Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Падение на духовном пути


 
Шри Чайтанья Сарасват Матх
Миссия
Библиотека
Учение
Фотогалерея
Фонотека
Гостевая книга
Календарь
Контакты
Ссылки
Архив новостей
Пожертвования


"Духовный рост – это постоянный отсев. И нужно быть готовым к тому, что этот процесс бесконечен".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж

Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония"

N 187

Решительный поворот от материальной жизни к духовной для многих практикующих бхакти-йогу начинается с посвящения, что, по сути, означает наше духовное рождение. Если провести вполне уместную аналогию с физическим рождением в этом мире, то можно вспомнить, что в течение первого года новорожденный лежит, может быть ползает, но только в годовалом возрасте он начинает учиться ходить. Мать и родные всячески помогают малышу делать первые шаги, однако он неизбежно падает. В начале этого процесса - обучения ходьбе - ребёнок больше падает, чем ходит, но его устремленность не ослабевает и постепенно он осваивает процесс ходьбы. Встав взрослыми, мы уверенно шагаем по этой земле, но никто не может утверждать, что теперь никогда и ни при каких обстоятельствах он не упадёт однажды на землю. Всякое может случиться. Падение может быть в большей или меньшей степени неблагоприятным, но мы уверены, что всегда сможем встать снова на ноги и пойти дальше.

Перейти от материальной жизни к духовной также непросто, это всё равно, что научиться ходить. Поэтому впереди каждого новичка множество падений. Можно ли их избежать? Нет. И что же тогда? Падать и вставать. Падать и вставать, чтобы продолжить путь. Главное - это при любых обстоятельствах сохранить внутренний "огонь вечной истины, огонь Сознания Кришны".


Тема: Падение

Так уж случилось, что впервые я услышала о падении на духовном пути в 1998 г. в связи с нашумевшими событиями вокруг одного гуру. На тот момент мои знания об учении вайшнавов практически были равны нулю. Я не могла разобраться в происходящем, которое так волновало моих друзей, но хорошо помню охватившее меня сочувствие к человеку, который "упал". С течением времени пришлось столкнуться с целым рядом историй, когда санньяси, пуджари, близкие слуги духовных учителей становились добычей прекрасных женщин или сахаджиизма.

Сегодня любая история о падении не представляется мне ни столь трагичной, ни тем более эксклюзивной. Самое смешное, что многие неофиты давно уже упали и лежат, но при этом воображают себе, что находятся в движении.

Наша проблема в привычке судить обо всём, опираясь на какие-то внешние вещи. "Вот некто был пуджари или даже санньяси, а потом вдруг стал семейным человеком. Наш беспокойный ум говорит: "Упал, должно быть". А то и просто кто-то ходил в храм, активно помогал в служении, а потом вдруг, раз и не видно больше человека. "Всё, ушёл в майю", - говорим мы, подразумевая, что человек безнадёжно упал. На самом деле, что бы ни происходило с нами на внешнем плане - это очередная волна кармы накрывает нас. На одной волне мы приходим к лотосным стопам Гуру, а на другой волне - может свернуть куда-то в сторону. Всё возможно!

В самом начале, когда в нас пробуждается интерес к духовному и к нам приходят какие-то начальные знания, то мы пытаемся "одухотворить" свою жизнь, внедрить в неё новые элементы, которые мы считаем связанными с духовностью. И мы терпим поражение, либо становимся имитаторами-сахаджиями, которые искренне воображают, что духовно развиваются.

В одной из лекций Шрипад Б.Ч.Бхарати Махарадж объясняет, что в этот "реальный" мир (т.е. материальный) нельзя внести духовное, потому что он построен из иллюзий. Но мы можем уйти из него, и тогда он сам собой разрушится. И первый шаг на этом пути - от материального мира к духовному - задавать правильные вопросы. Т.е. задавать те вопросы, которые помогут нам это сделать.

Многие люди так и останавливаются на этом, сделав первый и последний шаг. Они задают вопросы, иногда очень хорошие вопросы, но, получив ответы, просто складируют их, ничего не собираясь делать на практике. Как говорит Шрила Шридхар Махарадж "Редко встретишь душу, в чьих поступках не было бы скрытого желания приумножить то, что стало ей дорого за многие жизни в этом мире". Поэтому неудивительно, что кто-то хочет приумножить имущество, а кто-то свои знания.

Но мы сегодня говорим о тех, кто решается сделать следующий шаг и переходит к духовной практике, бхакти-садхане. Что такое духовная практика в Сознании Кришны? Девять основных видов преданного служения:

шрутих кришнакхйанам смарана-нати-пуджа-видхи-ганас
татха дасйам сакхйам паричаранам апй атмададанам
навангани шраддха-павита-хридайах садхайати ва
врадже сева-лубдхо-вимала-раса-бхавам са лабхате

"Слушание, воспевание, памятование, вознесение молитв, поклонение, служение, дружба, служение лотосным стопам Господа и полное вручение себя Ему суть девять составляющих пути преданности (бхакти), следуя которому душа очищается от материальной скверны и обретает непреодолимое влечение к нектарному служению Кришне во Вриндаване".

Можно годами слушать, воспевать, возносить молитвы и т.д., но это не приблизит нас к духовной жизни. Всё это действенно только, если наполнено духом самопредания ("шаранагати"). Но шаранагати - это процесс, который начинается с принятия благоприятного и отвержения неблагоприятного. Поэтому без этих шагов наша духовная практика будет пробуксовывать. Мы будем воображать себе, что заняты преданным служением, но на самом деле в лучшем случае мы уже упали и лежим, а в худшем - идём в обратном направлении.

Для всех практикующих очевидно, что регулирующие принципы потому нам и даны, что они являются благоприятным фундаментом для "строительства" нашей духовной жизни. Большинство в какой-то момент что-то нарушает, а это и означает падение. Но одно дело эпизодическое нарушение, и другое - хроническое. Если человек нарушил, но тут же начинает прилагать усилия, чтобы исправить это, то можно надеяться, что его устремлённость изменить свои дурные привычки всё-таки принесёт свои плоды, и такой человек, падая, будет вставать и снова пытаться идти. Но если человек вместо того, чтобы преодолеть свои дурные наклонности, ищет им оправдание, ссылается на какие-то высказывания авторитетных вайшнавов, не верно их трактуя или не понимая, что они не имеют никакого отношения к практикующим новичкам, то такое падение может стать затяжным и, как правило, приводит к оставлению духовной практики на длительное время.

О том, что благоприятно и неблагоприятно для преданности можно узнать из работы Шрилы Бхактивинода Тхакура "Шри Бхатьялока" Подробности каждый может почитать сам, это никогда нелишне, поверьте, даже если вы уже сто раз это читали. Но вкратце я напомню:

Неблагоприятно для преданности:
1) атьяхара (переедание или создание излишних сбережений). Не тешьте себя иллюзией, что если вы съедаете гору прасада, то это гораздо благоприятнее, чем малое количество его. Если вы способны принять прасад, то вам хватит и одной капли, если не способны - то и горы не хватит.

2)праяса (ненужные устремления)

3)праджалпа (праздные разговоры)
"Лишенные духовного содержания праджалпы есть препятствие преданному служению; известно много таких праджалп. Ненужные разговоры, поиск доводов в свою поддержку, сплетни, споры, критика чужих недостатков, ложь, клевета на преданных и просто мирские разговоры — все это зовется праджалпой".

4)ниямаграха (чрезмерное внимание к соблюдению обязанностей и ограничений или неразумное пренебрежение ими)
Здесь важно помнить, что предписания и запреты меняются в зависимости от уровня, на котором находится личность. Существует множество уровней, и как поясняет Шрила Бхактивинода Тхакур "вайшнав восходит на более высокий уровень путем соблюдения правил, соответствующих степени его способностей, но ему не следует излишне привязываться к предписаниям того уровня, который он превзошел".

5)джана-санга (дружба с мирскими людьми)
Важно понимать, что большинство практикующих начальной ступени являются мирскими людьми, которые хотят развить в себе преданность. Поэтому дружба с каждым из нас в каком-то смысле неблагоприятна, если она не связана с преданным служением. Когда практикующие заняты праджалпой, то они уподобляются мирским людям.

6) лаулья (чрезмерные волнения или жадность)

О том, что благоприятно можно прочитать в этой же работе Бхактивинода Тхакура.

Самый главный благоприятный фактор для нашей духовной жизни - это хорошее общение, садху-санга. Если у нас есть постоянное хорошее общение, если у нас есть настоящие друзья в Сознании Кришны (с более высоким уровнем сознания), то никакие падения не будут для нас фатальны. Мы сможем подняться и продолжить свой путь дальше по милости таких друзей.

"Вначале путешествие кажется легким. Имея в багаже общие знания, почерпнутые из священных книг, и прошлые духовные заслуги (сукрити), мы думаем, что до Кришны подать рукой, поэтому можно обойтись без попутчиков. Со временем мы понимаем, что путь в Бесконечность непрост: то, что казалось близким, лежит за горизонтом. Тогда мы начинаем всерьёз задумываться над тем, что такое преданность, что Бог - творец бесконечного мироздания, и что высшая цель - сама Бесконечность. На этой стадии существует опасность бросить все и вернуться назад. Но если объединить усилия с преданными, связанными с нами общей целью, путь станет гораздо легче, даже если придется идти бесконечно долго". (стр.72 "Проповеди Хранителя Преданности", т.1)

Если мы не будем развивать в себе безграничное терпение и смирение, то тоже не сможем далеко уйти и обязательно упадём. Иногда нам видится, что кто-то очень быстро прогрессирует, очень успешен в духовной практике и нам кажется, что и мы также легко можем достичь подобного. Однако, важно помнить, что

"Каждый должен расти постепенно, согласно своим индивидуальным особенностям. Если человек, слишком привязанный к мирской жизни, резко её оставит, он не сможет следовать своим обетам и снова падёт. Нужно развиваться постепенно и делать то, что вам по силам. Вместе с тем у нас всегда должно быть желание полностью посвятить себя высшему долгу".
(Шридхар Махарадж, "Поиск Шри Кришны Прекрасной Реальности", стр.50)

Восхождение к вершинам преданности - не простой и долгий путь. У подножия собирается много желающих, но тем выше мы сможем подняться, тем меньше будет оставаться у нас попутчиков.

"Духовный рост – это постоянный отсев. И нужно быть готовым к тому, что этот процесс бесконечен.
Мир делится на счастливчиков и неудачников – тех, кому удалось сделать следующий шаг и тех, кто остался позади. Тому, кто оказался в числе первых, лучше не оборачиваться назад, а идти дальше. Кто-то подает большие надежды в первом классе, потом оказывается, что ему не хватает сообразительности и начальная школа – все, на что он способен. Его удел - всю жизнь оставаться образцовым первоклассником. Кто-то не блещет оценками в школе, зато в институте его таланты раскрываются в полной мере. Поэтому не следует впадать в уныние оттого, что первокласники-вундеркинды не сдают вступительных экзаменов в институт.

Чтобы продвигаться вперед, необходимо чувствовать почву под ногами, иметь хотя бы некоторое представление о том, в каком направлении мы двигаемся. Порой в пути нужно приложить дополнительные усилия, чтобы оглядеться, понять, где мы, где наша цель и верный ли выбран путь. Лучше медленно двигаться к цели, чем быстро от нее удаляться. Для этого нужно заглядывать в себя, задаваясь вопросом о цели своих поисков и учась распознавать черты той области бытия, куда мы направляемся. Ни в коем случае нельзя соблазняться внешней формой, нужно попытаться понять мотив и суть происходящего". (Шридхар Махарадж, "Проповеди Хранителя преданности", т.1, стр.81-82)

Нам не следует очень сильно переживать и огорчаться, если наших товарищей вдруг постигнет падение. Наше видение очень ограничено даже в пределах одной жизни. За всем стоит Кришна, наш лучший друг и благожелатель. И если он кого-то направляет в сторону, то, быть может лишь для того, чтобы вскоре тот смог сделать большой прорыв вверх. Впрочем, если это в ваших силах, то будьте всегда готовы протянуть руку помощи. Но если упал не кто-то, а я сам, то самое сложное, осознать это. Необходимо отчаянно молить Кришну и преданных, чтобы они помогли нам увидеть себя в истинном свете, и помогли нам встать и продолжить путь, если мы всё-таки упали.

Как я уже говорила, падают не только неофиты, иногда такое может случиться и с настоящим преданным. Однако, преданный находится в гораздо лучшем положении, чем мы.

татхА на те мАдхава тАвакАх квачид
бхрашйанти мАргАт твайи баддха-саухридАх
твайАбхигуптА вичаранти нирбхайА
винАйакАнИкапа-мУрдхасу прабхо

"О Мадхава! О Верховный Господь, супруг богини удачи! Если преданный посвятивший себя божественной любви к Тебе, иногда оступается и сходит с пути бхакти, его падение нельзя сравнить с падением обычного человека, ибо Ты всегда защищаешь Его. Даже отклонившись, он способен бесстрашно переступить через головы своих противников и продолжить путь преданного служения". ("Шримад-Бхагаватам, 10.2.33)

 

Мои дорогие друзья!
В декабре месяце вас ждут следующие праздничные дни:

25 декабря - День Явления Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа

27 декабря - день ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура


ЭКАДАШИ В ДЕКАБРЕ:

5 декабря (среда), прерывается пост на след. день 08:41-11:07 (Россия)
20 декабря (четверг), прерывается пост на след. день 08:57-11:17 (Россия)

Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите

"Чем больше мы соприкасаемся с верой, тем больше доверяем преданным и тем безопаснее наше положение. Когда вера перестаёт быть отвлечённым и абстрактным понятием и приобретает ясные очертания, мы вдруг начинаем распознавать тех, у кого общая с нами цель"

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


В избранное