Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Преодоление критичности


 
Шри Чайтанья Сарасват Матх
Миссия
Библиотека
Учение
Фотогалерея
Фонотека
Гостевая книга
Календарь
Контакты
Ссылки
Архив новостей
Пожертвования
Форум


"Если люди, находящиеся на низком уровне духовного сознания, будут подвергаться критике, тогда для них будут закрыты двери к постепенному возвышению, и они лишатся шансов обрести высшее совершенство жизни".

Шрила Бхактивинода Тхакур

Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония"

N 185

   Вот и подошло к концу почти месячное пребывание Шрилы Гурудева в России. Получить его кратковременный даршан могли все, кто приехал к нему хотя бы даже на один день. Более длительное общение во многом зависело от состояния его здоровья, которое могло меняться даже в течение дня. Если всё было хорошо, то в 9 -10 часов утра все ученики и гости могли видеть и слышать Гурудева в даршан-холле, расположенном рядом с комнатой, где жил Гурудев в Лахте (Санкт-Петербург). По утрам также проходили посвящения. В какие-то дни Гурудев приходил в храм к Божествам, и общение происходило там. В день явления Шримати Радхарани это общение длилось около двух часов. Сначала Шрила Гурудев говорил о возвышенных вещах, пытаясь облечь их в форму, доступную нашему пониманию. К сожалению, эта лекция осталась за пределами моего понимания, поэтому я не берусь даже в двух предложениях рассказать об этом. Но после лекции Гурудев пел песни, прославляющие Шримати Радхарани. Это утреннее общение так вдохновило Шрипада Бхакти Павана Джанардана Махараджа, что киртан продолжался и после ухода Говинды Махараджа ещё час и плавно перешел в дневное арати - служение Божествам Шри Шри Гуру Гауранга Радха Мадхава Сундарджиу.

Ни для кого не секрет, что Гуру обладает столь удивительным для нас свойством, что в его присутствии исчезают все вопросы. Нет необходимости спрашивать о чём-то, потому что он сам даёт ответы на то, что является предметом переживаний нашего сердца или размышлений нашего разума. На последней субботней программе он заговорил о проблеме, которая, во всяком случае, для меня является чрезвычайно актуальной на протяжении длительного времени.

Речь шла о критике. Гурудев не сказал никаких новых слов, которые бы мы уже не слышали ранее или не читали в книгах вайшнавских святых. Однако сила его слов в том, что они дают вдохновение, новый импульс к тому, чтобы сделать очередную попытку преодолеть критичность ума и подняться на уровень позитивного мировосприятия, но не в ущерб голосу совести.


Тема: Преодоление критичности

. "Находясь в рабстве у Майи, мы лишены сокровенного знания, доступного освобожденным душам. Суждения и мнения несовершенных людей искажены четырьмя недостатками — наклонностью к ошибкам, пристрастностью, изъянами наших чувств и привычкой обманывать. Если мы слишком доверяем таким мнениям и суждениям, то не сможем оценить по достоинству слова душ, достигших совершенства". (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, "Вопрошайте об истине")

Искать недостатки и изъяны у других - такой подход несовместим с вайшнавской жизнью. Это многократно слышали все, кто практикует бхакти-йогу. Но одно дело теория, и совсем другое - реализовать это в собственной жизни. По части поиска пороков и изъянов наш ум срабатывает мгновенно и это неудивительно: за плечами каждого из нас великое множество жизней в материальном мире.

Пребывая в области малых чисел, мы можем сказать, что три сотых на порядок больше, чем восемь десятитысячных. Но если мы переместимся в область больших чисел и будем оперировать миллионами и миллиардами, то тогда все эти малые величины становятся настолько незначительными, что ими можно пренебречь. Это значит, что нет принципиальной разницы между двумя вышеприведенными малыми числами.
Подобно этому, когда мы пребываем в материальном мире и на всё окружающее смотрим через призму нашего эго, то мы видим много материальных различий между разными личностями, и эти различия представляются нам существенными. Более того, мы склонны давать оценку качествам и различиям, которые мы находим в окружающих, и тогда мы выделять достоинства и недостатки. Даже если мы научены не подвергать осуждению то, что представляется нам недостатком, изъяном или пороком, то всё равно наш ум и разум осуществляют такую дифференциацию и оценку почти мгновенно. Однако такое видение не является истинным. Оно может быть правомерным (но может и не быть) лишь для сознания, пребывающего на плане материи. Обусловленная джива склонна ошибаться, она легко обманывает и обманывается.

Но если чьё-то сознание находится на духовном (трансцендентном) уровне мировосприятия, тогда картина полностью меняется. Таков Гурудев! С его позиции материальные различия между всеми нами представляются теми малыми величинами, которыми можно пренебречь. Они совершенно незначительны, какими бы грандиозными ни выглядели в наших глазах. Его интересует преданность (бхакти) и только преданность. Шри Гуру способен радоваться даже самому незначительному проявлению преданности в ком-либо.

Почему же мы не учимся у Гурудева этой способности?! Почему же в обществе преданных так много разногласий и претензий друг к другу? Ответ очевиден: никто не обладает необходимым терпением, смирением и почтением к другим. Даже если кто-то не высказывается вслух, его недовольство и претензии находятся внутри него, что не меняет сути дела. Все разногласия среди практикующих происходят на почве служения, точнее различного понимания этого вопроса, различного отношения и способностей к этому.

К сожалению, человек часто начинает выискивать недостатки у тех, кто занимает более высокие позиции в служение, и происходит это по причине зависти, осознаваемой или нет самим человеком. Как правило, отыскать изъяны совсем нетрудно и человек утешается: "О, да он совсем ничем меня не лучше, даже наоборот!"
Кроме этого мы часто привержены ложной идее о том, что тот, кто серьезно вовлечен в служение Гуру и вайшнавам, должен во всем являть для нас образец совершенства и подражания. При этом мы меряем обычными мирскими мерками. В то время как нам следует попытаться уловить дух самопредания, с которым кто-то совершает служение. Но это сложно, а подчас и вовсе невозможно для нас.

Однако самая главная наша ошибка состоит в том, что мы полагаем себя способными судить: "Что есть хорошо, а что есть плохо". Разумеется, если в центре стоим мы, то подобное суждение действительно легко может быть сделано. Но если в центре стоит Он, наш Повелитель и Хранитель, то можем ли мы всерьёз полагать, что способны знать "Что хорошо, а что нет в Его глазах, с Его точки зрения!"

Нередко критика снизу провоцируется теми, кто стоит наверху. Бывает так, что человек, нашедший своё место в служении (в своей ятре или миссии в целом), любящий "севачить" и способный на фестивале делать это сутками напролет, начинает придирчиво цепляться к другим, не обладающим подобными качествами, считая их попросту лодырями, которых надо заставлять трудиться, а не получится - так гнать в шею. Можно не произносить никаких слов, но холодное, немилосердное отношение самоочевидно. Это приводит к обидам, и в конечном итоге к тому, что люди хлопают дверью. Самое простое, что часто и делается, это сказать, что такие люди сами во всем виноваты, они лицемеры, имеют большое эго и т.д. и т.п.

Но наш Шрила Гурудев являет нам совсем иной образец поведения. Все попытки пожаловаться на какого-либо нерадивого товарища, не желающего выполнять предлагаемое ему служение, обычно пресекается вопросом Гурудева: "А прасад он принимает?". "Да, Гурудев". "И ему нравится?" "Да, Гурудев". После чего Говинда Махарадж загадочно улыбается и говорит: "Это очень хорошо. Прасада-сева".

Надеюсь, что никто из читателей не сделает из этого вывод, что теперь следует всем и каждому ограничить себя только прасада-севой (принятием прасада), а все другие виды служения откинуть. Речь, разумеется, не о том. Но необходимо быть очень внимательным и бережным к новичкам, чтобы поддержать их слабые порывы к служению, а не наоборот, отбить напрочь охоту к духовной жизни.Новичок - это не тот, кто получил посвящение только вчера. Речь идет о сознании, а оно не измеряется в годах. Если у вас реально продвинутое сознание, то вы умело будете вовлекать других в процесс служения. Для этого не надо использовать упреки, наезды, насмешки, запугивания и прочие насильственные методы, несовместимые с бхакти. Но подобно любящей матери с помощью маленьких хитростей, игры, похвалы направляющей ребенка в нужное русло, продвинутый преданный способен сподвигнуть новичка-садхаку к тому, что является для него истинным благом. И если ваше сознание прогрессирует, то в своем поведении вы будете всё более и более приближаться к тому идеалу, что являет нам Гуру и вайшнавы.

"Милость выше справедливости". Это не пустые слова. Это та высочайшая идея, которая привлекла множество душ к Шриле Гурудеву. Если каждый из нас действительно считает, что справедливый суд не для него, т.к. для этого нет качеств, и только милость даёт ему надежду, то надо понимать, что и другие также не имеют должных качеств, а потому и взывают к милости. И хотя все мы находимся в мире малых чисел, т.е. сознание каждого из нас незначительно по сравнению с сознанием чистых преданных Кришны с Голоки Вриндавана, тем не менее, между собой мы всё-таки можем заметно различаться, и привести нас к общему знаменателю может только милость. Каково бы ни было ваше собственное сознание, будьте милосердны к другим. Помогайте им, чем можете: своим примером, добрым словом или чем-то ещё. А критику оставьте материальному миру. Она не поможет нам выбраться на духовный уровень.

Таким образом, в критике нет никакой нужды. Кого бы мы ни критиковали (даже в уме) и какими бы благими ни были наши помыслы, критикуя - мы находимся на ложном пути. Однажды я жаловалась Шруташраве Прабху на своих детей, которых, разумеется, люблю, и он рассказал мне о том, что однажды также был недоволен своим сыном, ругал его за то, что он не делает каких-то вещей, и тогда его сын воскликнул: "Папа, но почему ты не видишь мои усилия и мои старания?!" Поэтому даже если мы любим кого-то, то мы часто не способны видеть внутреннее состояние человека, его устремления, его усилия. А это гораздо важнее, чем внешние, видимые результаты. Поэтому даже любовь не даёт нам права судить.
Следовать за Гурудевом, это значит стремиться развить в себе те качества, которые есть у него, в том числе и любовь ко всем, сострадание ко всякой душе.

Совсем недавно у Джанардана Махараджа спросили: "А может ли преданный сказать "нет", если его просят о каком-либо служении?" И Махарадж ответил, что у человека может быть множество причин, чтобы сказать вам "нет". Нам необходимо проявлять терпение, смирение и почтение к другим. Мы можем просить кого-либо о помощи, но мы не имеем права требовать.

"Вы находитесь в цепи преемственности, идущей от Шрилы Гуру Махараджа, и на вас лежит милость Шрилы Свами Махараджа и Шрилы Прабхупады Саравати Тхакура, и поэтому вы непременно будете успешны, но для этого вы должны в высшей мере сознательно относиться к своей практике. Многие из нашей общины мнят, что успешно развиваются, что в их практике нет изъянов, но посмотрели бы они на себя моими глазами! Как-то раз я сказал:
– Где преданность и где эмоции? Чувствуете ли вы преданность или просто переживаете приятные эмоции? Этого вы не способны видеть!"
- так Шрила Гурудев критично говорит о своих последователях. И он, та единственная, любящая всех нас личность, которая имеет права иногда поругать нас и высказаться критично. Потому что он обладает тем видением, которое дает это право.

Критичность своего ума необходимо каждому направить на самого себя. Шрипад Б.С.Госвами Махарадж пишет в статье "Доктор, исцели себя сам" следующее:
"Моя главная ответственность заключается в том, чтобы исправить себя. «Врач, исцели себя сам». Такое отношение должно быть принципом подлинного ученика этого сознания Кришны. Это позитивная сторона, а негативная, косвенная сторона — судить о практике других людей и о том, как общаться с этими людьми. Мы должны общаться с достойными, и избегать тех, кто не соответствует стандартам. Но это негативная сторона, и она не столь важна, как сторона позитивная. Мы должны быть оптимистами и видеть хорошее повсюду, о самих же себе мы должны думать: «Мое знание и угол зрения ущербны, поэтому я не способен видеть других в истинном свете». Советую всем перечитать это ещё раз полностью. Об этом же Госвами Махарадж пишет и в другой статье "Профессиональный секрет преданности".

В статье "Гармония - основа всего" есть такие слова Шридхара Махараджа: "Если наши распри и борьба доставляют Господу удовольствие, мы будем драться и ссориться. Не стоит разочаровываться или огорчаться при виде разногласий, нужно стараться найти то, что всех нас объединяет".
Знаете ли вы что объединяет всех нас, последователей Гурудева? Сначала только Его милость, дарованная каждому из нас. Но позже мы непременно должны прийти к Сознанию Кришны, и такое сознание и будет тем, что объединит нас, таких разных и индивидуально неповторимых.

И в заключение сегодняшнего разговора мне хочется привести вам чудесные стихи из книги "Шри Шри Прапанна дживанамритам":

свабхава джанита ара вапу-доше кшане,
анадара нахи кара шуддха бхакта-джане
панкади джалийа доше кабху ганга-джале,
чинмайатва лопа нахе сарвва-шастре бале
апракрита бхакта-джана папа нахи каре,
авашишта папа йайа кичху-дина паре

(Бенгальское стихотворение Шри Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура)

По изъянам в характере или во внешности
Никогда не суди о чистом преданном Господа Кришны.
Даже если грязь, пена и пузыри появятся в водах Ганги,
Она никогда не утратит святости, — так гласят писания.
Преданный свят — никогда он не станет грешить.
Даже если крупица греха и осталось в нем, она скоро исчезнет.(25)

пара-дошанушиланам варджджанийам —
пара-свабхава-карммани, йах прашамсати ниндати
са ашу бхрашйате свартхад, асатйабхинивешатах [26] Шри-Шри-Бхагаватах

Следует отказаться от поиска недостатков в других:
Без нужды осуждать других — недостаток, который следует оставить. О Уддхава, не хвали и не ругай людей за их нрав или поступки, ибо ты сам погрязнешь в иллюзии и забудешь о своих возвышенных целях и идеалах. [Верховный Господь]

кришнаика-бхаджана-шиласйа тат прабхавена видхуйамана-нй абхадрани дурачаравад дриштанй апи дурабхисандхи-мулака-ван на гарханийанй апи ча сварупатас тад эка бхаджанасйа парамад-бхута-махатмйат сах садхур эва -
апи чет судурачаро, бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах, самйаг вйавасито хи сах [24]
татраива

Очищающий эффект преданности к Кришне может привести к тому, что в характере преданного, полностью посвятившего себя служению Кришне, станут видны вопиющие изъяны. Хотя они могут казаться отвратительными, но за них нельзя осуждать, как за проявление греховных побуждений (как у непреданных). Напротив, поскольку его безраздельная преданность (ананйа-бхаджана) сама по себе чудесна, чиста и величественна, такого преданного следует чтить как истинного святого:
«Если человек отдал своё сердце на служение Мне, то даже если его поступки порой выглядят отвратительными, он всё равно должен почитаться как истинный святой (садху), ибо его жизненное устремление совершенно во всех отношениях». (24) [Б-г. 9.30]

Примечание: прошу искреннее прощение у всех, к кому была придирчива, несправедлива, критична и безжалостна. К сожалению, я не могу обещать, что завтра стану другой, но я буду очень стараться. И я искренне желаю всем и себе в том числе успехов на пути бхакти-садханы.


ЭКАДАШИ В ОКТЯБРЕ:

7 октября (воскресенье), прерывается пост на след. день 07:45–11:26 (Москва)
22 октября (понедельник), прерывается пост на след. день 08:15–11:34(Москва)

Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение связи с Высшей Гармонией.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


  Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите

"Смотрите на мир глазами Того, кто всему даёт жизнь, думайте лишь о Его желаниях, и вы осознаете свои отношения с Ним...
Видеть, как всё связано с Богом и как Он связан со всем сущим; зная об этой взаимосвязи, человек может жить в гармонии с окружающим".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


В избранное