Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дружеские беседы о Церковно-славянском языке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Добрый день, друзья!
Перед Вами 8 выпуск рассылки
"Дружеские беседы о Церковнославянском языке".


Чтобы закончить разговор о древнерусских числительных, нам остается сказать совсем немного.

Такие привычные нам сегодня цифры, которые мы традиционно называем "арабскими", появились на Руси сравнительно недавно. Первая известная рукопись, содержащая арабскую цифру - это так называемая Радзивиловская Летопись (1767 г.) В этом издании впервые появляется лист (причем единственный), нумерованный цифрой 8.

До этого цифры обозначались буквами. В этом вы можете убедиться, если вам посчастливится увидеть книгу, изданную до XVIII века. Но чем же тогда отличались цифры от букв? Над цифрами ставилось так называемое титло (точнее, простое титло, так как были еще другие разновидности титло, о чем мы поговорим позже). Титло выглядело как наклонная черта, похожая на слегка приплюснутую латинскую букву Z, повернутую на 90 градусов против часовой стрелки.

Ниже приведена табличка соответствия цифр (и чисел) их буквенному написанию:

Примерное изображение

Название буквы

Число

А

Азъ

1

Б

Буки

В

Веди

2

Г

Глаголь

3

Д

Добро

4

Е

Есть

5

Ж

Живете

S

Зело

6

Z

Земля

7

И

Иже

8

I

И

10

К

Како

20

Л

Люди

30

М

Мыслете

40

Н

Нашь

50

О

Онъ

70

П

Покои

80

Р

Рцы

100

С

Слово

200

Т

Твердо

300

У

Укъ

400

Ф

Фертъ

500

Х

Херъ

600

W

Омега

800

Ц

Цы

900

Ч

Червь

90

Ш

Ша

Щ

Ща

Ъ

Еръ

Ы

Еры

Ь

Ерь

-

Ять

Ю

Ю

Я

Я

-

Юсъ малый

-

Юсъ большой

-

Кси

60

-

Пси

700

-

Фита

9

V

Ижица

Таким образом число 11 записыалось такими буквами (разумеется, с титло): АI, шестнадцать - SI и так дальше.

Для изображения тысяч существовал особый знак в виде дважды перечеркнутой наклонной черты /, писавшийся слева буквенного обозначения. И число 1.000 записывалось: /А, 3.000 - /Г, 10.000 (тьма) - /I, 100.000 (легионъ) - /Р (не забываем про титло); а для обозначения числа миллион 1.000.000 (леодръ) ставилось две подобные наклонные дважды перечеркнутые черты: //А (также с титло).

Примечание: в первой графе дано примерное изображение буквы, то есть наиболее близкая по начертанию буква современного алфавита. Если такой найти невозможно (юсъ, ять), то в графе стоит прочерк. Ничего не попишешь, с этим пока приходится мириться :( В скором будущем, когда у нашей рассылки появится свой сайт, подобных недоразумений уже не будет. А пока поехали дальше.

Необходимость введения в обращение арабских цифр была вызвана прежде всего тем, что возникла потребность производить большое количество математических расчетов в связи с постройкой флота Петром I, активно перенимавшего европейские порядки.

Ну а теперь коснемся последней темы, связанной с числительными, - это дни недели. Здесь нас не ждет никаких неожиданностей, большинство дней имеет порядковое значение: Вторник - второй день недели, четверг и пятница - соответственно четвертый и пятый. Среда - середина недели. Суббота восходит к еврейскому слову шаббат - день покоя (и здесь не обошлось без евреев ;) Ну а почему понедельник? Тоже несложно: это - день после недели. Здесь неделя - в значении день, в который не делают, то есть не работают. Разумеется, этот день мы сегодня называем воскресенье, в честь Воскресения Христова.

Интересно отметить, что в славянских языках в отличие от других европейских, дни недели не связаны с планетами (и, соответственно, с языческими божествами). Обычно число дней в неделе связывают с семью известными в древние века планетами, включая луну и солнце, которые и покровительствовали каждый - своему дню.

Для сравнения приведем небольшую табличку соответствия дней недели и названия "покровительствующего" светила для ряда языков (вы без труда сможете продолжить этот ряд для немецкого, английского и других известных вам языков):


Русский         Планета     Латинский       Французский

Понедельник     Луна        Lunae dies      Lundi
Вторник         Марс        Martis dies     Mardi
Среда           Меркурий    Mercuri dies    Mercredi        
Четверг         Юпитер      Jovis dies      Jeudi 
Пятница         Венера      Veneris dies    Vendredi
Суббота         Сатурн      Saturni dies    Samedi
Воскресенье     Солнце      Solis dies      Dimanche

На этом мы закончим с числительными, настало время продолжить чтение книги.


НЕОБЫЧАЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ


ОШИБКА

После яркого солнца густая темнота каменного коридора ослепила ребят, они долго стояли молча, прислушиваясь и присматриваясь к темноте. Изредка слышно было, как разбивались о камни срывавшиеся с потолка капли воды, и снова в глухую титину погружалось подземелье. Ребята двинулись вперед, помнили, что где-то здесь неподалеку Митя с Прохором оставили привязанный к веревке зажженный фонарик, и старательно вглядывались в темноту, надеясь уловить отблески света. Некоторое время они пробирались молча, потом Ваня заговорил:

- Вась, ты понял, о чем в грамоте было написано? Шведы пришли на Неву, и князь Александр собирает войско. Невская битва скоро! Эх, в какое время они нас домой отправили!

- Тебе же Прохор русским языком сказал, что с нами они пропадут, - отвечал Вася, но и он жалел о возвращении домой.

- Не гухой, тоже небось слышал, сердито заворчал Ваня. Только уж не такие мы маленькие, чтоб из-за нас пропадать. Языка не знаем, так выучили бы, небось не безголовые.

Но долго сердиться он не умел и уже скоро, окончательно смирившись с мыслью о возвращении домой, Ваня, как бы извиняясь перед Васей за то, что еще минуту назад был рассержен на него, первым вступил в прерванный разговор:

- Слушай, друже Василий, а чего это князь у монастыря просит оружие?

- Не только оружие, но и жито, - уточнил Вася.

- Жито - это понятно, во всех монастырях и хлеб растили, и скот разводили, а вот оружия столько откуда у монастыря?

- Оружия? - переспросил Вася и тут же охнул, наскочив на большой камень. - У - у - ух! - застонал он, схватившись обеими руками за ушибленное колено. - Ты лучше скажи, откуда тут этот чертов валун взялся?

Действительно, откуда? Тут было над чем подумать, да подумать им было уже некогда, впереди пробивался свет, и тотчас, забыв обо всем, ребята припустили бегом, тут же и поняв за крутым поворотом, что не фонарик осветил им путь. Впереди, шагах в тридцати от них, там, где свод подземного хода круто падал вниз, заставив ребят невольно пригнуть головы, была приоткрыта маленькая, толстая, кованым железом обитая дверь, которая легко и мягко отворилась от Ваниного толчка, не скрипнув, выпустила ребят из подземелья.

Настороженно и с любопытством кладоискатели наши огляделись. Но правую и левую руку от них вздымались высокие крепостные стены, а прямо перед ними в розовых лучах закатного солнца стояла нарядная вся ("как именинница", - ахнул Ваня, "ишь ты! " - выдохнул Вася), величавая церковь о трех маковках. Белокаменная, стройная, она тянулась ввысь, к небесам. Несущие золоченые кресты, высокие главы ее, напоминавшие формой воинские шлемы, в закатном свете казались зажженным трехсвечником. Сошел со звонницы долгий мелодичный звон колокола, - от неожиданности наши ребята вздрогнули, - и поплыл над лугом, на котором стояла дивная церковь, над деревянными с узкими прорезями окон домами, что лепились к крепостным защитным стенам. И вслед за первым колокольным звоном, вслед ему, нагоняя, зазвучал колокольный перезвон - благовест, сливаясь в торжественный, сердце сжимающий колокольный оркестр. На дорожках, ведущих в храм, появились люди в длинных темных одеждах.

- Монахи! Да много! - прошептал пораженный Вася.

Ваня кивнул ему в ответ. Говорить он не мог. Большой шершавый ком застрял в горле, на глаза навернулись слезы. Они были в Юрьевом монастыре! Ваня сразу это понял, но не в том Юрьевом, куда они с бабушкой, Верой Васильевной, и Васей третьего дня ходили на экскурсию, где давно уже, много лет как музей. Они были в Юрьевом монастыре, куда не доехал пропавший Митяй с грамотой от князя, где готовили жито и оружие для предстоящей битвы с Биргером. Они но ошибке, пройдя другим коридором подземелья, так и не сумели покинуть тревожный тринадцатый век, но остались здесь теперь уже без Мити и Прохора, а, значит, без языка и малейшей надежды на возвращение отсюда. Ваня крепко сжал Васино плечо, тот повернулся, и Ваня увидел две светлые дорожки, пробежавшие от глаз к подбородку друга, и понял Ваня, что и Вася все понял. Не сговариваясь, словом не обмолвившись, крутнулись друзья на месте, чтобы метнуться к спасительному подземному ходу, но дорогу им заступил высокий худой человек с реденькой русой бородкой. Как и все на этом монастырском дворе, он был в темной одежде.

- Отколе сде отрока два? - прогудел он громогласно. Подождал ответа, с удивлением взирая на немо застывших перед ним ребят. Взял их за руки. - Поидета къ игумену отьвечати. Что им оставалось делать? Пришлось идти, и по пути Ваня все оглядывался, все усиленно соображал, что предпринять. Понятно было - надо бежать. Но куда? К подземному ходу дорога отрезана, на толстые стены монастыря им с Васькой не взобраться. Поймают. Может быть, притвориться немыми? А может, честно признаться, что они пришельцы из двадцатого века? Вот ведь и одежда на них сильно отличается от здешней. Ваня глянул на свои джинсы и обмер. В пылу бегства из поруба, когда они не разбирая дороги, продирались сквозь лесные заросли, Ваня не заметил, как в клочья разодрал и джинсы, и синюю в клеточку рубашку. А потом в подземном лабиринте разодранная и прожженная одежда покрылась глинистым рыжим налетом. Васины серые штаны и майка с красным спасательным кругом на груди были не в лучшем виде. Попробуй теперь докажи, что это одежда будущего. Так что же делать? Все кончилось для них. Ничего сделать они уже но могли.

Монах подвел мальчиков к высокому крыльцу деревянного дома, легонько подтолкнул их "перед и вслед за ними пошел в чистую горницу с приземистой глиняной печью, лавками и большим столом, застеленным белой вышитой скатертью. Монах с поклоном перекрестился на иконы. Ваня и Вася неловко повторили вслед за ним.

Возле окна стоял и глядел во двор седобородый человек в такой же темной, как у их монаха, одежде, и был крест на его груди, да не простой, с грубой медной зернью, а богатый, украшенный витой серебряной нитью.

Приведший их монах почтительно, но сдержанно поклонился:

- Прiими, отче игумене, отрока два, яже обретохъ я у ходьбища на Чудиновьскую слободу. Да роспроси отрока, молю тя, отче.

Ясные спокойные глаза игумена с минуту пристально рассматривали незадачливых беглецов. Мягко и напевно игумен спросил:

- Отколе пришла еста отрочата?

Вася, пригнув голову, спрятался за Ванину спину. Ваня заморгал глазами, соображая, что ответить, и вдруг выпалил затверженное совсем недавно:

- Иванка кузнеца есве сыны, - он запнулся, по тут же добавил: - Чудиновьской слободы кузнеца сыны.

- Како звати тя? - продолжал расспросы игумен.

- Иванъ, - с готовностью ответил Ваня. Он напрягся, чувствуя, что больше сказать по - древнерусски ни слова не может.

- А тебе, отроче, како звати? - обратился игумен к Васе.

Вася, опомнившись и испуганнно глянув на игумена, пробормотал:

- Василiи, отче. - И вдруг, собравшись с духом и с мыслями, зачастил: - Изгорела есть слобода и домы изгорели суть и именiе все.

Он остановился, лихорадочно припоминая Путятины слова, и вновь пустился в объяснения:

- Ныне слобожане много добра истеряли суть, не послушали бо добраго слова, яко не гоже летось жировати въ домехъ, а жити по полю. Плачь великъ бысть. - Вася судорожно вобрал в себя воздух, и, понимая, что это все, что они могли сказать, всхлипнул от бессилия: - А я съ братомь бежалъ изъ пожара, да въ монастырь, отче, пришелъ.

В горнице воцарилось молчание. Игумен продолжал испытующе рассматривать оборванных, вымазанных копотью и глиной мальчишек.

- А кто есть вамъ ходьбище показалъ?

- Митя, - растерявшись от непредвиденного вопроса, нечаянно обронил Ваня.

- Митяи? - быстро и встревоженно переспросил игумен и наклонился к детям. - Кде ныне, есть Митяи? Везеть ли мне грамоту оть князя?

- Погыблъ есть Митяи, - вспомнил последнюю речь Путяты Ваня и добавил, старательно подбирая слова: - А грамоту истерялъ есть.

Игумен перекрестился, тяжело вздохнул:

- Ведаета ли словеса сее грамоты?

Ваня поспешно кивнул, затараторил врезавшиеся ему в память слова грамоты:

- Поклонъ игумену Арсенiю отъ Вышаты. Пришли книгы князю съ Митяемь. Князь идеть брати дань въ слободу. Буди ти весто, яко приде на Неву Бирьгеръ ратью и хоцеть воевати Новгородъ. А князь Олександръ събираеть войско. А тебе, отче игумене, просить: пришли подъводы съ житомь и меци и кольцюгы.

Ваня оторопело замолчал, он сам не верил, что смог вспомнить грамоту слово в слово.

Игумен помолчал, еще раз горестно вздохнул, положил ребятам руки на головы:

- Отче Феодосiе, накорми отрочата и одежю дай. Да веди къ брату Сергiю.

В узкой комнатке, куда привел ребят отец Феодосии, которая по-монастырски называлась кельей, стояли две широкие лавки, застеленные чистым рядном, да маленький столик, притиснутый к углу. Над столиком висела икона с горящей лампадкой.

- Омоита ся. Облацета ся въ одежю нову. Худою одежею не гоже одъвати ся, - проговорил монах и указал на кувшин с водой, стоявший на полу у двери, здесь же лежали чистые холщовые порты и рубахи.

Ополоснувшись, сняв с себя изодранную одежду, мальчики облачились во все чистое, проглотили по куску ржаного хлеба, запили его холодным молоком и, свернувшись калачиком па лавках, тотчас уснули. Тревоги этого удивительного дня наконец отступили от них.

Продолжение следует...


Предыдущие выпуски наших "бесед" можно посмотреть Архиве рассылки по адресу: http://subscribe.ru/archive/religion.slav/


Если Вам понравился выпуск, напишите пару слов ведущему рассылки и нажмите кнопку "Отправить" (если не понравился - тем более напишите и скажите, что вам хотелось бы исправить)

Подпись:

Если Вам не удобно пользоваться формой для отправки, то просто напишите письмо обычным способом, в почтовой программе на адрес holdfast@yandex.ru. Спасибо за отклик!

Ваш Геннадий из Рассказово

Рассылки Subscribe.Ru
Подпишите Ваших друзей на рассылку "Дружеские беседы о Церковно-славянском языке"

Вы можете также посмотреть другие мои рассылки:

"Дружеские беседы о церковно-славянском языке"

"Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века"

"Личность без культа. Мысли о Сталине"

"Хокку Русского Интернета"



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.slav
Отписаться

В избранное