Случилось так, что определенные обстоятельства вынудили
меня выпустить внеочередной выпуск рассылки. Связано это с тем, что мне пришло
несколько писем от подписчиков, недовольных конкурсным заданием № 2. Они
считают, что это задание имеет неправильный ответ. Поэтому сейчас буду
аргументировать данный вопрос и приводить доказательства его правильности.
Неразбериха вызвана тем, что некоторые
подписчики решили, что в задаче идет речь о современной римской нумерации. Хотя
на самом деле ничего общего с древнегреческой аттической нумерацией она не
имеет. Для доказательства приведу цитату с сайта
www.megalink.ru/~agb/n/n_gre_.htm:
В древнейшее время в Греции была
распространена так называемая Аттическая нумерация. В этой нумерации числа 1, 2,
3, 4 изображались соответствующим количеством вертикальных полосок:
I
, II,
III, IIII. Число 5
записывалось знаком Г (древнее начертание буквы "Пи", с которой начиналось слово
"пять" - "пенте". Числа 6, 7, 8, 9 обозначались сочетаниями этих знаков:
ГІ, ГІІ, ГІІІ, ГІІІІ. Число 10 обозначалось Δ - заглавной
"Дельта" от слова "дека" - "десять". Числа 100, 1 000 и 10 000 обозначались H, X,
M. Числа 50, 500, 5 000 обозначались комбинациями чисел 5 и 10, 5 и 100, 5 и
1 000.
Кроме того можно еще
взглянуть на сайте
http://thl.narod.ru/a/1.htm. Там написано то же самое. К тому же можно, если
кому очень любопытно, в любой библиотеке разыскать указанную мной в качестве
источника книгу и посмотреть в ней. Думаю, стольких доказательств достаточно. Любой поисковик находит кучу сайтов
по запросу "аттическая нумерация".
Ну, а теперь, чтобы выпуск зря не
пропадал, несколько новых заданий.
Ходом шахматного
короля, не заходя на одну клетку дважды, обойдите все клетки этого квадрата
и прочтите заключенное в нем четверостишие и фамилию русского поэта.
Начинайте со слова мой.
и
ло
хоть
пыш
до
е
ман
пуст
по
цве
но
ще
нас
ций
та
он
да
по
тур
ет
в нем
вя
мят
ет
дым
сад
у
ог
май
ный
с каж
днем
мой
ков
нен
куст
Задача № 2 (115).
Магический квадрат.
Переставьте буквы в клетках так, чтобы при чтении по
горизонтали и по вертикали получились одни и те же
четыре слова. Что это за слова?
А
А
А
А
А
А
Б
Д
К
К
Р
Р
Р
Р
У
У
Задача № 3 (116).
Магический треугольник.
Переставьте буквы в клетках фигуры так, чтобы по
горизонтали и вертикали можно было прочесть одни и те же четыре слова. Какие
это слова?
А
А
И
И
Й
Л
М
М
Н
Н
Н
Н
О
О
Р
Задача
№ 4 (117). Переплетение слогов.
Найдите три трехсложных слова и, разбив их на слоги, впишите в клетки
квадрата таким образом, чтобы можно было прочитать эти слова как в
горизонтальных, так и в вертикальных рядах. Значения слов следующие: 1.
Стиль в искусстве. 2. Животное семейства оленей. 3. Рождественский обряд.
Задача
№ 5
(118). Магический крест.
Буквы,
расположенные в клетках данной фигуры, требуется переставить так, чтобы в
горизонтальных и вертикальных рядах можно было прочесть одни и те же три
слова. Какие это слова?
А
А
А
А
К
К
М
М
О
О
Р
Р
Т
Все задания этого выпуска из книги С. Племы
"Русские головоломки" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
ЗАДАЧИ, ПРИСЛАННЫЕ
ЧИТАТЕЛЯМИ
Хотите увидеть свои задания на
страницах данной рассылки? Тогда присылайте их по адресу gsp_pp@rambler.ru.
ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ
ПРЕДЫДУЩЕГО НОМЕРА ( № 18)
Задача № 1 (109).
Продолжите числовой ряд.
297. (Разность
между числами каждый раз удваивается; ее нужно поочередно прибавлять и
вычитать из чисел ряда: 857+112=969; 969-112*2=745; 745+112*2*2=1193;
1193-112*2*2*2=297).
Задача № 2 (110).
Исключите лишнее слово.
Дельфин (Остальные слова - Орел,
Воробей, Жаворонок).
Задача № 3 (111).
Исключите лишнее слово-2.
Эйнштейн. (Остальные - фамилии
знаменитых писателей: Диккенс, Чехов, Бальзак, Толстой).
Задача № 4 (112).
Продолжите числовой ряд.
19.
(Имеются 2 чередующихся ряда чисел. В одном ряду числа увеличиваются на 5, в
другом ряду - на 4).
Задача № 5 (113).
Вставьте пропущенное число.
5.
(Имеются 2 чередующихся ряда чисел. В первом ряду числа увеличиваются на 2.
Во втором ряду числа уменьшаются на 1.)