Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие и Библия

  Все выпуски  

Православие и Библия


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Издательство прп. Максима Исповедника

Проект" Ревнитель православного благочестия"

"ПРАВОСЛАВИЕ И БИБЛИЯ"

Выпуск 20

Домашняя страница рассылки: http://win.subscribe.ru/catalog/religion.orthodoxnbible

Архив рассылки: http://win.subscribe.ru/archive/religion.orthodoxnbible

Ведущий: иеромонах Нафанаил (Судников). 1 июня 2005 г., Барнаул, qweqwe44@yandex.ru

Наш сайт: www.ispovednik.ru

 

 

 

Сегодня мы предлагаем нашим читателям отрывок из книги Н. Митрохина "РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: современное состояние и актуальные проблемы" (648 с.). Целиком книга опубликована на нашем сайте (www.ispovednik.ru) в разделе "Другие публикации".

Книга написана с точки зрения неверующего либерала, благодаря чему церковные проблемы и недостатки показаны выпукло и ярко. Взгляд извне должен помочь нам вести работу по преодолению этих недостатков земной церкви. В книге довольно подробно рассмотрена обширная проблематика РПЦ МП: количественный и качественный состав верующих, группы влияния в епископате и духовенстве, взаимоотношения Церкви с государством, обществом, другими религиями и конфессиями, ее экономическая, социальная, миссионерская и информационная деятельность и т.д.

 

 

7. МИССИОНЕРСКАЯ И КАТЕХИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО

Свободная деятельность РПЦ в постсоветских государ?ствах началась в ситуации преобладания атеистического ми?ровоззрения. Затем в 1988?1992 гг. последовал период бур?ного подъема религиозных чувств, резкого увеличения ко?личества людей, заявлявших о своей вере, что, однако, не привело к принципиальному увеличению числа воцерковленных (см. 1.2). <?>

 

7.1. Основные подходы РПЦ к миссионерской и катехизаторской деятельности

В голове каждого священника РПЦ есть примерный спи?сок стратегических приоритетов его деятельности. Первое место в нем, безусловно, занимают строительство, реставра?ция и украшение храма (а также колокольни, дома притча, просфорной, сторожки и т.п.), затем ? организация благо?лепной службы с правильными, отточенными движениями его самого и других священников и диаконов, грамотным чтени?ем псаломщика и красивым пением хора. Следующее дело ? аккуратное и своевременное исполнение треб. Важны и эф?фективно работающий свечной ящик, и поиск дополнитель?ных источников для финансирования прихода, и выстраива?ние отношений с наиболее активной частью воцерковленных. Вероучительная работа с прихожанами, а тем более катехиза?торская и миссионерская деятельность с теми, кто в храм пока не ходит или посещает его два-три раза в год, в этом списке занимают едва ли пятую позицию.

Тот же список приоритетов у благочинных и епархиаль?ных управлений. Достаточно часто священникам предъявля?ют претензии в связи с плохим видом храма, нарушением порядка службы или отсутствием церковного мира на прихо?де, но очень трудно найти случай, когда бы они порицались и тем более наказывались за отсутствие при приходе воскрес?ной школы или провал катехизаторской деятельности, хотя ритуальные сотрясения воздуха по этому поводу на епархи?альных собраниях (например, в Москве) не редкость.

Архиепископ Запорожский Василий (Злотолинский) ? один из самых активных в РПЦ борцов с сектантами. С его подачи в Восточной и Центральной Украине во второй поло?вине 1990-х гг. была основана сеть Центров помощи жертвам деструктивных сект ?Диалог?, пытающихся выявлять ?секты? и выдвигать против них судебные иски. Однако и он охотно оправдывает духовенство, смотрящее на миссионерскую и катехизаторскую работу сквозь пальцы. Признавая низкий уровень проповеди у большинства священников, он осенью 2002 г. в интервью серверу ?Православие в Украине? заявил: ?...грамотные священники-проповедники... все-таки должны... поднять на должный уровень и духовную жизнь в своем селе, и хозяйство своего храма, и нормально поддерживать свою семью?[1]. Таким образом, даже этот архиерей не собирается освобождать немногие квалифицированные кадры в своей епархии от повседневных тягот ради миссионерства, катехи?зации и даже борьбы с сектами.

Для большинства воцерковленных вера ? понятие не книжное (т.е. прочитанное и усвоенное), а ритуальное. Она основана не на изучении, толковании и осмыслении Библии, а на прививаемом с детства исполнении ритуалов. Происхо?дящее на службе, соблюдение основных таинств и постов объясняется ссылками не на текст главной книги христиани?на, а на обычаи, поддерживаемые авторитетными носителя?ми знания ? священниками или приходскими активистами. Именно поэтому человек, формально исполняющий ритуа?лы (например, носящий крестик и поедающий кулич на Пас?ху), уже считается православным, хотя он может не знать ни ?Отче наш?, ни где родился Спаситель, ни что надо делать в храме, если уж он туда случайно попал.

Именно таково понимание веры у большей части ?право?славного? населения России и стран бывшего СССР. Целые города (и немаленького размера), созданные за годы советс?кой власти, вообще не имели ни одного православного хра?ма, однако духовенство РПЦ считает, что если там большин?ство населения составляют этнические славяне, то миссия среди них не нужна. Привести людей в Церковь должен один вид храма, и потому основные усилия прикладываются для строительства собора максимально возможного размера и с как можно более блестящими куполами.

По мнению руководителя Миссионерского отдела архи?епископа Белгородского Иоанна (Попова), зона его ответ?ственности ? малочисленные народы Русского Севера, Сиби?ри и Дальнего Востока, среди которых, как в XVII?XIX вв., и будут работать миссионеры, подготавливаемые в белгород?ской миссионерской семинарии. По его словам, ?миссионе?ры товар штучный? и на Россию ныне вполне хватает одного выпуска семинарии в год ?10?15 человек. Этой же цели спо?собствует отправка семинаристов на летнюю практику в Си?бирь. Остальная часть работы по воцерковлению населения

России лежит, по его мнению, на Отделе по религиозному образованию и катехизации. Максимум компромисса, допус?каемого архиепископом Иоанном, ? это отправка миссио?нерских экспедиций в некоторые районы Севера для массо?вого крещения населения, которое ранее просто не имело возможности для этого по причине удаленности от ближай?ших храмов[2]. По отдаленным железнодорожным станциям Русского Севера для этих же целей курсирует принадлежащий отделу специальный поезд[3].

В некоторых крупных северных и сибирских (Красноярс?кой, Новосибирской, Сыктывкарской), а также южнороссий?ских (Волгоградской, Ростовской) епархиях проводятся свои аналогичные акции ? как правило, по рекам идет теплоход с духовенством и иногда архиереем. Такое миссионерство, многократно описанное в епархиальной прессе и областных СМИ, скорее говорит о желании продемонстрировать присут?ствие на канонической территории. После того как корабль прибывает на отдаленную пристань, духовенство служит ли?тургию, в течение пары часов производится крещение десят?ков людей (в том числе перекрещивание тех, кого окрестили сектанты), раздаются бесплатные бумажные иконки. Затем теплоход уплывает, а люди расходятся. Говорить о восстанов?лении нормальной приходской жизни в этом случае не при?ходится, но то, что сделано, уже неплохой результат для свя?щенника. Людей крестили, тем самым хотя бы отчасти спасли, привели к Богу, а что до создания приходов и нор?мальной жизни общины, то Божьим промыслом все это как-нибудь и когда-нибудь образуется. И действительно, иногда даже после такого миссионерства возникают группы верующих, которые при известной настойчивости и способности оплатить присутствие священника получают возможность создать приход и начать строить храм.

Впрочем, само духовенство видит эту картину другими гла?зами. Например, на епархиальном собрании Москвы в 1998 г. Патриарх в своей речи всячески хвалил опыт миссионерских групп, состоящих из студентов московского ПСТБИ: ?За 1 ? 2 недели такой деятельности удавалось буквально оживить местное население. Унывавшие, опустившиеся без церковной жизни люди через неделю пребывания миссионерской груп?пы толпами шли к молодым миссионерам и просили о Креще?нии, Причащении Святых Христовых Тайн. Выступления мис?сионеров передавали по местному радио и телевидению, умилительным выражениям благодарности не было конца. <...> Замечательно, что приезд православной миссионерской группы сразу же парализует деятельность сектантов ? народ всегда выбирает Православие?[4].

Если с точки зрения церковного руководства работа с не?верующими людьми в неэкстремальных регионах России и других государств СНГ дело рук катехизаторов, а не приход?ского духовенства, посмотрим, что они делают для выполне?ния этой задачи.

 

7.2. Практическая работа по катехизации

Координацию катехизаторской работы в общецерковном масштабе осуществляет Отдел по религиозному образованию и катехизации во главе с архимандритом Иоанном (Экономцевым). В епархиях этой работой занимаются аналогичные подразделения, а также отделы, созданные для катехизации нерусского населения (например, в Алма-Атинской, Казанс?кой, Сыктывкарской и Уфимской епархиях).

Реально средств и сил Синодального отдела хватает на три направления: координацию преподавания в воскресных шко?лах, проведение ежегодных Рождественских чтений, на ко?торых собираются катехизаторы, педагоги и миссионеры, представляющие всю РПЦ, и поддержание существования Российского православного университета. Координация дру?гих форм катехизаторской деятельности на общецерковном уровне осуществляется через профильные Синодальные отде?лы (по взаимодействию с вооруженными силами и молодеж?ный), а также систему эпизодически созываемых совещаний, посвященных обмену опытом миссионерской деятельности в конкретных сферах.

Епархиальные отделы по религиозному образованию и катехизации, созданные по решению Архиерейского собора 1997 г., строят свою работу несколько по-другому. Забота о воскресных школах передана ими в руки настоятелей тех хра?мов, которые эти школы и открыли. Сами отделы занимают?ся лекционной работой, а также общением с адресными (как правило, кризисными) группами населения ? пациентами и персоналом больниц, заключенными, воспитанниками детс?ких домов, инвалидами, бывшими сектантами. Часто эти же отделы выполняют функцию связей с общественностью, не?редко понимаемую только как проведение публичных ме?роприятий (региональных Чтений, конференций, круглых столов и т.п.).

Деятельность отделов зависит от фигуры руководителя. Активный священник, желающий налаживать контакты со светской частью населения, может развить бурную деятель?ность. В качестве примера можно упомянуть монахиню Ма?рию (Борисову), возглавляющую отдел образования Казанс?кой епархии, являя собой уникальный в РПЦ случай, когда женщина занимает ответственную должность в аппарате цер?ковного управления. Она курирует ею же взращенную сеть православных молодежных организаций при одном из казанских приходов, организует конференции, в том числе меж?дународные, читает лекции[5].

Обычно такая деятельность не финансируется епархи?альным управлением, и потому работать в эти отделы идут энтузиасты православного просвещения, для которых офици?альная должность ? хорошая возможность защищать и раз?вивать свое дело с помощью авторитета церковной власти. Понятно, что таковых немного и большинство из них ? мо?дернисты по своим убеждениям. Сама идея о катехизации (т.е. просвещении) основной массы населения интересна именно либералам.

 

7.3. Воскресные школы

Наиболее распространенным видом катехизаторских уч?реждений и базой для всей православной образовательной системы являются воскресные школы. В современной рос?сийской практике программы подобных школ рассчитаны, как правило, на год-два обучения. В этих школах обучаются преимущественно дети прихожан, хотя примерно четвертую часть от общего числа учащихся составляют взрослые. Дети учатся по-школьному ? сидя за партами и слушая поучения строгого наставника, а во взрослых группах обучение строит?ся, скорее, по принципу клуба ? с чаепитиями и долгими со?вместными разговорами ?за жизнь?.

Система воскресных школ в настоящее время переживает очевидный упадок. Большое их количество было создано в первой половине 1990-х гг., в период религиозного бума. Уже через два-три года религиозный пыл иссяк и количество де?тей и взрослых в воскресных школах резко уменьшилось[6].

Другой причиной сокращения числа учащихся стало отсут?ствие квалифицированных преподавателей. С 1992 г. в различ?ных епархиях пытались наладить систему их подготовки, но в основном неудачно. В Москве, городе с более высоким уров?нем жизни, чем в других частях СНГ, с активным и довольно большим слоем воцерковленных, в 1999 г. лишь 20% препода?вателей воскресных школ имели педагогическое образова?ние, в 10% школ уроки вели священники, остальные учителя были непрофессионалами[7]. В 1997 г. на Архиерейском собо?ре МП, заметив тенденцию сокращения количества учащихся, обязала епископов упорядочить катехизаторскую работу. Практически во всех епархиях были созданы отделы религи?озного образования и катехизации и многие провинциаль?ные архиереи издали приказы об обязательном открытии воскресных школ при всех приходах.

Буквально через месяц после Собора в Москве в популяр?ном издательстве ?1 сентября?, выпускающем тематические еженедельники для учителей, стала выходить газета ?Воскрес?ная школа?. Ее главным редактором стал монах (в настоящее время иеромонах) Киприан (Ященко), духовником ? архи?мандрит Кирилл (Павлов). Сама ?Воскресная школа? тесно связана с ТСЛ, и как точно определил ее идею главный редак?тор: ?Мы издаем не газету в собственном смысле этого слова, с ежедневными какими-то новостями, а интереснейшие, акту?альные церковные материалы для конкретной практической работы и постараемся в дальнейшем работать в этом русле?[8].

По официальным данным МП, на 2000 г. в 53 епархиях, представивших отчеты (из 76 имеющихся в ее подчинении), общее количество воскресных школ превышало 2600, в них обучалось более 80 тысяч детей и около 30 тысяч взрослых[9], или в среднем по 42 человека. Однако секретари епархиаль?ных управлений, посылавшие в Москву эти отчеты, при лич?ном общении признают, что ставят количество воскресных школ с потолка, поскольку не имеют возможности и желания проверять, сколько из них действительно работает. Я не имею необходимых для сравнения данных по России, но в Украине по формальному показателю отношения количества воскрес?ных школ к количеству приходов УПЦ МП уступает греко-ка-толикам на четверть, а римо-католикам, баптистам и адвенти?стам ? вполовину. У украинских пятидесятников и вовсе лишь треть общин не имеет воскресных школ[10].

Число посетителей воскресных школ РПЦ столь незначи?тельно, что в 1998 г. учащийся Киевской духовной семинарии поделился на епархиальной конференции следующими на?блюдениями: ?Во время каникул по благословению отца бла?гочинного города Евпатории провожу экскурсии по святым местам нашего града, в ходе которых мне доводится общать?ся и вести диалог со многими школьниками нашего города и отдыхающими детьми из Украины и стран СНГ, За прошедшее лето на экскурсиях побывало 2000 человек. ...Многие дети были в церкви первый раз и ничего не знали об основах Пра?вославия. Но не знали они и о существовании воскресных школ при храмах, хотя прибыли из крупных городов: Москвы, Киева или других?[11].

На деле численность учащихся в действующих воскресных школах редко превышает 30 человек. Отдел религиозного образования и катехизации, основываясь на отчетах на?стоятелей московских храмов, в начале 2000 г. заявил, что в 128 имеющихся в городе школ занималось 6500 учащихся (из них 1500 взрослых). В среднем на школу число учащихся до?стигало 50 человек, однако в большинстве из них училось по 20 человек, зато в нескольких школах-?гигантах? ? до 450[12].

Исследование Отдела показало, что даже по официальным данным в Москве воскресные школы действовали только при каждом четвертом приходе. Мой опыт говорит о том, что в провинции сейчас воскресные школы работают в лучшем слу?чае лишь в одном из шести приходов РПЦ, как правило, при городских храмах. В средней епархии (120?150 приходов) существует не больше пяти ? семи активных священников, вокруг которых кипит жизнь и существуют различные право?славные инициативы. Естественной частью такого прихода является и воскресная школа, порой довольно многолюдная. В других случаях школа, если она действительно есть, ? скуч?ная обязанность и для детей, и для духовенства.

В целом воскресные школы в настоящее время охватыва?ют незначительный процент детей России и вряд ли удастся изменить ситуацию без смены концепции их деятельности. Даже дети из семей воцерковленных не хотят посещать вос?кресные школы. После пяти-, а то и шестидневной учебной недели им в единственный день отдыха трудно встать и дой?ти утром до храма, не говоря уж о том, чтобы после продол?жительной службы потратить еще полтора-два часа, слушая монотонный гул непрофессионала, читающего правильную, но скучную книжку.

Сами учителя воскресных школ, как и их коллеги из право?славных общеобразовательных учреждений, жалуются, что ученикам сложно уверовать всерьез, не имея глубоко верую?щих родителей. Выходя за стены школы, ребенок вновь оку?нается в ?неправославную? среду, как во дворе, так, чаще всего, и дома. В результате усилия педагогов пропадают втуне, и в настоящее время все надежды на изменение отношения к православию, хотя бы в детской и подростковой среде, связа?ны с энергичным продвижением катехизаторского по сути предмета ?Основы православной культуры? в обычной сред?ней школе.

Некоторые архиереи, например архиепископы Белгород?ский Иоанн (Попов) и Рязанский Павел (Пономарев)[13], незави?симо друг от друга в частных беседах предлагают реформиро?вать воскресные школы в клубы по интересам, с обязательным совместным чаепитием. Для фундаменталистов предлагаемое нововведение неизбежно будет напоминать ?агапы? (совмес?тные трапезы после литургии, сопровождающиеся духовны?ми беседами), устраиваемые общиной модерниста о. Георгия Кочеткова. Поэтому судьба подобной реформы в настоящее время не ясна.

 

7.4. Крестные ходы и миссионерская деятельность

Важным аспектом миссионерской деятельности РПЦ в постсоветском обществе стали крестные ходы вне храмовой ограды. В религиозном отношении крестный ход является выражением уважения и почитания святыни, которой может являться икона, мощи, памятное место. Соответственно кре?стный ход может совершаться как со святыней, так и к ней. Крестные ходы совершаются обычно раз в год, в дату, уста?новленную епархиальным управлением. Они могут длиться от нескольких часов до нескольких дней и собирать от десятков до тысяч участников.

В советский период власти практически полностью уни?чтожили эту традицию, весьма популярную в дореволюцион?ной России и окончательно подавленную только в начале 1960-х гг. В абсолютном большинстве случаев никто из пре?жних участников крестных ходов не дожил до наших дней и потому их восстановление является делом рук духовенства, апеллирующего к несуществующему обычаю.

Социальное значение крестных ходов ? миссия. Сам по себе ход расширяет рамки замкнутого приходского бытия, переносит религиозное действо за стены храма. Прийти в церковь желает далеко не каждый, но многие жители сельской местности, через которую обычно движется процессия, не избалованы зрелищами, и потому крестный ход видится весь?ма впечатляющим событием, вызывающим эмоциональный отклик. Крестный ход мобилизует местное ядро воцерковлен-ных, дает им чувство общественной значимости (они не толь?ко ходят в церковь и что-то там делают в своем кругу, но и несут веру людям, претерпевания страдания на своем пути) и консолидирует (хотя бы на время) прихожан разных храмов. Регулярное повторение хода закрепляет присутствие право?славных на территории, выбранной для его прохождения.

И наконец, частый аргумент для основной массы населе?ния, безразлично или скептически относящейся к деятельно?сти РПЦ, ? это делание силами верующих ?общественной пользы?. Вот цитата из интервью типичного провинциально?го архиерея ? епископа Читинского Евстафия (Евдокимова): ?...все без исключения чувствуют пользу этих крестных ходов. Я приведу очень наглядный пример, который буквально год тому назад был. Первый раз мы пошли крестным ходом на остров ? в Чите есть остров, образованный слиянием двух рек.. Там больше всего совершалось всяких преступлений. Как только мы перешли мост, внезапно померкло солнце, налете?ла какая-то туча, поднялся сильный порывистый ветер, кото?рый обрывал большие ветви деревьев, нас стало засыпать пес?ком. <...> Когда мы почти дошли до часовни... внезапно утих ветер, и засияло солнце. <...> Потом на этом острове понизился уровень преступности. И значительно. Стало меньше вся?ких аномальных явлений проявляться?[14].

Аналогичное значение имеют и презентации Церкви перед обществом в виде облета территорий (обычно в границах области или города) с одновременным кроплением с возду?ха святой водой и/или совершением службы, православных велосипедных и автомобильных пробегов, установкой крес?тов на границах населенных пунктов, а также на вершинах гор и даже на полюсах Земли. В декабре 2003 г. в новообразован?ной Липецкой епархии архиерей решил поставить четыре креста по периметру границ области: ?Установка символов православия призвана ознаменовать, с одной стороны, появ?ление новой епархии и оградить от всевозможных невзгод ее жителей ? с другой?[15]. Подобное ?столбление? границ не ста?ло новинкой. Аналогичная акция в начале 2003 г. была прове?дена в Воронеже, а еще ранее установкой крестов на въезде и выезде из населенных пунктов увлекались в Симферопольс?кой епархии (подробней об этом см. в параграфе 10.3.1). Как и в случае с крестными ходами, представители Церкви обра?щаются к утраченным историческим традициям, решая на деле насущные проблемы действенной пропаганды веры.



[1] Василий, архиепископ Запорожский. ?Кто знает Православие, тот не уходит в ересь? // Сайт ?Православие в Украине?. 2002.

[2] Интервью Н. Митрохина с архиепископом Иоанном (Поповым). Белгород, 2001.15.03. Архив автора.

[3] Подобный поезд с 2001 г. есть и у Екатеринбургской епархии. Он обслуживает полустанки в пределах этой епархии. Аналогичные экс?педиции в специально оборудованных железнодорожных вагонах предпринимались и в Благовещенской епархии (2000).

[4] Речь Патриарха на Епархиальном собрании Москвы 23.12.1998....

[5] Материалы поездки Н. Митрохина в Казанскую епархию. 2001. Январь.

[6] Впервые эта тенденция была отмечена мною в 1996?1997 гг. на примере епархий Северного Кавказа. Подробнее см.: Митрохин Н. Православие на Северном Кавказе // Факторы этноконфессиональной идентичности в постсоветском обществе: Сб. статей. М.: Carnegie Endowment for International Peace, 1998.

[7] Темъянов Ю. Проблемы московских воскресных школ // Русская мысль. Париж, 2000. 22-28.06. С. 21.

[8] Морева В. Единственному в России православному еженедельни?ку ? 2 года // Сайт издательского дома ?1 сентября?. 1999.

[9] См.: Иоанн (Экономцев), игумен. Десятилетие возрождения право?славного образования в России // Сайт Отдела религиозного образо?вания и катехизации. 2001.

[10] Подробнее см.: Митрохин Н. Некоторые аспекты религиозной ситуации на Украине // Русская мысль. Париж. 1999. ? 4276?4277.

[11] Агиевич А. Влияние западной культуры на молодого человека // Материалы юбилейных церковно-общественных конференций Сим?феропольской и Крымской епархии... С 55.

[12] Темьянов Ю. Указ. соч

[13] Интервью Н. Митрохина с архиепископом Белгородским и Ста-рооскольским Иоанном (Поповым). Белгород, 2001. 15.03; Интервью О. Сибиревой с архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом (Пономаревым). Рязань, 2003. 4.10.

[14] Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский. ?Сегодня о царе идет много разнотолков, но думаю, что, в конце концов, все будут убеж?дены, что подвиг царственных страстотерпцев действительно является подвигом и царь воистину свят? / Беседа с епископом Читинским и Забайкальским Евстафием в прямом эфире радиостанции Екатерин?бургской епархии ?Воскресение? 3 октября 2003 г. // Информацион?ное агентство Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2003.6.10.

[15] Деревянные кресты будут защищать Липецкую область с 4 сторон света // Сайт ?Портал "Credo.ru"?. 2003. 19.12.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxnbible
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное