Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги) АГ N181 от 31.05.2007


 
Шри Чайтанья Сарасват Матх
Миссия
Библиотека
Учение
Фотогалерея
Фонотека
Гостевая книга
Поиск
Календарь
Контакты
Ссылки
Архив новостей
Пожертвования


"Для того, чтобы постичь Абсолют, мы должны стать рабами; это - самая настоящая цена. Мы должны вручить себя в качестве рабов игре Его сладостной воли".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж

Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония"
N 181

В прошлом выпуске нашей рассылки мы говорили о том, как важно стать настоящим учеником, и какие для этого необходимы качества. Однако отношения ученика и Учителя в бхакти-йоге принципиально отличаются от того, что мы можем найти в других теистических школах, не основанных на концепции бхакти. Кем является Гуру для своих учеников в линии Рупы Госвами? Вот об этом сегодня мы и поговорим.


Тема: Стань рабом Божьим!

Мы знаем, что в современный век, есть немало людей, отвергающих идею "учителя" как таковую. То есть они полагают, что возможно самостоятельно, по книгам, без живого наставника овладеть теми или иными знаниями. Еще большее число людей полагают, что в таких сложных предметах, как математика, учитель необходим, а вот для духовной жизни достаточно просто следовать интуиции (или внутреннему голосу). Подобные представления хорошо развенчаны в статье Шрипада Б.С. Госвами Махараджа "Интуитивный полет, или Кому ты доверяешь свою душу ".

Однако наиболее разумные люди понимают, что в духовной жизни ещё в большей степени, чем в материальной, человеку необходим наставник, учитель. Потому что духовные знания, трансцендентные знания - это знания "не от мира сего". Их нельзя вывести из ментальных накоплений и материального опыта нашей жизни. Источником любого духовного знания является божественное откровение. Святые, представители Бога, приносят в этот мир откровения, которые в современную эпоху частично выражаются в виде книг.

Все мы выучили назубок, что "...гуру должен обладать всеобъемлющим, ясным знанием. Ему надо в совершенстве знать Богооткровенную Истину. И он всегда должен жить подлинной духовной жизнью...Он ведет жизнь, никак не связанную с преходящими, мирскими интересами. Он всегда живет на трансцендентном уровне, не порывая с ним ни на мгновение". (Шридхар Махарадж, "Шри Гуру и Его Милость").

Но что такое в нашем несовершенном понимании духовный учитель или гуру? Что-то вроде палочки-выручалочки, помощника, который поведет нас к обретению собственного счастья, но уже не в материальной, а духовной сфере бытия? Не так ли? Однако, в подобном представлении содержится две принципиальные ошибки:
1) В Бхакти-йоге Шри Гуру не связан с миром обретений и приобретений, даже под духовным соусом. Он знает дорогу к Абсолютному Счастью, которого зовут Шри Кришна. Обрести это Счастье невозможно, но Его возможно любить, как неописуемую Красоту, и Ему возможно служить в духе любовного самозабвения.

2) В бхакти-йоге связь со Шри Гуру не является временной, - тем, что может быть откинуто по достижении какой-либо цели (например, премы). Связь с гуру вечна и по своей сути это отношения Господина и беззаветно любящего Его раба.

Вот как это объясняет в одной из своих лекций Шрипад Б.Ч. Бхарати Махарадж:

"Буддисты говорят, что в конце концов гуру нужно убить. Ну не то, чтобы там заколоть, а то, чтобы идею гуру выкинуть. Все, нет никакого гуру. Ты и нирвана.
Вот и мы так же. Все, гуру больше не нужен, потому что религиозному, ущербному сознанию свойственно в Гуру видеть учителя. А учитель, кто такой в нашем понимании? Он тебя научил, и все, больше он не нужен. Гуру сделал свое дело, Гуру может удалиться.

Но вайшнав – он в Гуру видит хозяина, поэтому и говорят Гуру – «Spiritual Master», и «Master» означает «хозяин». Не учитель, а хозяин. И если мы в Гуру понимаем хозяина, то тогда мы его не убиваем. Тогда не возникает идеи: «Все он меня научил азбуке, больше он мне не нужен, теперь я уже знаю, как читать».

А если он – мой хозяин, то он всегда будет хозяином. Даже если я буду семь пядей во лбу и умнее его, все равно он – мой хозяин. Даже если раб умнее своего господина, при этом он все равно остается рабом. Отсюда знаменитая фраза Сарасвати Тхакура, что ученик никогда не может превзойти своего учителя. Казалось бы, здесь противоречие, но если мы понимаем, что такое подлинный Гуру, что Гуру – это хозяин, а не учитель. Раб, он никогда не может превзойти хозяина, у него никогда вольной не будет.

Поэтому, что же нам делать?
Сдаться на милость хозяину. Сначала, конечно, выбирать хозяина. Коль скоро мы продаемся… Когда душа начинает искать себе хозяина, то она предается ему, сдается, как бы продается. Так вот нужно найти такого хозяина, который наилучшим образом сможет использовать этого раба божьего".

Несмотря на простоту слов, которые вы только что прочитали, это очень крутая концепция. Её ещё часто выражают словами "Слуга слуги слуги...". Крутизна концепции в том, что в ней нет никаких пряников, приманок и завлекалок, посулов и обещаний из того арсенала, к которому привык наш прогнивший материализмом ум. Ни для кого не секрет, что в нашем мире полно "духовных" лидеров, которые призывают нас в этой жизни немного затянуть пояса, потерпеть невзгоды, зато потом... там на небесах - нам обещают манну небесную, райские наслаждения и тому подобные вещи, кажущиеся нам очень привлекательными.

А что обещает своим ученикам Гуру-вайшнав? Встречу с Абсолютной Красотой и Счастьем по имени Шри Кришна? Возможно - на мгновение, возможно - на несколько мгновений... Но наверняка может быть обещана только вечная любовь и вечное рабство. При этом вечная любовь - с отстрочкой, а вот рабство - пожалуйста, прямо сейчас.

"В царство Бога мы можем войти лишь как рабы, а не господа. Мы должны склонить там свою голову; мы должны полностью покориться. Мы должны оставить мысли о том, чтобы с высоко поднятой головой почивать там на лаврах, ибо весь этот мир обладает более высшей природой, нежели мы". (Шридхар Махарадж, "Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности")

И нам необходимо найти решимость, здесь и сейчас, в этом человеческом теле сделать этот шаг. Сначала у нас ничего не получится. Даже на словах это звучит пугающе - "стать рабом". В мире, где любовь днём с огнём не сыщещь, это действительно страшно. Но вайшнавы говорят о любовном рабстве. Душа ищет любви и она должна стать рабою любви, а не чего-то там ещё.

"Атмосфера там является столь счастливой и исполненной любви, что никто там не ощущает никакой разницы между рабом и господином. Раб там не ощущает того, что он раб. Все являются одной семьей". (Шридхар Махарадж, "Любовный поиск потерянного слуги").

Надо понимать, что если мы, уповая на вышеприведённую цитату будет говорить себе: "О да, я хочу стать рабом Божьим, рабом любви", но подразумевать под этим прежде всего то, что там нет разницы между рабом и Господином, то подобное лицемерие никак не поможет нам.

Иногда тот, кто потерпел сокрушительное поражение в своих попытках стать Господином в этом мире, воодушевляется идеей "раба Божьего", ибо его пратиштхе льстит служит Владыке всего и всех.
Однако вайшнавы говорят нам об иерархии мира преданности, о том, что в той иерархии Гуру навсегда останется нашим Господином, только по милости которого мы будем приняты там.

"Когда преданный возвращается в духовный мир, даже воспевание Святого Имени отходит на второй план, а на первый выдвигаются другие виды служения. Когда душа входит в царство Господа, ей дают определенную роль в служении Кришне, и она занимает в ее жизни очень заметное и значительное место. В это время Имя отходит на второй план. Когда душа присоединяется к определенной группе в той или иной расе, например сакхья-расе, ей дают определенные обязанности под началом главы группы, к примеру Субалы или Баладевы. Самым важным будет ее служение, а Имя будет на заднем плане, помогая, давая силы. И там душа на всех будет смотреть как на гуру, хотя существует иерархия. Это семейная жизнь. Там будет учитель ее учителя, но она будет действовать под началом собственного руководителя, у которого тоже есть руководитель. Ей будет руководить тот, кто непосредственно выше нее. Таким образом, там есть иерархия, и благодаря ей ученик постепенно преобразится. Каждый преданный действует под началом определенного слуги, и прямая обязанность первого — служить этому слуге и выполнять его поручения". (Шридхар Махарадж, "Шри Гуру и Его Милость").

Но давайте вернемся с небес на землю. Итак, сначала необходимо научиться выполнять те общие наставления Гурудева, которые он даёт при посвящении и которые мы также можем найти в рекомендованных им книгах. При этом не стоит забывать, что покуда "мы оставляем за собой право рассудить указания учителя, то и учитель нам дает такие указания, которые мы можем и так повернуть, и так повернуть. Когда мы полностью предаемся и он видит, что жизнь ученика в его руках, тогда он на себя берет ответственность за ученика"(из лекции Шрипада Б.Ч.Бхарати Махараджа).

Но остановиться лишь на этом, это значит так и не стать настоящим учеником Гуру-вайшнава. Потому что следующий неизбежный шаг - это признать в Шри Гуру Господина и стать его вечным рабом.

Если вы регулярно следите за обновлениями нашего сайта, то не могли не заметить последней статьи Шридхара Махараджа "Брахманы и вайшнавы", где есть такие слова, которыми мне и хочется завершить сегодняшний разговор:

"Какую степень Рабства мы сможем принять, благо соответствующей природы мы получим. Это в высшей степени разумно. Иначе, мы не можем обрести какой-либо доступ на эту Самую Священную Землю.
Мы можем получить позволение только тогда, когда мы предлагаем наше служение в духе абсолютного Рабства. И это Рабство, конечно, должно быть безусловным. Разумеется , очень трудно представить такое явление, но ничто меньшее не откроет нам вход в это Священное Царство. Рабство в этом Царстве гораздо, гораздо лучше, чем господство на этой земле эксплуатации, где его следствия могут быть только очень, очень скверными".


НОВОСТИ МИССИИ:

Наступившее лето ознаменовалось большими проповедническими программами на Украине. Читайте наши отчеты на сайте. Самое последнее событие - это участие Шрипада Шруташравы Прабху в VII-ом международном форуме "Этнические и духовные аспекты развития человека и общества" в Киеве.

Информация о туре Шрипада Авадхута Махараджа:

  • 18-20 Томск
  • Красноярск, фестиваль"Мана" 21-27 июня
  • 28-2 июля Хабаровск

Готовятся также мероприятия в Сочи, С-Петербурге. Следите за новостями на сайте, которые обновляются почти ежедневно.

Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение связи с Высшей Гармонией.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите

"Рабство в этом Царстве гораздо, гораздо лучше, чем господство на этой земле эксплуатации, где его следствия могут быть только очень, очень скверными".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


В избранное