Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о психических проблемах и заболеваниях


Информационный Канал Subscribe.Ru


Нарушения семейного взаимодействия
Гиперопека

Однажды ко мне за консультацией обратилась женщина лет 35. Она выглядела немного замотанной и усталой, и была не на шутку озабочена поведением своего младшего сына Вани. Старший (14 лет), по ее словам, был "нормальным самостоятельным ребенком, сам делал уроки и ходил на секции". Младшего сына (11 лет) ничем невозможно было заинтересовать. Уроки он делал еле-еле, только под строжайшим контролем с ее стороны, в школе ленился, ни на одну секцию не проходил больше двух раз. "У меня такое ощущение, - сказала она, - что у него напрочь отсутствует любознательность и желание чему-то научиться. Все из-под палки".
Школа, в которой учился ребенок, была не из простых. Учеников перегружали на уроках и домашними заданиями, и я подумала, не слишком ли велика нагрузка для ее сына? Может быть, причина его вялости лежит в постоянном утомлении? Я попросила маму рассказать поподробнее о том, как проходит обычный учебный день ее сына.

Утром, - начала она, - мы идем в школу.
Кто мы? Вы провожаете сына до школы?
Нет, ему совсем близко, он идет сам. Ну, сидит на уроках, потом мы идем домой.
Кто мы? Значит, Вы его встречаете?
Нет, он идет сам, я в это время еще на работе. Приходим домой, потом мы кушаем и садимся за уроки.
Кто мы? Вы делаете уроки вместе?
Да нет же, я на работе. Уроки мы можем делать весь остаток дня...
Кто МЫ?
Как кто? Он, Ваня... Господи, неужели я его так под себя подмяла?!!


Гиперопека может формироваться под влиянием реальных проблем ребенка или установок родителей. Если ребенок в детстве много болел, был слабым, плохо ел, ему требовалось больше внимания и заботы, чем другим детям. Уделяя все свое время ребенку, вкладывая в него все свои силы, родители часто не замечают, что он уже вырос, перестал болеть, стал крепче и может позаботиться о себе сам.
Иногда родители излишне тревожатся за ребенка без веских причин. Такое бывает, если что-то случилось с первым ребенком, с поздними детьми или просто у тревожных или властных родителей, стремящихся взять все под свой контроль. Когда детей слишком опекают, они растут изнеженными, несамостоятельными, вялми, безынициативными, чем порой серьёзно расстраивают своих энергичных родственников.
Коррекцию необходимо начинать с осознания родителем дефектности стиля воспитания, признания своих ошибок и желания их исправить. "Отлучение от груди" должно проходить постепенно, ребенку потихоньку нужно передавать в его собственные руки все больше жизненных сфер, которые раньше находились под родительским контролем. Нужно быть готовым к тому, что ребенок может совершать много ошибок или выражать нежелание проявлять активность. Главное - выработать единую линию и придерживать ее всей семьей.

Через два месяца после консультации Ванина мама позвонила мне по телефону. "Спасибо Вам. Он уже способен пожарить яичницу и сам делает уроки. Вчера попросился на футбол, играть с ребятами. Теперь я за него спокойна. У меня как камень с плеч..."


Ведущая рассылки - Алиса Шабанова, психолог, гештальт-терапевт.

Если Вы хотите узнать о каком-либо психическом заболевании, Вы можете оставить заявку, и оно будет описано в одном из ближайших выпусков рассылки.

О других психических заболеваниях Вы можете почитать на сайте Психология в Интернет


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное