Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 28.05.2020


Вопросы и ответы

Меры экономической поддержки бизнеса в субъектах РФ – справка в КонсультантПлюс

В КонсультантПлюс включен новый справочный материал "Коронавирус (COVID-19). Меры экономической поддержки бизнеса в субъектах Российской Федерации".
В справке аккумулированы меры поддержки организаций и ИП по регионам России. Такие меры сегодня предусмотрены более чем в 80 регионах.
В материале найдете критерии, кто может претендовать на льготы, ссылки на документы и другую важную информацию.

 

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 29.05.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме через российскую организацию - посредника.

Ответ:

Пунктом 10 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налоговыми агентами признаются российские организации, расположенные на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. При этом такие налоговые агенты производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 161 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 174.2 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Таким образом, российская организация - посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, выставляет счета-фактуры в порядке, предусмотренном статьей 168 Кодекса. Данные счета-фактуры являются основанием для принятия к вычету налога на добавленную стоимость покупателем услуг в электронной форме в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.04.2020 N 03-07-08/27428

Вопрос:

Об НДС при оказании услуг по перевозке пассажиров вертолетами с целью доставки персонала в регионах присутствия нефтедобывающих предприятий.

Ответ:

На основании подпункта 4.3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по оказанию услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки в случае их наличия расположены вне территории Московской области и территории города федерального значения Москвы, облагаются налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке в размере 0 процентов.

Пунктом 6.4 статьи 165 Кодекса предусмотрено, что при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 4.3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется реестр перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки, с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления, пунктов назначения, а также всех промежуточных пунктов маршрута перевозки в случае их наличия, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа.

Согласно пункту 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс) договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. При этом пунктом 1 статьи 105 Воздушного кодекса к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.

Таким образом, в случае оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа без оформления вышеуказанных перевозочных документов оснований для применения нулевой ставки НДС в отношении таких услуг не имеется и, соответственно, эти услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 20 процентов.

В свою очередь, согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, на основании счетов-фактур и после принятия на учет товаров (работ, услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.04.2020 N 03-07-08/27484

Вопрос:

О применении ККТ при передаче денежных средств агентом принципалу.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности п о хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, в случае, указанном в вопросе, при передаче денежных средств агентом принципалу применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ 06.04.2020 N 03-01-15/27090

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль суммы безнадежной задолженности, относящейся к прошлым налоговым (отчетным) периодам и обнаруженной в текущем периоде.

Ответ:

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Для целей налогообложения прибыли основания отнесения задолженности перед налогоплательщиком к безнадежной определены в пункте 2 статьи 266 НК РФ. Каждое указанное в данном пункте основание носит самостоятельный характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Из указанного следует, что в случае обнаружения в текущем налоговом (отчетном) периоде документов, подтверждающих основания отнесения задолженности в соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ к безнадежной, налогоплательщик вправе учесть суммы безнадежной задолженности, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, при определении прибыли текущего налогового (отчетного) периода, но только если допущенные ошибки (искажения) ранее привели к излишней уплате налога.

Таким образом, организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога на прибыль организаций в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль.

Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, производится перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.04.2020 N 03-03-06/2/27064

Вопрос:

О формировании банком резерва на возможные потери по ссудам в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам) (далее - резервы на возможные потери по ссудам) в порядке, предусмотренном статьей 292 НК РФ.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ.

Указанный порядок установлен в Положении Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение 590-П).

Таким образом, при расчете сумм отчислений в резервы на возможные потери по ссудам для целей налогообложения прибыли используется порядок, установленный Банком России в Положении N 590-П. Сформированные в вышеуказанном порядке суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.04.2020 N 03-03-06/2/26991

Вопрос:

Об учете доходов принципалом, применяющим УСН с объектом "доходы", в рамках агентского договора.

Ответ:

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

При этом согласно пункту 2 статьи 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Также следует иметь в виду, что согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Статьей 251 Кодекса не предусмотрено уменьшение доходов принципалов на сумму вознаграждений и дополнительных расходов, связанных с реализацией товара, уплачиваемых ими агентам.

В связи с этим доходы принципала, применяющего УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не уменьшаются на сумму агентского вознаграждения и сумму дополнительных расходов, связанных с реализацией товара, удерживаемого агентом из выручки от реализации, поступающей ему от покупателей товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Учитывая изложенное, датой получения доходов, полученных в рамках агентского договора, у принципала, применяющего УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу принципала.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.04.2020 N 03-11-11/26872

Вопрос:

О применении ККТ и формировании кассового чека при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающем возможность непосредственного взаимодействия с покупателем (клиентом).

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В этой связи при получении денежных средств в безналичном порядке за товары, работы, услуги положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию обязанность применять контрольно-кассовую технику.

В соответствии с положениями пунктов 5.3 и 5.4 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 данной статьи, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Таким образом, при осуществлении указанных расчетов кассовый чек формируется не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.04.2020 N 03-01-15/26457

Вопрос:

Об учете потребительским кооперативом доходов в виде паевых взносов в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно положениям статей 50 и 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительский кооператив является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, определены в Законе Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

В соответствии с положениями указанного закона потребительское общество создается на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

На основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно, в частности, от организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному данным пунктом. При этом на налогоплательщиков - получателей таких целевых поступлений возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов).

Следовательно, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций потребительский кооператив вправе не учитывать доходы в виде паевых взносов при выполнении условий, определенных пунктом 2 статьи 251 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.04.2020 N 03-03-07/27342

Вопрос:

Об амортизации имущества, приобретенного (созданного) АО за счет бюджетных инвестиций, и об учете полученных бюджетных инвестиций в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется.

Для целей налогообложения прибыли организаций исчерпывающий перечень средств целевого финансирования установлен в подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации.

Положения указанного подпункта распространяются и на случаи получения организацией бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, согласно положениям которой предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если бюджетные инвестиции предоставлены юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и при этом соблюдены все требования, установленные статьей 80 БК РФ, в том числе по увеличению уставных капиталов таких юридических лиц, то полученная сумма такой субсидии не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

При этом в отношении имущества, приобретенного или созданного акционерным обществом за счет денежных средств, являющихся взносом в уставный капитал, и признанного согласно статье 256 НК РФ амортизируемым, амортизация для целей налогообложения прибыли начисляется в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 03.04.2020 N 03-03-07/26541, от 03.04.2020 N 03-03-06/1/26542

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с участием в тендерных торгах, которые проиграны.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Тендерные торги могут предусматривать в качестве необходимых условий участия в них обязанность представления участником конкурсного предложения, сбор за участие в конкурсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии, выполнение иных требований тендера.

Соответственно, в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать возможность участия организации в торгах в рамках своей основной деятельности, а также характер расходов, возможность их возвратности или возмещения при различных исходах тендерных торгов.

Учитывая вышеизложенное, расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов в случае, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов, и не возвращаются им при проигрыше (в частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии). Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.04.2020 N 03-03-06/1/27033

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2020 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное