Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иешива

  Все выпуски  

Беседы Любавического Ребе


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


бэсиято дишмайо. Беседы Любавического Ребе.

______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><

''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''


                                - 1 -

В   недельной   главе   "Хаей   Соро"  впервые  с  начала  Пятикнижия,
рассказывается  об  обручении  и свадьбе - обручении и свадьбе Ицхока.
(Мидраш  указывает  на место в Торе, где намекается на свадьбу Адама и
Хавы, однако, это всего лишь заключенный в нескольких словах намек).

Когда  слуга  Авроома,  Элиезер  явился, выполняя приказ Авроом-овийну
найти  невесту  для  его  сына в Арам-Наараим, он сказал: "...пришел я
сегодня".  Комментарий Раши объясняет: "сегодня вышел [Элиэзер из дома
Авроома]  и  сегодня  же  пришел".  Дорога была сокращена для Элиезера
Все-вышним,  [подобно  тому,  как  в  разные  времена Все-вышний дарил
праведникам чудо, делая так, что, выходя из одного места в другое, они
моментально оказывались у цели].

Зачем  Все-вышний  сократил  дорогу  Элиезера, и с какой целью Элиезер
рассказал  об  этом? На подобный вопрос можно дать два ответа. (Вторым
из  дающихся  ответов  будет  ответ  хасидский.  Он,  заодно, даст нам
возможность  постигнуть степень глубины проникновения в суть вопроса и
душевность, которую дает именно хасидское объяснение).


                                - 2 -

а) [Первое объяснение].

Отправляя  Элиезера  в  Арам-Наараим  [для  того,  чтобы  там, в месте
рождения  Авроома,  Элиезер  нашел невесту для сына Авроома - Ицхока],
Авроом-овийну   вручил   ему   завещание  на  все  принадлежавшее  ему
имущество.  Составляя документ, надо было каким-то образом поступить с
указанием его даты.

Указать  дату  более  раннюю, нежели дата дня, когда Элиезер вручил бы
документ  тем,  кому он предназначался, - обозначить на завещании дату
отправления  Элиезера  в  путь?  Но зачем было Авроому отказывать свое
имущество  на  17  дней  раньше,  чем  Элиезер  пришел  бы  на  место?
Законодательное  решение  Мишны:  "Обязан человек беспокоиться о своем
имуществе",  -  исключает  подобный  поступок  со  стороны  праведника
Авроома.  [Подобный  шаг - составление завещания,] передача имущества,
были  необходимы для того, чтобы позволить Ицхоку обручиться с будущей
невестой.  Однако,  это  не должно было быть достигнуто за счет отказа
Авроом-овийну  от  своего имущества на 17 дней раньше срока, когда это
было бы неизбежно необходимо.

С  другой  стороны,  указав  дату  более  позднюю  чем  срок написания
завещания,  Авроом-овийну  создал бы документ, который Талмуд называет
"ш'тар мэухор (документ помеченый датой более поздней, нежели срок его
составления)".  Такой  документ, с точки зрения минимальных требований
Закона, кошерен, однако тут "не все гладко", поэтому Авроом-овийну все
же  решил указать на завещании дату дня, когда Элиезер был отправлен в
дорогу.

Именно  по  этой  причине  дорога  Элиезера  была сокращена. Он достиг
Арам-Наараим  в  тот  же день, когда вышел из дома Авроома. Все-вышний
сделал чудо для того, чтобы имущество Авроома не вышло из его владения
раньше необходимого срока.

Достигнув   Арам-Наараим,  Элиезер  опасался,  что  Б'суэль  и  Ловон,
[родственники  Авроома,  отец  и  брат будущей невесты Ицхока - Ривки,
соответственно]   попросят  его  объяснить,  почему  Авроом  указал  в
завещании   более   число   более  позднее,  нежели  дата  составления
завещания,  ведь  подобный  документ  называется  "штар мэухор", а для
Авроом-овийну,  величайшего  праведника  поколения,  составление "штар
мэухор"  выглядит,  как  прямая  ложь.  Предупреждая  подобный вопрос,
Элиезер  заявил: "Не ищите в документе противоречий! - Сегодня вышел я
от Авроом-овийну и сегодня же пришел".


б) [Второе объяснение].

Написано  в  Мидраше,  что  Ривка  в доме Б'суэля жила "как роза среди
шипов".  Именно среди шипов растет роза. Более того, шипы защищают ее,
и  необходимо  найти  оправдание  тому,  что цветок срезают с розового
куста,  ведь  именно  ради розы садовник ухаживает за кустом, поливает
его, давая, таким образом, жизненность и шипам.

Когда  Ривке  исполнилось  три  года и один день, она стала готова для
того,  чтобы выйти замуж за Ицхока. И то, что Ривка подросла, являлось
достаточным  основанием  для  того,  чтобы  связать  ее со святостью и
забрать  из  места,  где  ее  существование было подобно существованию
"розы  между  шипами". Авроом-овийну, сразу почувствовал необходимость
этого  и  сказал  Элиезеру: "В землю мою, на родину мою пойди и возьми
жену для сына моего Ицхока!"

Если  бы  Все-вышний  не сократил путь Элиезера, Ривка оставалась бы в
доме  Лавана и Б'суэля лишнее время. И, поскольку отправить Элиезера в
дорогу,  для  того, чтобы он забрал Ривку "из среды шипов" раньше, чем
Ривке  исполнилось  три  года  и  один  день, было невозможно, поэтому
Все-вышний  сделал  чудо  и  сократил  дорогу рабу Элиезеру, для того,
чтобы Ривка не задержалась в доме Лавана и Б'суэля.

Когда  Элиезер  достиг  Арам-Наараим,  он  понял,  что Лаван и Б'суэль
попросят,  чтобы  Ривка  осталась  с  ними  на некоторое время. (Так и
случилось:  "Пускай  побудет  с  нами  девушка  [еще]  год  или десять
месяцев",  -  заявили  Б'суэль  и  Лаван). И тогда Элиезер ответил им:
"Сегодня..."  -  Знайте,  что  я  явился  ради дела, которое не терпит
промедления. Каждая секунда дорога, и доказательством этому служит то,
что "сегодня я вышел в дорогу и сегодня же пришел", - ради того, чтобы
я мог побыстрее забрать от вас Ривку, Все-вышний сотворил чудо!


                                - 3 -

Этот  рассказ,  как  и все остальные рассказы, изложенные в Торе, дает
нам  и  всем поколениям наставление, как сказано: "Деяния отцов - знак
для сыновей".

То,  как чудом была сокращена дорога Элиезеру для того, чтобы Ривка не
осталась  лишнюю  секунду  в  доме Б'суэля, - знак для нас. Не следует
отчаиваться  и  падать  духом  из-за  тьмы, окружающей нас в Изгнании.
Все-вышний  поторопит  Освобождение,  чтобы  мы не остались в Изгнании
даже лишней секунды.

Египетское  рабство  -  источник  всех  изгнаний,  и,  как сказано про
освобождение  евреев из Египта: "Беэцем айейм йоцу... ([дословно: - "в
суть  дня  вышли [из Египта]"), - и объясняет "Мехильта": "Не задержал
их  Все-вышний ни на миг!" Точно так же, во время наступления будущего
Освобождения,  когда (согласно пророчеству Михи) "... как в дни выхода
из  Египта  покажу  ему  чудеса", надо лишь завершить последние мелкие
приготовления  к Освобождению, довести до полного завершения работу по
переборке  и  очищению  мира,  и  когда будет она закончена полностью,
вскоре  в  наши  дни  произойдет  полное  Освобождение  нас  Машиахом,
праведником нашим!


><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________

 
Перевод:(с) Шмул Соминский, 1997, shmuel@peterlink.ru

===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)


Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное