Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Штаб Машиаха

  Все выпуски  

Штаб Мошиаха


Служба Рассылок Городского Кота
БС"Д

Штаб Мошиаха приветствует Вас!

Внимание! Вышла в свет новая еврейская Интернет-газета "Газета.jew".
По адресу: http://www.moshiachinrussian.com/gazeta/index.htm

ВОСПОМИНАНИЯ СТАРОГО ХАСИДА

Фарбренген у Ребе


В наше время десятки тысяч человек приезжают на осенние праздники к Ребе - почувствовать
особую атмосферу праздника, молиться с Ребе. Быть на его фарбренгене (собрании) -
это особая атмосфера. Видимо, такие чувства испытывали наши предки, поднимаясь в
Иерусалом.

Они стоят тесной толпой. Пять тысяч человек. Давка, теснота, яблоку негде упасть.
Пожилые уважаемые люди бок о бок с безбородыми юношами. Мужчины в традиционных черных
капотах - рядом с длинноволосыми "хиппи", одного взгляда на которых достаточно,
чтобы понять, что ермолку они надели впервые в жизни, за минуту до входа в зал.

Здесь все равны: хабадники и нехабадники, люди глубоко религиозные и те, кто еще
не начал соблюдать заповеди, богатые и бедные. И только один человек возвышается
надо всеми - Ребе.

Ребе вот-вот выйдет на фарбренген. Фарбренген - это особое мероприятие, в ходе которого
Ребе говорит с хабадниками и со всеми, кто желает его услышать. Обычно фарбренгены
проводятся каждую субботу. по праздникам, а также в особые дни хабадского календаря,
например, - 19 кислева ("Новый год хасидизма") и др. Если фарбренген проводится
в будний день, его транслируют по радио и телевидению по всему свету. И тогда хабадники
во всем мире вместе с десятками тысяч приобщенных - в Израиле в во Франции, в Австралии
и в Бразилии. а с недавнего времени и в Москве - получают возможность видеть в слышать
Ребе, как бы участвовать в фарбренгене на "Севен севенти" вместе с тысячами
присутствУющих там. Кабельное телевидение Америки также ведет прямую трансляцию фарбренгенов.

Обычно субботний фарбренген начинается в 13:30, но никогда неизвестно заранее, сколько
времени он продлится: три, четыре, а порой пять, шесть и даже больше часов.

В субботу утром, как только Ребе входит в Большую синагогу, по залу проносится слух:
в 13:30 состоится фарбренген. Сообщение передается из уста уста и все ранее намеченные
планы отменяются. Женщины уже знают: "чолнт" и "кугл" семья будет
есть только вечером, после последней субботней молитвы...

Уже в час дня зал заполнен до отказа. Теснота невообразимая. Люди стараются подойти
как можно ближе к возвышению, на котором сидит Ребе, окруженный наиболее пожилыми
и почтенными хасидами и гостями. Зал полон. Кажется, что даже булавку уже негде воткнть,
но люди все прибывают и прибывают и, как ни странно, всем находится место, кому поближе,
кому подальше.

И вот в час тридцать все начинают петь хасидский напев. Входит Ребе. Быстрым шагом
он поднимается на возвышение и усаживается в кресло, обитое красным бархатом, произносит
благословенве над вином, и тысячи людей дружно отвечают: "Амен!". Откуда
ни возьмись в многотысячной толпе появляются многочисленные бутылки вина. Вино разливают
по маленьким рюмочкам. Теперь все смотрят на Ребе, пытаясь поймать его взгляд. Все,
что им нужно в эту минуту, - это чтобы Ребе взглянул на них в ответил: "Лехаим!".

Ребе обводит взглядом тысячи собравшихся и заметив человека протянувшего к нему руку
с рюмкой кивает, благословляя его, в говорит: "Лехаим веливрохо!". И тогда
счастливчвк выпивает вино, и сердце его тает от тепла, излучаемого глазами Ребе.



Через несколько минут хабадники улавливают незаметные посторонним признаки, что Ребе
хочет начать говорить, и в одну минуту в зале наступает абсолютная тишина. Ребе начинает
говорить. Порядок речи более или менее постоянен: актуальные события с точки зрения
Торы, недельная глава Торы, изучение комментария Раши, замечания к сказанному в "Зоаре"
и других кабалистических книгах, главы из книги "Мишне Тора" Рамбама, а
летом также трактат Авот. Он начинает с недельной главы из Торы или с того, что связано
с праздником, выпавшем на эту неделю; цитирует наизусть сотни, а то и тысячи мест
из Торы, Талмуда, хасидских книг, трактований различных мудрецов: объясняет сложные
места и связывает все это воедино. Он разбирает вопросы с разных сторон, выдвигает
тезисы и антитезнсы, и вдруг, в результате длительной и увлекательной дискуссии,
проясняется блестящий вывод. Затем он приводит слова из "вина Торы" - глубинных
пластов толкования Торы, приводимых в хасидизме. Под конец Ребе приводит практические
выводы и наставления, следующие из всего рассмотренного, ибо Тора говорит, что "действие,
дело - это главное". Заключительные слова беседы почти всегда посвящены теме
Мошиаха, объяснению того, как вышесказанное, особенно касающееся действий, может
помочь ускорить приход Мошиаха и пожеланиями и благословениями, чтобы это произошло
в самое ближайшее время.

Каждое слово Ребе имеет глубокое значение. Важна каждая мелочь. В каждой трактовке
содержится неисчерпаемая глубина, а каждый человек понимает ее в соответствии со
своими способностями и уровнем подготовки.

Речь Ребе длится полчаса, сорок пять минут, час, иногда и более. И вновь раздается
песня. Вновь поднимаются рюмки с вином, и вновь сотни глаз стараются поймать взгляд
Ребе. Он вглядывается в публику, кивает то одному, то другому, а губы его шепчут:
"Лехаим веливрохо!". А люди все поют. Иногда Ребе и сам присоединяется
к поющим и даже дирижирует в такт. И тогда еще громче, еще вдохновеннее поют люди,
и песня их поднимается к небесам. И вновь подает Ребе знак, и посвященные понимают
его. Публика моментально затихает, и Ребе продолжает говорить. Все глаза обращены
к нему. Люди слушают, затаив дыхание. И даже после двух, трех, четырех часов все
эти тысячи людей, большинство из которых стоят на ногах (включая и тех, кому нашлась
достаточно места только для одной ноги), слушают его слова так, будто только минуту
назад он начал говорить.

Все ли понимают, о чем он говорит? Едва ли. Конечно, среди присутствующих есть и
ученики йешив, и умудренные старцы - знатоки Торы, которые понимают все. Значительная
часть собравшихся понимает суть его речей, многие улавливают лишь некоторые детали,
а есть такие, кто не понимает ничего. Вообще ничего. И тем не менее, они стоят в
внимательно слушают, будто понимают каждое слово. Что же их там держит?!

Обстановка святости и душевный подъем. Все, кому довелось попасть на фарбренген -
даже неевреи, - сразу чувствуют, что это особое место, святое, мир, который резко
отличается от всего, что осталось снаружи, за стенами "Севен севенти".
Это мир, в котором звучат живые слова Б-га, выше которых нет ничего. Поэтому попасть
в этот мир - важная ступень в жизни человека. И даже если умом вы ни слова не понимаете
из того, что там говорят, сердцем вы все равно чувствуете. что попали именно туда,
куда нужно.

Известный художник Гендель Либерман, благословенна память о нем, работы которого
были проникнyты особым сказочным настроением еврейского местечка, постоянно ходил
на фарбренгены, хотя, как он сам честно признавался, не понимал там ни слова. "Я
учусь по лицу Ребе, - говорил он, - я все время изучаю его лицо, и в этом моя школа".

Ребе не пользуется приемами, принятыми у других ораторов. Он не возвышает голоса,
не позволяет себе подкреплять свои мысли жестами. На протяжении всего фарбренгена
руки Ребе остаются под столом (кроме случаев, когда он хлопает, подзадоривая поющих).
Но лицо и глаза Ребе говорят участникам фарбренгена не меньше, чем слова.

Ребе говорит в течение трех, четырех, пяти часов и не устает. Этот необыкновенный
человек, которому уже, слава Б-гу, больше девяноста лет, почти ничего не ест и не
пьет и в течение всего времени фарбренгена почти не перестает обучать - за исключением
тех перерывов, когда собравшиеся поют. И все равно вы не заметите у него признаков
усталости. Его голос, словно неисчерпаемый источник, - всегда остается чист и светел.
Даже после пяти часов беседы кажется, будто он только что начал говорить.

Но и это еще не все. Ребе, как yже говорилось, приводит цитаты из бесчисленных источников.
В течение одного фарбренгена он может процитировать сотни мест из Торы, из Талмуда.
из комментариев Раши и других комментаторов, из Рамбама, из Кабалы и из всевозможных
книг других еврейских мыслителей. И все это наизусть! Его речь состоит из многих
тысяч слов. и пра этом он никогда не пользуется даже маленькой записочкой, чтобы
вспомнить цитату или план речи! Профессоров и других лекторов, которым довелось побывать
на фарбренгенах, этот феномен повергает в недоумение. Обычный лектор приходит на
часовую лекцию с грудой бумаг, чтобы случайно не упустить чего-нибудь важного, а,
как известно. лектор концентрируется обычно только на одной теме. Ребе же в течение
нескольких часов затрагивает сразу десятки тем, цитирует наизусть сотни книг - и
все по памяти.

Вот как характеризует речь Ребе жена одного известного современного писателя (имени
которого мы не станем называть): "Мой муж часто выступает с лекциями и считается
незаурядным оратором. Когда он говорит. весь мир для него перестает существовать.
Он слышит только свой голос, видит свои жесты в излучает пафос. Совсем иначе у Ребе.
Он видит, слышит и чувствует, что происходит у каждого из пяти тысяч слушателей.
И каждый из этих пяти тысяч человек, даже маленький ребенок, чувствует, что окутан
заботой Ребе. В этом вся разница".

Все фарбренгены Ребе записываются и издаются в виде сборников или отдельных брошюр.
Те фарбренгены. которые проводятся в будние дни, записывают на магнитофонную ленту.
Но как быть с фарбренгенами, проходящими в субботу или по праздникам? Ведь в эти
дни нельзя писать.

И тут находится решение. Несколько человек стоят близко к Ребе и особенно внимательно
вслушиваются в его речь. Это - хозрим ("повторяющие"). В короткие перерывы,
пока хабадники поют, хозрим повторяют про себя все то, что сказал Ребе. Это их работа
- запомнить наизусть речь Ребе, произнесенную в субботу. А на исходе субботы, сразу
после последней молитвы. она воспроизводят всю речь на бумаге - слово в слово!

Существует совершенная организационная структура, обеспечивающая быстрое и точное
воспроизведение бесед Ребе. Она состоит из людей, занимающихся записью речей Ребе,
их переводом на различные языки, печатанием и быстрым распространением по всему миру.
Скорость распространения воистину потрясающая. Так, например, речь Ребе, произнесенная
днем в канун Йом-Кипура, издается еще до наступления праздника!



Каждый фарбренген отмечен печатью святости. А те, что проводится по важным датам
в календаре Хабада, - святая святых! Со всего света люди съезжаются, чтобы принять
участие в таком фарбренгене. В этот день тем, кто не понимает идиша, раздают наушники,
чтобы они могли слушать симультанный перевод на разные языки: можно слушать речь
Ребе на иврит, английском, французском и русском. Такой фарбренген начинается в 21:30,
но уже за три часа до того зал забит людьми настолько, что войти кажется невозможным.
И все же люди все прибывают и прибывают. Галерея для женщин тоже заполнена до отказа.
Сердца людей переполнены праздничным настроением и ощущением святости происходящего,
а смесь голосов, перешептывающихся на разных языках, подчеркивает истинное значение
понятия "шевет ахим гам яхад" ("и соберутся братья все вместе"
- стих из псалмов Давида).

Фарбренген продолжается далеко за полночь, но никому даже в голову не приходит взглянуть
на часы. Тот, кому посчастливилось побывать на фарбренгене на "Севен севенти"
19-го кислева, никогда не забудет того, что он там пережил, и неважно, хабадник он,
ассимилированный еврей или даже нееврей... То же верно и в отношении фарбренгенов
12-го тамуза - в день освобождения предыдущего Ребе из советской тюрьмы - и еще многих
больших фарбренгенов, проводящихся в течение года.

На фарбренгенах, кроме обсуждения различных тем, касающихся Торы, Ребе часто дает
хасидам практические указания, которые тут же распространяются по всему свету. Например,
на одном из фарбренгенов Ребе сказал, что нужно позаботиться о том, чтобы в родильных
отделениях всех американских больниц были установлены кашерные мезузы на дверях,
потому что еврейские женщины тоже рожают в этих больницах, и даже если там рожает
всего лишь одна еврейская женщина в год, этого уже вполне достаточно, чтобы установить
мезузу. Спустя всего несколько часов группы хабадников уже ходили по больницам и
прикрепляли мезузы там, где их не было, а заодно проверяли, кашерны ли те, что уже
были.

Ребе почти никогда не повышает голоса. Но есть исключения: Ребе бывает очень взволнован,
когда говорит о галуте (изгнании - в противоположность Геуле, что означает освобождение
и приход Мошиаха). "До каких пор? - взывает он со слезамui на глазах. - До каких
пор жить нам в изгнании, а Мошиах все не приходит?". И отсюда призыв к каждому
еврею: он лично должен приблизить приход Мошиаха тем, что будет усерднее в изучении
Торы и соблюдении заповедей, а в особенности заповеди любви к народу Израиля, в стремлении
достичь полного единства всех евреев. Ребе неустанно повторяет это на каждом фарбронгене,
раз за разом, неделю за неделей. Вновь и вновь он подчеркивает, что каждый еврей
- каждый отдельный еврей - может приблизить приход Мошиаха.

На фарбренгенах Ребе высказывает свою точку зрения по разным мировым и внутренним
еврейским вопросам. Фарбренгены - это одно из главных звеньев в цепочке связи между
Ребе, его хасидами и остальным миром. И поэтому неудивительно, что каждый хабадник
готов не задумываясь бросить все свои дела, даже самые важные, чтобы но пропустить
фарбренген. Люди готовы войти в огромные долги, ехать на другой конец света, чтобы
только иметь возможность побывать в доме у Ребе. Здесь пища для их души, здесь смысл
всего их существования.

Хабадники живущие в Эрец-Исраэль особенно хорошо помнят фарбренгены посвященные событиям
происходившвч в Стране Израиля в разные периоды. Едва ли кто-нибудь может забыть
фарбренген, состоявшийся перед Шестидневной войной. Некоторые из учеников йешив,
приехавшие учиться в Эрец-Исраэль из-за границы, были готовы немедленно покинуть
страну, как только стало известно, что в любую минуту может начаться война. Ребе
провел фарбренген и наказал всем своим ученикам, находящимся в Эрец-Исраэль, оставаться
на месте, не покидать страну, предсказав, что еврейский народ добьется блистатольной
молнионосной победы и ученикам не грозит никакая опасность.

Другой памятный фарбренген связан с цитатами из книга Эстер. Ребе с необычайным волнением
произнес следующие слова из книги Эстер: "И охватил их страх перед евреями"
и "никто не устоял перед ними", затем погрузился в долгое молчание в лишь
через некоторое время продолжил свою речь. Впоследствии стало известно, что как раз
в то время, когда Ребе произносил эти цитаты из книги Эстер, террористы захватили
израильский самолет...

Не всегда фарбренгены были такими массовыми, как теперь. Когда "двор" Ребе
был значительно меньше и число людей, принимавших участие в хасидских фарбренгенах,
тоже было ограниченным, Ребе имел возможность обращаться лично к каждому участнику
не только мысленно, но и словесно. Некий еврей по имени Авраам Герцман ходил на фарбренгены,
несмотря на то, что принадлежавший ему магазин был открыт по субботам. Ребе это знал
и время от времени пытался убедить его прекратить нарушать субботу. Делал Ребе эти
замечания по-итальянски, на родном языке этого человека, непонятном большинству присутствующих.

И вот в одну из суббот сердце торговца смягчилось, он поднялся на сцену, протянул
Ребе связку ключей от магазина в со слезами на глазах сказал: "Ребе, вот ключи
от магазина. С этого дня они ваши". Ребе взял ключи. Лицо его озарилось той
особой улыбкой, которую могут представить себе только видевшие Ребе. Затем он вернул
ключи и сказал: "Магазин твой, но только в шесть будних дней недели...".
С того дня р. Авраам Герцман соблюдает субботу по всем правилам...



Законный вопрос (продолжение)
Предыдущая статья http://www.moshiachinrussian.com/shoa.htm

На вопросы верующих о трагедии Катастрофы можно ответить следующим образом.

Болезнь, поражающая тело, не затрагивает душу. Более того, если болезнь вынуждает
душу расстаться с телом, душа, естественно. остается невредимой у нее иная судьба,
чем у материального тела.

То же относится и к физическому уничтожению людей в годы Катастрофы. Ни пуля, ни
нож, ни иные орудия смерти не могли затронуть живую душу. Эти орудия лишь сделали
тело непригодным для обитания души. Тело умирает, а душа остается. Поскольку мы не
знаем, чтo происходит с душой и куда она попадает, мы не можем утверждать, стало
душе "лучше" или "хуже" после расставания с телом. Однако для
самой души последствия этого расставания нельзя назвать плохими.



В этом случае можно предложить следующую аналогию. Человек, не сведущий в медицине,
заходит в больницу и случайно оказывается в хирургическом отделении. На его глазах
больного готовят к ампутации пальца на ноге. Беспомощный больной неподвижно лежит
на столе, вокруг стоит группа вооруженных ножами людей в масках: они явно собираются
отрезать у своеи жертвы палец на ноге... Неподготовленный наблюдатель, скорее всего,
подумает, что перед ним - банда убийц и садистов, которые похитили невинного человека
и собираются разрезать его на куски.

Однако такое впечатление сложится лишь у людеи, не знакомых с современной медициной
и хирургией. Человек более осведомленный поймет, чтб означает описанная выше ситуация,
и, возможно, догадается о причинах, обусловивших необходимость такой операции. Он
знает, что отсрочка или отмена операции может привести к трагическим последствиям.
Ведь ампутация пальца предотвратит проникновение смертоносной инфекции в жизненно
важные органы. Без хирургического вмешательства жизнь пациента оказалась бы в опасности.

Теперь вернемся к предмету нашего разговора. Люди, которые верят, что существует
только материальный мир и отрицают бессмертие души, не могут понять, почему погибли
шесть миллионов евреев. Если они были уничтожены и на этом их существование закончилось,
то это действительно загадочно и страшно. Однако утверждение, будто душа не обладает
вечной жизнью, противоречит всякой логике. И дело здесь не в "вере", а
в интеллекте.

  *

Есть люди, которые соглашаются с этими доводами, но при этом не могут понять, почему
среди жертв Катастрофы оказались лучшие представители нашего народа, наиболее образованные
и наиболее набожные.

Предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак благословенной памяти, отвечая на
этот вопрос, говорил, что ситуацию можно сравнить с пощечиной. Человек часто совершает
недостойные вещи руками или ногами. Но в наказание его бьют за это по лицу. Почему?
Ведь лицо не виновато! Однако смысл пощечины в том, чтобы повлиять на поведение человека.
Если ударить провинившегося по руке или ноге, вряд ли это произведет на него должное
впечатление. Но пощечина, безусловно, повлияет на все органы человека и вынудит его
изменить свое поведение.

Если ответ так прост, если это все "хирургия", полезная душе, если нужно
давать пощечины и т.д., то почему все наши Праведники, Авраам и Моисей и наши величайшие
наставники во все века задавали Б-гу этот вопрос? Потому. что он связан с другим,
не менее значительным вопросом. Конечно, мы можем представить себе, что массовое
уничтожение евреев - это как бы "хирургия", приносящая пользу их душам.
Конечно, Всевышний действовал, как хирург, которыи знает, что, где и когда отрезать,
чтобы предотвратить проникновение смертоносной инфекции в тело.

Аналогия эта, однако. неполноценна, потому что Всевышний - не человек-хирург. У хирурга
нет выбора: он должен ампутировать палец, чтобы предотвратить более страшную опасность.
Но Всевышний всемогущ. Он может излечить человека без ампутации. Его возможности
не ограничены хирургическими методами: Он может добиться эффекта пощечины без пощечины
как таковой.

Поэтому этот единственный законный вопрос остается открытым. Но задавать его следует
со смирением и с верой, подобно Аврааму: "Не воздаст ли Судья всего мира по
справедливости". Не лучший ли это способ для осуществления цели Всевышнего?




Записки об аресте

Глава 13. Прощай, Россия!..

Тысячи людей пришли в синагогу на последнее выступление Рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона,
совпавшее с праздником Симхат-Тора. Самый веселый день, когда танцуют и радуются
все евреи мира от мала до велика, был в том году в России опечален скорбью. Любавичский
Ребе прощался со своими хасидами.

- Прошу вас, - сказал им Ребе, - не верьте распространяемым кривотолкам и слухам
о причине моего отъезда. Неправда, что преподавание иудаизма запрещено, эти слухи
от начала и до конца ложны. Нет закона, который не велит обучать детей Торе, и каждый
гражданин страны имеет право послать своих детей в Йешиву или Хедер. Закон ограничивает
количество учеников - и только...

- Да поможет Б-г устранить все трудности и препятствия на пути к изучению Торы...
Как вы знаете, мой отец основал Йешиву "Томхей Тмимим", а меня назначил
ее руководителем. И этих своих полномочий я никому не передаю!.. Вам - воспитанники
Йешивы - мой наказ: берегите время и строго соблюдайте расписание занятий. Нужно
дорожить каждой секундой именно теперь, когда мгновения равны годам. Пусть Всевышний
поможет вам справиться с вашей задачей - освещать мир светом Торы, потому что на
этом пути один человек равен десяткам тысяч...

Я всегда вместе с вами. Мой отъезд - лишь перемена места жительства. Вместе с тем,
это все же разлука... Поэтому должна быть крепкой наша духовная связь, то духовное
единство, что продолжается из поколения в поколение. А достигнуть его можно только
изучением хасидизма - основы нашей жизни.

Каждый из вас учит хасидизм ежедневно либо дважды в неделю. Но эта учеба не должна
ограничиваться чистым познанием, а должна находить свое выражение в повседневной
жизни. Только в этом случае наша связь, наша внутренняя связь, будет сильнее прежнего...

Ребе оставил в России огромное наследство: тысячи преданных учеников, десятки тысяч
верных ему хасидов, организованные по всей стране Хедеры, Иешивы и другие религиозные
институты, которые действовали десятилетия после его отъезда. И еще он оставил вдохновляющий
пример титанической деятельности, самоотверженности и героизма.

Тысячи людей провожали его на Финляндском вокзале. Слезы на глазах и клятвы любви.
Вечером 24 Тишрей 5688 года (20 октября 1927 г.) Ребе навсегда покинул Россию.

О его судьбе, о двадцати трех годах его дальнейшей жизни, вам расскажут другие книги.

12 Тамуза, Юд-Бейт Тамуз - день окончательного освобождения Ребе, превратился с той
поры в ежегодно отмечаемый праздник.

Юд-Бейт Тамуз - не просто памятный день. В нем символика, в нем знамение победы света
над мраком как в России, так и во всем мире.

Откликаясь на освобождение Ребе, говорили всемирно известные раввины Святой Земли:

- День, когда вышел на свободу святой борец - Ребе из Любавича, очень дорог и знаменателен.
На каждом из нас святая обязанность - признать значение этого дня.

Это слова раввина Кука. Другой, не менее знаменитый раввин Зоненфельд, сказал:

- Этот день будет постоянно днем торжества, радости и веселья для всей семьи евреев,
набожных и почитающих Имя Его. В этот день освободил свою душу слуга Б-га, рисковавший
жизнью во имя святости Торы...

"... Не меня одного освободил Всевышний в день 12-го Тамуза, - пишет позднее
Ребе, - а всех, кто любит нашу святую Тору и соблюдает ее заповеди. И даже тех, кто
лишь называется евреем. Ибо каждый еврей, вне зависимости от исполнения им Мицвот,
сердцем своим един с Б-гом и Его Торой".

Юд-Бейт Тамуз - день Освобождения... Его празднуют и будут праздновать вечно и Любавичские
хасиды, и все евреи мира, которым дорога Тора, еврейские духовные ценности и сохранение
грядущих поколений в лоне еврейства.


 
Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное