Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Штаб Машиаха

  Все выпуски  

Штаб Мошиаха


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
БС"Д

В нашем выпуске

В ТОРЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДВОЙСТВЕННОСТИ
Каждому из нас присуще естественное желание творить добро. Однако в повседневной
жизни это желание не всегда выполняется. Одно дело теоретически постичь понятия
добра и зла, а другое — применять их на практике.

Праздник Шавуот — день Дарования Торы — тесно связан с этой проблемой. Где бы
еврей ни находился, в каком бы положении он ни оказывался. Тора является для
него точным и незыблемым критерием поведения.

Все вышесказанное становится понятнее, если обратиться к словам наших Мудрецов:
“Если тебе скажут, что среди народов есть мудрость, поверь этому. Но если тебе
скажут, что среди народов есть Тора, — не верь” (Эстер Рабба, 25:3). Между Торой
и мирской мудростью — огромная разница. Слово “Тора” происходит от слова ораа,
что значит “наставление” (Зоар, III, 53б). Тора дает нам законы и правила, которые
охватывают все аспекты нашей жизни. Мудрость же, напротив, — чисто абстрактное
знание, результат процесса мышления, построенного на основополагающих аксиомах,
являющихся продуктом человеческого ума. Следовательно, если у человека появляются
мысль или желание, противоречащие этим аксиомам, он легко может этими последними
пренебречь.

Таким образом, мудрость позволяет нам решать, что есть добро, а что — зло, но
она не обязывает нас поступать правильно. В этом таится опасность некоторой
непоследовательности. К примеру, врач прописывает своему пациенту физические
упражнения, а сам их не выполняет. При этом он понимает, что эти упражнения
полезны и для его здоровья, но понимание это не влечет за собой соответствующих
действий с его стороны.

История также дает нам яркий пример такой непоследовательности. Древние греки,
известные своей мудростью и культурой, провозгласили идею превосходства мысли
над действием. Тем не менее их общество погрязло в пороках и безнравственности.
Даже философы, развивавшие эту идею, не отличались благонравием. Однажды Аристотеля,
мудрость которого уважают даже еврейские мыслители, застали в момент распутства.
На вопрос, как такое поведение уживается с его этическими теориями, он ответил:
“Не спрашивайте меня. Сейчас я — не Аристотель!”. В его личности изначально
коренилась двойственность. Его интеллект не оказывал большого влияния на его
повседневное поведение, и Аристотель-философ очень отличался от Аристотеля-человека.

Подобной двойственности не может быть в Торе. Основной упор в Торе, как отмечают
наши Мудрецы, делается на поступки: “Деяние превыше всего” (Пиркей Авот 1:17).
Что же касается интеллекта, то он не является самоцелью, а служит лишь средством
и орудием совершения поступков. По мнению наших Мудрецов, “Высшая форма знания
— это Тшува и добрые дела” (Талмуд, Брахот, 17а). Знающий Тору не может поступать
вопреки ей, ибо она не считает, что наши интеллект, сердце и поступки — это
три отдельных “царства”, враждебных друг другу; наоборот, Тора учит нас, как
примирить все эти аспекты личности и жить цельной и гармоничной жизнью, объединив
все свои способности в служении Б-гу.

Развивая эту мысль, можно сказать, что отсутствие абсолютного эталона добра,
данного в Торе, может привести к гораздо более серьезным последствиям, чем просто
отклонение личности от собственного идеала. Сам идеал можно извратить до такой
степени, что он станет интеллектуальным оправданием зла. Пример такого из вращения
идеалов дает недавнее прошлое. Всего поколение назад самая культурная и просвещенная
нация в мире совершала немыслимые по варварству и жестокости преступления. При
этом эти люди не оправдывались (“Сейчас я — не Аристотель”), а наоборот открыто
объявляли творимое зло добром, гордились своими зверствами и утверждали, что
они совершаются на благо человечества. Почему произошла такая ошибка? Потому.
что они считали, что могут решать, что есть добро и что — зло, лишь на основании
собственного знания.

Тора исключает возможность такой ошибки. Она заставляет нас постоянно оценивать
свои поступки по объективным стандартам. Шулхан Арух (Свод еврейских Законов)
содержит законы и основные принципы, определяющие наше поведение в целом. Если
какое-то действие запрещено, то еврей не должен совершать его ни при каких обстоятельствах.
Если же закон требует совершения какого-либо действия, то ничто не может освободить
еврея от этой обязанности.

Десять Заповедей были даны евреям на двух скрижалях. В первой содержались пять
Заповедей, определяющих отношения между человеком и Б-гом, а во второй — другие
пять, касающиеся отношений между людьми. И те и другие были даны евреям как
неделимое целое, и это подчеркивает, что служение Б-гу и отношение к ближнему
неразрывно связаны между собой. Наши отношения с Творцом должны достичь такого
уровня, чтобы мы воспринимали Б-га не только как трансцендентное духовное существо,
но узнавали бы Его и служили Ему, когда Он открывается нам в своих творениях,
в частности в наших ближних. Не может быть сколько-нибудь последовательных и
нравственных отношений с другими людьми без предварительного признания Б-га
и без желания следовать Его Воле. В противном случае под влиянием гордыни и
личных прихотей мы то и дело, пусть неосознанно, будем обижать своих ближних
и пренебрегать ими.


ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ ШЛИТА КОРОЛЯ МОШИАХА

НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЕДИНИЦА
Глава Торы Бамидбар, которую читали на прошлой неделе, открывает четвертую книгу
Торы, которая называется “Книгой Чисел”. Эту главу всегда читают перед праздником
Дарования Торы — Шавуот. Название “Числа” объясняется содержанием первой главы
книги, которая начинается с Б-жественного повеления пересчитать еврейский народ.

Интересным свойством счета является то, что качества и особенности подсчитываемых
объектов никак не влияют на метод исчисления. Таким образом, в процессе древней
переписи евреев и величайшего из них считали за единицу, и не более, и самого
“незначительного” тоже считали за единицу, и не менее.

В умственных способностях, эмоциональном складе, во всех чертах характера и
личности человека всегда есть значительные индивидуальные вариации: каждый еврей
чем-либо отличается от другого. В нашем народе наряду с людьми выдающегося интеллекта
и тонкости встречаются люди невоспитанные и необразованные. Но у всех нас есть
одно общее — Нешама (Б-жественная душа), являющаяся истинной сущностью каждого
еврея. Ярким примером такого равенства является необходимый для проведения молитвы
кворум — миньян (десять взрослых мужчин). Если не хватает хотя бы одного еврея,
будь он даже тринадцатилетним, молитву проводить уже нельзя, даже если остальные
девять — великие раввины и ученые!

Подобным же образом, если бы во время Дарования Торы не доставало хотя бы одного
из шестисот тысяч евреев. Тора, избави Б-г, не была бы дарована даже величайшему
еврею (см. Мехилта гл. 3; Ялкут Шимони).


  *
Каждый год, когда наступает праздник Дарования Торы, мы как бы вновь проводим
перекличку, в которой должен быть учтен каждый еврей, ибо каждый еврей — полноценная
“единица”. У каждого еврея есть своя дарованная Б-гом доля в Торе, поскольку
душа еврея неразрывно связана с Торой.

Некоторые из нас, пожимая плечами, говорят: “Иудаизм — не для меня”. Они хотят
показать, что не принадлежат к “этой компании”. Урок вышеизложенного для них
заключается в том. что в силу присутствия в них Нешамы (Б-жественной души),
им тоже принадлежит доля в Торе. Как бы небрежно они ни относились к соблюдению
религиозных традиций, в каждом из них живет Нешама, поэтому, несмотря ни на
что, каждый из них — полноценный еврей — не меньше, чем единица.


ТОРА — СЕКРЕТ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Совсем скоро наступит Шавуот — праздник Дарования Торы. Сейчас — самое время
задуматься над вопросом: “В чем секрет выживания нашего народа и что помогло
ему сохраниться с момента, когда он был объявлен “царством священников и народом
святым”, и вплоть до наших дней?”.

Может быть, дело в богатстве и силе?

Нет. Объективный анализ нашей тысячелетней истории показывает, что причина выживания
еврейского народа заключается вовсе не в материальном богатстве и не в физической
силе. Даже во времена наивысшего процветания, в период правления короля Шломо
(Соломона), еврейский народ и еврейское государство не могли сравниться с такими
империями, как Египет, Ассирия и Вавилон.

Может быть, дело в чувстве родины?

Нет. Причина эта не связана ни с родиной ни с государственностью. У еврейского
народа на протяжении большей части его истории не было независимого государства
— он жил в диаспоре.

Может быть, дело в общем языке?

Нет, дело не в языке. Это не менее ясно из того факта, что уже в библейские
времена арамейский язык в быту начал заменять собою Святой язык. Более того,
часть Священного Писания и почти весь Вавилонский Талмуд, Зоар и многие другие
тексты написаны по-арамейски. В эпоху Саади и Маймонида разговорным языком для
большинства евреев стал арабский, а в более поздние времена — идиш и другие
языки.

Может быть, дело в общей культуре?

Нет, и не в общей для всех евреев светской культуре, так как она коренным образом
менялась от одной эпохи к другой.

Единственный фактор, общий для всех периодов еврейской истории во всех странах
и при всех обстоятельствах, — это Тора и Заповеди, которые евреи неизменно соблюдали
в своей повседневной жизни.

Конечно, периодически возникали группы “инакомыслящих”, пытавшихся отойти от
иудаизма: идолопоклонники во времена первого Бейт а-Микдаш (Святого Храма),
эллинисты времен Второго Храма, сторонники ассимиляции в Александрии, караимы
и т.п., — но из них практически никто не уцелел. Любой объективный историк признает,
что определяющими факторами нашего существования и выживания являются наша преданность
Торе и практическое соблюдение ее Заповедей в повседневной жизни.

Секрет нашего выживания в том, что мы — “народ, который живет обособленно”.
Каждый из нас верит в Единого Б-га и живет по законам Единой Торы — вечной и
неизменной.

Наша “особость”, независимость нашего мышления и поведения — не слабость наша,
а сила. Только следуя этим путем, мы сможем выполнить миссию, возложенную на
нас Б-гом, — быть “царством священников и народом святым” и потому “сокровищем
среди народов”.

Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное