Недельная глава "Ваигаш". Беседа ребе.
В конце нашей недельной главы рассказывается о начале египетского
изгнании - о спускании в Египет нашего праотца Якова вместе со всей
его семьей. Сравнивая современное положение еврейства с тогдашним
положением евреев в Египте, ребе рассуждает о некоторых проблемах
традиционного еврейского образования сегодня.
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
Комментируя стих Торы: "...Иегуду послал... наставлять перед ним в
Гошен", РаШИ цитирует Мидраш: "[Послал Иегуду для того, чтобы]
основать... дом Учения, дабы наставление исходило оттуда". - Когда
Все-вышний приказал Якову спуститься в Египет, в первую очередь
("перед ним") Яков позаботился о том, чтобы в Египте появились ешивы.
Несмотря на то, что Святой благословен Он, пообещал Якову, что будет
сопровождать его: "Я спущусь с тобой в Египет, и Я же поднимусь оттуда
с тобой", Яков постарался еще до спускания в Египет приготовить там
место изучения Торы и только после этого отправился в эту страну
вместе со Все-вышним. Причина этого - то, что именно ешивы являются
основой существования еврейского народа.
Ешивы, основанные Яковом, действовали в течение всего периода времени,
когда евреи находились в Египте, как сказали благословенной памяти
Мудрецы: "Со дней отцов наших не отходила ешива от них: были в Египте
- ешива вместе с ними, как сказано: "Иди и собери старейшин Израиля"".
Во все времена, в любом месте, где бы ни находились сыновья Израиля, -
даже в египетском изгнании, самом тяжелом из изгнаний, ешива [...]
сопровождала их, поскольку она, как было сказано выше, является
основой существования народа в целом.
- 2 -
Египетское изгнание было самым тяжелым [для евреев]. Также оно было
тяжелее, чем сегодняшнее наше изгнание, и по нескольким причинам
[следующим ниже]:
а) Египетское изгнание происходило до дарования Торы. Несмотря на то,
что изучали Тору и тогда, как становится ясно из многочисленных
высказываний благословенной памяти мудрецов, в частности, в том,
которое было процитировано выше: "Со дней отцов наших не отходила
ешива от них..." Однако, поскольку тогда, [до ее дарования,] Тора
изучалась силой самих творений, - как бы ни высоки были [возможности]
творений, какого бы уровня [ее постижения] они ни достигли, [подобное]
изучение могло достигать лишь источника творений, но никак не выше
этого.
б) Египетское изгнание было для еврейского народа первым, и поэтому
выдерживать его было тяжело в особенности. Так в материальной жизни
человек с большим трудом переживает несчастье, когда оно происходит с
ним, не дай Б-г, первый раз. Если же это несчастье, не дай Б-г,
повторилось, человек переносит его легче, как будто "привыкнув" к
нему.
в) В Египте весь еврейский народ находился в одном и том же месте. В
последующих изгнаниях "добро сделал Все-вышний Израилю, что разбросал
их среди народов". Когда евреи находятся в различных местах, тогда,
будучи притесняемы в одном месте, они могут "перевести дух" в другом,
евреи, живущие в месте, где их существование легче, могут помочь своим
братьям, находящимся в тяжелом положении. В Египте, напротив, все
евреи пребывали в одной и той же стране и были подчинены одной и той
же власти. [При этом необходимо понимать, что] Египет был очень
тяжелым государством, как сказали наши мудрецы: "Ни один раб не мог
сбежать оттуда". В то же время, евреи должны были выйти из Египта в
составе около шестисот взрослых мужчин, не считая женщин и детей. И,
вместе со всем этим, несмотря на все трудности, ешива не отходила от
них, - она постоянно присутствовала в еврейском народе, - место, где
евреи сидели и изучали Тору.
- 3 -
Много раз говорилось, что Тора, не дай Б-г, не представляет из себя
учебника по истории, но каждое понятие, излагаемое в ней, каждая
приводимая в ней история и даже каждая буква в Торе осуществляет
наставление, справедливое для любого времени и любого места. Есть те,
кто утверждает, что нынешнее время "не подходит" для существования
ешив. - В таком тяжелом положении вполне достаточно начального
еврейского образования - "Талмуд Тейро", а если ешивы и возможны
сегодня, то, во всяком случае, не в той форме, в которой они
существовали в прошлом и так далее.
Ответом на это является наставление, получаемое нами из приводимого в
Торе рассказа об египетском изгнании.
Там, в Египте, положение евреев было многократно труднее, нежели
сегодня. При всем этом евреи не теоретизировали [в отношении того -
быть ешивам или не быть], а изучали Тору. Более того, они не пытались
вести рассуждений не только о [возможности существования ешив, в
зависимости от] тяжести их положения, но и о [целесообразности
существования ешив в зависимости от] уровня, которого [способно было]
достигнуть [их] изучение Торы. [Они не задавались вопросом,] достигает
ли она лишь источников творений, или уровня более высокого.
В дни нашего Изгнания, которое во много раз легче того, который что
было в Египте, в дни, когда изучение Торы достигает несоизмеримо более
высокого уровня, очевидно, что неуместны никакие теоретизирования в
отношении этого [- возможности существования ешив] и есть
необходимость в их существовании.
(Окончание следует).
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
на недельную главу "Шмейс" года 5713 (1952) года).
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)