Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НАШ ИДЕАЛ - САМОЗАБВЕНИЕ


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Все идеалы... все они становятся тенью в большей или меньшей степени, когда есть Радхарани, в сердце которой живёт такая любовь к Кришне. Всё творение, включая множество шастр, пураны, риши, всё остальное. Рядом с её личностью всё бледнеет".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 80


Мои дорогие друзья!
Сегодня у нас самый замечательный праздник,
называемый РАДХАШТАМИ или

День явления ШРИМАТИ РАДХАРАНИ!
(3 сентября 2003 г.)

йасйах кадапи васананчала-кхеланоттха-
дханйатидханйа-паванена критартхамани
йогиндра-дургама-гатир мадхусудано 'пи
тасйах намо 'сту вришабханубхуводише 'пи

(Шри Прабоддхананда Сарасватипада)

Однажды легкий ветерок коснулся одежд Шримати Радхарани и полетел дальше к Кришне. Почувствовав дуновение ветерка, Кришна воликовал от счастья: "О какая удача, до Меня донесся ветерок, что коснулся одежд Радхарани!" Знатоки писаний, йоги-затворники, великие священнослужители пытаются любыми способами снискать милости Кришны, но Сам Кришна почитает за счастье быть обласканным ветерком, который пролетел мимо Шримати Радхарани и едва коснулся ее платья. Насколько она чиста, если Сам Бог чувствует Себя Счатливы при одной мысли о ней. Ее преданность и верность настолько непорочны, что Сам Верховный Господь Бхагаван Шри Кришна восклицает: "Мне не о чем больше мечтать, если на свете есть Шри Радхика, и иногда ветерок, коснувшийся ее стоп долетает до Меня".
Выше Шримати Радхарани нет и не может быть никого. Шри Джаядев Госвами пишет - дехи пада-палавам ударам - Кришна мечтает коснуться пыли стоп Шримати Радхахани. Обычным людям этого не понять. Только последователи Шри Чайтаньи Махапрабху, Его милостью, способны постичь тайну радха-дасйам, служения Шримати Радхарани. Стремление к Радха-дасйам - высшая цель вайшнавов школы Гаудия.
(из книги "Проповеди хранителя преданности", Шридхар Махарадж)

О Радхарани можно говорить бесконечно много и бесконечно по-разному. А знаете ли вы, что в каждом слове "Шримад-Бхагаватам" присутствует Радхика, и что в Ней - весь смысл этой великой вайшнавской книги? Об этом нам поведал Шридхар Махарадж в одном из своих стихов.

Год назад я представляла нашим читателям Радхарани, как высочайшего Гуру из всех существующих. Сегодня мы будем говорить о Ней, как олицетворении высочайшего идеала.

Вся слава Шримати Радхарани!


Тема: Наш идеал - самозабвение

Время от времени можно услышать такой вопрос: "А чем это ваша миссия отличается от других подобных, вайшнавских организаций?" И на только что прошедшем фестивале Шрипад Бхарати Махарадж дал ответ на этот вопрос. Он сказал, что когда люди имеют один и тот же идеал, то они естественным образом будут вместе. Но если они разделены каким-то образом, в том числе и рамками организаций, то это значит, что идеалы их различаются. Эти идеалы могут иметь существенные различия или, наоборот, едва видимые и малопонятные большинству, но так или иначе, они не являются тождественными. Каковы идеалы той или иной религии, духовной школы или организации - об этом лучше всего спрашивать основателей или действующих Духовных наставников.

Как вы понимаете, я вам не скажу за всю Одессу... Но поведать о том, верность какому идеалу однажды вынудила Шрилу Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа создать свою собственную миссию - Шри Чайтанья Сарасват Матх, об этом я могу вам сказать. Этой путеводной звездой, идеалом, восходящим к Рупе Госвами, является самозабвение.

Но прежде чем продолжить дальше, давайте уточним само слово "идеал". Итак, из толкового словаря мы узнаём:

ИДЕАЛ - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.

ЦЕЛЬ - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

СТРЕМЛЕНИЕ - настойчивое желание чего-н. добиться, что-н. осуществить.

Многие весьма возвышенные вайшнавы говорят о самопредании. И с нашего уровня всё это видится таким возвышенным и прекрасным, что, кажется, разве можно желать чего-то ещё? Но наш Гуру Махарадж отвергает самопредание, отвергает во имя самозабвения. Таков его идеал.

Теперь попробуем разобраться в его сути, то есть попробуем понять, а что собственно стоит за этими словами: "самопредание" и "самозабвение", и в чём разница между ними.

"Самопредание это основа нашей величайшей удачи. Если мы повстречаем что-то действительно прекрасное и ценное, то нам не остается ничего, кроме как посвятить себя этому. Уровень нашего самопредания покажет то, насколько мы ценим эту высочайшую истину. Поэтому мы можем измерить качество истины, с которой мы соприкоснулись, лишь силой своего самопредания".
"Самопредание это не поверхностная сделка. Самопредание означает не просто пожертвовать всем, чем обладаешь, а понять, что само чувство обладания ложно. Я не повелитель чего бы то ни было. Я не принадлежу даже себе. Самопредание означает отдать всё гуру и избавиться от нечестивого общения с множеством обладателей, чтобы они не беспокоили нас постоянным внушением: "Ты мой господин", и таким образом не вводили нас в заблуждение".

Обе вышеприведённые цитаты взяты из книги "Поиск Шри Кришны Прекрасной Реальности". Они показывают нам, что самопредание - это процесс. Более того, это бесконечный процесс. Однако, это не значит, что в нём нельзя выделить какие-то ступени, какие-то уровни. И эти ступени и есть то, что вайшнавы называют "эволюцией сознания".

Эволюция - это переход от низшего к высшему. Он происходит согласно определённой шкале. Наша шкала - самопожертвование. И с этой точки зрения в теле человека может находиться более низкое по сознанию живое существо, чем, например, в теле животного или растения. Вспомните, травинку во Вриндаване и мечту преданного Уддхавы быть хотя бы этой травинкой! И за этим желанием быть травинкой во Вриндаване стоит отнюдь не желание наслаждаться обществом Кришны! Нет. За этой мольбой преданного скрывается страстное желание эволюционировать в своём сознании, что означает по сути продвигаться всё выше и выше по шкале самопожертвования.

Из священных Писаний мы знаем о царицах Вриндавана, которые любовно служат Господу Кришне, ничего не желая, а просто исполняя свой естественный долг. Это необычайно высокий уровень самопредания.

Но мы также знаем о ещё более высоком уровне, который демонстририруют гопи, когда служение происходит уже не из долга, а потому что они иначе просто не могут. И здесь сознание переплавляется и эволюция заканчивается. Потому что главным элементом сознания является свобода волеизъявления. Но здесь её уже больше нет.

И именно здесь становится возможен такой уровень, который мы называем самозабвением. Душа перестаёт ощущать себя отдельной частицей. Она становится анандой, блаженством, и для неё существует только Господь и служение Ему. И как отдельная искорка она существует только в сознании Кришны, в сознании Всевышнего Господа, но не в своём собственном, которое по сути перестаёт существовать.

И прекрасная Радхика является полным и совершенным олицетворением идеала самозабвения.

"Первая среди гопи - Радхарани. Ее жертвенность и преданность Кришне не ведают границ. Она не допускает к Себе никого, кроме Кришны. Она - махабхава-сварупини. В Ней воплощено все, что мы понимаем под жертвенностью, вечный эталон преданности и бескорыстия. Ни в ком нет столько самопожертвования и верности. Преданность, о которой говорится в священных писаниях, меркнет перед преданностью Шримати Радхарани". (Шридхар Махарадж)

Таков наш идеал: самозабвение. Прекрасный и почти недостижимый.

"Так это же безумие!" - скажет кто-то. Да, пожалуй. Но оно так прекрасно, так сладостно, оно преисполнено божественной любви немыслимой силы и очарования. Во всяком случае, так говорят вайшнавы: Гурудев, Шридхара Махарадж, Рупа Госвами и это можно увидеть на примере последних лет жизни Шри Кришны Чайтанья Махапрабху.

Много ли найдётся в нашем мире тех, кого привлекает такой идеал? Заметьте, я не говорю даже о возможности следования, я всего лишь говорю о привлекательности такого идеала в наших глазах. Крайне мало тех, кто даже на словах согласится принять в своё сердце такой идеал. Ведь очень многие боятся "потерять" своё индивидуальное сознание или точнее просто ощущение этого. И одна из причин - сложность отказаться от материальной концепции "моё-твоё", наше-ваше" и т.п.

Очень многие люди воображают, что Сознание Кришны, которого они хотят достигнуть, это нечто, что однажды должно прийти и поселиться в их индивидуальном сознании, но если и не прийти, то "прорасти" в "их" сердце. Но, увы. Это ложное представление. Сознание Кришны невозможно не только купить или получить по наследству, но его нельзя ни достигнуть, ни взрастить, потому что оно - Сознание Кришны не объект, который рано или поздно вы можете заполучить. Всё с точностью до наоборот.

Кришна - субъект, а мы, маленькие дживы, - объекты. И это сейчас мы потеряны для вечного мира, чтобы там ни находилось в нашем индивидуальном сознании. Мы потеряны, потому что нас нет в сознании Господа Кришны. Но мы может войти туда и занять там своё скромное место только через сердце вайшнава, который всегда пребывает там. И это есть то, что по-настоящему должно нас заботить: как посредством искреннего любовного служения Гуру и вайшнавам, обрести место в их сердцах!

Сегодня носителем этого высочайшего идеала является Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж. В его пранама-мантре, которую написал для него духовный Учитель - Шридхар Махарадж, он, наш Гуру Махарадж, называет своего ученика "шри-рупа-пантхАнугам". И это означает того, кто строго следует пути Шрилы Рупы Госвами.


ИЗ ЖИЗНИ МИССИИ

Паломничество к Радха-Кунде

Не знаю, мои дорогие друзья, какие мысли и чувства вызывают у вас звёзды, мерцающие в полумраке ночи, но когда я смотрю на них, то испытываю смешанное чувство восхищения и недосягаемости этой, манящей к себе, красоты. И я полагаю, что подобные чувства могут дать какую-то слабую аналогию в отношении того, что может испытывать сердце, когда оно соприкасается с такой прекрасной и необыкновенно возвышенной реальностью, как Радха-кунда.

"Один человек сказал, что Сати, Савитрия, Сита, Рамаянти и столь многие другие... Драупади, - высшие идеалы женщины, сияют подобно звёздам в истории пуран и ведической культуры здесь, на протяжении веков. Они сияют лучезарным светом. Но когда Радхарани появляется, все они бледнеют перед ней. Все идеалы... все они становятся тенью в большей или меньшей степени, когда есть Радхарани, в сердце которой живёт такая любовь к Кришне. Всё творение, включая множество шастр, пураны, риши, всё остальное. Рядом с её личностью всё бледнеет".
("Мгновения Прекрасной Реальности", ч.1, Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж)

Вайшнавы поклоняются не только самой Радхарани, но и всем и всему, что связано с Ней. И самым поклоняемым местом является Радха-кунда, которая находится у стоп Говардхана.

Так уж случилось, что сразу после Гаура-пурнимы Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж решил отправиться на Говардхан, чтобы своим личным присутствием вдохновить дальнейшее строительство и благоустройство храма (Анугирирадж Мандира) в Шрила Шридхар Свами Сева Ашраме. И он захотел, чтобы группа русских преданных во главе с Авадхут Махараджем последовала за ним. О таком счастье мы и не смели мечтать, так как к концу Гаура-пурнимы самочувствие Гурудева ухудшилось, и было непонятно, сколько дней понадобится ему на восстановление сил и здоровья. А наши деньки пребывания на святой земле (для многих русских преданных!) неумолимо близились к концу. Поэтому мы сначала просили лишь о том, чтобы Гурудев отправил нас туда вместе с Парамахамсой Махараджем, ибо небезопасно ступать на ту землю оскорбителям. В обществе же вайшнава можно было чувствовать себя под надёжной защитой.

Но Милостью Кришны на Говардхан прибыло множество вайшнавов во главе с Гурудевом. И это было чудесно!
Однако, как и предполагалось ранее, неизменным проводником в наших путешествиях по Говардхану стал Шрипад Бхакти Амал Парамахамса Махарадж. За эти несколько дней не менее трёх раз мы оказывались у берегов Радха-кунды. И благодаря присутствию вайшнавов удалось избежать множества, неизбежных для западных "дикарей", ошибок. Парамахамса Махарадж подсказывал и показывал, где и как следует правильно себя вести. Так например, по многим святым местам можно ходить только босиком, без обуви, что совсем непросто для европейца-горожанина.

В первое посещение Радха-кунды с нами также были Авадхут Махарадж (Россия) и Акинчан Махарадж (ЮАР).
Парочка сердобольных преданных прихватила с собой небольшие бутыльки для водички, чтобы набрать её из кунды для оставшихся в России родственников. Но Авадхут Махарадж спокойно и доходчиво объяснил, что такой "метод поклонения" святыням, как набрать святой водички или принять омовение в святом источнике, не является приемлемым у вайшнавов, и наш Гуру Махарадж не только не одобряет подобного, но и считает это большим оскорблением. Как можно "употреблять" то, что является святыней твоего сердца?!

"Шрила Сарасвати Тхакур давал своим последователям наставления о постройке одного здания у холма Говардхан. Он говорил: "Мы слуги Гурудева и, возможно, ради нашего служения нам придется приходить на Радха-кунду, но мы не будем там жить. Мы будем возвращаться на Говардхан". И добавил: "Мы можем вступить в высший мир только в духе служения". Потому что, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, сам этот мир состоит из вещества, природа которого выше, чем наша душа. Как же мы можем ступать по земле того мира, если то, что у вас под ногами, является объектом поклонения? В связи с этим Шрила Шридхар Махарадж приводил такой пример: иногда, чтобы служить Божествам, преданный может ступить на алтарь". (19.01.2001, лекция Шрипада Б.С. Госвами Махараджа)

И памятуя о наставлениях Духовных Учителей мы каждый раз, когда приближались к Радха-кунде, снимали обувь, низко кланялись и на некоторое время присаживались, чтобы послушать из уст Парамахамсы Махараджа те или иные истории, связанные с этим местом. Потом Махарадж осторожно спускался к воде, набирал её в свои ладони и подойдя к преданным, разбрызгивал эту воду так, чтобы хотя бы одна капля попала на голову каждого. После этого мы снова кланялись и уходили.

То, что является допустимым на одном уровне сознания, на другом - может быть совершенно неприемлемым. Потому и существует так много правил и предписаний, на первый взгляд сильно противоречащих друг другу. Но они всего лишь относятся к разным уровням сознания. И их цель - дать человеку кратчайший путь к тому, чтобы духовно развиваться и получить возможность перейти на более высокий уровень. И если для какого-то уровня сознания - принять омовение в Радха-кунде - может действительно даровать какое-то благо, то для тех, чей идеал воплощён в Радхарани, кто жаждет когда-либо быть милостиво допущенным в круг Её слуг, для такого человека - выпить глоток из Радха-кунды или опустить туда свои стопы - просто немыслимые вещи... Но на каком-то ещё, в общем-то, малодоступном и очень высоком для нас уровне сознания, может опять оказаться вполне реальным войти в эти священные воды Радха-кунды... Да уж, духовная жизнь, это не элементарная логика...

И вот что пишет Говинда Махарадж в книге "Божественное руководство" о гопи - вечных обитателях трансцендентного мира Голоки:

"Гопи также живут у Говардхана. Там живут сакхи и манджари, и выполняя свое служение Радха-Кришне они каждый день приходят на Радха-кунду. Затем в конце дня они возвращаются к Говардхану, чтобы провести там ночь до трех часов утра. Лишь несколько из них остается на ночь у Радха-кунды. В четыре часа утра они вновь начинают свои севу Радха-кунде, и проводят там весь день. Когда же Радха и Кришна уходят спать, они вновь возвращаются на Говардхан. В это время некоторые из них, такие как Рупа-манджари, остаются служить Радха-Кришне, массируя Их лотосные стопы и угощая их прекрасными подношениями.
Ночью Они поглощены Своей лилой, а манджари помогают Им, но сакхи не могут войти туда. Лишь манджари могут находиться там в это время. Иногда Кришна ощущает усталость и ему очень необходим стакан воды, но никто не может приблизиться к Нему в это время, никто кроме манджари. Эта тема очень сокровенна, и нам не приличествует обсуждать ее; однако так происходит".


Необычно и актуально для всех, кто в поиске... Подпишитесь, и будьте счастливы:

Рассылка: Мастерская Творчества - Литература для души

       


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 8 сентября 2003 г.
Тема: "Благоприятное общение".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Пусть сейчас мы стоим на низкой ступени, но если мы ясно видим перед собой идеал, это поможет нам по-настоящему улучшить свою жизнь. Тот, кто обрёл истинный идеал - настоящий "капиталист". У него есть все средства занять лучшее положение".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное