Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сохранить верность Богу в последние времена -Возвращение домой - продолжение - 13 июня 05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Возвращение домой (продолжение)


Ветхий Завет и Дева
Мы знаем, что Ветхий Завет - это не просто вдохновенное повествование об истории
человечества или Израиля в частности. На его страницах - и это на самом деле
главное его значение - содержатся пророческие свидетельства о Господе нашем Иисусе
Христе. Его образ присутствует повсюду. Моисей был прообразом Христа в том, что
вывел свой народ из плена в землю обетованную. Давид символизировал Христа как
царя Израиля. Адам олицетворял образ Христа - главу человеческого рода.
Часто остается незамеченным, однако, тот факт, что Дева Мария также видна на
пророческих страницах Ветхого Завета. Большинству христиан известно, что пророк
Исаия предсказывает непорочное зачатие Христа Марией, когда пишет:*Итак, Сам
Господь даст вам знамение: се, Дева во
  чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил* (Исаия 7:14). Но есть
и много других мест, в которых также говорится о Марии.
Приснодева
С самых ранних лет существования Церкви Марию называли не только Девой, но Приснодевой.
Под этим подразумевалось, что Она никогда не имела супружеской близости с Иосифом,
ни до, ни после рождения Христа. Ранние отцы часто ссылаются по этому поводу
на книгу Иезекииля. Там говорится: *И привел он меня обратно ко внешним воротам
святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь:
ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо
Господь Бог Израилев,
вошел ими, и они будут затворены* (Иез. 4:1-2).
В традиционном толковании этого отрывка Мария рассматривается как храм, а Христос
- как Царь мира. Упомянутые в отрывке ворота считаются дверью в чрево Марии,
через которую Христос вошел в наш мир. Вы можете не найти такую интерпретацию
в некоторых из сегодняшних комментариев, но ее придерживалось огромное большинство
ранних отцов Церкви, также как многие лидеры Реформации - особенно Мартин Лютер
и Джон Кальвин.
Дева Рождества Христова
Здесь, однако, иногда задают следующий вопрос. Если Мария оставалась Девой, почему
Евангелие от Матфея говорит нам, что Иосиф не знал свою жену до рождения Христа
(см. Мф. 1:25)? Такая постановка вопроса с православной точки I зрения является,
прежде всего, грубо материалистическим непониманием духовной жизни.
С точки зрения Писания наличие фразы как наконец Она родила Сына Своего первенца
не означает автоматически, что Иосиф должен был иметь с Ней супружескую близость
позднее. И в греческом, и в еврейском языках слово пока или до может иметь
несколько значений. Мы находим его во 2-й книге Царств: *И у Мелхолы, дочери
Сауловой, не было детей до дня смерти ее* , (2 Цар. 6:23). Оно употребляется
снова в евангелии от Матфея, где воскресший Христос говорит: *Се, Я с вами во
вся дни до Окончания века* (Мф. 28:20).
И во Второзаконии 34:6 мы читаем: *и погребен [Моисей] на долине в земле Моавитской
против Беф-Фесагора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня*.
Очевидно, использование этого слова в приведенных отрывках не подразумевает,
что у Мелхолы появился ребенок после ее смерти, что Христос не будет с нами в
конце мира, или что место захоронения Моисея было обнаружено на следующий день
после того, как был написан 6 стих 34 главы Второзакония. Следуя той же логике,
слово пока у Матфея 1:25 ни в коем случае не означает, что Иосиф и Мария якобы
могли начать супружеские отношения после рождения Христа. Такое учение отсутствует
в Писании, противоречит твердому убеждению
всей ранней Церкви и является грубо кощунственным в глазах православных христиан
оскорблением высочайшей святости Божией Матери.
Братья и сестры Христа
Но разве Библия не упоминает также о братьях и сестрах Христа?. Кем они были
и откуда появились?
Сразу подчеркнем, что Писание иначе употребляет родственные понятия, чем мы.
В нескольких текстах Авраам и Лот также назывались братьями, хотя Лот был на
самом деле племянником Авраама. И Иаков и Лаван назывались братьями, несмотря
на то, что Иаков был сыном Ревекки, сестры Лавана.
Таким образом, Писание умалчивает о природе родственных связей между Христом
и этими братьями и сестрами. Ранние отцы Церкви слегка расходятся в своем понимании
значения данных терминов. Некоторые, такие как Св. Амвросий, считали, что они
подразумевают детей Иосифа от первого брака. Другие учили, что здесь имеются
в виду двоюродные братья и сестры Христа. Но в одном согласны все: между Марией
и Иосифом не было и не могло быть никаких отношений, уничижающих Ее величайшее,
превосходящее всякое человеческое понимание
Богоматеринское достоинство. Многие древнехристианские писатели называют Ее первой
и *величайшей монахиней.
Другие предания - истинные и ложные
Есть еще два положения вероучения о Марии, заслуживающие краткого упоминания
и рассмотрения. Первое - Ее телесное вознесение на небо, второе - Ее непорочное
зачатие.
Взятие Пресвятой Девы на небо (Успение)
В ранней Церкви было широко распространено мнение о том, что тело Марии вскоре
после ее смерти было взято на Небо. Впоследствии Римская Церковь догматизировала
это убеждение, в то время, как Восточная Церковь воздержалась от такого официального
признания. Большинство христиан согласны, что такое чудо является установившимся
библейским прецедентом, примерами которого являются Енох и Илия. Кроме того,
нет никаких известных свидетельств о мощах Пресвятой Девы. Вознесение Богородицы
может с уверенностью рассматриваться
как историческое христианское предание, хотя и не отраженное в Писании.
Непорочное зачатие Марии
Что касается непорочного зачатия Марии, то это учение было неизвестно в древней
Церкви и присутствует исключительно у современных римо-католиков. Пытаясь очистить
Марию (и оградить Христа) от пятна греха, догмат о непорочном зачатии утверждает,
что Мария была зачата и рождена предохраненной от первородного греха. Дан
  ный догмат не имеет никаких оснований ни в Писании, ни в Символе веры Церкви.
Отсутствие такого догмата нисколько не умаляет веру православных христиан в высочайшую,
исключительную святость Марии.
Какие бы перегибы ни допускались в истории, даже Римская Церковь никогда официально
не веровала и не учила, что Мария в каком-либо отношении равна Троице. Такие
обвинения иногда выдвигаются критиками Римской Церкви, но они безосновательны.
Мария и спасение
В конце православной вечерни священник восклицает: *Пресвятая Богородице, спаси
нас!* Действительно ли Мария может спасти нас? Да, и вот почему.
Несомненно, мы верим, что Мария чиста и свята, что она правит вместе со Христом,
что она молится за нас. Мы знаем, что Мария всецело подчинила Свою волю воле
Божией, таким образом в полной мере содействуя достижению Божественной цели.
А мы знаем, что несомненной целью Бога является спасение верующих во Христа.
Так что мы по меньшей мере можем сказать, что Мария озабочена нашим спасением
и желает его. Это относится ко всем верующим.
Поэтому первоначальный вопрос: Может ли Мария спасти нас? приводит к другому
вопросу: Можем ли мы спасти других? И снова Священное Писание дает совершенно
ясный ответ. Вот некоторые примеры: 
Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя
спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4:16).
Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти
и покроет множество грехов (Иак. 5:20). 
К одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая
из огня (Иуд. 22-23).
Спасает огонь (1 Кор. 3:15), спасает молитва (Иак. 5:15), спасают ангелы (Ис.
63:9), спасает крещение (1 Петр. 3:21), спасает проповедь (1 Кор. 1:21), спасает
Апостол Павел (Рим. 11:14).
Новая жизнь во Христе, или спасение, является как личным союзом с Ним, так и
включением в полноту Церкви как Его Тела. Спасение есть дело Церкви, забота Церкви,
поскольку оно затрагивает всех нас. Следовательно, во Христе все мы должны выполнить
свое призвание в коллективном, по сути, акте спасения.
Ни мы, ни даже Дева Мария не спасаем поодиночке. Источником нашего спасения является
Иисус Христос. Он сказал: Без Меня не можете творить ничего (Ин. 15:5). И:
*Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите,
и будет вам* (Ин. 15:7).
Марии принадлежит исключительное значение в нашем спасении, потому что Она произвела
на свет Христа и тем самым стала Матерью всех тех, кому суждено спастись. Вот
почему Иисус, находясь на кресте, сказал Своей Матери: Жено! Се, сын Твой,
и затем - апостолу Иоанну: Чадо, Се, Мати твоя! (Ин. 19:26, 27). При таком
понимании, можно ли считать, что Матерь Божия спасает нас? Слава Богу, да!
Изменение наших представлений о Марии
В последние 150 лет многие христиане были грубо дезинформированы об историческом
церковном взгляде на Марию. Мы забыли, что Она избрана Отцом и служит образцом
для нас с вами, является поистине путеводной звездой для всего человечества.
Она была единственной, Кто дал Свою плоть Сыну Божию и только Ее должны *ублажать
все роды* (Ак. 1:48).
Наше отношение к Марии непосредственно связано с нашим отношением к Церкви. Сообщество
последователей Христа призвано действовать сообща. Действия, касающиеся Марии
не могут быть просто личным делом; они должны быть соотнесены с позицией Церкви.
Где же в христианском мире было полностью сохранено правдивое учение о Марии?
Даже большинство протестантов - и либеральных, и консервативных, знают, что в
их кругах отношение к Ней пренебрежительное. Для протестантов ответ на вопрос
о том, кто серьезно относится к библейским и историческим свидетельствам не может
быть найден ни в пределах протестантских конфессий, ни в Римской Церкви с ее
спорными поздними догматическими добавлениями, касающимися Марии.
Ответ находится в православной Церкви, сохранившей верность библейскому взгляду
на Марию. Пришел час для всех нас, кто любит Христа и серьезно относится к Священному
Писанию, расположить сердца и разум к тому, чтобы воздать Пресвятой Богородице
подобающее Ей в подлинной Церкви. Мы поступаем так потому, что так поступил Бог,
сотворив величие для Нее и через Нее (Лк. 1:49).
Как христиане мы живем не чувствами, а верой. Давайте раз и навсегда избавимся
от тех плевел, которые насадил в наших сердцах дьявол, чтобы настроить нас против
этой величайшей Жены, родившей во плоти нашего Спасителя. Благословляйте Ее среди
народа Божьего. Следуйте Ее примеру в возвеличивании Христа. Исповедуйте Ее как
Матерь Божию. Возвратитесь в Церковь, которая сохранила в неприкосновенности
нашу святую веру. И тогда мы поможем нашему поколению вернуться к почитанию и
благословению Марии согласно Божьему
повелению
ЧАСТЬ   ТРЕТЬЯ:
ВЕЛИКИЙ  ВХОД
10
РЕШАЮЩЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
В отличие от большинства других, кто открыл ее для себя, мы обнаружили Православную
Церковь в исторических книгах. Мы изучили Новый Завет, ранних отцов и соборы,
и Великий Раскол. Мы сделали свой выбор. На Востоке была сохранена полнота апостольского
христианства.
Но нам еще предстояло встретить Православную Церковь в ее современном виде. На
что она похожа? Примет ли она нас? И, что самое важное - является ли она преданной
своему учению, духовно живой - короче говоря, осталось ли она Православной?
Первые контакты
Джон Бартке вырос в консервативной пресвитерианской конгрегации, а позднее его
семья перешла в свободную евангелическую церковь. Когда он был в предпоследнем
классе средней школы, в 1969 году, он попал в группу по изучению Библии, руководимую
Джеком Спарксом в Беркли, Калифорния. В течение двух лет перед поступлением в
колледж, Джон был частым участником занятий этой группы. Под конец он был включен
в список членов Христианского фронта освобождения мира (ХФОМ), организации, основанной
Джеком Спарксом, чтобы
ограничить распространение берклеевской контр-культуры.
Через личный поиск более глубокого опыта Церкви Бартке к последнему году пребывания
в колледже стал православным христианином. Прямо из колледжа он перешел в Свято-Владимирскую
семинарию, расположенную в пригороде Нью-Йорка, находящуюся в ведении Американской
Православной Церкви (АПЦ) - Американского ответвления Русской Православной Церкви.
В то же время он оставался в списках ХФОМ.
К 1976 году ХФОМ стал выглядеть более православным. Там обсуждались темы таинств,
соборов и символов веры. Бартке написал своему бывшему учителю Библии с просьбой
о более полной информации. В начале 1977 года Джек Спаркс послал ему материалы
некоторых предварительных исследований, особо подчеркнув недопустимость их распространения:
это были лишь первые неопубликованные черновики. Джон сразу же по прочтении отнес
их о. Александру, декану семинарии.
- Эти вещи - православные, - заявил он о. Александру Шмеману, рассказав предварительно
о своей дружбе с Джеком Спарксом.
О. Шмеман позвонил епископу Димитрию, который в юности перешел в православие
из Южной баптистской общины в Техасе. В описываемый момент он возглавлял западную
епархию АПЦ.
- Несколько из этих людей живут около Санта-Барбара. Они являются группой евангелических
христиан, которые, похоже, начинают открывать для себя Православную Церковь.
Могу я попросить Вас встретиться с ними? - спросил о. Шмеман.
Позднее этой весной епископ Димитрий позвонил о. Тэду Войстику, священнику православной
церкви Святых Отцов в пригороде Лос-Анджелеса Тарзана и попросил его нанести
визит в Санта-Барбару. Из-за Великого Поста, затем выпускных экзаменов и летних
каникул, о. Тэд смог совершить это путешествие только ранней осенью.
По прибытии в Санта-Барбару осенью 1977 года о. Тэд зашел в телефонную будку,
позвонил домой Спарксу и узнал, что тот находится на занятиях в недавно открытой
Академии православного богословия. О. Ричард Бэлью вспоминает, как в середине
его лекции об арианских разногласиях *вошел никому из нас неизвестный священник,
который спокойно сел и слушал лекцию вместе со студентами*. После занятий мы
представились друг другу и пригласили о. Тэда на ленч. Это было нашей первой
встречей с православным христианином и началом
крепкой и долгой дружбы.
Два важных шага вперед были сделаны в 1977 году. Во-первых, Кен Бервен открыл
наше издательство Консилиар Пресс и начал выпускать ежеквартальный журнал Эгейн.
Тем самым была установлена прямая и эффективная связь на уровне публикаций и
с евангелическими, и с православными христианами. Во-вторых, мы открыли в Санта-Барбаре
Академию Православного Богословия (позднее названную именем Св. Афанасия) с целью
собрать вместе сообщество исследователей для изучения Православной веры, перевода
и обучения наших молодых
людей. Мы пригласили епископа Димитрия выступить перед нашими студентами во время
его визита в Санта-Барбару в 1978 году.
Ранее в том же году несколько человек из нас посетили службы Страстной недели
в православной церкви в Тарзане. Здесь мы увидели в действии все, о чем прежде
читали. Но в культурном плане служба казалась принадлежащей другому миру, совершенно
отличному от нашего. Так что к прибытию епископа у нас накопилось множество вопросов.
- Почему они так часто произносят Господи, помилуй? 
- Расскажите нам о священнических облачениях.
- Что означает такое количество свечей?
- Употребляется ли ладан на каждой службе? Будучи сам хорошо знаком с евангелическим
протестантизмом, епископ понял наш культурный шок. Мы уверовали в основные
догматы этой древней веры, но правила богослужения попросту отсутствовали в исторических
книгах.
- Давайте, начнем с нашей веры во Христа, - посоветовал епископ Димитрий. - Мы
должны быть уверены, что у нас нет разногласий в ответе на вопрос, заданный Самим
Господом: Кем считают Меня люди?  Если мы согласны в том, что Он был рожден
от Отца прежде всех времен, воплотился во чреве Марии и стал Спасителем наших
душ, все остальное, в православном христианстве встанет на свое место. Ибо все,
что мы используем - облачения, молитвы, иконы и остальное - особым образом связано
с Христом.
Тщательно рассмотрев учение Христа, мы согласились с этим. От догмата воплощения
мы проследили путь ко всем другим положениям, вытекающим из него. И фрагмент
за фрагментом, положение за положением, истина за истиной, вся картина стала
приобретать четкие контуры.
В 1978 году некоторые из нас получили возможность посетить Свято-Владимирскую
семинарию в Нью-Йорке. По-прежнему переполненные вопросами, мы были тепло встречены
митрополитом феодосиеМу главой АПЦ, и профессорами Александром Шмеманом, Иоанном
Мейендорфом, Фомой Хопко, Павлом Лазаром и Веселином Кеси-чем. Многие из них
также периодически приезжали с лекциями в Академию Св. Афанасия в Санта-Барбару.
Замечательные разговоры, полные вдохновения, научения и радости можно вспомнить
с каждым из этих братьев. Но позвольте
мне все же выделить одного их них: истинного апологета Христа, отца Александра
Шмемана.
Он был государственным мужем в Царстве Бо-жием (на самом деле, вместо был можно
было бы сказать есть: он отошел ко Господу в 1983 году). У меня в горле встает
комок, когда я пишу об этом блаженной памяти человеке. Говоря по-человечески,
если можно сказать, что кто-то привел нас в Церковь (подобно тому, как человек
говорит, что такой-то привел меня ко Христу), то о. Александр сыграл центральную
роль в приведении нас в Православную Церковь двадцатого века.
Три раза он совершал путешествия на запад, чтобы побыть с нами в Санта-Барбаре.
Ко времени его первого приезда в 1978 году мы в своем прослеживании исторического
пути Церкви находились в 1054 году, где приняли сторону Востока. В вероучительном
отношении мы были близки к принятию Православия. К нему был расположен наш ум,
отчасти наше сердце, но в нашей литургической практике оно почти не отражалось.
Так или иначе, о. Александра не оттолкнуло это обличье, он сумел заглянуть в
наши умы и сердца. Это была взаимная любовь с первого взгляда. После путешествия
о. Александр сказал своей жене: *Они уже православные, хотя сами еще до конца
этого не осознают*.
Пока он был у нас, мы, разумеется, обратились к нему с просьбой о руководстве.
Оглядываясь в прошлое, понимаешь, что о. Александр действовал очень осторожно,
избегая давать нам слишком трудные задания или учить нас большему, чем мы могли
воспринять.
- Было бы полезно построить алтарь и повесить несколько икон, - посоветовал он.
К его следующему приезду в 1981 году алтарь был готов и рядом с ним на стене,
по одной с каждой стороны, висели две маленькие иконы - размером чуть больше
почтовой карточки - одна Христа, другая Девы Марии. С великой гордостью за наш
потрясающий прогресс, я пригласил о. Александра в храм и подвел к алтарю. В конце
концов, он подошел достаточно близко, чтобы бросить взгляд на наше иконное благолепие.
Он улыбнулся:
- Что ж, я могу ехать домой и, наконец, сообщить, что вы больше не состоите в
активной оппозиции к иконам!
Так порой в шутливой манере он обращал нас в Православие. Именно во время этого
второго визита о. Александр указал нам еще одно направление деятельности, которое
оказалось центральным для оставшейся части нашего путешествия. Выступая перед
нашим собранием по вопросу о различных православных юрисдикциях в Северной Америке,
он посоветовал:
- Не ограничивайтесь изучением лишь АПЦ. Когда для вас настанет время войти в
Православие, это будет соединение со всей Церковью. Поэтому познакомьтесь с Греческой,
Антиохийской и Сербской церквами.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vernostbogu7
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное