к самобытной культуре узбеков. Народ с тысячелетней историей неспроста назывался <туземцами>. Отношение было такое же. Конечно при Союзе меньше, чем во времена Царской Росс ии. Но дело в том, что Царская Россия не преследовала выдающихся людей <туземцев>, поскольку не считала тех опасными для своего строя. Тут уже стандартные минусы последствия любого вида <завоевателей>. Кстати тех, кто считает <а хорошо, что нас русские завоевали> я считаю абсолютно идентичными с теми, кто считает <а жаль, что немцы не выиграли во второй мировой. Мы бы сейчас в условиях современной Германии жили>.

Но это, конечно, мое субъективное личное мнение.


Изучаем суфизм.

Все говорят <суфизм, суфизм>, и столько шума из-за этого суфизма, что решила серьезно взяться за его обучение. Вернее просто узнать, что же это за учение такое, и почему от него столько шума.

Мне жутко повезло, нашла литературу по данной науке. Идрис-шах (не знаю, кто это и когда жил) написал книгу, и она волей судьбы попала в мои руки.

Ну...книжка как книжка. В скромной черной обложке, потрепанная (видимо часто её читали и перечитывали). По привычке открываю и смотрю тираж и дату выпуска. Кхм.. 1994 год. Не люблю книги этого периода. Почти все мои домашние книги по астрологии, хиромантии и прочей <эзотерики> датируются этим периодом. Но впрочем, может, я зря придираюсь? Просматриваю список литературы. Отсутствует.

Скептически поднимаю бровь. Книга из неизвестного источника, не подкрепленная никакой базой. Вот хороша была научная литература советского периода именно своей академичностью...

Ну да ладно. Мало ли почему здесь нет списка литературы, учитывая дату. Страна тогда переживала такие дни...что не до литературы видимо было. Вообще книга вышла в Москве.

Прежде чем приступить к изучению собираю по закоулкам своей памяти все познания о суфиях.

Не так уж и много информации.

Значит, что я знаю:

  1. Суфизм это такое течение в исламе. Но это течение настолько своеобразно, что скажем в Бухаре оно воспитывало аскетов, а в Туркменистане последователей этого течения объявляли еретиками и набивали их кожу соломой. А именно за слова <Бог во мне я есть бог>. Насколько я понимаю Бухарских средневековых мусульман, за подобные слова и они должны были набивать соломой кожу и бухарским суфиям - но этого не случилось. Определенно я чего-то не знаю.
  2. Вахобиддин Накшбанди - один из основателей течения в течении суфизма. В чем суть не знаю, но историки периодически постоянно обвиняют его учение в том, что благодаря нему, развелось в Средней Азии аскетов, фанатичных приверженцев Ислама.
  3. Поэма Алишера Навои - <Шайх Санъон> в свое время произвела на меня сильнейшее впечатление. Считается образцом стихотворных иносказаний суфиев. Из этого произведения я поняла, что суфии прятали свои мысли под образы литературных героев. Главный герой поэмы Шайх Санъон - примерный мусульманин, образец правоверного, чуть ли не святой влюбляется в христианку. Девушка не отвечает ему взаимностью и, проверяя его любовь, заставляет его пасти свиней и пить вино. И мусульманский Шейх выполняет её волю. Из-за этого от него отворачиваются все его ученики, друзья, последователи. Но Шейх видит лишь свою любовь и идет только по этому пути. В конце концов, девушка восхищенная силой его любви отвечает ему взаимностью, и его желания исполняются. Так вот - девушка в данном случае - это образ бога. И любит шейх так сильно своего бога. Но тут как бы указывается, что пути к богу могут быть различны, а иной раз желания бога могут казаться жестокими и неправильными (в данном случае неправедными - типа пить вино и пасти свиней).
  4. Кстати знаменитая любовная поэма <Лейли и Мэджнун> посвящена этой же теме. Правда, вот это открытие меня не сильно обрадовало. Мэджнун любит так сильно не простую смертную девушку, а образ бога увиденный в ней. Навои явно был сильно подвержен учению суфиев.
  5. Суфийское учение очень древнее. Поскольку это течение в Исламе, делаю вывод, что зародилось оно все-таки после арабского завоевания Азии. Учение связываю с Азией, поскольку видела на ТВ передачу, где арабы приезжали в Узбекистан - Родину суфизма.
  6. Существовали в средние века странные люди - дервиши. По своим манерам, одежде, образу жизни внешне напоминал сумасшедших. Известно, что ходили они из города в город, просили милостыню. Им нельзя было отказывать, могут проклясть. А проклятия дервишей боялись. Суеверие. Все дервиши имели связь друг с другом. Зачем они ходили по городам, чем занимались - неизвестно. Не знаю имеет ли отношение дервишизм к суфизму. Предполагаю, что также мало знаю этот таинственный...скажем так <орден>.
  7. Такая вот информация из таких вот источников. В свете этих познаний мне предстоит изучить суфизм по книге Идрис шаха. Первые шаги - в следующем выпуске рассылки.


    Читайте в следующем выпуске:

  1. Ваши письма: <Снег в Ташкенте да еще в апреле - это круто, а как там вообще жизнь. Я давно не был в Ташкенте и очень скучаю по нему. Если бы не жизненные обстоятельства (вы понимаете на счет Узбекистана), то ни я бы, ни очень многие никогда бы не ухали со своей Родины>.
  2. Изучение суфизма - первые шаги. Проблемы дилетанта.

И последнее, если есть вопросы, предложения, замечания, то я готова ответить, выслушать и исправить.

С наилучшими пожеланиями,

Наргиза Саидова
turist.28@mael.ru

Архив рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/rest.travel.universe< /p>

Архив рассылки можно прочитать здесь: http://content.mail.ru/pages/p_12693.html


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.universe
Отписаться

В избранное