Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги) 183


 
 
Шри Чайтанья Сарасват Матх
Миссия
Библиотека
Учение
Фотогалерея
Фонотека
Гостевая книга
Календарь
Контакты
Ссылки
Архив новостей
Пожертвования
Форум


"Мозг может только предполагать, теоретизировать, но сердце способно увести в совершенно ином, неожиданном направлении...
Мозг управляет нашей жизнью лишь до известной степени. Сердце - самый надежный проводник. Внутренний вкус направляет нас, ведет к нашей цели. Именно ему мы должны отдавать предпочтение".

Шрила Шидхар Махарадж

Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония"

N 183

В течение всего года практикующие бхакти-йогу имеют возможности общения с самыми разными проповедниками нашей миссии. Во время больших вайшнавских фестивалей, проводимых каждый год, все они собираются вместе во главе с Гурудевом. Часто бывает так, что слыша различные ответы на аналогичные вопросы, человек усматривает в этом противоречия, наполняется сомнениями, и затем и мыслями, что в такой садху-санге нет никакого для него блага. Тогда он принимает решение никого не слушать, кроме Шрилы Гурудева.

Для того, чтобы личность могла без ущерба для себя слушать любую проповедь, необходимо получить знание о концепции Шрилы Шридхара Махараджа. Поскольку никто из нас не имел возможности слушать ежедневно это знание из уст Говинды Махараджа, Госвами Махараджа, то для нас издано большое количество книг и статей Шридхара Махараджа, Говинды Махараджа - святых личностей. Необходимо внимательнейшим образом изучать это наследие, т.е. постоянно обращаться к этим книгам, сделав их частью своей ежедневной практики, а не довольствоваться разовым прочтением. И тогда любая, даже не самая совершенная проповедь, будет для вас благом, ибо вы сможете уловить в ней дух наставлений Шри Гуру.
"Самое главное, самое существенное в нашей практике - садху и шастры. Общение с садху и изучение шастр должно постоянно поддерживать нашу бхаджану. Это краеугольный камень духовной жизни" - слова Шрилы Шридхара Махараджа ("Проповеди хранителя преданности, т.2, стр.59)

Однако, если у кого-то общение с садху ограничивается слушанием лекций и наставлений, изучение шастр становится тренингом для памяти (о, я теперь вам двести шлок могут выдать с ходу!), а бхаджана сводится к несовершенному перебираю чёток и нахрапистой проповеди, где человек словно попугай повторяет десяток заученных истин, а то и просто с сектантским энтузиазмом несет всякий вздор, то до духовной жизни, и ежу понятно, дело ещё не дошло. Первая ступень - шраддха (вера), без нее вообще нельзя сдвинуться с места. Далее идёт шравана (слушание). Но слушание не в духе собирания информации, а в настроении принятия (варана-даша) и последующего следования (садхана-даша). Сколько лет или жизней понадобится нам, чтобы сделать следующий шаг, никому неизвестно, всё индивидуально. Однако, в этом процессе переход на следующий уровень - означает расширение, но ни в коем случае не упразднение предыдущих шагов.

В последнее воскресенье июля по случаю своего дня явления Шрипад Б.Б.Авадхут Махарадж очень много чего интересного рассказывал и в частности о своих первых встречах с Гуру. О своих глупых, но искренних вопросах, на которые Говинда Махарадж отвечал со всей полнотой и серьёзностью, ибо понимал, как важны ответы для вопрошающего. Но кроме того, Авадхут Махарадж рассказывал о разных категориях людей и в том числе о тех, кто очень много знает о вайшнавских истинах, но ровным счетом ничего не делает. Понятно, что такие люди не являются даже начинающими преданными.

Я рекомендую всем, кто ещё этого не успел сделать, прочитать статью "Абсолютный теизм" (из бесед со Шрилой Шридхаром Махараджем) журнала "Гаудия даршан" (N7 за ноябрь 2006). В частности, там Шридхар Махарадж говорит о том, что множество сил влияют на духовный путь. Но наиболее значимую для нас помощь оказывает садху-санга - общение с теми, кто выше нас. При этом он замечает, что санга означает дух служения, не физическое общение, но служение.

"За ней (имеется в виду - садху-санга - прим. автора рассылки) следует шастра, наставления великих святых. Две эти силы ведут нас к шаранагати, которое приобретает реальные очертания только тогда, когда мы искренни. Быть искренним означает думать: "Я беспомощен. К этому выводу я пришел в результате самоанализа". Чем сильнее я ощущаю себя бессильным, беззащитным, тем искреннее будет моя молитва Господу, и по моей искренности Всевышний ответит мне взаимностью". (стр.44 журнала)

Начинающие бхакты по невежеству или наивности полагают, что служение сводится к разнообразной и внешне проявленной деятельности в рамках миссии (ШЧСМ), осуществляемой с желанием удовлетворить Гуру. Бесспорно, такого рода служение самое безопасное и беспроигрышное. Потому, что Шрила Гурудев очень милостив, и, как правило, он удовлетворен тем, что делают преданные российской миссии. А это значит, что любой, кто сознательно принимает в этом участие, как минимум зарабатывает себе гьята-сукрити. Бхакти может быть, а может не быть в нашей деятельности, всё зависит от чистоты мотива. Мы можем себя обманывать, но Господа не обманешь. Например, он прекрасно видит, что кто-то, отправляясь на воскресную санкиртану ради служения Гуру, заодно хочет подышать свежим воздухом (полезно же для здоровья!), к тому же ему доставляет удовольствие постучать на караталах, да и перемолвиться новостями с другом Васей (апосля санкиртаны) тоже охота. Можно не осознавать своих истинных мотивов, особенно если у человека не развита привычка к самоанализу, но Господь мгновенно определит, каков процент бхакти в том, что мы делаем, и есть ли она там вообще. Однако, не стоит недооценивать и сукрити, это тоже очень ценная вещь, и её нехватка уводит однажды человека с духовного пути (но сегодня речь не об этом).

Большинство из нас живёт не в храме, а в семье. И мы не находимся 24 часа в сутки под присмотром возвышенного преданного. Да и неужели, кто-то всерьёз полагает, что в духовном мире каждое ваше действие будет контролироваться кем-то извне? Кому нужно такое псевдослужение, которое больше похоже на эксплуатацию! На Голоке Вриндавана бесчисленное количество душ находятся в непрерывном служении Шри Кришне. Как они узнают, что ему нужно, что он хочет и что принесет ему счастье в тот или иной момент времени? Их собственное сердце непостижимым образом узнает об этом.

Если мы хотим подлинной духовной жизни, то у нас нет альтернативы тому, чтобы учиться слушать голос совести. Во всяком случае на стадии садхана-бхакти, это становится необходимым. Об этом сегодня и пойдёт речь. Почему в название темы я использовала слово "сердце"? Чтобы избежать стереотипного восприятия. Дело в том, что за словами "голос совести", "голос сердца" или "слушать свою душу" стоит одна и та же реальность. Между тем, как слово "совесть" само по себе имеет значение совершенно не относящее к нашей теме.

Не случайно, в одной из своей лекций Шрипад Бхарати Махарадж говорит: "Господь разговаривает с нами голосом совести. Не Господь есть Совесть, как эстеты или поборники нравственности говорят: Господь – это совесть. Нет. Он с нами разговаривает голосом совести. Проблема, как его услышать и последовать за этим голосом совести".

Толковый словарь говорит нам :
"Cовесть - чувство моральной ответственности за свое поведение, нравственные принципы, взгляды, убеждения".
"Голос совести - внутреннее побуждение, осознание чего-либо".

Если первое понятие - совесть - означает нечто, что нам подвластно, что мы можем иметь или не иметь. То, голос совести не принадлежит нам, не зависит от нас, но он беспокоит нас, не дает нам жить спокойно.


Тема: Слушать голос сердца

"В поиске истины нам дается полная свобода – свобода отвергнуть ложную мысль, не выдержавшую испытания временем и идущую вразрез с внутренним голосом совести".(Шрила Бхактивинода Тхакур)

То, о чем сегодня пойдет речь, не предназначено для тех, кто ещё размышляет "Есть Бог или нет", "нужен Гуру или ну его", "потусоваться тут с преданными или записаться в клуб любителей подводного плавания". Сегодняшний разговор и не для тех, кто больше всего хотел бы покончить с материальными страданиями, хотя таких большинство, и с этой надеждой обратился к религии или духовной практике.

Речь о том, как качественно изменить свою внутреннюю жизнь при любых внешних обстоятельствах. Как от мира эксплуатации сделать решительный шаг в мир преданности. Это возможно для того, кто, независимо от возраста и опыта этой жизни, ощущает, что в этом мире смерти он всё повидал, испытал и здесь ему больше не к чему стремиться. Понятно, что сейчас мы находимся во власти материальных оболочек, в частности ума, который будет производить на свет какие-то желания и устремления. Но если мы ощущаем, что все они не представляют для нас ценности и что для нас вполне возможно отбросить их, если бы только знать, что же на самом деле хочет Всевышний Господь. Здесь и сейчас, и конкретно от меня.

Итак, если мы действительно полны решимости отдать управление своей жизнью Господу и Его представителю - Гуру, то тогда... Пора принимать санньясу? Да нет, поздно, батенька, поздно! Внешнее отречение не поможет, а внутреннее - уже в какой-то степени должно присутствовать. Так вот, продолжаю свою мысль, тогда можно наконец-то рискнуть (всем тем, что для вас не имеет уже большой ценности) и начать новую жизнь, учась слушать и слышать голос совести, голос сердца.

"Хе-хе", - скажете вы, - "Что я совсем спятил - слушать нечистое сердце! Оно ж меня под монастырь подведет". Дело, конечно, ваше. Можете слушать свой ум. Или вы его уже укротили?! Тогда примите искренние поздравления. У вас ещё остается два верных друга - разум и эго. Но кто сказал, что сердце вас поведет другой дорогой, чем разум? В 9 случаях из 10, между ними будет согласие. Но вот когда придёт тот 10-й случай разногласия - это и будет ваш шанс к духовной жизни. Шанс услышать гуру, услышать Господа не вовне, а изнутри, в своем собственном сердце. Услышать голос Бога, как голос совести и пойти за ним, предаться ему.

"Тот, кто обнаруживает в себе присутствие души, испытывает нечто наподобие молнии. Мир в одно мгновение преображается. Приходит озарение - материальная жизнь неестественна, чувства - это враги в обличии друзей. Если попытаться им противостоять, они предложат дружбу и будут внушать, что без них жизнь теряет смысл. Нельзя поддаваться на эту дешевую уловку.
Тот, кто ощутил себя душой, обрел это удивительное понимание, переступает черту, за которой открывается безбрежный океан знания, и оказывается на пороге сверхсубъективного мира. Теперь можно соприкоснуться с Божественной реальностью. С этой минуты существование обретает новый смысл, меняется направление поисков и жизненные ценности. Таким образом самоанализ и поиск внутреннего "я" приводит постепенно к преданности"
("Субъективная эволюция сознания").

Разум - великолепный инструмент, который мы можем использовать для своего духовного развития. Именно он поможет нам понять, превосходство Любви и преданности трансцендентного мира над всеми ценностями и идеалами, который предлагает нам материальный мир. Разум поможет оценить нам собственное положение, собственные качества, поможет нам в самоанализе, который необходим на стадии бхакти-садханы. Но сама духовная практика осуществляется на плане души. Вера, наша ежедневная молитва, в которой мы призываем Господа: "Харе Кришна!..." - всё это связано с душой, но не разумом.

"Движение Шри Чайтаньи Mахапрабху больше обращено к сердцу, чем к интеллекту. Мы всегда должны это учитывать. Интеллект не должен препятствовать свободному потоку чувства. Это всегда надо помнить. Свободная любовь и свободная вера — вот то единственное, то самое ценное, ради чего мы оставили свои дома и присоединились к Миссии. Нужно всегда сохранять в неприкосновенности такую чистоту намерений. Помощь закона и правил, конечно же, необходима, но ровно настолько, насколько они не ограничивают в нас роста живого духа. Нужно развивать живой дух". (Шридхар Махарадж, "Шри Гуру и Его Милость")

Когда мы начинаем практиковать следование голосу совести, то в начале происходит нечто странное и даже подозрительное. Этот голос почему-то призывает нас совершать то, что нам вовсе не представляется духовным. Например, было бы понятно, если бы голос совести призвал нас повторять не 16 кругов, а 32. Но почему вместо этого, он призывает позаботиться о старой матери, постараться понять агрессивно настроенных родственников. Этот голос может призвать нас в армию или устроиться на новую работу. Почему так? Потому что прежде чем, наша линия связи с Богом станет чистой и мы действительно услышим Глас Божий, мы должны научиться подчиняться голосу совести, следовать за ним, куда бы он нас ни позвал. Это не так, что мы позволим разуму фильтровать, чему следовать, а чему нет.
Следовать голосу сердца - очень опасная дорожка для того, у кого нет должной веры, и единственный практический путь к шаранагати для тех, у кого есть вера. Если мы честны сами с собой, то рано или поздно научимся слушать голос совести, хотя сначала мы будет ошибаться. Мы будем ошибаться до тех пор, пока не настроимся на нужную волну. Что это за волна, где её искать, как на неё настраиваться - об этом можно услышать от святых, они дают направление для нашей духовной жизни. Голос совести прозвучит и мы услышим Господа в своем сердце только тогда, когда мы будем готовы последовать за Ним. Но если мы обманываем себя в том, что хотим следовать воле Господа, а вместо этого лелеем собственные частные интересы и желания, то под голос совести будет рядиться сатана.

"Любое событие - это совокупность множества факторов. Но те, кто искренни и всеми силами пытаются помочь своему истинному "я", не могут долго находиться в заблуждении. Это утешит нас и придаст силы. "Если я сам не обманываю себя, то никто в этом мире не сможет меня обмануть". Нужна абсолютная честность с самим собою". ("Абсолютный теизм", стр.43 журнала )

К сожалению, в данный момент не работает сайт Шрипад Б.Ч. Бхарати Махараджа, а когда заработает, то я не знаю, какие будут там выставлены лекции, поэтому пока не могу дать ссылку. Но у Махараджа есть на эту тему одна беседа, которую я сейчас частично процитирую. В ней он сначала говорит о видах долга (дхарме): вечном или абсолютном долге и об относительных долгах.

"Есть абсолютный долг. Он называется «санатана». Вечный долг. Вечный долг – это единственный долг, долг перед своей совестью, перед своей душой, если хотите. Он не обусловлен ни временем, ни пространством...

Относительный долг – это перед обществом, перед страной, перед семьей, перед человечеством. Это все относительно. Потому что делая добро одним, вы делаете зло другим. Но есть абсолютный долг – это долг перед своей совестью, перед своим сердцем.

"Господь говорит с нами голосом совести и очень часто голос совести приходит в противоречие с голосом другого долга (другой дхармы). И часто перед нами дилемма: последовать голосу совести или последовать голосу внешнего мира. Например, какая-то религия тебе говорит: «Это нельзя делать». Душа тебе говорит: «Нет, я могу это сделать». И вот это и есть тот самый выбор в пользу санатаны дхармы, вечного долга или относительного долга.

Кришна (В Бхагавад-гите") все эти дорожки описывает, а в конце говорит: «На самом деле, у тебя вообще никакого долга нет". Откажись вообще от понятия «долг», следуй только за голосом своей совести, только за голосом сердца. И тогда, если ты будешь следовать за голосом своего сердца, какие бы последствия тебя ни ожидали, не испытывай страха. Не бойся последствий того, что ты последуешь за свои сердцем, потому что сама по себе возможность слушать свое сердце, свою совесть это уже высшее благо, это уже высшее вознаграждение. Что потом будет во внешнем мире – не думай. Ты будешь наказан, потому что часто то, к чему призывает совесть приходит в противоречие с тем, что призывает тебя во внешнем мире.

Будь готов отвечать за то, что ты готов услышать свою совесть и следуешь ее голосу. Т.е. будь готов отвечать за это. Нам святые намекают, как примерно, на какой волне звучит голос совести, а на какой волне звучит голос гордыни или похоти. Вот голос совести нам всегда говорит, что ты – слуга Красоты.. А вот гордыня или голос дьявола шепчет нам: «Нет, нет, ты должен употребить это для своей выгоды». Он может рядиться под голос совести тоже".

В этой беседе Бхарати Махараджу был задан вопрос: "А есть ли возможность научиться различать?"
Он ответил на это: " Да, есть, но для этого нужна искренность. Для этого нужно быть готовым, что если я вдруг заподозрил, что в голосе совести на самом деле говорит похоть, то значит нужно отказаться от этого. Не быть рабом своих прежних решений. Пойти за голосом совести, куда бы он ни позвал. Сегодня – он влево, завтра – вправо. То есть изменяться с генеральной линией партии, как раньше говорили. И главное, не искать ни в чем выгоду. Потому что именно поиск выгоды мешает нам видеть Красоту, мешает нам видеть Гармонию. Только наше стремление использовать что-то для себя заслоняет от нас Красоту и на первый план выходит польза. Если вы видите что-то прекрасное, и следующая мысль: «Как я могу это использовать?» И вы уже не видите этого прекрасного, вы уже губите его.
Голос совести можно услышать, но для этого надо отказаться от стремления во всем видеть выгоду: в окружающем, в окружающем мире, в окружающих живых существах. Как только мы перестаем видеть выгоду, то на руинах этого мира выгоды, мира корысти, вырастает прекрасное. Мы можем слышать голос Господа...

И Бхагавад-Гита нам говорит: «Если относительное и абсолютное не вступают в противоречие, т.е. если долг перед семьей, обществом, религией и т.д. не противоречит вашему голосу совести, то выполняйте долг перед внешним миром. Но бывают очень редкие моменты, когда голос совести вступает в противоречие с голосом общества, вот тогда вы сделайте выбор в сторону совести, а не в сторону общества или там семьи. Когда совесть ваша говорит обратное, вот тогда бросьте всё и следуйте за голосом Господа, за голосом совести".

То, о чём мы сегодня говорим, не является разовой акцией. Это, если можно так выразиться, образ жизни. Каждое мгновение своей жизни человек, вставший на путь самопредания Господу, сверяет с голосом своего сердца.

"Тому, кто искренен в своем стремлении, не стоит ничего бояться, ибо Господь ведет его. Действуя через Гурудева, Он является внутренним поводырем. Под его руководством всё будет благоприятным. Последнее слово за Всевышним".
("Абсолютный теизм", стр.42)

В заключение разговора хотелось бы напомнить о том, что "нетерпеливость на духовном пути - опаснейший враг" ("Проповеди Хранителя Преданности", стр.57), а
"Молитва же обладает истинным могуществом и способна призвать на помощь высшее - Того, к кому я стремлюсь. Он не оставит меня без поддержки. Его посланник благословит меня, и тогда моя молитва будет услышана, а путь станет безопасным. Молитва и Шаранагати. Он услышит нашу молитву, если мы действительно предались". ("Абсолютный теизм", стр.43)


ЭКАДАШИ В АВГУСТЕ:

9 августа (четверг), прерывается пост на след. день до 11:00 (Москва)
24 августа (пятница), прерывается пост на след. день 06:20-11:08 (Москва)

Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение связи с Высшей Гармонией.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.

 
  Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите

"Живущая в нас склонность к собственным удовольствиям приносит душе боль и страдания. Мы это осознаем, но не можем от них избавиться. На этапе садханы, духовного обучения, мы еще не можем полностью с ними порвать. И все же у нас нет другого выбора...
Нужно только дать Кришне высадиться на берег нашего сердца. Пусть истинное сознание Кришны войдет в наше сердце через наш слух, через слушание речей чистого вайшнава...
Мы должны дать отставку нашему интеллекту и следовать лишь повелениям сердца. Только так мы сможет приблизиться и войти в этот мир".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


В избранное