Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Армения

  Все выпуски  

Армения #43


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Здравствуйте.

Продолжим наш рассказ об Армении V в. по материалам книги "Армянская эпопея V века", вышедшей к 1700-летию принятия христианства в Армении в качестве государственной религии и 1550-летию Аварайрской битвы. В предыдущем выпуске мы рассказали о царской власти в Армении. На этот раз речь пойдет о войске, хозяйстве и финансах и правосудии.

------------------------
Войско

Охрана границ является одной из важнейших функций государства, в этом смысле Армения никак не составляла исключения. По всей видимости, оборону страны призваны были обеспечить бдешхи, правители четырех особо важных пограничных округов. Именно они, в первую очередь, должны были уберечь страну от внешней опасности. По рангу они были выше всех остальных князей. Автор V в. Агафангел повествует: когда царь Трдат IV узнал о том, что император Константин принял крещение, он отправился к нему в сопровождении четырех бдешхов. Факт подобного путешествия вызывает сомнения, но место бдешхов на иерархической лестнице отмечено верно.

В течение IV в. эти округи отпали от государства, последним был Гугарк, вышедший из состава Великой Армении между 363 и 387 гг. и присоединенный к Иверии. Тем не менее связь Гугарка с Арменией не прервалась. Гугарк сыграл свою роль в движениях как 450-451, так и 482-484 гг.

Если двигаться сверху вниз, то следующую ступень в управлении страной представляли нахарары. Поначалу это были правители на местах, но с течением времени они стали владельцами этих земель и тем самым приобрели широкие права по отношению к населению. Наряду с термином нахарар употреблялись и другие выражения. Полного равенства в статусе нахараров не было, нахарары подразделялись на старших (аваг) и младших (кртсер).

У каждого нахарара была своя дружина. Сохранился интереснейший документ, так называемая "Воинская грамота" (зоранамак), где перечислены 86 нахарарских фамилий и названо количество воинов, подчиненных каждой из них. Выясняется, что Великая Армения была разделена на четыре "двери": Западную, Восточную, Северную и Южную. Согласно грамоте, князю Сюника подчинялись 19400 воинов, а под началом у рода Кадмеаци было 13200 воинов. Под началом у бдешха Гугарка было 4500 воинов, бдешх Алдзника и глава рода Ынцайин командовали дружинами соответственно в 4500 и 4000 воинов, контингент дружины области Ангел Тун насчитывал 3400 воинов, а нахарарские роды Каспеци и Бзнуни выставляли по 3000 человек. Большинство дружин насчитывали по 1000, 600, 500, 300, 200, 100 и 50 человек. В документе имеются неточности*, анахронизмы, некоторые его данные относятся к более позднему времени, не говоря уж об описках переписчиков. Тем не менее признано, что в целом он соответствует действительности. Совершенно очевидно, что количество воинов, подчиненных нахарару, фиксировалось, им, соответственно, и выдавалось жалование.

Верховный главнокомандующий вооруженных сил Армении носил титул спарапета, зоравара, реже стратилата. В государственном устройстве его должность была одной из важнейших, возможно, самой главной. Спарапетами, как правило, становились Мамиконеаны. В IV-начале V вв. известны верховные военачальники Артавазд, его сын Вачэ, сын Вачэ Артавазд, сын Артавазда Васак, его сын Мушел, далее сын Арташэса Мануэл, сыновья Мануэла Артавазд и Хамазасп - восемь представителей одной фамилии. В V в. героями восстаний оказались Вардан и его племянник Вахан, оба спарапеты, оба из того же нахарарского рода.

Хозяйство, финансы

Экономическую жизнь в стране направлял хазарапет ["тысячник"]. Границы его компетенции не вполне ясны, тем не менее, даже отрывочные данные источников свидетельствуют о том, что именно он был призван обеспечивать исправное поступление налогов. Налоги составляли основу экономики, что и определяло значимость подвластного хазарапету ведомства. Обложенные податями крестьяне подчинялись непосредственно хазарапету. Рассказывая о нахарарской фамилии Гнуни, глава которой возглавлял это ведомство, историк Павстос Бузанд определяет этот род как шинаканашэн, т.е. взявший на себя заботу о благосостоянии шинаканов (сельских жителей). Ведомство хазарапета было одним из важнейших: Елишэ [автор "Слова о войне Армянской" (V в.). О нем и его произведении упоминалось в прош лом номере рассылки] утверждает, что в глазах мирян хазарапет был их отцом-наставником. При царе Тиране (ок. 338-350) это ведомство было вверено князю Андзита Валаршаку, а при Аршаке II (ок. 350-368) оно перешло к Гнуни. В юные годы создателя армянской письменности Маштоца (361-439 или 440) хазарапетом был Араван, а в конце 440-х гг. персы лишили этой должности Вахана Аматуни, который очень скоро стал одним из наиболее активных участников движения 450-451 гг.

Подобное ведомство было и в Иране, но там хазарапет обладал более широкими полномочиями, как администратор он был, по-видимому, следующим после царя лицом.

Правосудие

["Отец армянской истории"] Мовсэс Хоренаци отмечает, что царь Валаршак "назначает судей при царском доме, судей в городах и аванах" [аван - деревня или поселение городского типа]. В церковных канонах, которые были утверждены в городе Шахапиване в середине 40-х гг. V в., упомянут судья, принадлежавший к благородному сословию азатов [термин "азат" определял знать в широком смысле слова, одновременно он мог относиться к ее низшей прослойке, выходцы из которой составляли конное войско], также и старшие судьи. В качестве назначаемых судей именно они должны были отправлять правосудие. Вместе с тем, судейские обязанности падали и на нахараров, и на самого царя. <...>При царе было [также] два "напоминателя", из коих один должен был в письменном виде подсказывать ему добрые решения, другой осуждающие...

Судейские функции исполняли, конечно, и духовные лица. В языческую эпоху это были жрецы, а с приходом христианства они уступили место служителям церкви - епископам, а также клирикам более низкого ранга. В особых случаях вердикт выносил сам католикос [верховный глава армянской церкви]. Но наиболее активным лицом был все же епископ, который осуществлял судопроизводство в собственной епархии. Таким был, например, в IV в. епископ Даниэл, которому было вверено "великое правосудие" в Тароне.

Наряду с церковным судом решение могли выносить также и представители сельской общины, опираясь при этом на обычное право, не закрепленное письменным образом, но признанное давней традицией.

Таким представляется нам государственное устройство Армении при Аршакидах.

Примечания:

* В частности, высказано мнение, что цифры, обозначающие количество воинов под началом у Сюнийских князей и у Кадмеаци, искажены, должно быть соответственно 9400 и 3200.

К.Н. Юзбашян
---------------------

Продолжение следует.

На этой страничке вы можете прочитать гимн Армении.

Всего наилучшего,
Ваш,

Ведущий рассылки Ара Акопян
hakopian@mtu-net.ru; hakopian@freenet.am

Армянский интернет-журнал "Аздарар"
http://www.armenia.ru/azdarar

Архив рассылки - http://subscribe.ru/archive/culture.armenia



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное