Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Знаменитые люди прошлого

  Все выпуски  

Знаменитые люди прошлого Выпуск от 2003/01/02


Информационный Канал Subscribe.Ru

Азимов Айзек (Биохимик, писатель-фантаст)
Перов Василий Григорьевич
Перов Василий Григорьевич (Художник)
ПЕРОВ Василий Григорьевич [21 декабря 1833 (2 января 1834) - Тобольск 29 мая (10 июня) 1882, с. Кузьминки, ныне в Москве], российский художник. Одна из центральных фигур русского реализма 19 в., выдающийся мастер жанровой картины и портрета.

Незаконный сын прокурора барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-49) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-61), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-64 (как пенсионер Академии художеств) в Париже. Испытал особое влияние П. А. Федотова, а также журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; все Третьяковская галерея); мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.

Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.

Сила символико-психологического обобщения и соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе 1868, там же).

Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П. Погодин», оба 1872; все Третьяковская галерея). Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя.

Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).

В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-81, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь.

Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.



Вертов Дзига (Режиссер, сценарист, теоретик кино)
Лефорт Франц Яковлевич (Сподвижник Петра I)
Дзампа Луиджи (Режиссер ("Вопрос чести"))
Балакирев Милий Алексеевич (Композитор, пианист, дирижёр, музыкально-общественный деятель)
Клаузиус Рудольф Юлиус Эмануэль (Физик, один из основателей термодинамики и молекулярно-кинетической теории теплоты)
Дегтярев Василий Алексеевич (Конструктор стрелкового оружия, генерал-майор инженерно-артиллерийской службы (1944))


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное