Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ПЯТЫЙ ПРИНЦИП


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Шримад-Бхагаватам советует нам отвергнуть пять вещей: дйутам азартные игры или дипломатию; панам - интоксикации, включая чай, кофе и бетель; стрийах -незаконную любовь с женщиной; суна - мясоедение и джата-рупам - накапливание золота. Соприкосновение с золотом уменьшает ваше стремление развивать духовную веру".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 90


Мои дорогие друзья! Сегодня разговор пойдёт о том, что в той или иной степени волнует каждого человека нашего бренного мира. Помните, знаменитую песню ансамбля "ABBA": "Money, money, money..."?

Деньги!
Стремление к ним занимает умы многих людей. Для кого-то деньги олицетворяют наивысшую силу и счастье, и ради них люди готовы на всё, на любое самопожертвование. В погоне за ними зачастую человеческая жизнь "проходит стороной", превращается в бесконечные гонки, когда уже трудно найти время на то, чтобы даже насладиться теми благами, которые дают нам деньги, не говоря о чём более существенном и значимом для каждого живого существа. Фактически, понимая того или нет, таким образом люди поклоняются богине Кали. В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что олицетворение века Кали (эпохи раздоров и вражды) может благополучно процветать только там, где есть место таким порокам, как азартные игры, интоксикации, недозволенные половые отношения, убийство и поедание животных. Но основа всех этих пороков - деньги, золото, ибо на них всё это можно купить в эту эпоху.

Вы скажете, что это крайность, когда поиски и зарабатывание денег отнимают всё наше время, т.е. всю нашу жизнь. Да, бесспорно, крайность, но огромное число людей, тем не менее, живут именно так.

Есть и другая крайность, которая выражена в пренебрежительном, презрительном или даже ненавистном отношении к деньгам. Для таких людей "деньги" и "грязь" по сути одно и то же. И в их глазах люди, имеющие хорошие деньги, заведомо нечестны, непорядочны, жестокосердны и т.д. и т.п. Да, во многих случаях это так, но ведь и люди бедные в нынешнюю эпоху не могут похвастаться своими благочестивыми качествами. Ибо за их презрением к деньгам и ненавистью к тем, у кого они есть, зачастую стоит банальная зависть.

В конечном итоге, дело не в деньгах (их наличии и количестве), а в том, что вы будете делать в их отсутствии, и что вы будете делать с ними при их наличии. Вайшнавы убеждены, что в служении Богу, в служении Кришне - Прекрасной Реальности, может быть использовано ВСЁ.


Тема:Пятый принцип

        В "Шримад-Бхагаватам" (гл.17 первой книги) говорится о пяти пороках, характеризующих век Кали и соответственно о пяти так называемых регулирующих принципах, соблюдение которых способствует духовному развитию человека.

"Шримад-Бхагаватам советует нам отвергнуть пять вещей: дйутам азартные игры или дипломатию; панам - интоксикации, включая чай, кофе и бетель; стрийах -незаконную любовь с женщиной; суна - мясоедение и джата-рупам - накапливание золота. Соприкосновение с золотом уменьшает ваше стремление развивать духовную веру". ("Поиск Шри Кришны Прекрасной реальности", Шридхар Махарадж)

Убеждена, что многие читатели, прекрасно осведомлены о четырёх вышеназванных принципах. Тем более что из-за пресловутого четвёртого принципа, связанного с недозволенными отношениями и ограничениями в брачных отношениях, на головы бедных кришнаитов вылилось и постоянно выливается море претензий и обвинений. А ведь, как водится, дело не в самом принципе, а в его понимании. К сожалению, по ряду многих причин, у современных людей, включая и тех, кто пытается следовать бхакти-йоге, отсутствует сущностное восприятие того, что реально стоит за тем или иным принципом.

Мы привыкли смотреть на всё сугубо внешним образом, опираясь на собственный опыт. Скажем, вы видите, как мужчина обнял женщину. И те, кому исключительно знакомо вожделение, будут естественным образом проецировать его на эту сцену. Отсутствие любого иного опыта не позволит воспринять увиденное каким-то иным образом. Даже великие мудрецы с осуждением подумали о жене Господа Шивы, когда она прилюдно села ему на колени...

Но сегодня речь о другом. О деньгах, о золоте. Но и здесь стереотип мышления современного человека срабатывает шаблонным, привычным для него образом: "Деньги - это атрибут эпохи Кали. Деньги пахнут дурно. И уж там, где есть много денег, не может быть ничего подлинно духовного". А между тем Господь Кришна - обладает бесчисленными сокровищами, и Его волею преданные Ему души могут прикоснуться к этим трансцендентным сокровищам. Тогда что говорить о материальном золоте, являющемся жалкими камушками на фоне подлинных богатств?! Господь легко может даровать их своим верным и любящим слугам, если в том будет необходимость.

"В служение Кришне может быть вовлечено все, поэтому... почему Шрила Свами Махарадж рекомендовал своим ученикам следовать четырем ограничительным принципам и где он их взял? Я поясню. Они приведены в "Шримад-Бхагаватам". На самом деле, там перечислены не четыре, а пять принципов: дьютам, панам, стрийа, шуна и джата-рупам. Почему же Шрила Свами Махарадж не акцентирует внимания на последнем пункте, означающем золото?
Деньги - основная проблема обусловленных душ. За деньги они покупают все: вино и наркотики, безумства за карточным столом, запретную любовь и плоть убитых животных. Именно там Махарадж Парикшит позволил обитать воплощению века Кали.
В царстве Махараджа Парикшита не существовало азартных игр, одурманивания алкоголем и наркотическими веществами, недозволенных половых отношений и убоя скота, поэтому Кали всерьез опасался за свою жизнь. В страхе он взмолился царю: "Прошу тебя, позволь мне жить еще и там, где слышен звон золотых монет." Царь согласился: "Хорошо, пусть будет по-твоему. Отныне ты можешь обитать там, где есть золото - деньги". Поэтому места, где нашел прибежище Кали, соответствуют этим пяти порокам и принципов, ограничивающих наше соприкосновение с ними, следовательно, тоже пять.
Однако Шрила Свами Махарадж не выделил пятый принцип, деньги. Нужно понять почему, и я сейчас объясню вам".

("Эго, заслоняющее Кришну", лекция Говинды Махараджа)

Когда обычные люди соприкасаются с деньгами, особенно с большими деньгами, то они неизбежно сталкиваются и с большими соблазнами, греховными соблазнами, которые крепче всяких верёвок удерживают человека на материальном плане бытия. Вольно или невольно обычный человек направляет свои мысли на материальные объекты, с помощью которых он хочет наслаждаться жизнью, хочет стать счастливым. И это не способствует духовной жизни человека.

"Необычный" же человек, то есть тот, в ком присутствует духовная пробуждённость, тот, кто ищет Бога, наоборот, имеет прекрасный шанс использовать свои материальные богатства наилучшим образом, если ему выпадет удача обрести связь с чистым преданным Господа.

Чистый преданный Бога - это действительно та личность, которая способна использовать в служении Ему всё. Даже соприкасаясь с самыми греховными вещами, типа золота и денег, вайшнав своей собственной чистотой способен очистить всё, с чем соприкасается. И Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада был именно такой личностью. К тому же он прекрасно понимал реальную обстановку, понимал суть западного уклада жизни, прежде всего американского, где деньги играют важную роль.

Он хотел распространить на Западе подлинное сокровище - Сознание Кришны, распространить как можно шире, чтобы каждый смог узнать об учении Махапрабху о божественной любви и сделать свой выбор. И ради этого он готов был использовать всё.

"Шрила Свами Махарадж всегда говорил: "Пытайтесь служить Кришне любыми путями. И по мере своих сил старайтесь собрать сколько возможно денег и пустить их на служение Ему." Он знал сколько денег приходило на поддержание его Миссии, но он нейтрализовал весь грех, которым они были отягощены. Он не объяснял непосвященным, каким вместилищем греха были эти деньги, и сам очищал их от скверны. Он обладал силой такого очищения.
Он не говорил: "Не приносите денег". Его слова были прямо противоположными: "Проповедуйте и распространяйте книги. Нужны деньги, иначе мы не сможем продолжать проповедь и сбор пожертвований". Он был убежден в этом, и у него была сила очищать деньги от греха. Ведь он - шактйавеша-аватара".
(Говинда Махарадж)
"Если вы будете служить Повелителю йаджны, Кришне, всеми силами и всем сердцем, выполняя наказы истинного гуру или истинного вайшнава, материальные реакции не коснутся вас. Но если вы не посвятите себя такому служению, вам придется расплачиваться за последствия своих действий.
Шрила Свами Махарадж приехал на запад, чтобы дать сознание Кришны миру, окутанному смогом иллюзии, и он знал, что без денег это сделать невозможно. Они - основа всего механизма. Он рассуждал так: "Если я скажу своим ученикам: "Не имейте дела с деньгами - они обиталище пороков Кали!", это значительно осложнит распространение моей проповеди". Тогда на западе не мог проповедовать никто иной, и поэтому Шрила Свами Махарадж взял на себя всю ношу массовой проповеди".
(Говинда Махарадж)

Формалисты могут быть возмущены тем, что Шрила Бхактиведанта Прабхупада утаил от своих учеников пятый принцип и по своей "прихоти" ввёл четыре принципа. Но такова уж привилегия подлинных преданных Кришны, - ради наилучшего служения Ему они способны взять на себя определённую ответственность. Тем более что примером служил его духовный учитель - Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

"Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур хотел открыть центр в Лондоне. Согласно его проекту предполагалось построить общежитие, в котором могли жить как индийцы, так и иностранцы. В центре были предусмотрены помещения для раздачи еды и разъяснения основ сознания Кришны. Так Миссия могла привлечь определенную часть лондонских студентов. Шрила Прабхупада сказал, что если возникнет необходимость, можно снабжать обитателей общежития мясной пищей из ресторанов, которая им более привычна. Важно то, что они приходят и получают шанс узнать о нашей концепции. Он стоял на той точке зрения, что если из тысячи студентов, живущих в Миссии, десять останутся в сознании Кришны, ее деятельность можно считать успешной. Почему? Потому что редко кому посчастливится примкнуть к этой линии. Он решил попытаться таким образом привлечь молодежь, и ради этого был готов поступиться своим престижем".

И в заключении этой темы, мне хотелось бы остановиться ещё на одном моменте, который касается практикующих бхакти-йогу.

Есть такая точка зрения, что севой (служением) может быть только то, что никак не связано с деньгами. Другими словами, если вы что-то делаете для Гуру и его миссии, и при этом вам дают какие-то деньги, то ваша деятельность не может быть названа служением. Это совершенно бредовая идея, распространяемая поверхностными людьми. И вот почему.

Представьте себе, что преданная и любящая жена, которая с утра до ночи занята служением своему мужу и которая время от времени получает от него подарки или даже деньги, чтобы потратить их по своему усмотрению ( а зачастую это на своего любимого мужа или чтобы доставить ему радость), вдруг слышит обвинения в свой адрес. Ей говорят, что раз ты берёшь от мужа деньги, то ты - корыстная, а вовсе не любящая и преданная. Абсурд, не правда ли? Как можно по какой-то внешней детали (в данном случае - получение денег) судить о состоянии сердца человека?

Подобно этому, тот, кто реально принадлежит миссии, тот является членом любящей семьи, где в центре находится Духовный наставник - Гуру. И ничего удивительного нет, что в семье кто-то кому-то даёт деньги на какие-то нужды. Подобного рода внешние вещи не отражают умонастроения преданных, не отражают состояния их сердец, а именно это и является определяющим, когда мы пытаемся классифицировать какое-то действие, как "севу" (служение).

Сам человек, занятый какой-то постоянной деятельностью в Лахтинском центре или в вегетарианском ресторане или где-то ещё, имеет право думать о себе всё, что угодно. Он может не считать это севой. Но окружающие его преданные должны учиться смотреть вглубь, учиться различать кармическую деятельность от севы, неотъемлемым признаком которой является присутствие бхакти, пусть даже и в микроскопических размерах.

"Все зависит от настроения преданного. Кто-то может собирать пожертвования, кто-то убирать, кто-то готовить, но все зависит от индивидуального настроения, будет ли это кармой или бхакти. Если кто-то следует наставлениям своего Гуру в настроении самопредания, то это будет бхакти; в противном случае это будет благочестивой кармой. Если кто-то следует наставлениям Писаний и Гуру, он несомненно получит благо, но для бхакти этого недостаточно. Постоянно осознавать свои устремления чрезвычайно трудно, но это необходимо! Поэтому Шрила Гуру Махарадж всегда делал ударение на слове "сознание" - все живет в сознании.
Результат зависит от ментального состояния преданного Господа".
("Божественное руководство", Говинда Махарадж)

   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 21 ноября 2003 г.
Тема: " Западная и индийская культуры и мы".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Как вы знаете, деньги необходимы во всех жизненных ситуациях. Чтобы преодолеть все перипетии жизни нужно тратить деньги. Но даже деньги - это еще не все. Нет никакой гарантии, что если у меня будут деньги, то я смогу пойти туда. Это подтверждалось много раз в моей жизни. Молитесь Господу Джаганнатхе, чтобы Он пустил нас туда и благополучно вернул обратно, туда, где мы совершаем нашу святую севу".

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное