Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сохранить верность Богу в последние времена УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Информационный Канал Subscribe.Ru

15/28 августа УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО УСПЕНИИ МИРА НЕ ОСТАВИЛА ЕСИ СЛОВО ПАСТЫРЯ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, сердечно поздравляю с двунадесятым праздником и с нашим престольным праздником - Успением Преблагословенной Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Те из нас, кто усердно внимает словам богослужебных текстов, кто старается понять их смысл, понять не только своим разумом, но прежде всего своим сердцем, тот, без сомнения, обратил внимание на то, что все богослужение этого праздника исполнено радостью и каким-то особым торжеством. И невольно может возникнуть вопрос: а почему Святая Церковь, а вместе с ней и мы с вами так ликуем и радуемся в этот день, когда мы совершаем воспоминание Успения Царицы Небесной? Ведь для многих из нас Успение связано со смертью. Так неужели так торжественно, так радостно, так ликующе Святая Церковь сегодня прославляет смерть? Нет, братья и сестры, не смерть, не исчезновение, не небытие, но жизнь вечную, но восхождение с земли на Небо Царицы Небесной и Заступницы нашей так ликующе, и так радостно, и торжественно воспоминает ныне Святая Христова Церковь. Вслушайтесь в слова тропаря сегодняшнего праздника, который, и я не ошибусь, если скажу, звучит, как гимн: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице». В стихирах, которые звучали вчера за Всенощным бдением, мы также слышали такие слова: «Радуются земнородные о Божественной Твоей славе», «Приидите, празнолюбных собор, приидите и лик составим, приидите, венчаем песньми Церковь». «Веселися, Гефсимания, - взывала вчера и сегодня Святая Церковь, - Богородичен святый доме». И, наконец, - «Явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Твое Успение». Да, братья и сестры, радостно и торжественно ныне совершаем мы с вами этот праздник. Нет, не уныние, не тоска и печаль должны сегодня овладевать нами. Почему так, братья и сестры? Почему так ликующе-торжественно совершается этот праздник - праздник Успения Пресвятой Богородицы? Прежде всего потому, что мы, верующие во Христа, знаем, что смерти нет, есть лишь только успение, есть лишь только сон, есть лишь только некое отдохновение. Мы, верующие люди, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Если бы действительно не было вечной жизни, если бы действительно господствовала смерть, тогда бы та жизнь, которая каждому из нас была дана как дар, была бы совершенно бессмысленной и бесполезной. Для чего жить, если все равно умрем?! Для чего жить, если через некоторое время наступит небытие, все исчезнет, все прекратится для нас с вами?! Нет, братья и сестры, не прекратится этой земной жизнью как наша с вами жизнь, так и жизнь всех тех людей, которые жили и которым еще предстоит жить на этой земле. Не прекратится жизнь, но всем нам суждено жить вечно. И вот оттого, что всех нас ожидает вечность, мы так ликуем и радуемся сегодня, в день Успения Пресвятой Богородицы, потому что мы знаем, что Она не умерла, Она ныне предстоит престолу Своего Божественного Сына и молится слезно о каждом из нас. И если мы забываем порой о том, что Она является нашей с вами Матерью, то Она этого никогда не забывает, Она к каждому из нас относится как к самому дорогому, к самому возлюбленному Своему ребенку. Если любая мать готова все отдать, даже жизнью готова пожертвовать за свое дитя, дабы ее ребенку на этой земле было и тепло, и уютно, и чтобы он был счастлив, то уж, конечно, Царица Небесная во много крат более готова, чтобы еще и еще раз пронзило оружие Ее сердце, потому что Она скорбит, Она болезнует, Она любит каждого из нас. И вот поэтому мы так сегодня ликуем и радуемся. Мы знаем, что мы не одиноки в этой жизни, мы знаем, что о каждом из нас Царица Небесная возносит Свои усердные, материнские, слезные молитвы пред Сыном Своим и Богом нашим. Вот, братья и сестры, тот урок, который мы должны с пользой извлечь для самих себя из сегодняшнего праздника. Первое: все мы должны знать, что смерти нет, ибо она побеждена Христом Спасителем. Смерть так же побеждена и Божией Матерью, потому что в третий день Она воскресла, как и Ее Божественный Сын. И то, что это действительно так, подтверждается свидетельством нашей Святой Церкви, которая своим преданием говорит нам о том, что Матерь Божия воскресла. Нам достаточно вспомнить о том, как опоздавший на погребение Царицы Небесной апостол Фома умолил прочих учеников, чтобы они открыли пещеру в Гефсимании, где была погребена Пресвятая Богородица, чтобы он мог воздать Ей последнее целование и поклонение. Но когда камень пещерный был отвален и апостолы вместе с Фомою вошли в пещеру, то они не нашли там тело Пресвятой Богородицы. Матерь Божия в этот же вечер явилась им образно, не призрачно, не духом Своим, а телесно явилась им и возвестила радостную весть о том, что Она никогда их, а значит, и нас не оставит, что Она всегда будет Ходатаицей и Молитвенницей за весь человеческий род. И это для нас второй урок, который мы также должны с пользой извлечь из сегодняшнего праздника. Мы не одиноки в этой жизни - вместе с нами шествует по этой земле Царица Небесная. В самом начале я сказал о том, что праздник Успения - это праздник вознесения Царицы Небесной на небо. И мы привыкли думать, что Она пребывает там, на небесах, но есть другое свидетельство - свидетельство Христа ради юродивого Андрея, который однажды был восхищен на небо и который имел искреннее желание увидеть и поклониться Матери Божией. И когда он спросил своего спутника, где находится Царица Небесная, Ангел сказал ему, что Ее нет на небе, Она на земле, там, где в Ней больше всего нуждаются, там, где Она больше всего нужна людям. И оттого, братья и сестры, мы с вами счастливы, что Матерь Божия с нами, на нашей грешной земле. Она постоянно видит и слышит вздохи каждого из нас, и не только слышит их, но и возносит их к престолу Своего Божественного Сына, чтобы милостью Божией Господь сохранял нас, таких грешных и нерадивых, сохранял нас в этой земной жизни и всем нам открыл двери Царства Своего Небесного. А если так любит нас Матерь Божия, если так ходатайствует о каждом из нас, то как мы должны относиться к Ней? Мы должны стараться относиться к Ней равным образом. Мы должны любить и почитать Ее. Но кто-то сейчас поспешит сказать: «Я всем сердцем возлюбил Матерь Божию, как и возлюбил Ее Божественного Сына!» Сказать-то это легко, но будут ли эти слова свидетельством и доказательством нашей с вами жизни? Не говорить о нашей любви к Матери Божией мы должны, а каждый наш поступок, каждое наше дело, которое мы совершаем, должны быть свидетельством нашей любви к Царице Небесной. Поэтому с какой осторожностью, с каким вниманием и трепетом мы должны относиться к тому, что мы совершаем в нашей жизни, соизмеряя каждое наше делание с тем, а возрадуется ли Царица Небесная и Матерь наша оттого, что я сейчас совершил, или совершаю, или готов совершить? И если мы будем готовы так соизмерять наши поступки, то тогда, действительно, наша жизнь будет христианской, а не такой, какой она бывает, к сожалению, на самом деле. Я еще раз повторяю: все мы с вами христиане, все мы восприняли христианское звание, становясь детьми нашего Господа, но вместе с тем мы и дети Матери Божией. А если это так, то давайте, братья и сестры, жить по-христиански. Вот об этом нам вновь и вновь напоминает сегодня, в этот величайший праздник - праздник Успения Пресвятой Богородицы Святая Христова Православная Церковь. Всех вас, братья и сестры, паки и паки приветствую и поздравляю с двунадесятым и нашим престольным праздником! Пусть Царица Небесная хранит каждого из нас в этой земной жизни, умоляя Сына Своего Небесного, чтобы Он каждому из нас отверз двери Царствия Своего Небесного, где будет нескончаемое блаженство и радость, где мы будем вместе с Царицей Небесной вечно воспевать славу Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому. Аминь. Протоиерей Валерий Захаров 28 августа 2003 г. БЛАГОДАТНАЯ МАРИЯ, ГОСПОДЬ С ТОБОЮ! «О, всепетая Мати!» - такими словами начинается заключительный кондак православного акафиста Богородице, который молящиеся поют трижды, опускаясь на колени. Какие точные слова! Ведь и вправду: каких только песнопений - и хвалебных, и просительных - не возносил наш верующий народ Матери Божией, какими только эпитетами Ее не одаривал! А сколько создал иконописных изображений любимого образа: по некоторым подсчетам - больше тысячи! Почему наш народ так любит и чтит Богородицу, почему именно к Ней обращается с просьбой о помощи - ведь у нас есть множество святых, есть ангелы. Христос, наконец? Молящиеся понимают, что надеяться на самом деле можно только на Бога, но свои просьбы предпочитают обращать не непосредственно к Нему, а к Его Пречистой Матери. Это обусловлено тремя обстоятельствами. Два из них относятся к нам и состоят в том, что мы, во-первых, православные, а во-вторых - русские. Православие принято называть одной из трех христианских конфессий. Это неточная формулировка. Как совершенно справедливо подчеркивает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, православие - не конфессия, а единственная вера, полностью совпадающая с апостольской верой и сохранившая в себе весь объем истины, открывшейся собравшимся в Иерусалиме ученикам Христа в день Пятидесятницы. Латинское вероучение во многом отошло от этой веры, а протестантское - реформировало ее фактически до неузнаваемости. Тем не менее, это три серьезные религии, оказывающие большое влияние на современный мир, выводящие себя из Христа и считающие Евангелие своим основополагающим священным текстом, поэтому православное отношение к Деве Марии может быть как следует понято лишь в сравнении с отношением к Ней двух других христианских религий. О протестантизме можно сказать очень кратко: там не только не считают Божию Матерь великой святой, но и святой вообще: у протестантов святых как таковых нет. Что же касается католиков, то у них много святых, и среди них Дева Мария, как и у православных, занимает совершенно исключительное место. Частое молитвенное к Ней обращение и особенная приподнятость чувств, возникающая при этом, характерны для них в той же мере, что и для нас. Но когда вглядываешься в эти чувства, не можешь не уловить различия. У католиков – к у л ь т Девы Марии, у нас - п о ч и т а н и е. Они называют Ее Мадонной, а мы - Богородицей. Для них Она Божество, для нас - человек. У них некоторые богословы даже предлагали ввести Ее в состав Троицы, и хотя это было признано ересью, само появление такой ереси симптоматично. В нашей Церкви такое предложение немыслимо (фантазии наших «софиологов» в счет не идут, ибо они были не богословами, а светскими авторами, попавшими под влияние католицизма). Различие между нашим и католическим восприятием Божией Матери, сначала мало заметное, затем становившееся все более ощутимым, нашло, наконец, свое официальное выражение в принятом Ватиканом в 1854 году догмате «О непорочном зачатии Девы Марии». Поскольку наши миряне практически ничего о нем не знают, и даже был случай, когда московский священник на проповеди толковал этот догмат абсолютно неправильно, стоит пояснить, в чем он состоит. Согласно этому догмату, когда святые Иоаким и Анна зачали Деву Марию, то в этот самый момент с только еще начавшего развиваться плода специальным Божественным актом был снят первородный грех, так что будущая Божия Матерь еще в эмбриональной форме существования вернулась к тому состоянию, в котором пребывали Адам и Ева до вкушения плода с запретного древа. Таким образом, у католиков их Мадонна происходит от д о г р е х о в н ы х прародителей, хотя такое происхождение дано Ей искусственно, по воле Всевышнего, который «побеждает естества чин». У нас же Богородица, как и все остальные люди, ведет Свое происхождение от греховной Евы, и в этом смысле Она такая же, как мы. Хотя Римская церковь оправдывает свое определение тем с виду благочестивым аргументом, что ветхозаветная женщина, которой была бы Дева Мария без этого космического акта, не могла бы стать Матерью Бога, ибо Богу «неприлично» входить в утробу существа, поврежденного наследственным грехом, - такая аргументация не выдерживает критики. Богу «неприлично» воплощаться во в с я к о е тварное существо, ибо между Ним и любой тварью - бесконечная разница уровней. Когда апостол говорит, что Бог-сын «образ раба принял» (Фил. 2,7), слово «раб» он понимает не в социальном, конечно, смысле, ибо Иисус не был рабом - его родители принадлежали к знатному роду, восходящему к царю Давиду; и тем более не в том смысле, что в Нем наличествовал порабощающий человека первородный грех, - ведь как раз отсутствие такого греха на Деве Марии, а значит, и на Ее сыне Иисусе и утверждает догмат 1854 года, - поэтому остается только тот смысл, что всякий человек - раб Божий, и воплощаться в своего раба для Хозяина унизительно. Это - великое самоуничижение, как говорят богословы, «кенозис», на которое Бог пошел только по своему человеколюбию. По сравнению с этим бесконечным уничижением разница между воплощениями в догреховного человека и послегреховного уже не имеет никакого значения. Нет, подоплека догмата другая - богословская легализация задолго до этого сложившегося у западных христиан культа Мадонны. Ведь объектом культа может быть только божество, а догмат о непорочном зачатии хотя и не возводит Деву Марию в ранг Божества, но приближает Ее к тому. Мы же видим в Богородице не богиню, а только вернейшую и надежнейшую ходатаицу перед Богом. Мы говорим «Пресвятая Богородица, спаси нас» не потому, что Она имеет силу спасать - ею обладает один Бог, - а потому, что не сомневаемся - Бог удовлетворит Ее ходатайство, не отринет просьбы Своей Пречистой Матери. Это очень важный момент, дополнительно свидетельствующий о сохранении нами апостольской религиозности. Ведь как относились к Богородице апостолы, находившиеся вместе с Ней в иерусалимской горнице в момент нисхождения Святого Духа, давшего жизнь Христовой Церкви, а впоследствии навещавшие Ее в Ее скромном жилище, благоухающем святостью? Конечно же, не как к небожительнице, а как к человеческому существу, пусть высочайшему из всех человеческих существ и, мало того, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Они могли видеть эти дивные синие глаза, слышать этот «звучащий как серебряный колокольчик» тихий и нежный голос, наблюдать Ее непрестанные домашние труды, к которым Она была приучена с раннего детства, и, может быть, заставать Ее за молитвой Своему Божественному Сыну, чья крестная смерть «оружием пронзила Ее душу». Нам не так повезло, как апостолам, - мы не созерцали Ее в земной жизни, но, как и они, мы знаем, что Богородица была просто женщиной, но только самой прекрасной из всех женщин, которые когда-либо жили на земле. Поэтому, обращаясь к Богородице, мы не впадаем в экзальтацию, охватывающую католиков при обращении к Мадонне. Богородица доступнее Мадонны, интимнее, теплее, поэтому сердце православного человека сильнее тянется к Ней, и он произносит Ее имя с той интонацией, какая в данный момент соответствует его душевному расположению - с грустной, радостной или смешанной, где есть и радость, и грусть, и вера, и надежда, и любовь. Поэтому Она у нас и «всепетая». То, что ваша душа не только православная, но и русская, еще больше сближает нас с Богородицей. Если сказать очень коротко - м ы н а Н е е п о х о ж и. Есть такое понятие «русский характер». Он может быть не только у русского, а у каких-то русских его может не быть - это не этническая, а психологическая характеристика. Так вот, о Богородице можно сказать, что у Нее был русский характер в земном существовании. У Нее были те два качества, которые отличают русский народ: смирение и терпение. Это не хвастовство, это не значит, что мы лучше других, - это просто констатация наших национальных особенностей. И такие же черты были в натуре Богородицы. Ну не похожа Она была ни на немку, ни на француженку, ни даже на современную еврейку, какой изображал Ее Поленов, старавшийся воссоздать историческое правдоподобие, но забывший, что после богоубийства и рассеяния бывший избранный народ сильно изменился даже внешне. А вот на лучших женщин Руси, о которых рассказывают жития святых (например, на крестьянку Февронию или на княгиню Анну Кашинскую), - скромных, молчаливых, но самоотверженных в служении ближним и обладавших огромной внутренней силой, - Она похожа, вернее, они на Нее похожи. Речь идет о складе характера, а не о масштабе личности. А теперь разрешим себе немного похвалить эти качества Богородицы - ведь не зря мы поем «Тобою хвалимся», - а значит, похвалить и русского человека. Дело в том, что смирение и терпение – не совсем такие же достоинства, как ум, сообразительность, отвага, художественная одаренность и прочие, это качества к о с м о о б р а з у ю щ и е - те, на которых стоит мир. Остальные достоинства украшают мир, эти его создают, держат на себе и постоянно воспроизводят, предохраняя от распада и гибели. ...Русь XIV века. На поросших могучими лесами и изрезанных излучинами тихих рек просторах волжско-окского суглинка, вслед за уединившимся на Маковце «игуменном всея Руси», люди учатся новому для них искусству – «тихому и безмолвному житию во всяком благочестии и чистоте». Поклонитесь им: это они выращивают могучее древо русской государственности, блестящие победы русского оружия, освоение одной шестой части света от Карпат до Тихого океана, величайшую в истории литературу «золотого» и «серебряного» веков, изобретение периодической таблицы, радио, телевидения, вертолета, конструирование не имеющих мировых аналогов многоцелевых военных самолетов. Спросят: а какая тут связь? Ответ подсказывается первым прецедентом принесения тихим и безмолвным житием в благочестии и чистоте великого плода - житием Богородицы. Когда перед Нею явился архангел Гавриил и возвестил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим», - Она покорно сказала: «се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 35). Здесь зависимость между смирением и даваемым им результатом предстает в чистом виде и поэтому лучше всего может быть осмыслена. Здесь мы имеем ясно выраженную Божью волю - принять на Себя человеческую плоть - и единственно возможное препятствие осуществлению этой воли - несогласие Девы Марии стать объектом наития Святого Духа и сверхъестественного зачатия. Ей очень трудно было согласиться, ибо как, думала Она, объяснить Свою «непраздность» мужу, которого Она не знала как мужа? Как пишет Владимир Лосский, в этот момент судьба мира зависела от Ее решения. Смирение заставило Ее отбросить Свою волю, и Она стала благодетельницей человечества, дав ему Спасителя. Древнерусский человек тоже не противился исполнению Божьего о себе замысла. В этом смысле наших предков можно назвать «богородичным народом». Великое почитание Божьей Матери было у него почитанием по родству. Мы не были так самонадеянны, как западноевропейцы, не демонстрировали такой изобретательности и такого рвения во вторжении в материальный мир с целью его покорения и эксплуатации - и в этом проявилось наше смирение. Мы гораздо легче европейцев мирились с тяготами и неудобствами жизни, если их преодоление требовало отказа от исполнения Божьих заповедей и от жития в благочестии и чистоте - и в этом проявилось наше терпение. Западные соседи наши смотрели на нас поэтому как на народ рабов и высокомерно усмехались. Но ведь Пречистая Дева Сама назвала Себя «рабой Господней»! Этим спесивцам хорошо ответил в конце XIX века Владимир Соловьев: «Внешний образ раба, в котором находится наш народ, жалкое положение России в экономическом и других отношениях не только не может служить возражением против ее призвания, но скорее подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно ее не имеют никакого значения. Великое историческое призвание России, от которого только получает значение и ее ближайшая задача, есть призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Высшее религиозное призвание было и у Богородицы, над Которой недалекие люди тоже могут смеяться за Ее видимую «пассивность». И о третьей причине нашего особого отношения к Божией Матери. Нас можно назвать «богородичным народом» еще и потому, что Россия является одним из трех Ее уделов. Первый - Иверия - достался Ей по жребию, второй - Афон - по промыслительной остановке у этой горы Ее корабля. Третий же удел Она выбрала Сама и покрыла его святым Своим Покровом, который простирается над нами и по сегодня. Доказательство этого очевидно: разве мог бы, пусть даже очень выносливый, народ пережить то, что мы пережили в XX веке, и не исчезнуть? А мы выжили, и причина этого может быть только одна: возносимая к Богородице молитва русских людей «Твои бо есмы рабы, да не постыдимся» была Ею услышана. Двадцать первого сентября наши храмы огласятся пением: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной». У нас эта радость ощущается чуть сильнее, чем у других народов. Ведь если бы не родилась Богородица, не было бы и России. В.Н. ТРОСТНИКОВ Печатается по: «Русский Дом», N 9, 2000 СЛЕЗЫ БОГОМАТЕРИ Богородица точно как стена нерушимая между Божиим гневом и людьми. Она отводит большую часть громов Небесного Правосудия, готового покарать грешников неблагодарных. Только за такою стеною мы часто бываем безопасны, между тем как мы думаем, что наша безопасность есть следствие обыкновенного порядка вещей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! День, когда Матерь Божия, Пречистая Голубица, отлетела от грешной земли в родные Небеса, - этот день стал всерадостным праздником Церкви Христовой. Понятно, почему торжествовал Горний мир чистейших духов явление своей Царицы. Но отчего ликовали и земные люди, казалось бы, оставленные Ею в сиротстве, среди бед и соблазнов этого мира? Оттого радовались святые апостолы, а вместе с ними все христиане, что обрели в Небесном Царствии такую Помощницу и Защитницу, равной Которой нет и среди могучих архангелов. Успение Пресвятой Богородицы - второй по значимости праздник Православной Церкви после Воскресения Христова. Недаром этот день именуется Богородичной Пасхой. То была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не Небесным Гостем - Богочеловеком, но земной Девою - чистейшей и совершеннейшей из всех людей, и все же Одной из нас, земнородных, Пресветлой Дочерью человечества. Успение Пренепорочной Девы явилось кануном Воскрешения Ее в преображенном земном теле, что совершилось благоволением Божественного Ее Сына. <…> Христос Искупитель, вознесшийся в Отчее Царствие, до поры оставил на земле Пречистую Свою Матерь - как духовную Мать апостольской общины, юной христианской Церкви. «Се Матерь твоя» (Ин. 19, 27) - эти слова в час Крестной муки обратил Спаситель к любимому ученику, тем самым спеша усыновить Пречистой Своей Матери весь возлюбленный Им род христианский. И как некогда Пречистая Дева питала и лелеяла Младенца Христа, так же после Вознесения Божественного Сына утешала и наставляла Она оставшихся на земле верных Его последователей. Когда апостолы странствовали по дальним краям, благовествуя Учение Христово, души их согревались памятью о встречах с Матерью Божественного Учителя и надеждой новых благодатных свиданий с Нею, сознанием того, что в этом мире живет и неустанно молится о них Пресвятая Дева. Да, Материнское сердце первохристианской общины билось в скромном жилище апостола Иоанна Богослова, где проводила житие Богородица. Бывший самовидцем земного Ее величия, святой Дионисий Ареопагит свидетельствует о том, каким счастьем являлось для верных общение с Пречистой: «Для меня несомненно - говорю как перед Богом, - что кроме Всевышнего Бога не может существовать ничего, столь исполненного Божественной силы и дивной благодати. Человеческому уму невозможно это постичь, однако я своими глазами видел благообразную и превосходящую святостью всех небесных ангелов Всесвятейшую Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Никакая честь и слава людей, прославленных Богом, не может сравниться с тем блаженством, какое испытал я, недостойный». Два десятилетия - от Вознесения Христова до Успения Богородицы - были для несравненной души Пречистой Девы годами последних земных испытаний, благодаря которым во всем сиянии проявлялись Ее добродетели. Матерь Божия переносила испытание земной славой. Уже тогда, на заре христианства, начала сбываться воспетая Богоневестой при Благовещении провидческая песнь: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Ученики и последователи Иисуса восхищались и поклонялись Родившей Его, а Она оставалась кротка и смиренна и запрещала воздавать Ей хвалу в речах и писаниях. Пресвятая Дева прошла испытание мирской злобой: богоубийцы-фарисеи люто ненавидели Мать Спасителя и стремились убить Ее, а Она, уповая на Господа, без страха и гнева проходила меж ними, «как овца среди волков», «как лилия между терниями». Но самым тяжким для Пресвятой Девы было испытание Ее терпения - долгой разлукой любвеобильнейшей Матери с несравненнейшим Божественным Сыном. Эту горечь разлуки Богоизбранная Дева превозмогала непрестанной молитвой, сокровенной беседой со Всевышним. Так сильна была Ее молитва, что вместе с Нею, точно одушевленные, кланялись Творцу масличные деревья Гефсиманского сада - любимого места уединения Богородицы. Любящая Мать всех людей, Она молилась о ближних и дальних, знакомых и неизвестных, добрых и злых, о помощи верным и прощении падшим. Горячие неустанные прошения духовной Матери человечества обнимали весь мир - страны и народы, настоящее и грядущее: Она молилась и за нас, живущих ныне, и за наших потомков. Но что же для Себя Самой просила тогда Богородица у Господа и Сына Своего? Какой награды хотела Величайшая из рода человеческого за все свои скорби, труды и подвиги? Одного для Себя хотела Пресвятая Дева - кончины. Неустанно взывала Пренепорочная раба Божия к Рожденному Ею: «О, пресладкий Сын и Бог Мой! Помилуй Меня, Твою Матерь, до сих пор скорбящую, не видя Твоего лица, в печальной юдоли этого мира. Изведи из темницы тела душу Мою, ибо стремится душа Моя к Тебе, Бог и Сын Мой!». Так пламенно молилась Пречистая Дева о том, что люди зовут смертью, что нам с вами кажется пугалом и страшилищем. А для Пресвятой Богородицы расставание с земной жизнью означало всерадостное свидание с Божественным Сыном, счастье созерцания Небесной Славы Его. Смиреннейшая из смертных, Матерь Божия просила, чтобы Господь для этого вывел Ее душу из тюрьмы тела - таков «путь всякой плоти», и Приснодева не надеялась для Себя ни на что большее. Кроткая Пречистая раба Господня не дерзала и догадываться о той лучезарной славе, которой Всевышний увенчает земное Ее житие, не ведала о том Царственном величии, которое уготовано было Ей в Небесном Отечестве. Пречудное празднество Успения Матери Божией включает в себя память о трех торжественных событиях. Первое - это Успение тела Пречистой и вознесение души Ее в Небесное Царствие. Вторым торжеством явилось погребение тела Богоизбранной Девы, сопровождавшееся множеством дивных знамений славы Ее. И наконец, венец и вершина торжеств - последовавшее на третий день Воскрешение Пресвятой Богородицы благоволением Божественного Ее Сына: первое явление Ее миру во славе Царицы Небесной. Успение Пресвятой Богородицы есть тайна Промысла Господня - таинство окончательного разрушения врат смерти. По слову преподобного Антония Великого: «Как телу, когда совершенно разовьется во чреве, необходимо родиться, так душе, когда она достигнет положенного Богом предела, необходимо выйти из тела». Да, даже душам людей святых и праведных перед их вселением в Отчее Царствие необходимо принять жгучее лекарство кончины, как последнее очищение, - ибо и на них неминуемо оседала житейская пыль. Только два случая совершенной безгрешности знала история человечества. Единым Безгрешным явился воплотившийся Сын Божий Иисус Христос, и ту же несказанную чистоту стяжала смиренным подвигом Своего жития Пренепорочная Матерь Господа. Но зачем же Вселюбящий Бог попустил, чтобы святейшая всех святых, Богоизбранная Дева, не познавшая и тени греха, не нуждавшаяся ни в каком очищении, также прошла через темные врата смерти? Почему Пресвятая Богородица не была сразу вознесена на Небо во плоти, как в древности - праведные Енох и Илия, а позднее - приемный сын Ее, святой апостол Иоанн Богослов? Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа явилась и совершеннейшей Его Последовательницей. Так, вместе со Спасителем взошла Матерь Его на Голгофский Искупительный Крест - при виде Сыновних страданий «оружие прошло Ее душу» (Лк. 2, 35). Нестерпимая боль Материнского сердца Богородицы не могла бы сделаться страшнее от вещественных гвоздей и копья, от телесной пытки: то было жесточайшее распятие духовное. И так же не могла Пресвятая Дева не последовать трехдневному пребыванию Божественного Сына Своего во гробе. «Если непостижимый Плод Ее, ради Которого существует Небо, добровольно подвергся погребению, то и безбрачно Родившая Его отвергнет ли погребение?» Первые люди, Адам и Ева, ослушались своего Создателя, изменили Небесному Отцу - и тем посеяли гибельные семена греха во всем человечестве. Искупителем прародительского преступления явился Новый Адам - Богочеловек Иисус Христос, неколебимый в верности и послушании Богу Отцу даже среди Крестных страданий и смертного мрака. И так же Новая Ева, Пречистая Богородица, свято хранила верность и послушание Всевышнему и среди скорбей земного жития, и при кончине Своей. Падение древней Евы, склонившейся к нашептываниям коварного змия - диавола, искупила Чистейшая из дочерей человеческого рода. Пресвятая Дева, чуждая всяким соблазнам, стерла голову змия Своею пятой, мужественно претерпев боль от укуса диавольского - казни Божественного Сына Своего. Так совершилась Искупительная Жертва Христова, нечеловеческую тяжесть которой понесли Божественный Сын и Пречистая Мать ради спасения рода человеческого, ради нашего с вами спасения. <…> В Госпоже нашей Богородице слабые, нестойкие, грешные и недостойные люди, - все мы обрели Неусыпающую Молитвенницу, Любвеобильнейшую Заступницу, Могущественнейшую Помощницу. Царица Небесная, родная нам по человечеству, превзошла славою все силы ангельские - явилась Первой по Богу и после Бога. Даже праведный гнев Всемогущего Творца способна Она отвратить от жалкого грешника, если тот прибегнет к предстательству Владычицы. Взирая на величие Ее, святитель Димитрий Ростовский говорит: «Аще бы мя кто вопросил: что в поднебесной сильно, и паче всех крепчайшо? Отвещал бых: несть ино что крепчайшо и сильнейшо на земли и на небеси, якоже - по Господе Бозе нашем Иисусе Христе - Пречистая Владычица наша Богородица Приснодева Мария. Сильна на земли: Та бо сотре главу змия, Та попра адскую силу. Сильна на небеси: Бога бо Крепкаго молитвами Своими связует, Егоже иногда на земли связоваша пеленами. Связует, глаголю, Бога молитвами Своими: егда бо Он, прогневан сущи грехами нашими, хощет нас внезапными язвами казнити, Она простирает к Нему молебныя руце Свои и удерживает мстительную Того десницу, да не погубит грешных со беззакониями их». Но в чем же власть, в чем же могущество Царицы Небесной? Повелевает ли Она стихиями, отдает ли приказы архангелам, дарует ли самовластно милость и благодать Божию? Нет, ничего подобного, и бесконечно далеки такие домыслы от истинного облика смиренной Владычицы. Вся Царственность, все могущество Ее - в молитве. Она молится о нас - эти слезные, неустанные прошения Матери к Господу и Сыну Ее оказываются сильнее всякой мощи, какую только способны вообразить ум человеческий и разум ангельский. Пречистая Дева, Молитвенница наша, с тихими своими просьбами является как бы всемогущей, «много бо может молитва Матери ко благосердию Владыки». «Матушкой-Заступницей» называет Богородицу русский православный народ. Поистине неисчерпаема и неиссякаема любовь Ее Материнская, всепрощающая и всеспасительная. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей такою любовью, какою любит нас Матерь Божия. Только чистейшее сердце может любить всех людей, а чище сердца Ее у людей не было ни у кого. Кому больше и заступаться за нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на Небе, во всей Небесной славе, но Она - от нас, с нашей грешной земли, жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать, не заступить Своих? Только не нужно, никогда не нужно забывать, что Она - Пресвятая и не любит беззакония. Призывающим на помощь Пречистую Деву - Сокровище чистоты и ангельского целомудрия - особенно нужно заботиться о сохранении чистоты сердца и жизни». Да, величайшее благо обещала Пресвятая Богородица верным, говоря, что не плакать, а радоваться они должны Ее кончине. Воистину Преблагословенная Владычица «по Успении мира не оставила», Мать Христа Жизнодавца явилась Матерью Жизни вечной для неисчислимого сонма слабых людей, спасенных лишь благодаря Всемощному Ее Предстательству. Поистине благодатной «Лествицей в Небеса» явилась для нас гробница Ее, не удержавшая в себе Царицу Небесную. И ныне ликует Святая Церковь, торжествуя воцарение над миром Любвеобильной Матери-Заступницы, зовущей нас к вечному счастью и заботливо поддерживающей недостойных детей своих на скользких земных дорогах, помогая подняться споткнувшимся, вытаскивая падших из смрадных ям порока, даже из пропастей и бездн извлекая преступных, - была бы только у гибнущего человека добрая воля к покаянию. В великой радости духовной воспевают христиане: «И по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое». Пресветел праздник, высоко торжество Успения Матери Божией! Но увы! В нынешнем мире видим мы явления, способные обратить сладостнейший мед в горчайшую желчь, крылатое ликование - в тяжкую скорбь. Ибо смрадными волнами захлестывают и затопляют наше Отечество такие грехи, которые и называть-то постыдно в день празднества Пренепорочной Богоневесты. Некогда Русь именовалась Домом Пресвятой Богородицы, взявшей Себе земными уделами Киев и Дивеево, обошедшей всю землю Русскую от края до края, хранившей и спасавшей от бед народ православный. А что теперь? Нет, не оскудели в России чудеса от Всемилостивой Владычицы, но каковы ныне эти знамения? В российских храмах и монастырях одна за другой начинают источать слезы иконы Царицы Небесной, таких чудотворных образов насчитываются уже десятки. Что это - знамение милости или последнее предостережение? Русское Зарубежье поспешило оповестить весь свет о мироточении Иверского образа Богородицы, видя в этом предвестие благополучия, но так ли? Нынешний духовный мрак, окутывающий Россию, заставляет скорее думать, что Милосердная Владычица пытается предупредить народ о конечной гибели, если мы не успеем принести плоды покаяния, обратиться на путь Правды Божией. Подтверждением такого горького толкования новейших чудес может служить весть, которую еще в 30-х годах нынешнего века принес из Горнего Царствия умерший, а затем воскресший мальчик-болгарин. Во время совершения над его телом похоронного обряда этот ребенок вдруг сел во гробе и разразился безудержными рыданиями. Вот что он рассказал: «Когда я умер, то сразу же попал в те места, где мучаются грешники. Какие у них страшные лица - я не могу их забыть, а мук их не могу описать! Это так ужасно, что человек не может себе этого вообразить! Потом повели меня в райские обители, и я увидел Пречистую Матерь Божию, как Она молится за грешников и за весь мир. Лицо Ее сверкало неописуемой красотой, но было измученное, слезы градом катились по нему. Она сказала мне: ты не останешься здесь, ты вернешься на землю к людям. Скажи им, что они замучили Меня своими грехами. Я не в силах больше молиться за них. Я изнемогаю. Пускай они пожалеют Меня!» Это бесхитростное, трогательное и бесконечно жуткое свидетельство воскресшего ребенка в те годы потрясло и заставило опомниться многих. Но вот и это беспримерное событие затерялось в потоке пустой информации, затопляющей духовно мертвую «цивилизацию». Горе человечеству, если оно так и не сумеет расслышать крик скорби Матери Божией! Но как же сочетается это? Как уразуметь несказанное счастье Богоневесты, и горькие Ее слезы, сияние славы Царицы Небесной, и усталость Ее Материнского сердца? Есть страшная тайна мироздания, тайна Жертвенной Любви Господней к нам, неблагодарным и нераскаянным грешникам. Для Всевышнего нет времени, в Его вечности - иные законы, недоступные нашему уму. Время тянется здесь, в искаженном древней злобой тварном мире. И от века до века, от грехопадения Адамова до Страшного суда, пока не окончательно повержено царство змия, длится мучительный миг Голгофской Жертвы. Век за веком, год за годом, пока движутся часы и летят минуты, продолжается Распятие Христово, продолжается стояние у Креста Пречистой Его Матери. Здесь и сейчас умирает Божественный Спаситель, омывая Кровью Своей наши грехи. Здесь и сейчас нечеловечески страждет Пресвятая Богородица, омывая слезами Своими наши преступления. И это мы, мы с вами - Их убийцы и мучители. Это мы своими пороками, хищными делами и помыслами снова и снова вонзаем острые гвозди в Пречистое Тело Богочеловека и в Пречистую Душу Богородицы. «Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35), - предсказал некогда святой Симеон Богоприимец Девственной Матери, державшей на руках Младенца Христа. Грозное это пророчество сбылось над Нею, когда грянул час Голгофский. Пока бездушные палачи стучали молотками, пронзая Тело Богочеловека, те же жесточайшие раны язвили душу Матери Его, сраспинавшейся Искупителю. Они распяты Оба, Божественные Сын и Мать, усыновившая в тот миг все человечество. От века до века терпят Они, Невинные, крестные муки за нас, виновных, отводя от нас чашу гнева, чашу Правосудия Господня. Но все множится человеческое беззаконие, приближая Небесное возмездие гибнущему миру, - не вечно долготерпение Всевышнего Судии, иссякает Кровь Распятого Христа Спасителя и даже Пречистая наша Заступница изнемогла в слезных мольбах о нас. Ужасающая весть, горестнейшее знамение! Так неужели и ныне не содрогнутся каменные наши сердца состраданием к Пресвятой Деве, плачущей о гибели душ наших? Неужели не устрашит наш помраченный разум и предвестие близкого Суда Божия, когда обнажится весь срам наших дел, слов и мыслей?! А ведь час этот может быть близок, ибо даже Матерь Жизни устала вымаливать нам прощение у Сына Своего и Господа! <…> Всем нам необходимо понять: уже на протяжении десятилетий, а может быть, и веков - конец этого мира, свершение Правосудия Божия над нераскаянным человечеством отодвигаются лишь по молитвам Всепрощающей Матери-Заступницы к Человеколюбцу Господу. Если бы не слезные прошения Пресвятой Богородицы, может быть, и мы с вами не успели бы родиться. Великая мудрость Святой Православной Церкви в том, как неустанно обращается Она к Матери Божией, как неотступно просит у Богородицы Пресвятых Ее молитв к Божественному Ее Сыну. Однако упрямым нечестивцам не может помочь и Премилосердная Царица Небесная. Так что же нам делать? Трепетать перед надвигающимися бедствиями, оплакивать гибнущее Отечество, предаваться отчаянию, думая: уже поздно, мерзость запустения неотвратимо поглощает народ наш? Нет! Никогда не может быть «поздно» у Господа, Всемогущего и Всеблагого, объемлющего Вселенную Любовью Своею. Да, плакать должны мы, горько плакать и рыдать, - но не над нынешними невзгодами, и грозящими бедствиями, а над грехами своими, каждый очищая себя покаянием для дел любви христианской. За несколько дней покаяния народного помиловал Всещедрый Творец нечестивую Ниневию - так и от нас, если вернемся мы наконец на путь благочестия, отведет Спаситель невзгоды и бедствия по молитвам Пречистой Своей Матери. <…> Так прост и так светел образ Пренепорочной Богородицы и таким недостижимо высоким является Свет Ее для нас, недостойных?! Но благосклонно внимает Царица Небесная молитвам грешников кающихся, и не устрашат нас ни беды, ни скорби, ни жизнь и ни смерть, если решимся мы в искреннем желании исправления и спасения прибегнуть к заступничеству Пречистой Матери Божией, взывая: «Не отступим Владычице, от Тебе: Твоя бо раби спасаеши присно от всяких лютых». Аминь. Из слова на отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное