Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сохранить верность Богу в последние времена -О почитании Пресвятой Богородицы


Информационный Канал Subscribe.Ru

О почитании Пресвятой Богородицы.

- Пресвятая Богородица - почему мы почитаем Ее? 
Мы почитаем Пресвятую Богородицу за то, что Она для нас сделала. Она совершила
великий подвиг, который не мог совершить ни один человек. Она - Одна из живших
людей и, вместе с тем, Она выше всех людей. 
  
о.Димитрий Тункин
Поэтому мы почитаем ее особым образом. Мы почитаем святых угодников, почитаем
власть: мы почитаем все, что выше нас, все, что выше, достойно почитания. Но
каждому уровню соответствует особенное почитание. Мы почитаем Пресвятую Богородицу
как лучшую из всех живущих и живших людей, но и честнейшую и славнейшую Сил небесных
- херувимов и серафимов. Это очень важно - Она была избранная Божия, Та, Которая
была избрана Самим Творцом на Свое служение. Любой искренне верующий не может
не почитать Пресвятую Богородицу.

Как прекрасно говорил об этом свт. Филарет Московский: *Во дни творения мира,
когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, - слово Творца производило в
мир твари; но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам
изрекла Свое кроткое и послушное буди, - едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось,
- слово твари низводит в мир Творца. И здесь Бог изрекает Свое слово: *Зачнеши
во чреве и родиши Сына... Сей будет велий... Воцарится в дому Иаковли во веки.*
Но - что опять дивно и непостижимо
- самое Слово Божие медлит действовать, удерживаясь словом Марии: Како будет
сие? Потребно было Ее смиренное: буди, чтобы воздействовало Божие величественное:
да будет. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: *Се раба
Господня: буди Мне по глаголу Твоему,* и производит столь необычайное действие?
- Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волею,
мыслию, душою, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой
надеждой и ожиданием* (Слово в день праздника
Благовещения Пресвятой Богородицы, 1822 г.). 
Если мы испытываем сомнения на этот счет или слышим протесты против почитания
Пресвятой Девы, то мы видим в этом не столько неверное рассуждение, сколько глубокое
непонимание сути того, что сотворил Ее Сын и того, что сотворила Она. 
Она склонила главу под святое иго Господне, приняла высочайшую святыню, самого
Сына Божия в Себя и этого достаточно, чтобы объяснить почитание Пресвятой Богородицы.

- Иногда от прихожан слышишь: Я верую в Господа, Богородицу и свт. Николая
или св. Николай - он как второй Бог. Такое отношение близко язычеству? Каким
должно быть правильное почитание Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих?

Да, конечно, это в своем роде, язычество, но мало так просто сказать, надо объяснить,
почему такое отношение неверно. 
В силу многих причин в человеческом обществе суждение человека о мира, об обществе
о горнем мире утратило понятие об иерархии. Это глубочайший корневой ответ. Весь
мир построен иерархически. Он устроен так Богом? Высшее главенствует над низшим.
Это устроено с нисходящими ступенями - едва ли человеку возможно в полной мере
осмыслить эту Божественно установленную иерархию. Она имеет место. Любой ученый,
всматриваясь в устроение мира, видит эту иерархию, описывает ее научными терминами,
но если его философия и
миропонимание неверны, он не увидит истинной иерархии, того, что вся картина
мира, со всей соподчиненностью исходит от Бога. Так происходит и здесь. Человек,
почитая то, что ему понятно, он престает возносить свою молитву туда, куда она
и может быть направлена. 
Через святых, через Божию Матерь, через царя мы возносим молитву у Всевышнему.
Конечно, это не получится через мирскую власть - через президента или муниципалитет.
Мы видим наш мир - повседневный, устроенный неправильно и это неправильное построение
мира мы переносим и на мир Божий. 
Нужно смотреть на наш мир через иерархию Божественную. 
Как помочь людям правильно увидеть мир? Нужно сначала помочь им разглядеть, что
неправильно устроено в их жизни, их душах, тогда и мир Божий они будут видеть
по-другому. Тогда они и увидят, что только Ты, Господи, и можешь все поправить,
только Ты - моя надежда и мое упование на Твою Матерь Пречистую Богородицу и
Твоих святых. 
- Часто приходится слышать, что почитание святых в Православной Церкви ничем
не отличается от язычества? В чем разница? 
Конечно, так думать неправильно. 
Во-первых, мы верим, что святые молятся о нас - не сами, своей силой, помогают
нам. Святые не являются богами, но ходатайствуют за нас перед Богом. Можно привести
аналоги: когда нам нужно что-то от большого начальника мы будем надеяться не
столько на силу нашего убеждения, но будем просить тех, кто стоит выше нас и
ближе к нему, замолвить о нас слово, попросить за нас. Все чудеса, которые они
совершают, происходят не некой личной их силой, но благодатью Божией: Господь
действует через святых. 
Языческое сознание исходит из принципа предопределенности: некая сумма действий
и ритуалов или жертвоприношений должна привести к определенному результату. Задача
же христиан не обязать Бога сделать то, что нам хочется, а мы хотим, чтобы он
сделал нас такими, как Он замыслил о нас, чтобы мы изменились под лучами Его
света и благодати. В язычестве мы воздействуем на бога, а в христианстве Бог
воздействует на нас. 
- В католичестве есть догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Почему
Православная Церковь считает его неверным, считает его ересью? 
- Догмат о непорочном зачатии говорит о том, что Пресвятая Богородица, с точки
зрения католической догматики, с момента зачатия была свободна от греха, была
искуплена изначально. И поскольку Она была искуплена и не нуждалась в искуплении,
получается, что если это было возможно для одного человека, то смерть Христова
была уже не нужна. А мы знаем, что ни один человек не был свободен от первородного
греха, все нуждались в искуплении кровью Сына Божиего и пока кровь не была принесена
на Кресте, все, в том числе
и Пресвятая Богородица, нуждались в этом искуплении. 
- Батюшка, расскажите о самых первых иконах Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Первая икона - была икона Спасителя, которая сейчас нам известна как Нерукотворный
Образ. 
Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе
Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах,
творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не
видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой
прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца
Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел
в Иерусалим и увидел Господа,
окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей,
слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали
написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель
Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором,
ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы
и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст,
полотенце). Он умыл лицо, отер его
убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя
Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

Первые иконы Пресвятой Богородицы, по преданию, были написаны евангелистом Лукой
- он был среди первых апостолов. Были и нерукотворенные образы Божией Матери.

- Какие основные типы икон Пресвятой Богородицы? 
1. Молящаяся (Оранта, Панагия, Знамение)
(Оранта, Панагия, Знамение) Это изображение встречается уже в катакомбах
первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками,
поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С
древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне,
на фоне круглой сферы - Спас Эммануил. Иконы этого типа также называются Оранта
(греч. молящаяся) и Панагия (греч. всесвятая). На Русской земле этот образ
получил именование Знамение,
и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной
Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из
стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.
Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: *О дивное
чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим
молишься пред Сыном Твоим об избавлении града*. Воодушевленные новгородцы отразили
суздальские полки... В православном
храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря. 
2. Путеводительница (Одигитрия)
На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца
Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы
Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему
человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она
предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших
типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу
- святому апостолу Луке. На
Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская. 
3. Умиление (Елеуса) 
На иконе Умиление мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой
щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку
Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту
любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви.
Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение
выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов. Божия Матерь задумалась,
прижимая к Себе Сына:
Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого
типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь.
Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки;
и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву;
и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако
и сам тип изображения Богоматери Умиление
находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения
своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы,
приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам
всех русичей. 
4. Всемилостивая (Панахранта)
Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей
на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную
славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого
типа в России наиболее известны - Державная и Всецарица. 
5. Заступница (Агиосортисса) 
На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной
вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на
видном месте - слева от иконы Спас в силах, главного изображения в иконостасе.

- Что означают звезды на одеянии Богоматери? 
- Звезды на челе и на раменах (на плечах) Божией Матери означают ее непорочность:
Дева до Рождества, Дева в Рождестве и Дева по Рождестве. 
- Батюшка, поясните, пожалуйста, если Пресвятая Богородица пребыла Девой и по
Рождестве, а в Священном Писании говорится о братьях Христовых, о ком идет речь?

- Речь идет о детях праведного Иосифа, которые и называются братьями и сестрами
Христа. Мать сынов Зеведеевых была одной из дочерей прав. Иосифа. По традиции
тех времен, так могли называть и троюродных братьев и сестер. 
- Почему икон Пресвятой Богородицы так много? 
Много становится того, что достойно поклонения и почитании, то, что дорого, то
Богом умножается. Достойно так чтить Божию Матерь, чтобы каждое чудо, которое
случилось, было запечатлено в иконописном образе. Иконы Божией Матери часто являются
чудесным образом, как, например, Тихвинская икона. 

Источник- www.pravmir.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vernostbogu7
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное