Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сохранить верность Богу в последние времена -Выпуск 20марта05-Святитель Феофан Затворник часть3-4


Информационный Канал Subscribe.Ru

окончание книги...

3. Путь тесный и прискорбный
      Обложив себя правилами, подвижник возлагает на себя ярем благий и спасительный,
но притрудный. Это - узы на его самость, очень ощутительные, пока она еще жива
и в силе; это - указатели правой деятельности, сначала тяжелой, по неопытности
и непривычке. Ходя по ним, он непрестанно нудится и исполняет их с болезнию.
От этого путь, которым начинает он идти, всегда и везде есть тесный и прискорбный.
Теснота, нуждность, прискорбность составляют неизбежную принадлежность пути спасенного;
это первое, что встречает
вступивший на него, чего он должен ожидать, к чему готовиться. 

      Такого рода теснота и притрудность неизбежны, по самому свойству христианской
жизни и подвизания в ней. Надо жить в отсечении своей воли и разума, в борении
и погублении страстей, или непрестанном самоумерщвлении и самораспинании. Бороть
страсть то же, что отдирать живую плоть от живой, вынимать самую глубокую и зубчатую
занозу. Надо оставлять все угодное себе, видимо лишать себя многого, истощаться,
болеть. С другой стороны, навыкновение в добром или в новой жизни требует непрестанного
напряжения, внутреннего
и внешнего. Ни одно добро истинное не достается даром, а стяжавается потом, слезами,
труженичеством. - Подвижнические добродетели : пост, бдение, молитва и прочие
труды, болезненны до навыка, а очень часто и после. Но на них останавливаться
еще не велено: они суть средства к нравственным благорасположениям. В насаждении
сих последних еще больше труда; но они тоже средства к жизни в Боге. Жизнь же
в Боге столь же большего требует труда и подвига, сколько это божественное сокровище
возвышеннее телесного делания.
Таким образом, и там и здесь - труды, пот, болезнь. Ведь отдираем зло, и зло
любимое, - больно; насаждаем добро, добро нелюбимое, - опять больно. *Обратись
к Богу, - говорит преп. Макарий Великий, - чтобы восприять прежнюю славу. Но
знай, что во многом труде и поте лица твоего восприимешь богатство сие. Прежде
(в раю) без труда получил, но без труда и погубил; теперь не дается так. Желающий
спастись да подвизается, елико имать сил, очистить себя. Тогда, ради насилия,
которое творим себе, умилосердится Господь
(cл. 4, 10). Надобно насилие себе творить и нудить себя на всякое добро, хотя
сего и не хочет сердце (cл. 1, 13. 14). Великий подвиг и скрытный, и невидимый
труд требуется для исследования помыслов, для обучения немощных душевных чувств,
различения добра и зла, для укрепления и возбуждения к Богу ослабевших душевных
членов. Этот же скрытный подвиг и труд непрестанно мы должны иметь внутрь сердца
при всяком исполнении заповедей, пока придем к совершенству, где все будет легко*
(cл. 2, 13. 14). 

      К внутреннему подвигу и труду всегда прилагаются скорби совне. *Вы не от
мира, - говорит Господь, - Я избрал, отделил вас от него; сего ради ненавидит
вас мир. В мире скорбни будете*. И точно: многи скорби праведным. Кто бы ни был,
сильный или бессильный, - стань только действовать по Богу, сейчас озлобления,
скорби и нужды, когда действуют по чистой совести, безчеловекоугодия, имея в
виду только славу Божию. Потому то все святые, особенно Исаак Сирианин, отличительными
признаками и истинно добродетельного,
и истинной добродетели поставляют скорби. Даже так: сделаешь ли истинное добро,
- жди скорби. 

      А тут и враг не дремлет. Он и внутреннее наше возгревает и затрудняет,
и внешнее тяжелит и обставляет преградами. И сверх того, сам то призраками, то
явлениями, то особенно какими-то ужасающими навеяниями и нападениями внутри,
как ветром провеет, или как огненной стрелой прожжет тебя, - говорят святые.


      Таким образом, лишь только ступит кто на путь правый, - со всех сторон
на него вражда, и изнутри и извне, и видимо и невидимо. Он - агнец посреди волков.
Так ему и говорится вначале: многи скорби праведным (ПС. 33, 20), многими скорбми
подобает внити в Царствии (Деян. 14, 22). Будет скорби, на сие бо и лежим (1
Сол. 3, 3), внидите узкими враты (Мф. 7, 13; Читай еще: Мф. 6, 24; Ин. 15, 20;
1 Пет. 4, 12-13, Сир. 2, 1; Мф. 5, 10; Иак. 1, 12; 2 Кор. 4, 8. 17; 1 Пет. 4,
1; Апок. 7, 14; Мф. 7, 13-17 и др.).
Все мы во тьме и сени смертной, в руках врагов, злобных и хитрых; исход не может
быть легким. И внешней свободы ищущие сколько труда и пота подъемлют; так здесь
- сколько запинаний и поражений, боязни и страхов! Может быть, кто-нибудь спросит:
а что же Господь? А то, что Он как бы намеренно устрояет такой скорбный путь,
то для того, чтобы приобщить Своим скорбям, то для того, чтобы скрыть нас от
нас самих в этом безотрадном состоянии. Господь лучше не может явить Своей любви
ищущим Его, - говорит св. Исаак
Сирианин - как подвергая их скорбям. Оттого-то это даже несомненный признак благоволения
Божия, признак того, что Он обратил око Свое, избрал того, кто начинает страдать
ради правды, ради имени Его. Такой человек поступает как бы в перечистку, как
золото в горнило. Чуждые страдания, те, коим все льготно - прелюбодейчищи суть,
по Апостолу. Труды, слезы, скорби - самая лучшая перечистка, как для белья колоченье.


      Потому-то от начала мира до ныне пересматривает Апостол праведных, и всех
до одного видит страждущими, болезненными, утружденными. Патриархи страдают;
Пророки страдают; Господь - подвигоположник больше всех; Апостолы - тоже; далее
- мученики, подвижники и все святые, как видит Иоанн Богослов в Откровении. Откуда
приидоша? от скорби великие (7, 14); они те, как там говорится, кои не пощадили
душ своих. 

      Потому-то приступающему работать Господу должно уготовать душу свою на
искушения. Не покоя, не сластей, не льгот, а труженичества, озлоблений, лишений
жди, и не только жди, но ищи. Надо знать твердо, что кто творит добродетели,
но без труда, стоит в подвигах, но льготно, без болезненных понуждений, - тот
на пути прелестном. Что-нибудь да не так здесь. Между людьми в правде нельзя
стоять мирно. Дух мирской есть плотоядный коршун - тотчас нападает. Потому и
надо быть готовым на все... 

      Св. отцы готовность эту определяют очень просто и немногословно. Именно:
иди как на смерть, и такой завет положи в сердце твоем, что ты оброчник смерти,
которая поминутно готовится тебе, не знать, как и откуда. Только тот, говорят,
и устоит непоколебимым, кто пойдет путем истинной христианской жизни с такими
расположениями. Ибо коль скоро он умрет чувством и заветом сердца, то, что ни
встретилось бы, будет уже слабее того, чего он ожидает, то есть слабее смерти.
К этому они применяют притчу Спасителя
о царе, рассчитывающем войско при наступлении войны, и о хозяине, начинающем
строить дом. Рассчитывай, - говорят, - ожидающие скорби, и умри в помысле и чувстве,
потому что только смерть составит достаточную сумму, такую должно иждивать на
пути Христовом. Не может быть Моим учеником тот, - говорит Господь, - кто не
возненавидит души своей. Быть готовым как на смерть, - это преимущественно полно
выяснено и часто повторяется у св. Исаака Сирианина: Что ни встретится, - говорит
он, - скажи, что умер, и полегчает;
покой и упокоение есть дело самое ненавистное Богу. 

      Это нужно не одним отрекшимся от мира; живущим в мире еще нужнее такое
расположение. Все это сретает истинных ревнителей благочестия; ложным - легко.
К такому завету со своим сердцем должно еще приложить твердое и несомненное упование
на Бога Вседержителя, нужно держать веру, что, несмотря на всю примрачность пути,
ты - Божий, не отверженный, не презренный, а блюдомый Им; что Он с тобой, держит
тебя в то самое время, как терзают тебя со всех сторон. Воображай себя держимым
рукою Божиею, подобно замаранному
плату, который треплют, чтоб очистить. Держи веру, что какое бы ни было искушение,
внутреннее или внешнее, оно тебе под силу, потому что Господь не даст тебе искуситься
более, нежели можешь. Он ведет и воспитывает премудро. Помни также, что помощь
Его близ, что она тотчас готова, лишь только воззовешь, и что только с такой
помощью ты возможешь одолеть и не пасть; а потому всякое одоление Ему приписывай.
Перенесенное без воззвания к Богу, и не отнесенное к Нему по перенесении, неугодно
Ему и бесплодно, ибо всегда
оставляется кичение и память о себе. 

      Не должно, однако ж, и ввергаться в скорби: отважная самонадеянность богопротивна,
и всегда наказывается. Стой в готовности на все, хоть бы даже на смерть, - однако
ж, ожидай сего в твердом уповании на Бога и предании себя Ему. Куда и как поведет,
пусть ведет как угодно. Не поперечь, не желай того и того, ни льгот, ни скорбей.
Пусть ведет; иди открытым лицем, ожидая всего скорбного, в уповании и предании
себя Богу. Без такого расположения шагу не сделаешь на истинном пути. Все возвращающиеся
вспять, возвращаются
именно от неприготовления себя на подвиг и борьбу или от самонадеянности. Свой
жар может помочь, но не надолго. Он охлаждается естественно, - и человек остается
не при чем. 
 
4. Ревность о спасении

      Отсюда видно, что вступающий на путь христианской жизни, еще слабый, больной,
неустроенный, должен уже обладать великой силой и крепостию; иначе падет под
готовой ему тяжестию скорбей и подвигов. Сила, делающая его сносливым, и все
его труды плодоносными, есть ревность, усердие, тщание, забота о Богоугождении
и спасении души. Как ищущий верного сокровища не смотрит на трудности, не задерживается
и не устрашается препятствиями, так и христианин, - когда имеет ревность, искание,
- все одолеет, и пройдет
безбедно все пути. Искание все доставляет; ему Господь дал особое обетование:
ищите и обрящете. Искание есть жизненный дух, с погашением которого замирает
жизнь. Это огнь, принесенный Спасителем на землю; это Его свет и живот. Пароход
останавливается, когда выпускаются пары: и текущий вслед Христа падает, или скатывается
назад, когда охладеет. Вот чем запастись должно, вступая в делание заповедей
и очищение страстей! Без того нельзя и начать этого дела в истинном духе; а если
и начнет кто, то будет трудиться
без плода, вяло, исподволь. Это празднодетельство. Много людей есть проходящих
подвиги и делание, но без плода: плод от духа, а дух Божий - в ревности. Проходит
он в страстную и нечистую природу, чрез сродные с ним и с нами подвиги, или правила
жизни, и там полагает целение, врачует и совершает. Следовательно, подвиг, делание
- проводник благодати; а путь, или нить проводящая, - дух ревности. Потому-то
все отцы особенно настаивают на том, чтобы не погасал сей дух. Св. Исаак Сирианин
называет его псом лающим
и заповедует непрестанно раздражать его. Св. Кассиан потерявшего сей дух почитает
таким, коему Господь сказал: имам тя изблевати за то, что ни тепл, ни хладен,
вял, делает - не делает, или то делает, того не делает. Макарий Великий говорит:
ищи и толки; в этом начало; этою дверью входите. Ты только ищи, а Господь не
забудет Своего... Тщание имеющий уже и сообщается с Богом. Св. Варсонофий почти
непрестанно повторяет совет возгревать в себе огнь, принесенный Господом. И у
Лествичника ревность, то есть огнь поедающий
хврастие, то основание доброе, надежное и безопасное. Потому он и заповедует
спешить восстановлять ее, когда случится погубить каким-нибудь образом. Иным
думается, что лучше заменить ревность твердостию произволения или воли, опасаясь
от ревности опрометчивости: но твердость воли опасна; она близка к расчетливому
рассудку, холодному равнодушию и действованию эгоистическому. В мире она идет;
в христианской жизни - опасна. Опасна и ревность, если ее оставить одну; но кто
оградил ее послушанием или отречением
от своей воли и разума и связал правилами, тому нечего бояться, - только ревнуй.
Ревность, правда предполагает быстроту действования, но неопрометчивость и необдуманность.
Она означает: иди, не мешкай, не стой, гони с усердием, но гони по указанному
и определенному пути, под надзором.

      Все строение этой ревности можно выразить так: *ищи в надежде, без определения,
и непрестанно начиная*. - Это мысль св. Макария Великого, которую он почти непрестанно
повторяет. Очевидно, что недостаток чего-нибудь из входящего сюда или портит
ревность, или расслабляет (например, сл. 4-18, 27, 28).

      Впереди много труда, много опасностей: иди, будет плод. Земледелец трудится
в поте и ест хлеб: то же и у тебя. Скоро минуешь скорби, вступишь в покой и насладишься
и здесь внутренне и там. Ты - воин; смотри на венец и не бойся смерти. Скоро
явятся знаки чистоты, начатой удобрения сердца. Чем решительнее, тем скорее,
лучше и спасительнее.

      Гони, делай, трудись, но не определяй плода. Плод есть дар Божий ради труда;
а дать дар - в воле Даятеля. Потому, чтобы ты ни сделал, не говори: достиг
или достигну, а - если достигну. Корабельник три четверти пути проплывает,
а все еще не доплыл, и не может сказать - доплывет ли. Так и ты: никогда не считай
себя достигшим, а только ищущим. Умалению страстей не верь, на крепость своих
добродетелей не полагайся. Все может погибнуть в один раз. Не назад смотри, а
вперед. Все, что имеешь. Господь дал;
в Его же власти и взять обратно. Потому ничего не должно считать верным, а взывать
только: Господи, спаси мя! Имиже веси судьбами, спаси мя!

      Потому, никогда не говори себе: *ну, теперь довольно, потрудился, можно
и отдохнуть*. - Такая льготность, послабление - первый враг. Помысл будто и малый
и слабый, но он самый коварный изменник; он отворяет врата врагам. Кто сложится
с ним, тот падет. Св. отцами он замечен, и всякому начинающему непрестанно внушается:
смотри, не говори: уже довольно, можно и послабить, а говори: зачем ты здесь?
или: что ж ты ничего не делаешь?. Или, обращаясь к Богу, молись, чтобы Он помог
тебе положить начало спасения,
- и непрестанно начинай. Непрестанно начинай, и напрягайся; . но о льготах и
думать не думай, а так и сложи в сердце своем, что тяготу и труд тебе несть по
самую смерть, что впереди не облегчение, а все преутруждение.

      Вот истинное строение духа ревнующего, безопасное, прочное, не дающее ни
ослабы, ни необузданной горячности, ни самонадеянности, ни самомнения!

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vernostbogu7
Отписаться

В избранное