Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Жития святых свт. Димитрия Ростовского


Информационный Канал Subscribe.Ru

Издательство прп. Максима Исповедника

"ЖИТИЯ СВЯТЫХ"

 по изложению святителя Димитрия Ростовского

Ведущий: иеромонах Нафанаил (Судников). 6 декабря 2003 г., Барнаул, zus@barnaul.ru

 

Низкий поклон р. Б. Александру и Галине Загуляевым, Льву Польгуеву, Игнатию Лапкину и  Евгению за помощь в наборе

________________________________________________________________________

На 7 декабря н.ст. (24 ноября ст.ст.) (часть вторая):

Страдание святого великомученика Меркурия

Память святого мученика Меркурия Смоленского

Память преподобного Симона Сойгинского

Память преподобной Мастридии

________________________________________________________________________

 

СТРАДАНИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МЕРКУРИЯ

Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан1, созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожены святой христианской веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии2 следующий указ:

- Римские цари, непобедимые победители, присночестные, великие, верные, Декий и Валериан с вельможами: так как мы испытали благодеяния и дары наших богов и, вместе с тем, насладились победами, которые они подают нам на врагов, так как, к тому же, мы изобильно получаем от них всякого рода плоды, чрез благорастворение воздухов, и считаем их своими благодетелями и устроителями общего благополучия; то, посему, по совещании с вельможами, единодушно повелеваем, чтобы люди всякого звания, свободные и рабы, военные и не военные,- приносили жертвы богам, припадая и усердно молясь им. Если же кто осмелится нарушить наше царское повеление, изданное нами на общем совещании, того мы повелеваем связав, бросить в темницу, потом предать различным мучениям. Если, раскаявшись, он подчинится повелению, то будет удостоен нами не меньшей почести; если же будет противиться, то, после многих мучений, пусть будет казнен чрез усечение мечем, или пусть будет брошен в море, или отдан на съедение птицам и псам. В особенности же так должны быть казнены христиане, если найдется кто либо из их веры; повинующиеся же нашему повелению получат великие почести и подарки. Желаем благополучно здравствовать.

Когда был издан такой царский указ, то весь Рим пришел в смятение, ибо это безбожное повеление было объявлено по всему городу и послано в окрестные города и страны. В то время на римское государство восстали варвары3; цари приготовляли своих воинов и приказали воинским полкам из всех городов сходиться в Рим. Тогда пришел и тот полк, в котором Меркурий был воином; этот полк назывался Мартенсес, из первой Армении4, под начальством трибуна5 Сатурнина. По отбытии царя Декия на войну, Валериан остался в Риме.

Когда, во время войны римлян с варварами, между ними произошла продолжительная битва, Меркурию явился Ангел Господень в образе великого человека. Одетый в белые одежды и держа в своей руке меч, он сказал ему:

- Не бойся, Меркурий, и не страшись, ибо я послан на помощь тебе, чтобы сделать тебя победителем. Приими сей меч и устремись на варваров; и когда победишь их, не забудь Господа Бога твоего.

Находясь как бы в состоянии исступления, он принял явившегося ему за одного из римских князей; взяв подаваемый ему меч, он устремился с великим мужеством на врагов и посекал их как стебли растения. Пройдя сквозь варварские полки, он достиг до самого варварского царя, убил его мечем и поразил вместе с ним великое множество храбрых воинов, так что меч прилип от крови к руке его; так варвары были побеждены и обращены в бегство римлянами.

Тогда Декий, узнав о великой храбрости Меркурия, призвал его к себе и, почтив великими дарами, поставил его начальником над всем войском. Декий, думая, что враги были побеждены с помощью богов, быль весьма рад и, раздав воинам много золота, отпустил каждого к себе домой; сам же, идя с Меркурием к Риму, устраивал по городам большие пиры. Однажды ночью, когда военачальник Меркурий спал, пришел к нему Ангел таким же образом, как и в первый раз, и, толкнув его в бок, разбудил. Поднявшись и увидев явившегося, он как бы онемел от ужаса. Ангел сказал ему:

- Меркурий! не помнишь ли - что я сказал тебе на войне? - Смотри, не забывай Господа Бога твоего, ибо тебе надлежит пострадать за Него и получить венец победы в преславном Царствии Его, со всеми святыми.

Сказав это, Ангел сделался невидим. Он же, придя в себя, начал благодарить Бога и вспомнил о христианской вере, о которой слышал от деда и от своего отца. Отец его, по имени Гордиан, состоя воином в том же полку, в котором впоследствии числился и он, часто говорил:

- Блажен - кто состоять воином Царя Небесного, потому что получить от Него награду в Небесном Царствии. Ибо Сей Царь сотворил словом всяческая, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его.

Вспоминая эти слова своего отца и размышляя умом о явлении Ангела, Меркурий умилился сердцем и начал плакать и рыдать, говоря:

- Увы мне грешному! будучи как бы ветвью зеленого дерева, я засох, - не имея ныне корня познания Бога6.

Когда он так говорил с рыданиями, царские слуги пришли звать Меркурия к царю на некоторое совещание. Меркурий отказался, сказавшись больным, и царь отложил совещание на другой день, ибо не хотел совещаться без Меркурия ни о чем, - так он любил и почитал его. Поутру, пригласив с почётом к себе Меркурия, царь совещался с ним о том, что относилось к пользе римского царства. По окончании совещания, царь сказал Меркурию:

- Пойдемте вместе в храм Артемиды, чтобы принести жертвы ей.

Святой, тайно уклонившись от царя, пошел в свое жилище. Некто же из вельмож оклеветал его пред царем, говоря:

- Великий царь, непобедимый победитель, избранный богами для обладания царством! благоволи с кротостью выслушать меня. Тот, который получил почести от вашей царской десницы, которого ваша держава прославила и возвеличила, - вот он не пришел в храм великой богини принести жертву за вашу державу.

Царь спросил:

- Кто это не хочет приносить, в единомыслии с нами, жертвы досточтимой Артемиде?

Советник Катул отвечал:

- Меркурий, которого возвеличила ваша царская милость, - он отказывается от поклонения нашим богам.

Царь сказал:

- Не по зависти ли какой вы клевещете на него? - не поверю вам, пока сам не испытаю его и не удостоверюсь твёрдо. И если не окажется того, что вы говорите, то примите много казней за свою клевету; если же это окажется истиной, то за верность богам и нашему царству будете удостоены почести от нас.

Сказав это, царь тотчас послал пригласить Меркурия с честью, и когда он явился, Декий сказал:

- Не я ли оказал тебе почесть, поставив тебя начальником над всеми моими князьями, по той причине, что, с помощью богов, ты победил врагов? Зачем же ты оказываешься неблагодарным за такие мои благодеяния тебе и презираешь власть и повеление мое, не воздавая подобающей чести нашим богам, как мы слышали от некоторых верных нам людей.

Доблестный воин Христов, совлекшись, по Апостольскому слову, ветхого человека с деяниями его и облекшись чрез крещение в нового, созданного по Богу7, с дерзновением отвечал:

- Почесть твоя пусть будет с тобою, ибо я победил врагов не с помощью ваших немощных богов, но - силою Христа Бога моего; (однако) возьми от меня то, что ты дал мне, ибо наг я вышел из чрева матери моей, наг и отойду8.

Сказав это, он снял воинский пояс и начальническую одежду и бросил к ногам царя с громким восклицанием:

- Я - христианин! слышите все, что - я христианин.

Тогда Декий пришел в ужас и, в молчании смотря на святого, удивлялся его смелому слову и делу, дивился еще и красоте тела его, ибо святой был высок ростом, румян лицом, и в самом взоре его светилось мужество. Потом он повелел заключить его в темницу, говоря:

- Этот человек не оценил своей чести, но когда он испытает бесчестие и огорчение, думаю, что обратится к благочестивой мысли.

Святой, когда отвели его в темницу, славил и благодарил Бога. Ночью ему снова явился Ангел Господень, говоря:

- Будь мужествен, Меркурий, и не бойся; веруй в Господа, Которого ты исповедал, и Он избавит тебя от всякой печали.

Меркурий был весьма укреплен этим Ангельским явлением. Поутру на другой день царь Декий сидел на судилище, и когда Меркурий предстал пред ним, сказал ему:

- Чрез свое безумие ты заслужил такую честь9, что стоишь, как осужденный, на суде.

Святой отвечал:

- Поистине мне приличествует такая честь10 ради моего Господа. Ты взял то, что вскоре погибает11, я же получу то, что пребывает во век12.

Царь сказал:

- Поведай нам, какого ты рода и отечества.

Святой отвечал:

- О роде моем и отечестве, если хочешь узнать, я скажу тебе. Отца моего звали Гордианом, по происхождению он скифянин13 и был воином в полку Мартенсов; отечество же мое, к которому я с ревностью иду, есть горний Иерусалим - город Царя Небесного14.

Царь сказал:

- Почему ты не повинуешься нашей воле, почему не исполняешь заповеди, данной нами для всех? почему не хочешь поклониться богам, чтобы получить свой прежний сан! или хочешь умереть в мучениях? - отвечай скорее, потому что ты для этого призван.

Святой Меркурий сказал:

- Я пришел (сюда) для того, чтобы победить тебя и твоего отца диавола, виновника всякого зла, и получить венец победы от Подвигоположника15 Иисуса Христа, моего Господа. Исполняй надо мною без отлагательства то, что замышляешь, ибо у меня есть броня и щит, которым преодолею все измышляемые тобою против меня мучения.

Тогда царь, разгневавшись, сказал:

- Так как ты говоришь, что имеешь броню и щит веры, то повелеваю повесить тебя нагим, растянув между четырьмя столбами.

Когда это было сделано, мучитель сказал:

- Где (у тебя) ныне орудия для борьбы твоей?

Святой же Меркурий, воззрев на небо, сказал:

- Господи Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему!

Царь повелел, принеся острые ножи и мечи, резать тело святого, а на земле под ним развести огонь, чтобы, израненный сверху ножами и мечами, а снизу опаляемый огнем, он жестоко страдал. Когда стали делать это, из тела его кровь потекла ручьями, так что даже огонь погас от крови, а святой всё терпел доблестно,

После сего Декий повелел отвязать его, - чтобы он не умер (слишком) скоро, - и крепко запереть в некотором помещении. Слуги, взяв его, понесли, ибо он не мог сам идти, будучи еле жив, и бросили его в тюрьме, думая, что он тотчас умрет. И святой лежал как мертвый, только чуть дыша, по причине жестоких ран. С наступлением ночи, Ангел Господень пришел к нему и сказал:

- Мир тебе, добрый страдалец! - и исцелил его от ран. Святой, ощутив в себе силу, встал здоровым и благодарил Бога, посетившего его чрез Своего Ангела.

Поутру царь снова повелел представить к нему Меркурия. Воины, пойдя за ним, нашли его здоровым и, взяв, повели его к царю. Царь, увидев, что он здоров и ходит без нужной помощи, сказал:

- Тот, которого вчера унесли от нас мертвым, ныне ходит сам, - как будто бы не имел на себе никакой раны, - и повелел воинам осмотреть раны его.

Осмотрев тело мученика, они сказали царю:

- Клянемся целостью твоей державы, - у Меркурия всё тело невредимо, без всякого порока, как будто бы никогда никакое мучение не прикасалось к нему.

Царь сказал:

- Он непременно станет говорить, что его исцелил Христос, - не приводили ли вы к нему в темницу какого либо врача?

Они отвечали:

- Клянемся вашею державою, управляющею всем миром, что никто не осматривал его, ибо мы думали, что он тотчас умрет; а как он исцелился и стоит ныне здоровым, мы не знаем.

Царь сказал:

- Посмотрите на христианское колдовство: тот, который вчера казался мёртвым, сегодня стоит здоровым пред нами, - и с яростью сказал святому:

- Кто тебя исцелил, скажи нам по правде? ибо я не считаю возможным для тебя исцелиться иначе как чрез колдовство.

Святой отвечал:

- Как ты сам первоначально сказал, против своей воли, так и есть: Господь наш Иисус Христос, истинный Врач душ и телес, исцелил меня, - Он, Который, связав нерушимыми узами всех колдунов и чародеев, вместе с поклоняющимися идолам, предаст их геенскому огню за то, что они не познали истинного Бога, создавшего их.

Царь сказал:

- Я снова рассеку твое тело ранами и посмотрю, исцелит ли тебя Христос, Которого ты исповедуешь.

Святой отвечал:

- Верую в Господа моего Иисуса Христа, что ты не победишь меня всеми своими, измышляемыми против меня, мучениями, ибо я нисколько не боюсь их, будучи укреплен словами моего Владыки, Который сказал "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). По умерщвлении, Он воскресит меня снова в Страшный День праведного Суда.

Царь повелел снова мучить его огнем и ранами: Когда святого били и жгли огнем, то от опаляемого тела его, вместо смрада, исходило великое благоухание. Мученик терпел так доблестно, что не испустил крика, ни стона, ни вздоха, так что все дивились терпению его. Царь сказал ему, насмехаясь:

- Где ныне твой Врач? - пусть придет сюда и исцелит тебя ведь ты говорил, что Он может и по смерти воскресить тебя.

Святой Меркурий отвечал:

- Делай, что хочешь, ты имеешь власть над телом моим, над душою же - Бог: хотя бы ты и умертвил мое тело, однако душа пребудет нетленной во веки.

Царь повелел повесить его вниз головой, на шею же его привязать большой камень, чтобы, давимый тяжестью камня, он умер. Мученик же, укрепляемый благодатью Божиею, в продолжение многих часов претерпевал это мучение, оставаясь живым. Потом, отвязав камень, царь повелел бить его бичами, концы которых были окованы медью; и били его так жестоко, что даже земля обагрилась кровью его. Он же, твердый как адамант, мужественно терпел, говоря:

- Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня пострадать за имя Твое.

Царь, видя, что мученика никак нельзя склонить к воле его, и, не имея более времени мучить его, ибо спешил идти скорее в Рим, - постановил над ним такой окончательный приговор:

- Меркурия, который вменил наших богов в ничто и презрел честное постановление нашей кротости, наша держава повелевает вести в Каппадокийскую страну16 и там отрубить ему главу, для вразумления многих, - ибо всякий противящийся царю будет казнен мечем после многих мучений.

Воины, взяв святого, положили его на животное17 и, крепко привязав его (ибо он был весьма расслаблен телом по причине многих мучений), повезли в Каппадокию. Когда они были в Кесарии18, Господь явился святому и сказал:

- Меркурий! Приди ко Мне и успокойся; течение ты совершил, веру соблюл, - приими же венец подвига твоего19, ибо здесь тебе должно скончаться.

Мученик, весьма укрепленный этим видением Спаса и желая скорее разрешиться от тела и жить со Христом20, сказал бывшим с ним воинам:

- Совершите то, что приказано вам, не откладывая более. Господь же, призывающий всех к покаянию, да подаст вам Свою благодать; богатый милостью, Он преизобильно подает Свои дары приходящим к Нему.

После того как он это сказал, глава его была усечена, при исповедании им Спаса нашего Иисуса Христа, месяца ноября 24 дня. На второй день по кончине святого, тело его оказалось белым как снег и от него исходило благоухание драгоценного мира и фимиама, и по причине такого чуда многие уверовали во Христа.

Святое тело его было с честью положено на славном месте, подавая больным много исцелении. Сего воина, святого великомученика Меркурия, душою уже торжествующего на небе, возбранная Воевода, Пресвятая Богородица, употребила, спустя значительное время, на следующую свою воинскую службу.

Когда святой Василий Великий21 молился пред иконою Пресвятой Богородицы, - при которой было изображение и святого

великомученика Меркурия с копьем, как воина, - чтобы злочестивый царь Юлиан Отступник22, великий гонитель и истребитель правоверных христиан, не возвратился из Персидской войны23 для истребления христианской веры, то увидел, что там, при иконе Пресвятые Богородицы, образ святого Меркурия сделался на некоторое время невидимым, потом показался с окровавленным копьем. А в то самое время Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, который тотчас после того сделался невидим. Окаянный Юлиан, извергнув вверх хлынувшую из раны кровь обращаясь к небу с такими хульными словами на Христа:

- Ты победил, Галилеянин! - умер со злобой на устах.

Это чудо сделалось тогда явным, ибо, по молитвам святого Василия Великого, сама Пресвятая Богородица послала сего угодника Божия и своего, святого победоносного великомученика Меркурия, от церкви торжествующей к церкви воинствующей, на казнь Богопротивного отступника Юлиана, на защиту святой веры и православных христиан. Его святым предстательством и защитою пусть будем и мы сохранены от богопротивных врагов, побеждаемых с помощью его и будем вместе с ним славить Бога и Богородицу, во веки веков, аминь.

Кондак, глас 4:

Во бранех непобедимаго воина, и в бедах непостыдна заступника, песньми Меркурия ублажим славяще: праздующыя бо память его весело, от бед избавляет и скорбей.

________________________________________________________________________

1 Декий царствовал с 249 по 251 г. Валериан единолично царствовал несколько позднее (253- 260 гг.). Настоящее житие представляет его принимавшим участие в управлении империей еще при Декии.

2 Капитолий - храм верховного бога Юпитера и богинь Юноны и Минервы, на одном из холмов, на которых был раскинут древний Рим, столица Римской империи. Холм этот, вместе с храмом, был главным святилищем и назывался Капитолийским.

3 Варварами греки и римляне называли иноплеменников. Самое название указывает на людей с непонятною речью. Здесь разумеются, вероятно, Готы, на войне с которыми Декий, несколько позднее, был убит.

4 Собственно Армения граничила на севере с Колхидою, Иберией и Албанией, на западе с Малой Азией, на юге-востоке и востоке с Мидиею и Ассириею. Первоначально она находилась в зависимости от Ассириян, Мидян и Персов, потом служила предметом раздора между парфянами и римлянами, затем, между римлянами и персами, и попеременно зависела то от тех, то от других. Армения первая лежала близ восточной части южного берега Понта Евксинского (Черного Моря), Армения вторая и третья на юго-запад, четвертая - на юг от первой.

5 Трибун - римское название начальника войсковой части, среднее между нашим полковником и ротным командиром.

6 Образ речи заимствован из Евангелия (ср. Лк.23:31, Иоан. 15:1-6). В этих словах святой Меркурий выражает ту мысль, что хотя отец его был христианином, сам он оставался, однако же, до сих пор язычником, не заботившимся о просвещении христианскою верою.

7 Еф.4:24. Это выражение указывает на совершившуюся в святом Меркурии, чрез крещение, силою благодати Христовой, перемену мыслей и чувств. Вместо прежнего пристрастия к языческому образу жизни, он был преисполнен теперь готовности к совершению подвигов христианского самоотвержения.

8 Здесь святой Меркурий выражается словами многострадального Иова (Иов гл. 1, ст. 21), в которых тот выразил свою преданность воле Божией, после того как диавол, по попущению Божию, лишил праведника всего имущества. Смысл слов такой: не имеющим ничего я родился в мире, ничего из мирских благ мне не нужно будет, когда я буду умирать.

9 В смысле насмешки, выражение: "честь" употреблено вместо - бесчестия".

10 Святой, пользуясь вышеприведенным выражением мучителя, утверждает ту мысль, что в мучениях за имя Христово заключается для него не бесчестие, а, напротив, великая честь.

11 Т. е. - что имеет значение для человека только на время его краткой земной жизни, каковы: богатства, слава, почести и т. п. Всё это оставляет человека, погибает для него, при наступлении смерти.

12 Т. е. - духовный, небесные блага. Образ речи заимствован из Мф. 6:19-20.

13 Скифы - древний народ, который жил частью в северных пределах западной Азии, до Каспийского моря, преимущественно же по северным берегам Черного моря, при чем северные границы расселения скифов были неизвестны древним.

14 Т. е. - царство небесное. Выражение заимствовано из Посл. к Евр. 12:22.

15 Так Христос называется потому, что Он чрез Свою земную жизнь, в особенности чрез крестные страдания и смерть, дал на все времена высочайший пример подвига послушания воле Божией и самоотверженного служения людям.

16 Каппадокия - восточная область Малой Азии.

17 Здесь нужно разуметь мула или осла, на которых ездили и перевозили небольшие тяжести. Для перевозки более значительных тяжестей служили верблюды.

18 Имя Кесарии носили несколько римских городов. Здесь разумеется Кесария- столица Каппадокии, названная так императором Тиверием (ранее называлась Мазана).

19 Выражение 2Тим. 4:8. Течение - путь земной жизни, в особенности - мученических страданий и смерти; венец подвига - венец славы в небесном Царстве, заслуженный мученическим подвигом.

20 Выражение заимствовано из Филип. 1:23. Апостол выражал желание скорее умереть, чтобы, освободившись от тела, теснее соединиться душою со Христом в Его небесном царствии.

21 Св. Василий Великий родился в 330 г., в благочестивом семействе, в Каппадокии, получил обширное светское и духовное образование. Первоначально, вместе с своим, другом св. Григорием Богословом, проводил отшельническую жизнь, потом был поставлен сначала пресвитером, а затем в 370 г. епископом Кесарийским. Подобно св. Афанасию Александрийскому, был ревностным защитником православия в эпоху арианских смут и написал для защиты и раскрытия православного учения много замечательных сочинений, за что Церковь и дала ему название Великого. Умер в 379 году.

22 Император Юлиан царствовал с 361 по 363 г. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества. Посему он и называется Отступником.

23 Персы жили в Азии, близ Персидского залива. В разное время границы страны были разные. С воцарением среди них династии Сассанидов (в 226 г. по Р.Хр.), вели неоднократно войны с римлянами. Персидская война, во время которой был убит Юлиан, относится к царствованию персидского царя Сапореса II.

 

ПАМЯТЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО

Великое и тяжкое бедствие постигло Русскую землю в начале XIII века. Божиим попущением за множество грехов наших на русский народ напали злые враги - татары. Множество жителей было убито или отведено в плен; великое запустение стало во всей земле Русской. Поля оставались необработанными, - лишь дикие звери рыскали во множестве по полям, пожирая человеческие трупы. Много русских князей погибло тогда, защищая свое отечество. Безбожные враги не щадили ни младенцев, ни беззащитных жителей. Всех они избивали и немилосердно губили. Многих они предавали бесчестно злым поруганиям. Жестокие завоеватели связывали пленников собственными их волосами и гнали перед собой, как животных, нещадно нанося им удары бичами. Святые церкви и монастыри были разграблены и иноки перебиты. Уже Киев был сожжен варварами и лежал в развалинах. Хан татарский Батый стал покорять другие города; он достиг Москвы и взял ее. Далее он подступил к Смоленску и умыслил разорить его, уже он приближался с громадной ратью к сему городу. Среди варваров особенно отличался своей силой один великан с своим сыном. Сила их была необычна, многие уже погибли от руки сего мучителя. Он был во главе передового полка. Страх и трепет овладел жителями Смоленска: их ожидала неминуемая гибель. Одна надежда им оставалась на покровительство Царицы Небесной; они стали усердно просить Пресвятую Богородицу избавить их от безбожных врагов и злых мучителей. Царица Небесная, непобедимая помощница всем призывающим ее с верою, не допустила, чтобы сей город достался врагам, передовое полчище которых было уже недалеко от Смоленска и остановилось в так называемом Долгомостье.

В сие время в Смоленске проживал святой Меркурий. Родился он на западе от благородных родителей, державших православную веру. Еще в юных летах он переселился в Смоленск и поступил на службу к местному князю. Будучи воином, Меркурий отличался своей силой и высоким ростом. Не менее он был велик и духовной силой; с раннего возраста он обращал на себя внимание своей благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии, каждую ночь он втайне от всех воспевал благодарственные хваления Господу. Услышав о приближении злых врагов, о разорении Божиих храмов, святой Меркурий скорбел и болел душою; с каждым днем он более и более возгорался Божественной ревностью, он желал пострадать и положить душу свою за веру Христову. И молитва его была услышана.

Ночью в соборном храме пред иконой Пресвятой Богородицы молился некий пономарь, служивший в сем храме. Со слезами просил он Пречистую Богоматерь об избавлении города от врагов. Вдруг он услышал глас, раздававшийся от иконы.

- Иди к рабу моему Меркурию на Подолье.

При сем Пресвятая Богоматерь указала ему дверь, где жил святой Меркурий.

- Итак ступай к нему на двор указанного дома и тихо скажи ему: Меркурий! тебя зовет Владычица. Ступай в военных доспехах на врагов.

Удивился пономарь сему гласу от иконы. Тотчас же он отправился из собора и пришел к тому дому, который ему указала сама Пресвятая Богородица.

Он застал святого Меркурия на дворе; святой подвижник молился и воздевал свои руки к небу. Он был в своем воинском вооружении, ибо в тот самый час, когда пономарь услышал глас от иконы Пречистой, то и святой Меркурий был предуведомлен чудесным образом о пришествии к нему пономаря.

Между тем пономарь подошел к святому и сказал ему:

- Меркурий, ступай немедленно, ибо тебя зовет Владычица.

Снятый Меркурий, вместе с пономарем, отправился в церковь Пресвятой Богородицы. В храме они нашли свечу, которая горела пред иконой Богородицы. Святый Меркурий, упав пред иконой, с слезами стал молиться, прося Пресвятую Госпожу о помощи и заступлении. Тогда вдруг раздался глас от иконы:

- Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей. Для сего я призвала тебя сюда из страны Римской. Враги втайне задумали в сию ночь напасть на град и разорить его. Но не оставлю я града сего: по молитвам моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай, раб мой, на встречу врагам, ступай на место, известное под названием Долгомостье. Там стоит вооруженная рать злых варваров. Не бойся: ты победишь воеводу вражеского. Я не оставлю тебя. В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства.

Услышав сей глас, святой Меркурий преисполнился великой радости. Сама Царица Небесная обещала ему то, к чему он давно уже стремился всей душой, ибо всегда был объять желанием пострадать за своих братьев и за веру Христову. Возблагодарив Пресвятую Богородицу он вышел из храма и горя Божественной ревностью, немедленно отправился на указанное место.

Была глубокая ночь. Не ожидая так скоро нападения врагов, граждане были объяты крепким сном. Тихо и незаметно прошел святой Меркурий мимо стражи у городских ворот. Придя на Долгомостье, он обнажил меч свой и со словами: "Пресвятая Богородица, помоги мне", устремился на татарское полчище. Гордый исполин, надменный своей силой, пал первым от руки святого Меркурия: сила, которой он так превозносился, оставила его, лишь только пред ним пред стал Христов воин. Много и других врагов из передового полка погибло от меча святого Меркурия: Оставшиеся в живых, враги были объяты ужасом и побежали. Святый Меркурий, отойдя в сторону, стал молиться и благодарить Пресвятую Владычицу за Ее дивное и славное заступление.

- Пречистая, преславная и преблагословенная Владычица! Ты Своим ходатайством спасла град сей и не допустила людям Твоим впасть в руки злых врагов христианских. Ныне же молю Тебя, Пресвятая Богородице, не отринь и меня грешного и недостойного раба Твоего: я знаю, что мне надлежит венчаться славным венцем мученичества и пролить кровь за святую веру. Не страшит меня сие, ибо я уже давно имею желание "разрешиться и быть со Христом". Помолись обо мне, славная Заступнице нашего града, к Сыну Твоему и Богу нашему: да причтет Он меня к избранному Своему стаду и сподобить вечно восхвалять Его святое имя.

Тогда раздался глас:

- Да будет тебе по прошению твоему.

Между тем враги, получив подкрепление, снова устремились на святого Меркурия. Но воин Христов, призывая имя Господне, опять поразил их; враги отступили снова со срамом:

- Горе нам, - вопили они, - нельзя нам устоять против сего воина, ибо вместе с ним нас поражают некие молниеносные мужи. А над ними видим мы лучезарную Жену.

В сие время сын убитого исполина, желая отомстить за смерть своего отца, коварно напал на святого Меркурия и усек ему мечем честную его главу. На всех врагов напал великий ужас: побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под котором погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских.

На рассвете, граждане увидели чудное заступление Пресвятой Богородицы: пред ними было покрытое трупами поле. С благодарностью они взяли тело славного заступника города - святого Меркурия и с честью погребли его в соборе Пресвятой Богородицы у левого клироса.

Вскоре после своей кончины, святой Меркурий явился в сонном видении вышеназванному пономарю и сказал:

- Поведай гражданам сего города: пусть они повесят мое оружие над гробом моим, на воспоминание о славном заступнике и помощи Пресвятой Богоматери.

При сем святой обещал свою помощь всем, призывающим его на помощь. Граждане тогда же повесили оружие святого над его гробницей.

Ныне мощи святого Меркурия почивают в Смоленском Авраамиевом монастыре в храме, построенном во имя славного воина Христова, подающего всем исцеления и помощь в бедах и напастях. Да поможет он и нам побеждать страсти телесные и непрестанно восхвалять Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Кондак, глас 4:

Явился во бранех непобедимь воин, от римлян родом сыновство, име града смоленска: яко бо сих ради наречеся, яко от Богородицы страж крепок послася граду. Песньми Меркурия ублажим, празднующе весело память его, яко да избавит град наш от беды ратник.

 

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО СИМОНА СОЙГИНСКОГО

Преподобный Симон происходил из города Сольвычегодска. С юного возраста благодать Божия почивала на нем. Он уклонялся от мирской суеты. В молодых годах он оставил дом своих родителей и прибыл в монастырь к преподобному Корнилию Комельскому. Узрев преподобного, святой Симон пал на колени пред ним и со слезами просил блаженного постричь его в иноки. От прозорливых очей преподобного Корнилия не утаилось, что пред ним стоит будущий подвижник Божий. Уступая его просьбам, он принял Симона, и дал ему в руководители одного опытного старца. Подражая святому Корнилию, святой Симон подвизался в посте и молитвах. Он безропотно исполнял все послушания, какие на него налагались и отличался своим необычайным смирением. Так в течение многих лет он неисходно подвизался в Корнилиевом монастыре. В 1537 году по преставлении своего великого наставника, святой Симон вместе с старцем Логгином, отличавшимся своей благочестивой жизнью, направился к своей родине Сольвычегодску. Оба подвижника искали уединения. В верстах 15 от города при устье реки Коряжемы они остановились. Здесь преподобный Логгин решился поселиться среди глухого леса. Святый Симон решился помочь Логгину, уже изнуренному иноческими подвигами и бывшему в преклонном возрасте. Оба они построили здесь келлию и часовню. Некоторое время преподобный Симон подвизался в сей местности вместе с Логгином. Но затем, вознамерившись искать себе более уединенного места, он расстался с святым Логгином и направился вверх по Вычегде.

В 60 верстах от Коряжемы, на возвышенном берегу Вычегды, при устье реки Сойги, среди дикого леса святой срубил себе келлию, а потом построил и храм во имя честного и славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа1. Сей храм был освящен 17 мая 1541 года. В сей дикой и глухой местности и стал подвизаться преподобный Симон. Воздержание и молитвенные бдения его были поистине изумительны.

К нему стали собираться люди, желавшие подвизаться в пустыне под руководством, святого мужа, отличавшегося своим благочестием. И блаженный всех наставлял и поучал. Как истинный пастырь он своим примером указывал всем путь, ведущий к спасению и вечному блаженству. Так целых двадцать лет подвизался святой в своей пустыни. Незадолго до своей кончины преподобный был обрадован известием, что его духовный друг и наставник святой Логгин прославлен чудесами. После такой подвижнической жизни он с миром предал Господу свою честную душу 24 ноября 1562 года, оплакиваемый своими осиротелыми учениками. Святые мощи его почивают под спудом в основанной преподобным, ныне упраздненной, обители в храме во имя святой Великомученицы Екатерины.

________________________________________________________________________

1 Спасо-Преображенская-Сойгинская или Соежская пустынь, ныне погост Сойгинский-Преображенский, находится в Вологодской губернии Сольвычегодском уезде в 82 верстах от Сольвычегодска, на правом берегу реки Сойги, при впадении ее в реку Вычегду. Эта пустынь в 1791 году была совершенно упразднена и обращена в приходский храм.

 

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОЙ МАСТРИДИИ

В городе Александрии Египетской проживала одна святая дева, по имени Мастридия, которая, заботясь о своей душе, пребывала ради Христа в безмолвии, в посте, в постоянном бодрствовании, в молитвах, раздавая при этом много милостыни. Но диавол, всегда препятствующий людям в подвигах богоугодной жизни, не мог вынести таковых добродетелей святой девы и начал с нею бороться таким образом. Он вложил одному юноше нечистое желание к этой деве. Юноша приходил в дом ее сам или присылал кого либо к ней, склоняя ее к этой страсти, однако не получал никакого ответа. Когда Мастридия выходила из дому и направлялась в церковь помолиться Богу, и в это время юноша не отставал от нее, чем причинял святой деве великую скорбь. Он говорил ей такие слова, которые любят слушать только грехолюбивые, что побудило святую Мастридию ни выходить никуда из своего дома, ни даже в церковь.

В один день Мастридия послала к юноше свою рабыню с такими словами:

- Приходи, тебя зовет моя госпожа.

Юноша с радостно пришел к ней, думая, что она согласится на его нечестивое желание. Мастридия, когда вошел к ней юноша, занималась тканием полотна, и спросила его:

- Зачем ты, брат, доставляешь мне столько огорчения и печали, что не даешь мне даже сходить в церковь?

- По истине, - ответил юноша, - я очень люблю тебя, и, когда тебя вижу, я весь бываю, как бы огненный.

- Что же ты видишь во мне? - спросила юношу Мастридия.

- Я вижу очи твои на столько прекрасными, - сказал юноша, - что они прельщают меня.

Святая дева, услышав, что ее глаза прельщают людей, челноком, которым ткала полотно, тотчас же проколола себе глаза.

Юноша, увидав сие, ужаснулся. Когда же он уразумел, что святая дева совершила сие по ревности ко Христу и ради спасения ближнего своего от соблазна1, на него нашел страх Божий и он раскаялся. Отправившись в скит, юноша облекся в черные одежды и сделался строгим иноком, подражая в молитвенных подвигах и воздержании святым отцам.

Мастридия же окончила свое житие, работая Господу, к Которому и предстала.

________________________________________________________________________

1 Христос Спаситель, научая Своих последователей побеждать дурные страсти, сказал "И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную" (Мрк.9:47). Святая же Мастридия лишила себя глаз, по ревности ко Христу, чтобы, удалив причину соблазна для юноши, тем самым и его подвигнуть ко спасению.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное