Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только. Поп-йога - это не то, что вы думаете. Новый номер Wild Yogi


Йога и не только. Поп-йога - это не то, что вы думаете. Новый номер Wild Yogi Выпуск 742.
подписаться на рассылку

ПОП-ЙОГА –

ЭТО НЕ ТО, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ

 


Михаил Баранов

 
Работаю.
Моя работа – кушать.
И сидя на диванах,
Люблю бананы
В уши
Пропихивать.
Их предварительно смочив...
Они со мной,
Как дыры от диванов
Пребывают.
Вот как бывает.



 
Часть 1
 
Популярность как центр групповых процессов

       Тему популяризации йоги обсасывают с разных сторон все, кому не лень, в разные годы и при разных обстоятельствах. Придавая этому явлению различные концептуально-эмоциональные оттенки смыслов – «мы, как наследники истинной традиции, не приемлем попрание линий передачи Настоящей йоги – которую может передать только бородатый Гуру, а не какая-нибудь «пипетка» в обтягивающем трико....» или «наш век – это век информационных технологий, йога – это эффективный инструмент, доступный каждому, а «люди» сами разберутся, для чего его использовать...». Конечно это всего лишь две из возможных позиций, однако отражающие разные грани понимания предмета. Такие «разночтения» наводят на мысль, что йога – это не только сложная мистическая традиция, но и неоднородное социокультурное явление. Одинаковое понимание йоги возможно только при одинаковом способе мышления, которое является следствием практического опыта в данной сфере. Однако опыт всегда обусловлен особенностями восприятия – разным умам свойственна разная степень ясности, поэтому неудивительно, что ценности, лежащие в основе йоги, понимаются и транслируются по-разному.
 
       Духовные ценности – это не только идеи, привносящие смысл в жизнь человека, но, по сути, и разные способы отношений между людьми. На отношения имеется постоянный и устойчивый спрос, который, как известно, порождает предложение. В широком смысле йога – это один из способов отношений человека как с «самим собой», так и с «миром», одновременно. В обществе, где одной из доминирующих в сознании ценностей является потребление и связанные с ним товарно-денежные отношения, закономерным развитием событий является то, что одни «крутят» сурья-намаскар, а другие хула-хуп – и то и другое с приставкой «йога».
 
Поп-качество – условия и критерии

       Популярное – значит понятное, доступное, несложное по содержанию и изложению, массовое, модное и потому, по одной или сразу по нескольким из вышеперечисленных причин, более востребованное и желаемое. Может ли популярное быть качественным? А почему нет? Однако критерии качества определяются внутри самой системы. Поэтому глупо оценивать по одним и тем же критериям явления разного порядка – сравнивая например «стрип-йогу» и «йогу для людей старшего возраста». Но какого качества должна быть популярная в хорошем смысле йога? Это зависит от причин и условий, в которых она возникает и развивается.
 
       Популярность, возникающая на основе подражания, – копия, которая вероятнее всего слабее оригинала, но понятнее и ближе сознанию «массовой культуры». Например, копии картин Рембрандта, нарисованные в более популярной манере его современником и учеником Говертом Флинком, продавались значительно лучше оригиналов. Подобным же образом возникают и «копии» наиболее известных стилей йоги, и «копии копий», не только до предела упрощенные, но и в известной степени извращенные. Истинная поп-йога требует минимальных усилий для понимания предмета, как от преподавателя, так и от ученика. Создаваемая с расчетом на максимальный «охват» потенциальной аудитории, она старается вписаться в уже сложившиеся в массовом сознании клише. Такая «популярность», разумеется, так же изменчива и быстротечна, как мода на одежду, еду и мобильные телефоны.
 
       Другая история – с популярностью, возникающей из самобытного явления, то есть «популярность оригинала». Такая популярность не зарождается быстро, а является следствием многих лет упорной работы и, как правило, имеет менее массовый характер, поскольку ориентирована не на «вкус широкого потребителя», но на расширение «карты» его сознания, в том числе расширение критериев, определяющих ценность и качество данного предмета.


 
Тело современной йоги, погруженное в жидкую среду

       Очевидно, что для разных субкультур критерии качества совершенно разные. Что бы ни ворчали, потрясая бородами, адепты «истинной традиции», даже самая махровая поп-йога является качественной для ее поклонников, иначе они бы просто ею не занимались. С одной стороны, стандарты качества в поп-йоге определяются только одним – коммерческим спросом, обусловленным «законами свободного рынка», с другой – только те преподаватели «сурья-намаскар-йоги», которые сами коммерчески мало успешны, недолюбливают «хула-хуп-йогу». Своей нелюбовью признавая в ней конкурента и «неизбежное зло», отвлекающее умы практикующих от восприятия «светлого величия истинной традиции». Сам факт такого отношения говорит о наличии неудовлетворенности в уме таких «традиционалов». Какая разница, крутите вы сурья-намаскар или хула-хуп, если дуккха (неудовлетворенность, она же страдание) – не исчезает?

       Тем временем «рыба гниет с головы» – понижают уровень стандартов прежде всего сами преподаватели.
 
Недоверчивый восторг неофита

Работа должна кормить работающего, быть интересной, способствовать самообразованию и быть полезной для людей. (Р. Фрипп)
 
       Чтобы прояснить критерии, определяющие качество нашей «рыбы», возьмем для сравнения две модели отношений между преподавателем и учениками: назовем их «популярный» и «ответственный».
Разумеется, популярный и ответственный преподаватель иногда встречаются в одном лице. Разделение здесь делается для того, чтобы показать два разных принципа взаимодействия с группой, основанных на разных ценностях и целеполагании.
 
       Итак, «популярный» и «ответственный». Основное сходство между ними в том, что и тот и другой могут обладать эмпатией, харизмой и другими лидерскими качествами. Главное отличие – ответственный преподаватель дает ученику нужное, а популярный – ожидаемое. Насколько быстро «нужное» в сознании новичка становится желанным-ожидаемым, зависит от харизмы и педагогического таланта преподавателя.
 
       Прояснить значение этих понятий помогут несколько сравнений.
 
       «Нужное» - это не только какая-либо польза от практики, но и правильное ее понимание, без которого настоящей пользы не будет. Нужное для начинающего не очевидно, как для ребенка не очевидна польза от поедания овсянки и ежедневного ухода за полостью рта. Нужное не полностью и не всегда понятно, поскольку понятийный аппарат формируется в процессе практики, а не до нее. Нужное невозможно правильно сделать с первого раза, оно непривычно и требует усилий.
 
       «Ожидаемое» существует только в сфере привычно-предсказуемого, в сфере сложившихся представлений. Начинающий, в силу того что он дилетант, имеет искаженное представление как о самом предмете практики, так и о технических приемах, методологии. Для него характерны не полностью осознаваемые мотивации и смутный образ идеального будущего. Тем не менее, начинающий все же более или менее знает, чего он не хочет и зачастую думает, что знает, чего хочет. На самом деле он не может быть до конца уверен ни в первом, ни во втором. В силу того, что его представления о предмете практики по большей части ложные. Ложны его представления по объективным причинам: из-за недостатка информации и практического опыта в данной сфере. Правильное понимание йоги возникает не прямо сразу, на пустом месте, а только по мере накопления практического опыта, поэтому в самом начале практики нет и условий для «идеальной» мотивации. Такая мотивация формируется по мере роста осознанности. Появляется она с разной скоростью и по-разному. Проверить ее правильность очень просто: если практика регулярно продолжается и приносит практикующему состояние уравновешенности и самодостаточности - мотивация правильная, в смысле соответствия цели и метода. Другой вопрос, неизбежно возникающий, – как долго продлится состояние удовлетворения достигнутым результатом, если один объект желания тут же сменяется на другой...
 
       Однако начинающий все же редко и не полностью осознает то, что ему на самом деле хочется получить от практики. Критерии оценки своего прогресса у него весьма субъективны, замечает он только «ожидаемое и предсказуемое» в соответствии со своими представлениями об «устройстве мира». Эффективность практики понимается через известное, понятное и привычное, а то, что не укладывается в рамки уже имеющегося опыта, интерпретируется не всегда однозначно – вызывая как недоверчивый восторг, так и сердитое отрицание.


 
Йога как осознание собственной неосознанности

       Заглядывая в будущее, можно предположить, что начинающий перестает таковым быть, когда начинает осознавать свою неосознанность – по той же причине популярный преподаватель трансформируется в ответственного. Это превращение, увы, случается не со всеми и не всегда. Отчего же наш популярный преподаватель популярен?
 
       Оставляя в стороне личные лидерские качества – харизму, эмпатию и профкомпетентность, наличие которых, безусловно, является решающим фактором популярности любого типа, рассмотрим, чем отличается здоровая популярность от «попсы». Любой более-менее популярный преподаватель создает в умах своих учеников «идеальный образ будущего». Разница в том, что поп-преподаватель создает образ, максимально резонирующий с дилетанскими представлениями новичка о том, «что ему может дать йога» и «каковы ее истинные цели и методы». Такой преподаватель, вероятнее всего, сам является дилетантом, при этом сфера его компетенции может быть замкнута на отдельные узкоспециальные области предмета, или быть обширной, но расстилаться «по верхам».
 
        По этой причине процесс передачи информации становится процессом выдавания желаемого за действительное. Причем не существующее в реальности желаемое, а по сути фантазии на тему йоги принимаются за действительное. Сознательно или не сознательно, поп-преподаватель способствует актуализации этих фантазий, создавая у ученика ощущение, что это будущее наступает прямо сразу, «здесь и сейчас», укрепляя его в убеждении, что он «уже подключен к йогическому потоку» и «всё понял». На деле поп-преподаватель выхолащивает практику, поскольку склонен использовать самые простые и доступные средства, дающие ощутимый и «понятный» результат в системе координат начинающего. Не пытаясь расширить эту систему. В процессе такого взаимодействия ученик укрепляется в неправильном понимании.
 
       Главная особенность, делающая преподавателя лидером, – это способность видеть «принцип» – принцип движения тела, принцип отношений в группе, принцип дыхания, принцип построения практики и т.д. Основная разница между «популярным» и «ответственным» не только в глубине понимания предмета, но и в том, что они применяют этот принцип для создания совершенно разных типов отношений с учениками.
       Поп-преподаватель способен нести ответственность за ученика в лучшем случае на уровне травмобезопасности, поскольку не понимает или не принимает идеи и ценности, характерные для традиции йоги. По этой же причине он не стремится как-либо подготовить ученика к правильному восприятию и пониманию этих ценностей. Однако ответственный преподаватель – отнюдь не тот, который обязательно берет на себя своеобразную роль «гуру», но преподаватель, осознающий и границы своих возможностей. Ответственный преподаватель учит только тому, что практикует и хорошо понимает сам, и ничему другому.
 
«Проверка на вшивость»

       На основе вышеперечисленных наблюдений можно выделить три основных критерия качества, по которым можно определить хорошего преподавателя:

  • профессиональная компетентность (владение методикой, информированность, уровень личной практики);
  • характер отношений с группой (ответственный или не очень);
  • система ценностей, которую он представляет (какое отношение она имеет к йоге).

       Эти критерии тесно взаимосвязаны. Преподаватель асан может быть сколь угодно компетентным в физиологии, анатомии, биомеханике и физической культуре, но при этом не иметь никакого отношения к традиционным ценностям и практикам, ориентированным на развитие сознания. Он может быть хорошим лектором и разбираться в тонкостях истории и философии йоги, но на деле не иметь личного практического опыта йоги как таковой. Может быть коммуникабельным, контактным, дружелюбным, способным находить с людьми общий язык... организатором здорового досуга («йога-аниматором»).
Не проходящий хотя бы по одному из пунктов преподаватель, конечно, не враг всего прогрессивного человечества, просто он еще не вырос из коротких штанишек сложившихся в его уме социальных клише.
 
       Однако постоянны только изменения, на уровне тела и ума.
 
Все действительно новые практики начинаются с кризиса

Ошибка всегда простительна, редко извинительна и никогда не приемлема. (Р.Фрипп)
 
       Владение методикой или профкомпетентность не является залогом популярности, так же как для популярности не обязательно глубокое понимание целей и методов. И все-таки, для преподавателя основной вопрос не в том, как ему стать популярным и ответственным в одном лице. А в том, как правильно относиться к своей работе, поскольку это основа, на которой строятся его отношения с учениками.
 
       Сомнения, творческий и душевный кризис могут быть как вредны, так и полезны для развития, в зависимости от того, как к этому относиться и как использовать. Сомнение в своей личной практике может подталкивать к необходимости переоценки ценностей, а может привести к топтанию на месте или отбросить назад. Однако, чем сильнее кризис и «давление обстоятельств», тем больше вероятность реальных изменений.
 
       Всякому преподавателю, для профилактики, периодически полезно отдавать себе отчет в следующих вопросах: чем именно я занимаюсь, кого и чему хочу научить, почему я этого хочу? Чем чаще, тем лучше. Осознание своей мотивации не одноразовое мероприятие, постоянно осознавать – проверять свое отношение к людям и своей ежедневной деятельности – само по себе уже практика, потому что эта «ежедневная деятельность» есть не что иное, как деятельность ума.
 
       В нашем уме в известной степени работает закон «подобное притягивает подобное»  – полезно внимательно присматриваться к тем, кто к вам «притянулся», чтобы осознать, как вы себя проявляете и чем занимаетесь.
 
       Сильные и негативные эмоции легче распознаются, чем нейтральный или приятный психический фон. Одно из эффективных упражнений в практике осознанности – осознание себя в момент раздражения. А какой преподаватель никогда не ощущает раздражения? Только полностью просветленный.
 
       Раздражение можно использовать как одну из благоприятных ситуаций для работы над собой, поскольку в людях нас раздражает то, что мы не любим в себе и скрываем от себя. Сильнее всего мы презираем в других те качества, которые больше всего ненавидим и, следовательно, меньше всего замечаем в себе.
Осознанность в момент раздражения означает отделение своих проекций от других людей, что позволяет составить более реалистичную картину себя.

Продолжение статьи читайте на сайте журнала http://wildyogi.info/issue/mihail-baranov-pop-yoga 
Последний сентябрьский выпуск журнала Wild Yogi   http://wildyogi.info 


 


ведущая рассылки Елена Груздева, Киев.
архив предыдущих выпусков

В избранное