Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иешива

  Все выпуски  

"Yeshiva on-Line" - Беседы Любавического Ребе


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

бэсиято дишмайо. Беседы Любавического Ребе.

Недельная глава "Ваигаш". Беседа ребе.

В  конце  нашей  недельной  главы  рассказывается о начале египетского
изгнании  -  о  спускании в Египет нашего праотца Якова вместе со всей
его  семьей.  Сравнивая  современное  положение  еврейства с тогдашним
положением  евреев  в  Египте,  ребе  рассуждает о некоторых проблемах
традиционного еврейского образования сегодня.

______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><

''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''


                                - 1 -

Комментируя  стих  Торы:  "...Иегуду  послал... наставлять перед ним в
Гошен",  РаШИ  цитирует  Мидраш:  "[Послал  Иегуду  для  того,  чтобы]
основать...  дом  Учения,  дабы  наставление исходило оттуда". - Когда
Все-вышний  приказал  Якову  спуститься  в  Египет,  в  первую очередь
("перед  ним") Яков позаботился о том, чтобы в Египте появились ешивы.
Несмотря  на  то, что Святой благословен Он, пообещал Якову, что будет
сопровождать его: "Я спущусь с тобой в Египет, и Я же поднимусь оттуда
с  тобой",  Яков  постарался еще до спускания в Египет приготовить там
место  изучения  Торы  и  только  после  этого отправился в эту страну
вместе  со  Все-вышним.  Причина этого - то, что именно ешивы являются
основой существования еврейского народа.

Ешивы, основанные Яковом, действовали в течение всего периода времени,
когда  евреи  находились  в  Египте, как сказали благословенной памяти
Мудрецы:  "Со дней отцов наших не отходила ешива от них: были в Египте
- ешива вместе с ними, как сказано: "Иди и собери старейшин Израиля"".
Во все времена, в любом месте, где бы ни находились сыновья Израиля, -
даже  в  египетском  изгнании,  самом тяжелом из изгнаний, ешива [...]
сопровождала  их,  поскольку  она,  как  было  сказано  выше, является
основой существования народа в целом.


                                - 2 -

Египетское  изгнание  было  самым тяжелым [для евреев]. Также оно было
тяжелее,  чем  сегодняшнее  наше  изгнание,  и  по нескольким причинам
[следующим ниже]:

а)  Египетское изгнание происходило до дарования Торы. Несмотря на то,
что  изучали  Тору  и  тогда,  как  становится  ясно из многочисленных
высказываний  благословенной  памяти  мудрецов,  в  частности,  в том,
которое  было  процитировано  выше:  "Со  дней отцов наших не отходила
ешива  от  них..."  Однако,  поскольку  тогда, [до ее дарования,] Тора
изучалась  силой самих творений, - как бы ни высоки были [возможности]
творений, какого бы уровня [ее постижения] они ни достигли, [подобное]
изучение  могло  достигать  лишь  источника творений, но никак не выше
этого.

б)  Египетское  изгнание  было для еврейского народа первым, и поэтому
выдерживать  его  было  тяжело в особенности. Так в материальной жизни
человек  с большим трудом переживает несчастье, когда оно происходит с
ним,  не  дай  Б-г,  первый  раз.  Если  же это несчастье, не дай Б-г,
повторилось,  человек  переносит  его  легче,  как будто "привыкнув" к
нему.

в)  В  Египте весь еврейский народ находился в одном и том же месте. В
последующих  изгнаниях "добро сделал Все-вышний Израилю, что разбросал
их  среди  народов".  Когда евреи находятся в различных местах, тогда,
будучи  притесняемы в одном месте, они могут "перевести дух" в другом,
евреи, живущие в месте, где их существование легче, могут помочь своим
братьям,  находящимся  в  тяжелом  положении.  В Египте, напротив, все
евреи  пребывали  в одной и той же стране и были подчинены одной и той
же  власти.  [При  этом  необходимо  понимать,  что]  Египет был очень
тяжелым  государством,  как  сказали наши мудрецы: "Ни один раб не мог
сбежать  оттуда".  В  то же время, евреи должны были выйти из Египта в
составе  около  шестисот взрослых мужчин, не считая женщин и детей. И,
вместе  со  всем этим, несмотря на все трудности, ешива не отходила от
них,  -  она постоянно присутствовала в еврейском народе, - место, где
евреи сидели и изучали Тору.


                                - 3 -

Много  раз  говорилось,  что Тора, не дай Б-г, не представляет из себя
учебника  по  истории,  но  каждое  понятие,  излагаемое в ней, каждая
приводимая  в  ней  история  и  даже  каждая буква в Торе осуществляет
наставление,  справедливое для любого времени и любого места. Есть те,
кто  утверждает,  что  нынешнее  время "не подходит" для существования
ешив.  -  В  таком  тяжелом  положении  вполне  достаточно  начального
еврейского  образования  -  "Талмуд  Тейро",  а  если ешивы и возможны
сегодня,  то,  во  всяком  случае,  не  в  той  форме,  в  которой они
существовали в прошлом и так далее.

Ответом  на это является наставление, получаемое нами из приводимого в
Торе рассказа об египетском изгнании.

Там,  в  Египте,  положение  евреев  было  многократно труднее, нежели
сегодня.  При  всем  этом евреи не теоретизировали [в отношении того -
быть  ешивам или не быть], а изучали Тору. Более того, они не пытались
вести  рассуждений  не  только  о  [возможности  существования ешив, в
зависимости  от]  тяжести  их  положения,  но  и  о  [целесообразности
существования  ешив в зависимости от] уровня, которого [способно было]
достигнуть [их] изучение Торы. [Они не задавались вопросом,] достигает
ли она лишь источников творений, или уровня более высокого.

В  дни  нашего  Изгнания, которое во много раз легче того, который что
было в Египте, в дни, когда изучение Торы достигает несоизмеримо более
высокого  уровня,  очевидно,  что неуместны никакие теоретизирования в
отношении   этого   [-   возможности   существования   ешив]   и  есть
необходимость в их существовании.


(Окончание следует).

><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________


(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
на недельную главу "Шмейс" года 5713 (1952) года).

Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>

===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)


Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное