Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только. Непрерывное волевое существование.


Йога и не только. Непрерывное волевое существование. Выпуск 193.
Подписаться на рассылку.

НЕПРЕРЫВНОЕ ВОЛЕВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Термин Деконцентрация в йогическую тусовку попал благодаря Дзен Дзеновичу. Сам же Денис Зикеев почерпнул информацию и приобрел навыки по деконцентрации внимания (дКВ) непосредственно у автора методики – Олега Бахтиярова. О чем Денис сам неоднократно рассказывал в своих интервью и на семинарских занятиях. Для того чтобы немного представить, что это за методика и кто ее автор, я начну с примера практического занятия по тренировки дКВ.

…Обучаемым предъявляется числовая таблица из 49 ячеек, заполненная в случайном порядке красными числами от 1 до 25 и черными от 1 до 24. Им предлагается произвести параллельный просчет одновременно двух последовательностей - красных в порядке возрастания от 1 до 25 и черных в порядке убывания от 24 до 1, попеременно показывая места нахождения чисел красной и черной последовательностей. В обычных условиях скорость просчета для данного обучаемого является постоянной величиной, с трудом поддающейся тренировке.

При использовании этого упражнения для формирования дКВ оператор вначале равномерно распределяет внимание по всей таблице, начиная с ее периферии, постепенно охватывая ее целиком и подавляя спонтанное появление отдельных чисел из общего фона. С точки зрения оператора дКВ проходит две фазы: в течение первой исчезают цветовые различия, а в течение второй числа перестают различаться как раздельные, превращаясь в однородный фон, составленный из их фрагментов. После того, как таблица начинает стабильно восприниматься как чистый фон, задание произвести просчет чисел выполняется иначе, чем в обычном состоянии, когда испытуемый производит поиск чисел перемещая фокус взора и привязанный к нему локус внимания по всему полю таблицы и выискивая нужное число.

В том случае, если дКВ достигнута, взор стабилизируется. Перемещение взора в начальной стадии как правило (за исключением специальных приемов) запрещено, поскольку разрушает дКВ. При стабилизированном взоре таблица воспринимается одновременно во всех своих элементах и при выполнении задания происходит не поиск с перебором чисел, а непосредственное выделение числа из общего фона…

Сейчас в работе Издательского двора "Сид и Ко" для выпуска в 5-ом номере журнала YOГА находится интервью с Олегом Георгиевичем Бахтияровым.

Выдающийся советский, а ныне украинский ученный-психолог, автор прикладной концепции "Деконцентрации", руководитель научных разработок программ подготовки операторов для деятельности в экстремальных условиях, ученный секретарь секции биоэлектронники при НТО радиоэлектроники и связи им. Попова, создатель первых курсов прикладной психологии, создатель психонетики – нового направления в современной психологии.

В биографии О.Г.Бахтиярова был и такой эпизод: 2,5 года тюрьмы за "изготовление, хранение и распространение клеветнических измышлений, порочащих Советский государственный и общественный строй". Более подробная информация выйдет в новом выпуске журнала YOГА в рубрике "Персона".

После распада СССР принимал участие в боевых действиях в зонах локальных вооруженных конфликтов. Наблюдения и исследования, проведенные в условиях боевых действий, легли в основу создания новой ветви современной прикладной психологии – экстремологии. Руководил тематикой по подготовке военнослужащих к экстремальным ситуациям в условиях вооруженных конфликтов низкой интенсивности. Создатель и руководитель Университета эффективного развития. Автор методического курса подготовки психотехнологов, автор целого ряда научных работ по политтехнологиям.

Немного побродив по самой обширной библиотеке мира под названием Интернет, :) на сайте sannyasa.narod.ru я нашел фрагмент интервью с Олегом Георгиевичем.


...- Почему вы избрали именно область экстремальной психологии?

-  Трудно сказать, я ее избрал, или она меня избрала. У меня всегда был интерес именно к этой области, а потом судьба позаботилась о том, чтобы я непосредственно соприкоснулся с миром экстремального и понял, что это мой мир.

-  Экстремальная психология  - это работа с собой?

-  Нет, почему. Возникает, например, задача: как обеспечить сохранение самоконтроля в экстремальных ситуациях, в экстремальных состояниях сознания, в измененных состояниях сознания. И психолог-экстремолог разрабатывает определенные приемы, которые позволяют это сделать. Реальная работа экстремолога - это работа не с собой, а с тем или иным контингентом. Конечно, все приемы должны быть отработаны на себе, это этическая профессиональная норма.

-  Что удалось вам найти, в частности, какие методы и приемы сохранения самоконтроля в экстремальных ситуациях?

-  Не только мне. В семидесятые - восьмидесятые годы, когда ставились масштабные задачи, над этими темами работали крупные коллективы. А потом, когда началось великое крушение, большие задачи исчезли. Специалисты моего профиля либо ушли в смежные области, либо принялись за теоретическое и методологическое  осмысление того, что было сделано в этой золотой для нашей профессии период. Многие из разработок утратили статус секретных и стали широко известны. Возьмите, например, работы коллектива Игоря Смирнова в Москве. Его лаборатория превратилась в Институт Психоэкологии. Там, в частности, были разработаны достаточно сильные способы выявления  бессознательных структур нашей психики и управления этими структурами. В этой области были достигнуты, пожалуй, наиболее продвинутые результаты.

А у нас был разработан метод построения языков, позволяющих управлять организмическими процессами. Есть известная проблема: мир может быть описан, как машина, и есть люди, которые склонны к такому описанию мира - они видят машинную сторону и механического Космоса и мира живых и разумных существ. Наука, в частности склонна именно к такому описанию мира. Но Мир, кроме этого является живым организмом и в нем присутствуют живые организмы. И значит должно существовать описание Мира как живого. А живое по своей природе целостно, это, пожалуй, самая главная ее характеристика. Но попытки описания целостных объектов, живых процессов неизбежно нуждаются в неком особом языке. Обычный язык - линейно-дискретный, он не соответствует природе этих объектов и  становится препятствием. Это, кстати, общий тезис, он не мной изобретен. Для того чтобы описать живое, мы должны построить такой язык, в котором преодолевается это противоречие. Мы претендуем на то, что нам удалось построить такой язык...

-  Если вы создали такой язык, то использовали ли вы его применительно к себе, к работе над собой?

-  Да, конечно, такого рода эксперименты были. Я уже говорил, что профессионал, разрабатывающий ту или иную психотехнику обязан проверить ее действенность и безопасность на себе. Не только нашим экспериментальным группам, но и мне самому в эксперименте удавалось сохранять самоконтроль при различных измененных состояниях сознания, критерием чего может служить выполнение каких-либо заранее заданных операций...

-  Каков ваш личный опыт прохождения через экстремальные ситуации? Я предполагаю (да и наслышан), что вы не только в лаборатории изучали все эти вещи.

-  Да, мы отрабатывали все методики в реальных ситуациях. В том числе и на себе. Разработчик должен апробировать свои методики в первую очередь на себе, а затем уже предлагать для использования. Нам приходилось работать с различными моделями измененных состояний сознания. Потом, когда произошел распад страны и начался период локальных войн, я участвовал в некоторых из этих войн.

-  В качестве кого и как?

-  В качестве экстремолога.

- То есть вы находились в "горячей точке", непосредственно на боевых позициях и в это время отрабатывали свои методики?

-  Естественно. Только не отрабатывали, а использовали. Есть три тезиса, которые касаются работы экстремолога. Первое: нельзя понять экстремальную ситуацию извне, не будучи ее участником. Второй тезис гласит, что нельзя понять экстремальную ситуацию, будучи только ее участником. И третий тезис: результирующий вывод можно сделать, только находясь в объемном состоянии сознания.

-  Что такое объемное состояние сознания?

-  Это когда в одном пространстве сознания актуально присутствуют и точка настоящего, и точка прошлого, реально совмещенные и развернувшиеся. А также точка экстремальная и точка регулярная.

-  Вы неоднократно находились в ситуации реального боя. То есть, - в перестрелках, с автоматом и тому подобное?

-  Да.

-  Какова при этом была ваша внутренняя задача, позиция, что вы делали при этом?

-  Была не внутренняя, а внешняя задача. Наиболее эффективную работу мы проделали в Приднестровье, когда там была война. В Приднестровье при штабе казачьего войска, при разведке, создали зачем-то психологический кабинет. Он создавался, как я понимаю, как своего рода украшение. Но, когда я столкнулся с реальным контингентом, когда встал вопрос о комплектации групп, оценке их поведения, то украшение превратилось в очень полезную структуру. Нам удалось решить ряд интересных задач. Например, есть проблема взаимопонимания кадрового офицера и добровольца. Кадровый офицер оценивает ситуацию и поведение бойцов так, как его учили в училище, и как он привык работать с обученным и унифицированным контингентом. У него сознание устроено в соответствии с этим опытом. А ситуация в повстанческой войне иная и зачастую для профессионала мало понятная. Боевые группы комплектуются из совершенно разных людей. При этом часть повстанцев и добровольцев, которые не проходили специальной кадровой подготовки находятся, как правило, в "текучем", "плывущем" состоянии сознания, которое офицеру кажется ненормальным. Такой человек в "плывущем" состоянии может, например, просто заснуть возле окопа противника: он просто чувствует, что происходит за двести метров от него и его сон - свидетельство того, что ни ему, ни его товарищам в данную минуту не угрожает никакая опасность. Но ведь это есть нарушение инструкций. Добровольца за это не расстреляют, но выгнать могут. Тут и появляется потребность в экстремологе, который должен оценить адекватность его поведения и возможность его дальнейшего участия в боевых действиях.

-  Что происходит с сознанием человека, попадающим в экстремальную ситуацию? Обычный человек может быть и не осознает этот переход, но вы то как раз на отслеживании таких переходов и специализировались... Вот конкретно - как изменялось ваше сознание, ваше восприятие? По каким параметрам, характеристикам?

-  Давайте я вам приведу пример из своей собственной практики. В 1993 году я участвовал в известных событиях 3 - 4 октября, в том числе и в вооруженном столкновении у Останкино. Я находился в составе группы, которая проникла в эфирную студию. Момент был очень напряженный, - решалась судьба всего восстания. Генерал Макашов вел переговоры, мы сели под стеночкой. И тут я замечаю, что автомат я устраиваю так, чтобы он прикрывал грудину. Действие абсолютно вроде бы бессмысленное, - в таких ситуациях неизвестно, что тебя спасет на самом деле. Может быть наоборот, - удаленное положение автомата... - "Ага, - думаю, - поплыло сознание!", - И тут обращаю внимание на то, что помещение большое и освещенное, а когда мы входили, оно было маленькое и темное. - "Да, - думаю, - так оно и положено меняться восприятию в экстремальных условиях: предметы увеличиваются и освещение становится более ярким". На самом-то деле все не так, - помещение в действительности небольшое, свет был выключен, а на часах - девятнадцать тридцать. Как только я начал рефлексировать, - помещение сразу стало съеживаться, свет стал меркнуть, а я - возвращаться в обыденное сознание. Я понял, что я в этот момент самым опасным образом выпадаю из ситуации. В ней, в ситуации, есть риск, но, действуя в соответствующем состоянии, будучи частью этой ситуации, я действую в соответствии с этим риском. Тем самым я защищен, и только от судьбы зависит, выживу или не выживу... А выпадая из ситуации в обыденное сознание, я реально обрекаю себя на уничтожение, как посторонний элемент для этой ситуации. Тогда я постарался прекратить это свое выпадение из измененного состояния и опять включиться в происходящее целиком.

Экстремальные ситуации интересны тем, что человек сталкивается в них с персонажами, с которыми он не сталкивается в обычной жизни. Он сталкивается с Судьбой, как с живым существом, со Смертью, как с живым существом...

-  Олег, вы можете описать свой опыт столкновения с Судьбой и со Смертью, как с живыми существами? Как это?

-  Это зависит от ситуации. Когда с тобой происходит реальное чудо, это отличается от случайности.

-  Вы сказали, что Судьба переживается как живое существо. Так вот, как вы это почувствовали, пережили?

-  Я увидел ее как настоящее живое существо, может быть чуть более механическое, чем живой организм. Если описать это метафорически, то можно сказать, что срывается оболочка с мира и видны реальные колесики Судьбы. Судьба переживается как совершенно очевидное существо. Это парадоксальное переживание. Я находился внутри этого "тела" Судьбы, вращаясь между его колесиков.

-  Это была ваша личная Судьба или нечто общечеловеческое?

-  Моя. Личная моя Судьба. Она не присутствует в обычной жизни, в обыденном восприятии, потому, что она не из этого мира, но с тех пор, попадая в ситуации, управляемые Судьбой, я чувствую, как эти колесики вращаются.

-  Нужна ли для встречи с Судьбой, как с живым существом именно экстремальная ситуация или, может быть можно встретиться с ней, накопив достаточно большой запас энергии?

-  Чем полезна современному человеку экстремальная ситуация? У нас нет критерия соприкосновения с Реальностью. Разве что, молитвенная практика под руководством мудрого старца в единичных случаях может привести к обретению таких критериев. Но, люди, которые живут в миру, с этим  не сталкиваются. И единственный способ соприкоснуться с Реальностью, - это пережить реальную угрозу жизни или потери идентичности. Мы живем в изображениях изображений. Но вот вам пуля в голову попала, и на этом изображение закончилось: в этот момент ты и соприкасаешься с Реальностью. Это крайний вариант, но в любом случае, для этой встречи необходима настоящая угроза жизни. Во всех иных случаях есть привкус чего-то недостоверного.

Истина добывается человеком самостоятельно, но ее невозможно в прямом виде передать или повторить. Если вам передают Истину, то передают некое ее изображение, а не процесс. Ваша задача - от этого изображения пройти обратно, тогда вы сможете сами обрести Истину. Но, такого рода вещи достаточно редки. А соприкосновение с Реальностью в условиях угрозы жизни помогает сократить путь.

-  И все-таки, это обязательно угроза жизни или это может быть, например, очень необычная ситуация?

-  Я определяю экстремальную ситуацию, как такую, где присутствует реальная угроза потери жизни или потери идентичности.

-  А что это за ситуации, где человек может потерять идентичность?

-  Ситуация пытки. Вы либо сохраняете идентичность, что маловероятно, либо ваше поведение меняется вопреки вашим намерениям и выходит за все рамки представлений о себе: вас вынудили на иное поведение. Произошла потеря идентичности... Самостоятельно вынудить себе выйти за пределы идентичности почти невозможно, - сработают защитные механизмы. Необходимо внешнее воздействие, пытка - один из примеров того, где с твоими представлениями о себе совершенно не считаются. Возможны, хотя крайне редко и другие способы: например, Кастанеда описывает как дон Хуан выталкивал его за пределы идентичности. Если смотреть со стороны - это тоже крайне жесткие способы.

-  Бывает ли так, что настоящей угрозы жизни нет, но человек верит в это так, что впадает в панику. Происходит ли тогда встреча с Судьбой?

-  Это не экстремальная ситуация. На самом деле в глубине души человек всегда знает, - реальна ли угроза жизни или нет. И, кстати, когда человек сталкивается с достоверной опасностью, то, как правило, паники нет. Более того, люди, которым предстоит умереть, обычно не сопротивляются и не барахтаются: какая-то часть их существа уже на расстоянии в несколько минут или часов во времени "заглатывается" Смертью. У меня есть одна фотография: мы стоим - несколько человек, и только- только появилось ощущение угрозы, - видно, как катится волна напряженности по нашему ряду. Кто-то уже в большей степени включен, кто-то в меньшей. И, среди этого ряда есть человек, совершенно выключенный из ситуации: спокойное, отрешенное выражение лица... В тот момент ему осталось жить десять минут. Он уже фактически "там", - какая-то часть его уже проглочена Смертью*. Хотя, внешне он в той же ситуации риска, что и каждый из нас. Через десять минут пуля нашла именно его. Меня когда-то поражало, что люди не сопротивляются Смерти. Это в фильмах: человека тащат на расстрел, а он дергается и кричит. А на самом деле выводят человека на казнь, и он вышел спокойно, встал в состоянии прострации и спокойно умер. Более того, если он сопротивляется, кричит, паникует, - значит, велика вероятность того, что ему удастся смерти каким-то образом избежать. Не потому что он сопротивляется, а потому что Смерть его не "заглотнула".

* Здесь Судьбу и Смерть я пишу с заглавной буквы, следуя контексту, заданному Олегом: ощущение их, как живых существ в экстремальных ситуациях.

В романах Кастанеды все эти идеи представлены очень хорошо. Сам Кастанеда с Реальностью соприкасается в момент прыжка в пропасть. Его долго на это выводят, готовят. Встречи с Судьбой и со Смертью, как с живыми существами - это очень сильные переживания. Когда ты действительно осознаешь, что тебе осталось жить пять минут, - очевидно, что эти пять минут ты проживешь существенно иначе, чем всю предыдущую жизнь: это будет очень осознанная жизнь. Быть может единственные пять минут, когда ты живешь по настоящему, а не спишь.

- Ну и вся жизнь человека, если он остался жив, после такой встречи со Смертью, становится сознательной?

-  Человеку это не свойственно. Человеку иногда нужно спать. Воля его должна периодически засыпать. И понятно, что это ощущение встречи со Смертью, сама память о нем с неизбежностью засыпает. Совершенное поведение возможно лишь в ограниченные отрезки времени.

-  Любые технологии ведь должны вести к тому, чтобы человек все большее время находился в состоянии сознательности, пробужденности...

-  Смотря какая задача ставится. Для меня критерием того, что человек живет в состоянии пробудившейся, активизированной воли, является ясность его сознания. Когда такие состояния для него становятся систематическими, его жизнь становится настоящей жизнью. Или, хотя бы присутствует стремление к такому качеству жизни.

-  Но ведь об этом же пишут и Кастанеда и Гурджиев; в христианстве понятие "трезвения"...

-  Трезвение это духовный процесс, но, когда мы подходим к этому чисто технологически, то нам необходимо преодолеть в себе машинное, механическое начало, изначально нам присущее. Если мы преодолеваем это механическое начало, мы становимся живым существом: появляется Судьба... А потом уже у нас есть шанс стать волевым существом: мы попадаем в мир воли и ясного сознания. Но, это все еще отражения, - мир Духа - за всем этим. Даже, если с человеком произошло это переживание, которое описывается метафорой: "воды перестали быть водами, а горы горами, а затем снова воды стали водами, а горы - горами", то еще не факт, что все изменилось. Это еще не факт, что человек перешел в фазу непрерывного волевого существования, которое есть непрерывное усилие и, с точки зрение обыденного сознания - очень тягостное состояние. Но с определенного момента жизнь превращается в непрерывное, сплошное волевое усилие. И это уже навсегда...

-  Волевое в смысле преодоления или в смысле намерения?

-  Воля в отличается от всех прочих реалий нашей жизни тем, что это ничем не обусловленная активность. Для нее нет причины. На самом деле, воля начинает работать вне зависимости от желаний и потребностей нашего тела и психики. А зачастую и вопреки им...


03-06 марта 2006 года в Киеве состоится семинар ОЛЕГА БАХТИЯРОВА "ТРИАДА - 1 ступень" (выявление и развитие скрытых резервов сознания) В процессе семинара "Триада" формируется особое творческое состояние за счет уникальных авторских техник, связанных с управлением вниманием, активизацией волевой сферы, интуитивных и прогностических способностей человека.

Время проведения семинара:

  • 3, 6 марта (пятница, понедельник) - 18.30-21.30
  • 4, 5 марта (суббота, воскресенье) - 10.00-19.00

10-12 марта 2006 года в Киеве состоится семинар "Деконцентрация внимания" (ДкВ) ОЛЕГА БАХТИЯРОВА. Дополнительно производится набор в экспериментальную группу по обучению технике ДкВ людей с проблемами цветовосприятия.

Время проведения семинара:

  • 10 марта (пятница) - 18.30-21.30
  • 11, 12 марта (суббота, воскресенье) - 10.00-17.00

24-27 марта 2006 года в Киеве состоится семинар ОЛЕГА БАХТИЯРОВА ТРИАДА - 2 ступень

На семинар приглашаются прошедшие ТРИАДУ 1-ой ступени

Время проведения семинара:

  • 24, 27 марта (пятница, понедельник) - 18.30-21.30
  • 25, 26 марта (суббота, воскресенье) - 10.00-19.00

регистрация:

(044) 285-44-16

(044) 563-17-22

8-050-649-82-82

8-067-774-93-71

8-063-376-81-61

office@university.kiev.ua   

С уважением, УЭР - www.university.kiev.ua


Новое интервью с Андреем Сидерским - в архиве рассылки Йога-Хатха. Заметки начинающего практика, выпуск под названием Заоблачные выси беспочвенной медитации.

Семинар Дениса Зикеева в Киеве состоится 10-12 марта.




   С наилучшими пожеланиями,
ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы, Киев.


архив предыдущих выпусков

Приглашаем заглянуть на ПОРТАЛЪ СЛАВЯНСКОГО ДZENA - портал информационной поддержки рассылки
WWW.YORA.INFO
Новости, магазин, в котором Вы можете заказать видеоматериалы и удобные коврики для практики йоги, "YOГА. Журналъ славянского дZENа", информация об инструкторах йоги и многое другое.

В избранное